Из чего кожа поморов

Обновлено: 23.04.2024

Русский Север всегда манил к себе путешественников и исследователей. И дело не только в необыкновенной природе, живописных пейзажах и удивительном местном колорите. Истинным сокровищем Севера считается его народ - поморы.

Свою уникальность эти люди сохранили, несмотря на ход времени и смену исторических периодов. Долгие годы борьбы со стихией закалили характеры поморов, укрепили их дух, что позволило занять особое место среди народов России. Более того, освоение Севера ими помогло сделать его русским, а потому вклад поморов в развитие родного государства поистине бесценен. Кто же они - представители этого народа? Где они живут? И как покоряли земли, что сегодня стали родными для них?

Особенности названия

В старинных документах о поморах упоминается с XVI века. Правда, тогда использовался несколько иной термин - “поморцы”. Объяснить значение этого слова несложно.

Оно служило определением для народа, проживающего у Белого моря на Поморском берегу. Постепенно территории поморов разрастались, занимая Летний и Зимний берега Белого моря. Большинство поселений этих людей представляли собой рыболовецкие деревни.

История поморов неразрывно связана с освоением Русского Севера. Но, что интересно, если спросить у современного жителя Архангельской области, считает ли он себя помором, получить точный ответ вряд ли выйдет. Почему же?

Причина кроется в сложностях происхождения поморского народа. Одни считают, что едва ли не каждый житель северных земель России является помором, другие относят поморов к древним коренным народам, жившим на определённой местности. Я предлагаю разобраться с этногенезом этих загадочных племён.

Поморы - северяне и переселенцы

Первыми поселенцами Севера стали саамы, которые оставили после себя памятники древнейшей культуры - наскальные рисунки и лабиринты в каменных пещерах. Нельзя исключать, что именно они составили часть предков современных поморов, однако гораздо более значимую роль в формировании нового народа сыграли жители другого региона.

В начале IX века начинается освоение северных земель новгородцами. Происходило оно медленно, а народ перебирался на новые территории неохотно - слишком бедными были почвы, слишком суровым климат. В 988 году на Руси было принято христианство, что закрепилось как господствующая религия.

Поскольку в Поморье собиралось немало язычников, долгое время хранивших исконную религию, даже в XIX веке многие жители этих земель являлись приверженцами обрядов и традиций, что в центральной части России уже давно ушли в прошлое. Поморы славились своим мастерством изготовления различных оберегов и ритуальных предметов.

В XVII веке в Поморье появляется новая волна переселенцев. Теперь это были противники реформ патриарха Никона . Старообрядцы и староверы бережно хранили свою культуру, а потому даже сегодня некоторые обычаи поморов кажутся загадочными и близкими к старинным временам.

Становление поморов как народа

Непосредственно формирование народа из местных племён и новоприбывших поселенцев начинается приблизительно в XV-XVI веках. Большинство поморов занималось рыболовно-зверобойным промыслом.

Нередко в сезон строились несколько изб на побережье. Они вмещали несколько лодок, что были рассчитано на 7-10 человек. Со временем такие миниатюрные селения начинали разрастаться, становиться постоянными, что и дало начало появлению поморских деревень.

Рыбный промысел стал основным в регионе. Поморы успешно вели торговлю как с русскими, так и с норвежскими народами. Это позволяет им активно развивать отношения с соседними племенами, а также включиться в систему внутреннего рынка России уже в XVII веке.

Кроме того, у поморов были свои “хитрости”, что успешно использовались в рыболовстве. В своей книге “Морские промыслы на Мурмане” А.П.Энгельгардт пишет:

“Поморы не любят ловить рыбы удочкою, а ловят её ярусом. Ярус опускается на морское дно и лежит в воде около шести часов, после чего его постепенно вытаскивают и снимают с крючков попавшуюся рыбу”.

Поморы - великие первооткрыватели

Поскольку поморы много столетий вынуждены были бороться со стихией и суровым климатом осваиваемых земель, они стали одними из самых лучшим русских исследователей, имевших всё для продолжительных выходов в Северный Ледовитый океан.

Благодаря представителям этого народа были открыты новые земли, такие как Шпицберген, Северная Сибирь, Новая Земля. Эти открытия становятся первыми шагами к проложению новых важных морских путей. Появление этих маршрутов не только положительно отразилось на торговых делах самих поморов, но и расширило границы России.

Благодаря поморам в середине XVIII века были освоены Алеутские острова, Аляска. Тогда же народ начинает путешествовать к западным берегам Северной Америки. Как видите, столь продолжительные выходы в открытое море не пугали поморов (а ведь стоит учитывать и неблагоприятные климатические условия севера).

В 1812 году помором Иваном Кусковым был основан Форт Росс, что стал первым европейским поселением Северной Калифорнии. Поморы помогали утверждать власть Российского государства на новых землях, становясь первооткрывателями и покорителями ранее неизведанных территорий.

До сих пор вопрос появления поморов вызывает немало вопросов и разногласий. Одни исследователи считают их этносом, другие - субэтносом, что сформировался из переселенцев. На мой взгляд, поморов можно считать русскими, что подтверждается и генетическим изучением их представителей.

Однако они действительно смогли стать самостоятельным уникальным народом, сложившимся из жителей различных городов, сёл и регионов, а также коренных этносов Поморья. Сегодня, как и прежде, своей родиной поморы считают земли Русского Севера, некогда покорённые их стойкими предками.

Статья написана специально для канала «Мир истории» , автор: Марина Завгородняя

Национальная поморская одежда во многом схожа, либо полностью идентична одежде народов коми (зырян) и ненцев (самоядь) . Функциональные и эстетические особенности одежды северных соседей продиктованы климатическими предпосылками и схожестью культураборигенных фино-угорских народов Севера. Основными материалами для ее изготовления являлись шкуры пушногои морского зверя, домашнего скота и шерсть домашних животных. Сами условия жизни и труда поморов предъявляли к одежде и обуви требования об их повышенной прочности, «непродуваемости» и «непромокаемости» . Лучше всего о себе расскажут сами вещи. Вот основные из них:

Бахилы -мужская рабочая и промысловая обувь из кожи. Это мягкие кожаные сапоги с длинными (до колена или бедра) голенищами. Шились на прямую колодку, т. е. без различения правого и левого сапога. Мягкая кожаная подошва сшивалась с сапогом дратвой, после чего сапог выворачивался. Если бахилы достигали бедра, голенище закреплялось на ноге с помощью ремешков, а край бахила привязывался к поясу;

Малица – верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых тюленей. Изготавливалась мехом внутрь;

Совик – верхняя одежда из оленьего меха с круглым капюшоном, скроенная мехом наружу. В морозы совик одевался поверх малицы.

Чулки – поголенки с двойной пяткой и подошвой;

Бузурунка – рубаха, плотно связанная из толстой шерсти, удлиненная, закрывающая поясницу, ворот «под горлышко» , рукав длинный «на запястьице» , то есть на манжете. Одноцветная или с узором из коричневой шерсти;

Безрукавка – из шкуры нерпы, мехом наружу, подкладка тканевая. Застежка спереди, от горла донизу, пуговицы деревянные или костяные, те и другие своедельные, петли шнуровые. Не промокает – «Дождь по ей слезами катится» ;

«Оболочка» на голову – шапка, обычно меховая, но бывает и кожаная с мехом, и суконная на меху с меховой оторочкой вокруг лица до бороды;

Скуфейка – зимняя шапка из сукна, стеганая. Обычно носят ребята;

Струсни – кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Шились из цельного куска кожи без отдельной подошвы. К ноге подвязывались ремешком. Летняя обувь на тканевой подкладке и без нее;

В октябре 2020 года в Ярославле проходил Х Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох». Гран-при в номинации «Реконструкция древнерусского костюма» взяли «ЛИХИЕ ЛЮДИ» — Клуб историко-культурных и географических проектов из Ярославля. Их коллекция «ПОМОРЫ» потрясла всех!

Все в этой коллекции — от литья пуговиц до плетения шнуров, от валяния войлока для шапок до кожевенных работ для обуви сделано руками реконструкторов. И каждый шовчик, каждая пряжка имеет историческое обоснование: именно в этом ходили поморы, именно так одевались.


В костюме — Александр Килинкаров


Тулуп из овчины, домотканой шерсти, домотканого льна с костяными пуговицами.

Шапка «мурмолка» с шерстяной тульей, на льняной подкладке с овчинной опушкой.

Нижняя рубаха и порты из конопляного домотканого полотна, шитые льняными и шерстяными нитями, с латунными литыми пуговицами.

Верхние порты из шерсти, сшитые льняными нитями, с тесьмой ручного ткачества.

Сапоги из натуральной кожи, сшитые по находкам из исчезнувшего торгового города Мангазеи (XVII–XVIII век).

В костюме — Артем Надибаидзе


Нижняя рубаха и порты из домотканого конопляного полотна, с латунными литыми пуговицами, шитые льняными и шерстяными нитями, вязка (пояс) в порты — ткачество на бёрде.

Малица — одежда из натурального овчинного меха.

Маличная рубаха — льняная, надевается поверх малицы.

Охотничье-промысловый пояс «Тасма» из кожи, сукна, льняной нити, с использованием латунного литья.

Сапоги из натуральной кожи. Сшиты по находкам из Мангазеи (XVII—XVIII век).

Рукавицы — овчинный мех.

Шапка — натуральный овчинный мех, ручные швы.

«Саамская» сумка из меха нерпы, кожи, латунного литья. Обработана смесью масел и воска.

Рогатина.

В образе невесты — Полина Леднева


Косоклинный распашной сарафан из домотканого крашеного льна, петли — тканый шерстяной шнур, пуговицы — литье с эмалью.

«Архангельская» нижняя женская рубаха из домотканого льняного полотна с пуговицами латунного литья.

Свадебный головной убор в форме круга, с семью фигурными выступами по внешнему краю и вырезом посредине. Украшен мелким бисером, половинчатым жемчугом, цветными стеклами и металлическими блестками (техника сажение по бели).


Покрывало — натуральный шелк с ручной набойкой.

Ожерелье — «перло» («ожерелок», «пёрлышко») выполнено в технике «сажение по бели». Материал: домотканый лен, стеклянный бисер, металлизированный шнур, хлопковый шнур, атласные ленты, латунные запоны, стекло.

В костюме — Максим Берг


Кафтан из домотканого льна с литыми пуговицами, отделанный шерстяным шнуром.

«Норвежский кукель» (куколь) — похож на капюшон с воротником, разновидность головных уборов «hood» или «chaperon». Кукели на Русском Севере встречаются разной формы, используются для полевых, лесных работ и на морском промысле. Могут служить накомарником (на них есть даже москитная сетка из конского волоса) или иногда как «штормовка». Материал — шерсть, лен, латунные литые пуговицы.

Верхние порты — шерстяные, с тесьмой ручного ткачества.

Сапоги из натуральной кожи.

Охотничье-промысловый пояс «Тасма». Материал — кожа, сукно, льняная нить, латунное литье.

Норвежский «каппер» — распространенный на Русском Севере головной убор из домотканой шерсти, льна и бобрового меха.

В костюме — Софья Арабова


Тулуп из овчины, домотканой шерсти, домотканого льна, с костяными пуговицами.

Сарафан с кубовой набойкой льняной.

Платок льняной.

«Саамская» сумка из льна, кожи, кости, меха, тканой тесьмы.

Норвежский «шотлен» (саамы) XVIII–XIX веков, бытовал на Русском Севере, выполнен из латунного литья, крепится к поясу, служит как «ножны» или «карман» для ножа, ножниц и т.д.

Уледи — обувь из кожи, домотканого льна, войлока, шерстяной тесьмы, льняной нити. Обработаны смесью воска и жира.

Косоклинный распашной сарафан. Верх и подклад сшиты из шерсти и льна, для петель использовался тканый шерстяной шнур, пуговицы литые с эмалью.

В костюме — Екатерина Надибаидзе


Пониток (кафтан) шерстяной, с использованием льна, с литыми пуговицами

Платок льняной

Повойник (головной убор) домотканый — конопля, лён, льняная нить. Вязки — шнур крученый и плетенный на вилочке.

Уледи (обувь). Материалы: кожа, лён (домоткань), войлок, шерстяная тесьма тканая на берде, льняная нить. Обработаны смесью воска и жира.

Серьги «Двойчатки» XVII–XVIII век. Материал — латунь (литье).

В костюме Алексей Лебедев


Кафтан. Материал — лён, шерсть (сукно), шерстяной шнур, литые пуговицы

Верхние порты — шерсть, льняная, нить, тесьма ручного ткачества.

Сапоги — натуральная кожа, ручной шов. По находкам из Мангазеи (XVII–XVIII век).

Охотничье-промысловый пояс «Тасма». Материал — кожа, сукно, льняная нить, латунь (литье).

Норвежский «каппер». Материалы — домотканая шерсть, лён, мех (овчина).


Все костюмы, вплоть до литья, ткачества, плетения, валяния, скорняжных и кожевенных работ, выполнены руками участников команды «ЛИХИЕ ЛЮДИ» в рамках проекта «ПОМОРЫ» (Ярославль). Ярославская региональная общественная организация «Клуб историко-культурных и географических проектов «Лихие люди».

В создании комплектов использованы источники из Архангельского краеведческого музея, Пермского краеведческого музея, Мурманского краеведческого музея, Полярного музея Тромсё, Pomor Museum Вардё, Российского этнографического музея, Каргопольского этнографического музея, Петрозаводского этнографического музея, Вологодского этнографического музея, Музея «Метрополитен», Государственного Исторического музея.

Гран-при в номинации «Реконструкция древнерусского костюма» на Х Всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже эпох» (Ярославль, октябрь 2020 года).

На нашем севере живет уникальный субэтнос русского народа - поморы.

Но кто же такие эти самые поморы, чем от остальных русских отличаются? Давайте попробуем на нашем канале Этнобаза детально разобраться.

Итак, поморы (поморцы). Всего в России по последней переписи около 30 тысяч их. Самобытные русские люди, что живут на побережье Белого и Баренцева морей, по берегам великих рек Онега, Печора, Северная Двина. Отсюда же и их название - поморы, т.е по морю живущие, в Архангельской и Мурманской областях.

Кстати, встречаются поморы и в Сибири - в Красноярском крае, Бурятии, куда их ссылали при Сталине в 1930-е годы.

В этом кстати, первое и главное отличие поморов от других русских. Ибо они - жители морского побережья, в отличие от большинства остальных русичей, что от приморских мест обычно далеко жили и там хозяйства вплоть до XVIII-XX вв не вели. Так как в других местах выход Руси на море сотни лет шведы с турками выход закрывали.

Этнологи пока не могут точно сказать: как и когда появились поморы. Первые сведения о них встречаются в письменных документах XVI-XVII вв.

Самая убедительная версия гласит: поморы - некая причудливая смесь новгородских и псковских переселенцев с местным аборигенным финно-угорским (чудским) населением и (возможно) норвежскими викингами.

От русских у поморов - язык и православная вера (старообрядческая), от чуди и скандинавов - умение хозяйствовать на взморье, ходить на морского зверя, рыбачить в холодных северных водах.

  • От земли богат не будешь, только горбат. Наше поле - море, - говаривали в старину поморы, предпочитавшие морской промысел земледелию.

Поморы слыли отличными мореходами - первыми добрались аж до Шпицбергена (Груманта, как его на поморский лад называли).

Одним из самых знаменитых поморов в истории является, конечно же, великий русский ученый Михайло Ломоносов, уроженец Холмогор. Среди других известных поморов - скульптор Федор Шубин, а также священник Иоанн Кронштадтский.

Считается, что поморов от остальных русских обособило их смешанное происхождение (еще от неподчиняющихся Москве новгородцев), необычная для русичей жизнь на северном море, а также старообрядческий беспоповский толк православия.

Поморы, кстати, праздники свои отмечают по старорусскому календарю. Например, Новый год у них 14 сентября, как в допетровской Руси. Этот день у поморов знаменуется началом ярмарки, праздничным шествием, зажжением праздничного Маяка и большим костром с фейерверком.

А также этих ребят выделяет особый окающий поморский говор, богатый на слова из древненовгородского диалекта, заимствования из угро-финских и скандинавских языков. Так называемая "поморьска говоря" легко узнающаяся по стяжению гласных в окончаниях - дел[а]т, зн[а]т, ум[é]т; но́в[а], молод[а́].

Понять многие поморские слова да целые фразы другому русскому часто очень непросто. Например, пых перевести - дух перевести. Жира - шикарная жизнь. Море вздохнуло - прилив начался.

Отличает поморов от других русских и их уникальный менталитет, характер. Особая независимость, особое тонкое чувство юмора, что легко понять, прочитав любой рассказ Семена Писахова: Днем круглы сутки светло у нас, не спим, а ночью с оленями наперегонки бегам, северно сияние сушим (С).

А еще вольные труженики-поморы никогда не знали крепостного права. Зато обеспечивали русскому государству важнейший выход к морю и торговлю с западными странами.

Поморы с частности были тесно связаны с Норвегией. Часто ходили в Норвегию для торговли. И даже создали особый смешанный русско-норвежский пиджин «руссенорск», запрещенный большевиками в 1917-м году.

Именно мореходные навыки и их умение жить на самом холодном севере сделало поморов одной из главных сил при освоении ледяных просторов Сибири и создании северного морского пути. Владимир Атласов, Ерофей Хабаров, Семён Дежнёв, русский правитель Аляски Александр Баранов - все они поморами были.

Не зря к поморам царские чиновники всегда по имени-отчеству обращались, а поморов солью земли русской звали!

Увы, поморы - субэтнос стремительно исчезающий. С каждой переписью поморами себя в России называет все меньше человек. Многие покидают родные дворы, уходя в города, забывая о своих прежних поморских уникальных корнях.

Кузьминская Наталия Евгеньевна

В школе очень много внимания уделяется изучению истории родного края. На уроках изучают региональный компонент, где знакомятся с поморской азбукой, изучают произведения северных писателей. Много интересного узнают о жизни и быте людей в старину, народном костюме, традициях и обычаях, народных играх и забавах. Мы обратили внимание на то, что одежда наших предков отличается от современной одежды. И нам захотелось узнать об этом подробнее.
Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.
Задачи: проанализировать литературу по теме исследования; выяснить, отличается ли современная одежда поморов от одежды прошлых веков; узнать, известно ли ребятам, что носили мужчины и женщины на Севере в прошлом; продолжить знакомство с жизнью поморов.
Объект исследования: одежда поморов.
Гипотеза: одежда поморов-предков отличается от современной одежды.
Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.
На основании проделанной работы сделали следующие выводы. Основными частями одежды в Поморье являлись рубаха и сарафан для женщин, рубаха и порты для мужчин. Наиболее предпочтительными материалами для шитья одежды являлись холст, сукно, шелк и мех. В результате наблюдений, увидели, что все люди ходят в современной одежде (джинсы, брюки, юбки, свитера, блузки, футболки и др.). Помимо этого, заметили, что одежда мужчин и женщин практически ничем не различается: в джинсах (брюках) и свитере (футболке) можно встретить как мужчину, так и женщину. Большая часть женщин, которых мы встречали, носили не сарафанные (юбочные) комплексы, а брюки или джинсы. Также заметили, что жители носят одежду, сшитую из хлопка, и очень много людей встречали в одежде, сшитой из синтетических материалов.

ВложениеРазмер
napravlaenie.docx 794.75 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Одежда поморов»

МБОУ «Уемская СОШ» Приморского района
4 класс

Кузьминская Наталия Евгеньевна

  1. Теоретические основы исследования ………………………………………………… 5
  1. Люди, жившие у моря …………………………………………………………. 5
  2. Одежда поморов ……………………………………………………………….. 5
  3. Женская одежда ………………………………………………………………. 6
  4. Мужская одежда …………………………………………………………….…. 9
  1. Практическая часть исследования ………………………………………………. … 11

Изучение истории родного края является весь актуальным в наши дни. В школе учащиеся изучают региональный компонент и узнают много интересного о жизни своих предков. Автор работы раскрывает особенности одежды предков-поморов.

Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.

Объект исследования: одежда поморов.

Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.

В работе отражены основные части женской и мужской одежды поморов в прошлые века. В результате анализа литературы и исследований автор пришел к выводу, что основными частями традиционных комплексов одежды в Поморье являлись рубаха и сарафан для женщин, рубаха и порты для мужчин. Автор работы доказала, что одежда поморов прошлых веков имеет свои особенности и отличается от одежды, которую носят люди современного общества.

Меня зовут Занина Руслана. Я ученица 4 класса Уемской средней школы. За время учёбы в школе мы много говорили об истории родного края. 4 года подряд посещаем музей Малые Корелы с различными циклами экскурсионных занятий. На многих уроках изучаем региональный компонент, где знакомимся с поморской азбукой, изучаем произведения северных писателей и поэтов. Много интересного узнаём о жизни и быте людей в старину, народном костюме, традициях и обычаях, народных играх и забавах. Я обратила внимание на то, что одежда наших предков отличается от современной одежды. И мне захотелось узнать об этом подробнее.

Цель работы – узнать, какую одежду носили поморы в прошлом.

  1. проанализировать литературу по теме исследования;
  2. выяснить, отличается ли современная одежда поморов от одежды прошлых веков;
  3. узнать, известно ли ребятам, что носили мужчины и женщины на Севере в прошлом;
  4. продолжить знакомство с жизнью поморов.

Объект исследования: одежда поморов.

Гипотеза: одежда поморов-предков отличается от современной одежды.

Методы: анкетирование, сравнение, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.

Если речь заходит об Архангельской области или Белом море, то сразу же вспоминаются поморы – люди, жившие у моря. Поморы – это исконно русские люди, со своими традициями и богатой историей. Столицей поморов был Архангельск (ранее — Новохолмогоры), даже сегодня можно услышать, что многие архангелогородцы и жители области называют себя поморами, а регион — Поморьем (даже телеканал такое есть у нас местный). Поскольку поморы жили у моря, то и главным кормильцем было море – отсюда идут и все промыслы поморов.

Поморы - это потомки русских, заселивших регион Белого моря в средние века. Переселенцы приходили, главным образом, из Новгородского и Ростовского княжеств. До них здесь проживали карелы, саамы и ненцы, смешавшиеся впоследствии с русскими переселенцами.

Русский Север – это уникальное хранилище традиций народной культуры. Произведения народного творчества имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Одежда – это один из важнейших разделов народной культуры. Языком цвета, формы и орнамента он раскрывает нам многие законы красоты народного искусства.

Одежда поморов имела свои особенности, она была проста и практична по ткани и покрою. В Поморье крестьянское население носило одежду, сшитую из различного домотканого материала, фабричных тканей и старых покупных тканей; последнее означало, что донашивалась или перешивалась старинная одежда. Наиболее предпочтительными материалами для шитья одежды в Поморье являлись холст, сукно, шелк и мех. Специфически «поморским» материалом были кожа и мех морских зверей – тюленя, нерпы, из которых во многих поморских районах изготавливались обувь и верхняя одежда.

Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписанными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в праздники. Будничный костюм был удобным и прочным. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь. Позднее они были вытеснены ситцем.

Кроме того, большое значение для изменений в крестьянской одежде сыграло бурное развитие хлопчатобумажной промышленности. Хлопчатобумажные ткани стали более доступными. В традиционной одежде домотканые части все чаще стали заменяться покупным материалом, входили в обиход покупные платки и передники, старинные вышивки дополнялись, а впоследствии и заменялись, нашитыми полосками ситца, покупных лент, кружев.

В прошлые века на Русском Севере традиционным был комплекс женской одежды с сарафаном. Такой комплекс часто называли «сарафанным комплексом», так как основные части его были сарафан и рубаха.

Старинные женские рубахи состояли из двух частей: из верхней – рукава и нижней - стан или станина. Верхнюю часть – рукава, шили из домотканого хлопчатобумажного полотна, из домотканой пестряди, из ситца. Нижнюю часть – стан, чаще всего шили из портна. Рукава часто украшали вышивкой или кружевом.

Такие рубахи в Поморье бытовали повсеместно, каждая девушка и женщина имела несколько рубах – будничных, простых, праздничных и обрядовых, богато украшенных узорами. Рубахи вышивали красивыми узорами (по вороту, по краю рукавов, по низу стана), такое расположение вышивки было не случайным, а играло роль оберегов, отводящих дурной глаз, нечистую силу. Для девушки показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. Старинная северная вышивка выполнялась, как правило, одним цветом. В более ранние времена – красными нитками на белом холсте, позднее - и белыми на красной фабричной ткани. С рубахой было связано немало различных поверий. Считалось, например, что продавать её никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладала целебной силой.

Во многих местностях Поморья в конце 19 – в начале 20 века ещё бытовали старинные рукава (нарукавники) с короткими и длинными рукавами. Они представляли собой верхнюю часть рубахи в виде коротенькой кофточки.

Сарафан представлял собой безрукавую одежду: или на лямках, не закрывающий шею, без застёжки, или глухая «под горлышко», застёжка спереди сверху донизу.

В конце 18 века повседневные сарафаны повсеместно изготавливались из холста, крашенного в краски, и назывались крашенинники.

Во второй половине 19 века наиболее распространёнными среди девушек и женщин были прямые или круглые сарафаны на лямках, из хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей. Обычно сарафаны шились из покупной ткани, но в тех поморских сёлах, где было развито домашнее ткачество, изготовлялись сарафаны из шерстяной домотканины, так называемые клеточники – в красно-жёлтую или чёрно-красно-белую клетку.

В некоторых районах Поморья (где преобладало старообрядчество) сарафаны носили приглушенных или тёмных тонов – коричневого, синего, лилового, песочного цветов, иногда с узорами. В других местностях Поморья, где старообрядчество не было таким сильным, предпочитали яркие ткани и сочетание самых контрастных цветов – голубого, красного, зелёного.

Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма с древнейших времен. Обычно женщины могли подпоясываться дважды – поверх рубахи и поверх сарафана. На верхнюю одежду полагался еще один пояс. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Пояс выполнял функцию защиты от нечистой силы.

На Русском Севере изготовляли пояса самыми разнообразными способами: ткали, вязали, плели. Ткать узорные пояса должна была уметь каждая женщина. Праздничные и будничные пояса отличаются орнаментом и цветом, а также качеством материала. Новые пояса, вытканные из льна, были праздничными, поношенные или вытканные из грубой домашней шерсти, носились повседневно. Все пояса завершались кистями.

Основной мужской комплекс нательной одежды, состоявший из рубахи и портов, также был распространён повсеместно.

Тельная рубаха изготавливалась, как правило, из некрашеного грубого белёного холста, рукава длинные, ворот «под горлышко», то есть без воротника, на завязках, без пуговиц.

Рубаха обычно шилась из сурового тонкого холста, из одноцветной холстяной крашенины, из узорного тонкого холста, который ткали из пряжи разных расцветок. Обычно применяли две расцветки. Кроме того, будничные рубахи шили из полосатой или клетчатой пестряди (позднее ситца, сатина). Праздничные рубахи изготавливались из белого холста, часто с чёрно-красной вышивкой по вороту, реже – по подолу. В традиционном комплексе рубаха надевалась навыпуск и подпоясывалась поясом (кожаный, шнуровой или тканный).

В зимнее время поморы надевали нередко от 3 до 7 рубашек.

Порты (штаны) шили в зависимости от сезона из пестряди, холста, домотканой или покупной шерсти и сукна. Подштанники – всегда из холста.

Читайте также: