Из чего состоит кожа человека для детей

Обновлено: 27.03.2024

Автор: Рогачева Людмила Александровна

Организация: МКДОУ Бутурлиновский детский сад общ. вида №1

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бутурлиновка

Цель: развивать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека.

Задачи: дать детям представление о том, что кожа – естественный покров тела человека, она постоянно растет и обновляется, а также выполняет много разных функций;

формировать адекватные представления об организме человека;

создать целостное представление о своем теле;

развивать связную речь;

воспитывать бережное отношение к своей коже, соблюдать чистоплотность;

воспитывать желание быть здоровым и знать, что здоровье надо укреплять

- А какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям радость? \ Доктор Любовь\.

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет общаться с окружающими.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

- Что еще помогает сохранить хорошее настроение? \ Добрые слова \.

Упражнение «Азбука волшебных слов».

- Давайте улыбнемся друг другу и скажем добрые слова, ведь каждое доброе слово несет энергию, силу, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем тому, в адрес кого эти слова сказаны.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите \ дети работают в парах \. Какие слова вы сказали друг другу?

Посмотрите, перед вами несколько картинок. \ Рисунки улыбающихся, занимающихся творческим трудом, спортом и т.д. людей – жителей страны Здоровье и грустных, злых, ленивых – жителей страны Нездоровье \. Ваша задача: выбрать среди них изображения жителей страны Здоровье и жителей страны Нездоровье. Объясните свой выбор. По каким признакам вы можно узнать жителей одной страны и другой? Какие краски использовал художник? Какое настроение пытался передать художник, используя эти краски?

У нас с вами после сказанных добрых слов замечательное настроение и мы с этим хорошим настроением продолжаем путь в волшебную страну. А о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

- В этой одежде я родился,

В этой одежде и в ванной помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется… \ Слайд 1из презентации «Правила здоровой кожи» \

-Кожа, которая покрывает все тело человека, и есть наша естественная, данная природой одежда.

Вы замечали, что ваше платье или брюки стали вам малы, износились? \ Слайд 2\ Когда одежда приходит в негодность, ее выбрасывают. А вы видели, чтобы человек выбрасывал свою кожу? Это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама «ремонтируется», т.е. заживляет маленькие ранки и ссадины. Но если рана глубокая, то на помощь приходит доктор и зашивает нашу рану почти так же, как мама зашивает порванную рубашку. \Слайд 3\

Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко, мы покрываемся потом. Он постоянно испаряется и уносит лишнее тепло, что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в «кипящий чайник».

Когда нам холодно, мы дрожим и покрываемся «гусиной кожей», т.е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку. \ Слайд 4\

В коже имеются кровеносные сосуды, которые снабжают ее питанием, и нервные окончания, обеспечивающие ей высокую чувствительность. Это позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира. Трогая предмет, мы узнаем, какой он: гладкий или шершавый, теплый или холодный, легкий или тяжелый. \Слайд5\.

-Кожа нам о многом может рассказать. Проведем с вами опыт.

Игра «Волшебный мешочек». \В мешочке мячик, вата, губка, чашка, киндер. Дети опускают руку в мешок и, не глядя, достают по одному предмету \.

-Что рассказали тебе твои пальчики? Ты можешь определить форму, твердость предмета? Какой он? По форме? Размеру? Твердый или мягкий? Теплый или холодный? Не забывайте отвечать на вопрос полным предложением. А теперь покажи всем этот предмет. Правильно описал и назвал предмет?

-Итак, кожа может рассказать о форме, твердости предмета. Что еще мы можем узнать с ее помощью? \ Воспитатель приглашает следующего ребенка, завязывает ему глаза шарфиком, и последовательно прикладывает к его руке стакан с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь банками к ладони, щеке, шее и т.д. \Что ты чувствуешь?

- Я приготовила для вас еще один интересный опыт. Как вы думаете, что это? \ тюбик крема для рук \.

Подставьте ладошки. \ Каждому на ладошку выдавливаю немного крема \.

Вотрите его легкими движениями. Что произошло с кремом? Куда же он исчез? А теперь я предлагаю рассмотреть кожу на руке с помощью лупы. Что вы видите? \ Морщинки, волоски, маленькие дырочки \.

Догадались, куда исчез крем? \В маленькие дырочки в коже \.

Они называются поры. А хотите узнать, в чем волшебная сила кожи? Возьмите пипетку и капните несколько капель воды себе на пальчик. Что случилось с водой? Она впиталась в кожу? Нет, она стекла с пальцев. Мы убедились, что кожа не пропускает воду, она как хороший непромокаемый плащ.

Игра «Чувствуем ножками».

Встаем и подходим к «Дорожкам здоровья». Проходим по ним с закрытыми глазами \ воспитатель помогает каждому ребенку \.

Что вы почувствовали ногами?

Итак, кожа чувствует и передает нам сигнал, что происходит с нашим телом: жарко или холодно, мягко или жестко и т.д.

-Как вы думаете, все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. \ Воспитатель показывает, как сложить ладони тыльной стороной друг к другу. Между ладонями кладет какой – либо предмет и предлагает определить, что это. \ Дети затрудняются с ответом \. Затем проверяют свойства кожи на разных участках тела с завязанными глазами. \ Можете определить, что это за предмет? А теперь, не развязывая глаз, потрогайте этот предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? Что же это значит?

-Значит на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.

Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования \ резинки для волос или игра с Су -Джок шариками «Этот пальчик».

-Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками. Что вы почувствовали? \ Боль\. Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете, боль важна для нас или нет? Боль очень важна, т.к. она информирует об опасности, которая нам грозит. Это наш умный организм нам сообщает, что внутри нас не все в порядке, и нужна срочная помощь врача.

-Как правильно обработать рану, царапину? \ Кто хочет превратиться в доктора?

Игра «Первая помощь». Надеваем халат и головной убор и доктор покажет нам, как это сделать правильно. \ На макете кистей рук с царапинами, ребенок – «доктор» показывает алгоритм выполнения медицинской процедуры обработки царапин и ран \.

Главная опасность ран, полученных человеком после травмирования, заключается в возможном инфицировании. Множество бактерий, которые вполне безобидно проживают на коже человека и в его кишечнике, могут стать агрессивными, если попадут в среду, лишенную кислорода и достаточно влажную и теплую. Именно такой средой является рана. Не столь опасна само ранение, сколько его инфицирование различными микробами. При наружной ссадине или неглубокой ране следует промыть кожу прохладной проточной водой, обработать перекисью водорода и любым анилиновым красителем, который есть в дома, лучше всего «зеленкой», поскольку она может губительно воздействовать на все микробы, которые трудно уничтожить чем-либо. Если выбор остановлен именно на растворе бриллиантового зеленого, то важно помнить, что зеленкой открытую рану не смазывают. Красителем следует обработать лишь края ранки и кожу вокруг нее. Вместо перекиси водорода, которая вызывает достаточно сильное пощипывание в области травмы, можно использовать раствор хлоргексидина. После этого на ссадину накладывают сухую стерильную бинтовую повязку. Если рана небольшая, то достаточно будет наложить ее на час-полтора, после чего снять и оставить ранку подсыхать. Если рана глубокая, то ее не стоит трогать в домашних условиях, лучше всего быстро доставить человека в ближайший травмпункт или вызвать скорую помощь, предварительно наложив тугую бинтовую стерильную повязку, чтобы остановить кровотечение.

Как вызвать службу Скорой помощи?

Молодцы, вы все сделали правильно.

Игра – лото «Валеология».

Перед вами игровое поле, разделенное на квадраты. В центре поля изображен человек в состоянии болезни или здоровья. Из стопки маленьких карточек предлагаю брать по одной, показывать остальным игрокам и выбирать, на какое поле положить данную карточку, объясняя свои действия – «что такое хорошо и что такое плохо».

Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой, свежей, молодой, необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. Какие правила мы можем с вами составить?

Правила здоровой кожи: \ Слайд \

  • Содержи свою кожу в чистоте.
  • Аккуратно обращайся с огнем, кипящей жидкостью, химическими веществами.
  • Не находись долгое время под прямыми солнечными лучами.
  • В сильные морозы защищай открытые участки тела.
  • Одевайся по погоде, чтобы не мерзнуть и не перегреваться.
  • Избегай контактов с животными и людьми, страдающими заразными кожными болезнями.

Я думаю, мы с вами будем соблюдать все правила и будем здоровы. А здоровый человек - это какой человек? \ Дети подбирают слова для характеристики здорового человека: красивый, сильный, ловкий, румяный, стройный, крепкий, подтянутый \.

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

1. Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье» \ Занятия, упражнения и дидактические игры

2. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада»

5.Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев «Твое здоровье»

6.С.Е.Шукшина «Я и мое тело»

7. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

8. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада

9.Аганджанова С.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. // Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006

10.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

11.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г

12.Иванова А. И. Программа развития «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»

Цели:дать детям представление о том,что кожа-естественный покров кожи человека,она постоянно растет и обновляется,а так же выполняет очень много важных функций (основные-это защита от грязи,жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли);воспитывать бережное отношение к своей коже,соблюдать чистоплотность.

Материалы:использование мультимедийной презентации,иллюстрации тела человека (кожи,кровеносных сосудов);картинки с изображением (пальца с занозой,раной на теле).

Ход занятия:

Детям предлагается послушать загадку:

В этой одежде я родился,в этой одежде и в бане помылся,эту одежду и снять невозможно. Эта одежда называется. (кожа.)

Далее предлагается послушать стихотворение Н. Кнушевицкая "Кожа".

Она бывает черной,она бывает белой,

Она бывает бледной или загорелой.

Или вдруг покроется-замерзнет если сильно-

Тысячей пупырышков и тут же станет синей.

Наша кожа дышит,она нас защищает,

Но,как у бегемота,толстой не бывает.

ЕЕ легко поранить,возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,доставим радость маме!

Ребята,у вас есть такая живая одежда,которая бы дышала,питалась,чувствовала,росла (Ответы детей.)

-Кожа,которая покрывает все тело человека,и есть наша единственная,данная природой одежда. Ее площадь зависит от роста,веса и возраста человека. Вы замечали,что ваше платье или брюки стали вам малы,износились?Когда одежда приходит в негодность,ее выбрасывают. А вы видели,чтобы человек выбрасывал свою кожу?Действительно,это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама "ремонтируется",т. е заживляет маленькие раны и ссадины. Но,если рана глубокая,то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же,как мама зашивает порванную рубашку.

Проведение практического занятия "Обработка раны". Цель:познакомить детей с элементарными способами и правилами обработки мелких ран,ссадин и царапин (промыть водой;обработать йодом,зеленкой или перекисью водорода;если идет кровь,наложить бинт и заклеить пластырем).

-Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко,мы покрываемся потом. (На физкультурных занятиях,во время подвижных игр,проследить с детьми за интенсивностью выделения пота.)Он постоянно испаряется и уносит излишнее тепло,что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в "кипящий чайник".Когда нам холодно,мы дрожим и покрываемся "гусиной кожей",т. е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку.

-Наша кожа мягкая и эластичная,т. е. легко растягивается. Это возможно благодаря работе сальных желез,которые не дают коже "высохнуть".

-В коже имеются кровеносные сосуды,которые снабжают ее питанием,и нервные окончания,обеспечивающие ей высокую чувствительность. Высокая чувствительность кожи позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира.

Предложить детям на расстоянии,не трогая и не прикасаясь,узнать, какая вода в стакане:горячая,теплая или холодная. Затем потрогать рукой и сравнить свои ответы.

Трогая предмет,мы можем узнать, какой он:гладкий или шершавый,мягкий или жесткий,теплый или холодный,легкий или тяжелый.

Детям предлагается игровое упражнение "Найди пару".Перед детьми кладут пластины,обклеенные фольгой,бархатной бумагой,мехом,фланелью,шелком,а так же металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза,а затем оно по очереди ищут такую же (пару).После выполнения задания попросить детей объяснить,что помогло им правильно определить разные материалы.

-Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете,боль важна для нас или нет (Ответы детей.)Боль очень важна,так как она информирует об опасности,которая нам грозит. Попала в палец заноза,порезал ногу-об этом нам сразу же сообщит боль. Если боль "сидит" у нас внутри,то нужно немедленно идти ко врачу. Это наш умный организм сообщает,что внутри у нас не все в порядке,и нужна срочная помощь.

-Мы не можем сбросить кожу как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой,свежей,молодой,необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. (Совместно с детьми составить правила) :

-Содержи свою кожу в чистоте.

Чтение стихотворения Г. Юдина "Микробы".

В глубоком черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук полезет в рот

Противный маленький микроб.

Полезет тихо,как шпион,

И натворит такого он!

Микробов не надо бояться!

Ведь это страшная сила

Боится простого мыла.

Нужно мыться неприменно

Утром,вечером и днем-

Перед каждою едою,

после сна и перед сном!

Все равно какой водою:

Из реки иль из колодца,и

Или просто дождевой.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище,мойтесь чаще!

Я грязнуль не выношу.

Проведение опыта 1:показать,как передаются микробы от человека к человеку. Перед проведение опыта взрослый наносит себе на ладонь гель ля тела с блестками либо тени с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться сними за руку,плотно сжимая ладошку каждого ребенка. После этого взрослый "неожиданно" обнаруживает,что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том,как точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.

Проведение опыта 2:показать,что микробы боятся мыла. Предложить детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом. После этого проверить,остались ли блестки-"микробы" на ладошках. Если остались,то меньше их стало или нет?Тех ребят,у кого "микробы" остались,просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том,как важно соблюдать простые правила гигиены,которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

Занятие «Кожа, или Живая одежда» по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека

-Аккуратно обращайся с острыми предметами.

-Аккуратно обращайся с огнем,кипящей жидкостью и химическими веществами.

-Не находись длительное время под прямыми солнечными лучами.

-В сильные морозы защищай открытые участки тела.

-Одевайся по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

Избегай контактов с животными и людьми,страдающими заразными кожными заболеваниями.

В конце занятия подводится итог :наша кожа нас одевает,надежно защищает от грязи и микробов,от жары и от холода,обладает высокой чувствительностью к различным воздействиям и боли. Необходимо беречь кожу,любить ее,ухаживать за ней,тогда она долго будет радовать нас своей красотой.


Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи «Машина одежда» Цель: Создание социальной ситуации для закрепления обобщающего понятия «одежда», умения дифференцировать виды одежды по временам года,развития.

«Живая природа». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области области «Познание» ТЕМА: «Живая природа» Цель: расширять и уточнять представление детей о живой природе. Программное содержание: 1. Уточнить представление.

Конспект по первичному ознакомлению с предметом «Живая природа. Помидор» Конспект по первичному ознакомлению с предметом/ Раздел: Живая природа Тема: Помидор Цели: 1. Познакомить детей с помидором, закрепить в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Одежда» Цель: расширение знаний и представлений об одежде. Задачи: 1. Уточнить знание детей о деталях одежды. 2. Учить группировать одежду по сезонному.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Роботы в жизни человека»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Роботы в жизни человека» Проектировочный компонент Цель: упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом. Ока – синеокая. Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного края. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к природе.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Мамочка милая, мама моя!» Тема: «Мамин праздник» Занятие «Мамочка милая, мама моя!» Цель: Образовательные; развитие умения рассказывать, строить доказательную речь;.

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека «Вот я какой».

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека «Вот я какой». Цели:познакомить детей с внешним строением,возможностями тела человека (я умею бегать,прыгать,петь,смотреть,терпеть жару и холод,переносить.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Правила уличного движения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закреплять знания о правилах поведения на улице. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. Оборудование: Макет.

Кожа ребёнка

Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки). Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста.

Хороший детский дерматолог Москва — поликлиника «Маркушка».

Эпидермис имеет очень тонкий роговой слой, состоящий из 2-3 рядов слабо связанных между собой и слущивающихся клеток, и активно разрастающийся основной слой. Основная перепонка, разделяющая эпидермис и дерму, у детей раннего возраста недоразвита, рыхла, вследствие чего при патологии эпидермис может отделяться от дермы пластами (десквамативная эритродермия). Для детской кожи особенно характерно хорошее кровенаполнение, связанное с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале ярко-розовый, затем нежно-розовый цвет.

Дерма состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых слабо развиты эластические, соединительнотканные и мышечные элементы.

Сальные, потовые железы у ребенка, волосы на голове новорожденных детей

Сальные железы у ребенка хорошо функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую его тело при рождении. У новорожденных и детей 1-го года жизни на коже лица заметны желтовато-белые точки — избыточное скопление секрета в кожных сальных железах. У детей, предрасположенных к экссудативному диатезу, на щеках образуется тонкая, так называемая молочная корка, а на волосистой части головы — гнейс (жирная себорея).

Потовые железы у новорожденных сформированы, но в течение первых 3-4 мес. жизни обнаруживается их некоторая функциональная недостаточность, что связано с несовершенством центра терморегуляции.

Волосы на голове новорожденных детей вполне развиты, но не имеют сердцевины, сменяются несколько раз на 1-м году жизни. Кожа на спине и плечах покрыта пушком, более выраженным у недоношенных. Брови и ресницы выражены слабо, рост их усиливается на 1-м году, а к 3-5 годам жизни они становятся, как у взрослых людей. Ногти обычно хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев у доношенных новорожденных.

Подкожная жировая клетчатка у ребенка, детей

Состав подкожной жировой клетчатки у детей разных возрастов различен: у детей раннего возраста в ней содержится большее количество твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше — жидкой олеиновой кислоты, что и обусловливает более плотный тургор тканей у детей 1 -го года жизни, более высокую точку плавления жира и наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожной клетчатки с образованием склеремы и склередемы. Важно отметить, что состав подкожного жирового слоя у грудных детей близок по составу к жирам женского молока, поэтому они всасываются, минуя переваривание, в желудочно-кишечном тракте ребенка. Подкожный жир в различных частях тела ребенка имеет разный состав, чем и обусловлены своеобразие распределения и порядок накопления или исчезновения жирового слоя при похудении. Так, при накоплении жира отложение его происходит прежде всего на лице, потом на конечностях, туловище и затем на животе (здесь преобладают жидкие жирные кислоты). Исчезает подкожная клетчатка в обратном порядке.

Особенностью детей раннего возраста является наличие у них скоплений бурой жировой ткани в задней шейной области, супраилеоцекальной зоне, вокруг почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов. У доношенного новорожденного ее количество составляет около 1—3 % всей массы тела. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции за счет так называемого несократительного термогенеза (не связанного с мышечным сокращением).

Малым количеством жировой клетчатки объясняется большая смещаемость внутренних органов у детей до 5-летнего возраста, так как только к этому возрасту увеличивается количество жира в грудной, брюшной полостях, в забрюшинном пространстве. Жировые клетки у детей раннего возраста мельче и содержат ядра, с возрастом они увеличиваются в размере, а ядра, наоборот, уменьшаются. Округлость форм тела у девочек обусловлена тем, что более 70 % жировой ткани приходится на подкожный жир, в то время как у мальчиков — лишь около 50 %.

Функции кожи у ребенка, детей: защитная, дыхательная, резорбционная

Функции кожи многообразны, но главная из них — защитная. У детей эта функция выражена слабо, о чем свидетельствуют легкая ранимость кожи, частая инфицируемость из-за недостаточной кератинизации рогового слоя и его тонкости, незрелости местного иммунитета (детский иммунолог — поликлиника «Маркушка») и обильного кровоснабжения. Эти особенности делают детскую кожу легкоранимой и склонной к воспалениям, в частности при плохом уходе (мокрые, грязные пеленки).

Дыхательная функция кожи у детей раннего возраста имеет большее значение, чем у взрослых. Кожа активно участвует в образовании ферментов, витаминов, биологически активных веществ. Тесно связаны между собой выделительная и терморегулирующая функции, которые становятся возможными лишь к 3—4 мес. при созревании нервных центров. До этого возраста плохая регуляция температуры тела связана с большой относительной поверхностью тела, хорошо развитой сетью сосудов, из-за чего новорожденный ребенок, особенно недоношенный, может легко перегреваться или переохлаждаться при недостаточном уходе.

Резорбционная функция кожи у детей раннего возраста повышена (тонкость рогового слоя, богатое кровоснабжение), в связи с чем следует осторожно применять лекарственные средства в мазях, кремах, пастах, так как накопление их может вызвать неблагоприятный эффект. Кожа является органом с многочисленными и разнообразными рецепторами, обеспечивающими осязательную, температурную, поверхностную болевую чувствительность.

Отеки кожи ребенка, детей

При осмотре кожи ребенка, детей обращается внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек или местный, истинный или слизистый).

Причины генерализованных отеков многообразны. К факторам, влияющим на развитие отеков, относятся: повышение гидростатического давления в сосудистом русле, что способствует усиленному пропотеванию жидкости через сосудистую стенку в межклеточное пространство (сердечная недостаточность — консультации детского кардиолога, портальная гипертензия, слипчивый перикардит, тромбофлебит и др.); снижение онкотического давления, обусловленное уменьшением содержания белка в сыворотке крови (нефротический синдром; общие отеки часто возникают при острых и хронических почечных заболеваниях, при сердечной недостаточности).

Развитию общего отека в случае сердечной недостаточности у детей предшествуют отечность нижних конечностей и увеличение печени. По мере развития декомпенсации отеки становятся более распространенными, сочетаются с накоплением жидкости в серозных полостях (плевральной, перикардиальной, брюшной). В отличие от отеков сердечного происхождения отеки при заболеваниях почек сначала возникают на лице, а затем захватывают все новые и новые участки кожи. Особенно массивные отеки наблюдаются при нефротической форме гломерулонефрита. Общие отеки алиментарного происхождения появляются при недостаточности в рационе белковой пищи (преимущественное питание мучной, углеводистой пищей), при общей дистрофии.

Алиментарные отеки могут появляться при тяжелых хронических заболеваниях (циррозе печени), при расстройствах процессов расщепления и всасывания в кишечнике (целиакии, дисахаридазной недостаточности и др.). Безбелковые отеки зависят от гидростатического давления, то есть более выражены в соответствующих частях тела, например, односторонний легочный отек у лежачих больных при вынужденном или предпочтительном положении.

Своеобразный отек кожи и подкожной жировой клетчатки наблюдается при гипотиреозе. Кожа при этом становится сухой и утолщенной, в надключичных ямках в виде «подушечек» располагаются муцинозные (слизистые) отеки. Стероидные отеки возникают при лечении кортикостероидами и АКТГ в высоких дозах, при синдроме Кушинга.

Распространенные отеки наблюдаются при отечной форме гемолитической болезни новорожденных.

Местные отеки, иногда массивные, наблюдаются после укусов насекомых, змей, особенно в тех случаях, когда ребенок имеет аллергическую настроенность (консультация детский аллерголог поликлиника «Маркушка»). Они возникают также вследствие ангионевротических расстройств, типичным проявлением которых является отек Квинке, локализующийся в любом месте: на губах, веках, ушных раковинах, языке, наружных половых органах и т.д. Реже отек Квинке локализуется в области голосовых связок, что приводит к синдрому острого стеноза гортани.

Изолированные отеки в области лица у детей бывают после приступов кашля при коклюше, после интенсивного растирания глаз. Известно, что локальная инфекция в области придаточных пазух носа, зубов, миндалин может вызвать затруднение оттока и застой лимфы в лимфатических узлах угла нижней челюсти и симулировать односторонний или двусторонний отек лица, который исчезает по мере стихания воспалительного процесса.

К редким причинам отека лица относятся начинающийся дерматомиозит, склеродермия и тромбоз кавернозного синуса. Наиболее часто в детской практике встречаются сердечные и почечные отеки.

Материал згой темы раскрывает огромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой.

Рассматривая содержание понятия "кожа" учителю следует касаться свойств кожи как самого крупного органа нашего тела, основные функции которого связаны с его строением. Особое значение имеют гигиенические понятия, такие, как "гигиена кожи, одежды и обуви" и "закаливание организма".

Изучение темы может осуществляться на 4–5 уроках. На первом уроке раскрывается значение кожи, ее строение и функции. На втором рекомендуется изучение одной из важнейших функций кожи – поддержание постоянной температуры тела. На третьем – усвоение материала по гигиене кожи и ее производных (волос и ногтей), гигиене одежды и обуви. Четвертый урок можно посвятить изучению материала о закаливании организма. На 5 уроке желательно рассмотреть заболевания кожи и меры их профилактики.

В ходе изучения материала темы, наряду с образовательными задачами, решаются задачи развития и воспитания учащихся. Этому способствует изучение вопросов в логической последовательности, установление межпредметных связей в целях получения единой картины мира.

Из средств наглядности при изучении темы применяются микропрепараты структуры кожи, настенные таблицы, учебные фильмы, атласы. Для демонстрации опытов и наблюдений используется лупа, микроскоп, электроутюг с теплорегулятором и сигнальной лампочкой, банки с водой разной температуры.

Изучение данной темы важно для развития понятий об обмене веществ, гомеостазе, нервно-гуморальной регуляции, а также для приобретения важнейших гигиенических знаний, умений и навыков. Необходимо организовать и проводить наблюдения учащихся над собственной кожей с целью выявления ее характерных свойств.

В теме продолжается конкретизация понятий о взаимосвязи строения органов и выполняемых ими функций.

I. Развитие познавательного интереса.

2. Кожа – наружный покровный орган, это древнейший орган защиты нашего тела. При нарушении целостности кожи в организм проникают болезнетворные микроорганизмы. Смертельно опасны ожоги, затрагивающие около трети поверхности тела. Они сопровождаются болевым шоком и отравлением организма продуктами распада поврежденных тканей. Вот если бы подобно Василисе в критической ситуации можно было надеть новую кожу, то многие проблемы ожоговой терапии были бы решены. Между тем такая ситуация – уже не фантастика.

3. В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил "золотой мальчик" – олицетворение "золотого века". Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же после шествия был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке и сильно замерз. Золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась, мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время не могли объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение и дыхание кожи. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина еще и в нарушении теплорегуляции организма.

4. Первые попытки сохранить живые кусочки человеческой кожи вне организма были предприняты еще в XIX в. Взяв у доноров-добровольцев, их содержали в питательной жидкости, состоящей из солей, плазмы крови и глюкозы. В такой среде кожные кусочки оставались некоторое время жизнеспособными и приживались после пересадки на прежнее место. Но для закрытия больших раневых поверхностей такой способ не годился.

Успехи современной биологии позволяют культивировать (выращивать) вне организма различные типы клеток живых организмов. Но проблема в том, что сложно найти именно те клетки, из которых образуется кожа. Этот покровный орган состоит из нескольких слоев клеток. Образно кожу можно сравнить с домом, подвалы которого образуют глубокую часть кожи – дерму. Там, среди переплетения различных коммуникаций (кровеносных сосудов и нервных окончаний), обитают клетки – фибробласты. Они выделяют белок коллажи, который образует коллагеновые волокна, похожие на морские канаты. По своему строению это сооружение напоминает железобетон. В нем жесткий металлический каркас (коллагеновые волокна) залит цементом (белками и полисахаридами, которые соединяют волокна). Все вместе они образуют соединительную ткань – прочную основу, на которой возводятся клеточные стены верхних слоев кожи – эпидермиса, Только в нем старые клетки лежат наверху, а новые образуются внизу на границе дермы и эпидермиса. Здесь находятся стволовые клетки кератин сшиты, которые постоянно делятся. Они постепенно оттесняются к поверхности кожи. Потеряв контакт с дермой, эти клетки утрачивают способность к делению и вместо этого начинают производить кератин – основной белок волос, перьев, рогов и копыт.

Клетки эпидермиса постепенно меняют свою форму, становясь более плоскими. Затем они превращаются в ороговевшие мертвые чешуйки. Оказавшись на поверхности, они отделяются от тела, уступая место другим клеткам.

Из сказанного ясно, что для выращивания кожи вне тела человека нужны особые клети – фибробласты и кератиноциты.

Для культивирования берется всего 1 см кожи донора, из него выделяют все кератиноциты. Через несколько дней культивирования (выращивания вне организма) эти клетки будут занимать площадь около 1 м 2 . Затем можно расфасовать подрощенные кератиноциты в пластиковые пробирки, заморозить в жидком азоте и создать банк клеток кожи. Возможно в скором времени удастся замораживать не только клетки, но и кусочки кожи, выращенные вне организма (in vitro, как говорят ученые). Такой замороженный эпителий не трудно доставить самолетом в любую точку страны за несколько часов. Можно пойти и другим путем – создать при институтах скорой помощи, крупных клиниках и ожоговых центрах небольшие лаборатории, постоянно занимающиеся выращиванием кожного материала для пересадок. К сожалению, потребность в нем будет всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди всех видов травм ожоги занимают 3 место. Итак, начинается новая эра в лечении травм – эра тканевой инженерии. Возможно, недалеко то время, когда в специальных банках будут храниться на всякий случай образцы клеток кожи человека, взятых у него еще при рождении.

II. Беседа о строении и функциях кожи.

Вначале учащиеся вспоминают материал о покровных тканях, о значении и свойствах кожи, отвечая на следующие вопросы: Какими тканями образована кожа? Какой частью организма является кожа? Каково значение кожи? Какие функции выполняет кожа?

После этого переходят к изучению связи функций кожи с ее структурой. Рассуждения могут быть следующие: "В процессе эволюции у животных и человека образовались покровные ткани – кожа. Она непосредственно граничит с изменяющейся окружающей средой, поэтому и функции её разнообразны".

Возникают проблемные вопросы: какую роль выполняет кожа при осуществлении связи организма с окружающей средой и какова зависимость её структуры от функции?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с разнообразными функциями кожи: защитной, терморегуляторной, выделительной, рецепторной и частично дыхательной.

Затем следует ответить на вопрос: с какими структурными образованиями вязаны те или иные функции! Для этого учащиеся должны изучить микроструктуру кожи, ее кровоснабжение, получить представление о рецепторах, расположенных в ней, их роли в осуществлении единства организма с окружающей средой.

Тест-задание по теме "Кожа"

Как называется самый глубокий слой кожи?

Назовите средний слой кожи.

Как называется наружный слой кожи?

Как называется уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме?

Что происходит с кровеносными сосудами при повышении температуры воздуха?



Кожа ребенка отличается по своей структуре от кожи взрослого. Она составляет 1/12 часть всей массы тела малыша и при взаимодействии организма с внешней средой, она является первой линией защиты от вредных воздействий. В связи с этим любое повреждение кожи представляет собой значительную опасность для малыша 1 . Однако уязвимость детской кожи и слизистых оболочек более объясняется их анатомо-физиологическими особенностями 2 .

*Приведенные изображения представлены для ознакомления, носят исключительно художественный характер и могут отличаться от реальных.

Кожа ребенка состоит из трех слоев, каждый из которых имеет свое характерное строение и функцию 1 .

Верхний слой — эпидермис — имеет такое же строение, как у взрослого 3 . Но при рождении он значительно тоньше 3 . Только к 6-8 неделе жизни ребенок догоняет взрослого по толщине верхнего слоя кожи 4 . Тонкий эпидермис у недоношенного ребенка повышает риск потери влаги, и, как следствие потери тепла в первые недели жизни, что сопровождается обезвоживанием и переохлаждением 4 . За механическую защиту кожи отвечает кератин 3 . Это роговое вещество, которое постоянно образуется в клетках эпидермиса 3 . Процесс его синтеза в детском организме еще не отлажен 2 , а роговые чешуйки довольно слабо связаны между собой 3 . Поэтому кожа ребенка более подвержена внешнему воздействию, чем у взрослого 2 .

Как известно, кожа выполняет защитную функцию. Она обеспечивается целостностью рогового слоя и уровнем pH на поверхности кожи 3 . Защитная функция кожи у детей грудного возраста заметно снижена. Так, у новорожденного, в отличие от взрослого, значения pH на поверхности кожи приближены к нейтральным, тем самым создаются благоприятные условия для роста микробов 3 .

Еще одной особенностью кожи ребенка то, что она легко подвергается различным химическим и механическим воздействиям. Примером является чувствительность новорожденных и детей грудного возраста к ультрафиолетовому излучению из-за несформерованности процессов выработки специфического пигмента — меланина 3 .

Дерма (второй слой кожи, по сути, это сама кожа) развита недостаточно 5 . Она рыхлая 3 и характеризуется незрелостью эластических волокон 4 . Связь с эпидермисом довольно слаба, поэтому верхний слой кожи легко отделяется от дермы при использовании клейких материалов 4 .

Подкожно-жировая клетчатка у детей тоже рыхлая и содержит множество жировых долек 2,3 . Ее масса у ребенка в несколько раз больше, чем у взрослого человека 3 . По своему химическому составу подкожно-жировая клетчатка детей отличается от взрослых: в ней преобладают насыщенные жирные кислоты 3 . Они способствуют выработке тепла, необходимого новорожденному, но повышают риск развития тяжелых кожных заболеваний, например, склеремы и склеродермии 3 .

Особенности и строение детской кожи

Адекватный и регулярный уход за кожей — это элемент поддержания здоровья ребенка 4 . Врачи-дерматовенерологи рекомендуют использовать косметические средства с нейтральным или немного кислым значением pH 4 . Они меньше раздражают кожу и меньше нарушают кожный барьер, но при этом легче смываются, чем традиционное мыло.

При обнаружении каких-либо высыпаний или других изменений на коже ребенка, необходимо обратиться к специалисту. Дети могут болеть гнойничковыми заболеваниями, для лечения которых специалист может порекомендовать местный антибиотик 6 . Например, для борьбы с возбудителями бактериальных инфекций кожи может применяться комбинированный препарат с неомицином и бацитрацином в составе — порошок Банеоцин ®6 . Это антибиотик широкого спектра действия, работающий против ряда микроорганизмов 7 .

Читайте также: