Художественная обработка кожи что это такое

Обновлено: 22.04.2024

Цели: знакомство с новым материалом – кожей, её свойствами и возможностями обработки.

1. Обучающая: познакомить с основными инструментами, применяемыми при обработке кожи; обучить приемам обработки кожи (вырезание, обработка на свечке, склеивание); учить применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы - коллективного панно.

2. Развивающая: расширить представление в области применения кожи; развивать творческие способности, эстетический вкус.

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к материалу, аккуратность в работе.

  • образцы и картинки с изображением кожаных изделий, используемых человеком, начиная с древних времен и до наших дней;
  • детали заготовок (шаблоны) [4];
  • кусочки кожи и замши;
  • плотный картон для основы;
  • ткань для оклеивания основы (лён, бортовка);
  • пинцет;
  • ножницы;
  • клей ПВА или “момент”;
  • нож сапожный;
  • свечи с подставками, спички;
  • тряпочки;
  • готовая рамка для панно;
  • эскиз готового панно [4];
  • правила по ТБ;
  • магнитофон.



I. Организационный момент. (1 мин.)

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.

На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.

“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Какие только материалы не выбирала капризница-мода своими королевами – то увенчивала лаврами шёлк и парчу, то возносила на престол атлас и кримплен, но, пожалуй, фавориткой среди всех материалов можно без ошибки назвать кожу.

Этот удивительный по своим качествам и возможностям материал создала сама природа. Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных. Первое орудие человека (силки для ловли птиц и зверей), воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, посуда, лодки, пергамент для письма были из кожи (рассказ сопровождается показом картинок).

Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?

Ответ: Можно использовать ненужные старые кожаные вещи: плащи, сумки, пояса, сапоги и др.

Из кожи юбка и пальто,
И куча сношенных сапог.
Давно уж стало все не то,
Вещам, увы, приходит срок.
В сумке маминой картошка,
Варежкой играет кошка,
Висит старенький пиджак,
Всё не выбросить никак.

Используя кожу вышедших из моды вещей, вы сможете смастерить немало полезных и изящных вещей, приятно удивив своих близких, а сами испытаете радость творчества.

III. Знакомство со свойствами кожи, инструментами и приспособлениями. (7 мин.)

Вопрос: Какими свойствами обладает кожа?

( учащиеся рассматривают обрезки кожи, находящиеся на рабочих столах и делают выводы).

Ответы: Кожа- это натуральный материал. Она мягкая, пластичная, прочная, гибкая, практичная, гигиеничная. Она надежно защищает от холода, влаги и пыли.

В рукоделии может быть использована как натуральная кожа, так и кожзаменитель, тонкая и толстая, мягкая и жесткая.

Основными инструментами и приспособлениями, которые нам понадобятся на уроке для работы с кожей, являются: сапожный нож; ножницы, пинцет, клей ПВА или “момент”, гелиевая ручка, свечи, поставки под свечи, тряпочки для протирки рук . (Учащиеся рассматривают инструменты и приспособления, а также знакомятся с правилами ТБ при работе с режущими инструментами и со свечой, отпечатанные экземпляры которых лежат на каждом столе).


IV. Формирование новых умений и навыков. (15 мин.)

  • вырезание ;
  • обработка кожи на свечке ;
  • склеивание .




(Учитель демонстрирует приемы работы с кожей).

V. Применение полученных навыков. (55 мин.)

Для начала можно попытаться скопировать работу и поэтому предлагается готовый эскиз. Ничего плохого в этом нет: техника- дело наживное. Сальвадор Дали говорил, что “из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит”. Главное - вызвать первоначальный интерес и желание творить.

Среди учащихся можно сразу распределить обязанности, определить объём работы и выбрать ответственного за окончательную сборку изделия.

Учитель проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять.

Во время работы можно включить негромкую музыку.

VI. Поведение итогов и оценка выполненной работы. (2 мин.)

К окончанию урока коллективное панно из кожи было полностью выполнено, а основа вставлена в рамку . Работа вызвала интерес и желание украсить свою квартиру неординарными вещами, сделать оригинальные подарки для друзей и близких.

Выполненное на уроке панно из кожи в настоящее время используется для оформления интерьера кабинета технологии в школе, также как и другие работы, изготовленные учащимися и представленные на районной выставке.

Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.

История развития кожевничества, фото № 1

Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.

История развития кожевничества, фото № 2

С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.

В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

История развития кожевничества, фото № 3

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.

Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.

История развития кожевничества, фото № 4

Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

История развития кожевничества, фото № 5

Издавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.

И, в общем, как ни странно это звучит, это её свойство ощущается и современными людьми. Ни одна технология до сих пор не позволила создать настолько живой, «теплый» и подходящий для человека материал. И пусть меняются стиль и дизайн, сегодня – в век синтетических и полимерных изделий – кожаные изделия остаются на пике моды. Как и многие тысячи лет назад – во времена скифов, шумеров и ацтеков.

В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел, а попросился обратно к себе домой кожи мять, потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.

Кожевничество в России процветало уже в 6–7-м веках ,а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий

Мы знаем что первой одеждой древнего человека были шкуры диких животных, а значительно позже люди научились изготовлять себе одежду из других натуральных и искусственных материалов. Наверное их можно назвать кожзаменителями? Однако все эти материалы только эмитируют некоторые свойства кожи, и ни один из них не заменит ее полностью

Итак, Художественная обработка кожи - что это?

Сама по себе кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы - поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов.

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. За тем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Что касается технических приёмов художественной обработки кожи, то их великое множество. Среди основных - тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия.

1. ТИСНЕНИЕ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 1

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении худо-жественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

2. ПЕРФОРАЦИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 2

Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).

3. ПЛЕТЕНИЕ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 3

Кто не знает, что такое «косичка» сплетенная из трех кожаных шнурков? Такой «косичкой» украшают одежду, шкатулки, её используют в качестве завязок, шнурка для подвесок и т.д. А если это «косичка» из четырех или шести шнурков? Это уже браслет. А если из двенадцати? Да плюс изящная пряжка? Да плюс узорные накладки? Замечательный получается ремень! А если использовать особое «круглое» плетение (т.е. когда коса имеет круглое сечение и не имеет оборотной стороны) то получится классическая ногайка. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение превращается в оплетку края (применяется для отделки одежды, обуви, сумок).

4. ПИРОГРАФИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 4

Пирография (выжигание) – прием новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

5. ГРАВИРОВКА

7 способов художественной обработки кожи, фото № 5

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

6. АППЛИКАЦИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 6

В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест».

7. ИНТАРСИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 7

По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний. Пифагор упоминает о выполненных подобным образом таблицах, применявшихся в обрядах Пирамид. Другой пример – созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII вв.), так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трехсот лет. Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения). Кожа стерпит всё, кроме одного – скуки…

Но из кожи можно делать ювелирные украшения в разных стилях от готики до хай-тека. И сочетать её можно почти с любыми материалами – деревом, керамикой, металлами, самоцветами, перламутром и т.д. Коже можно придать свойства других декоративных материалов – дерева, керамики, текстиля, или подчеркнуть ее собственные выразительные особенности в ювелирном изделии полностью выполненном из кожевенных материалов. Кожа многолика, и украшения из нее могут быть как предельно «светскими», так и абсолютно демократичными.

В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей в Западной Европе, из кожи стали делать футляры для походных фляг. Кроме того, кожу, наряду с берестой, часто использовали для ремонта керамической утвари (подобная технология известна у славян, скандинавов и народов Севера).

Спасибо вам за то, что уделили внимание статье! Оставляйте комментарии, добавляйте в Избранное, ставьте Нравится!!


Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий

Содержание

История



История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид [источник не указан 1313 дней] . Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет [источник не указан 1313 дней] . Широкую известность получили и так называемые "кордовские" кожаные обои.

Приемы художественной обработки кожи

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004:

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Тиснение

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ — тиснение с наполнением — вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Перфорация

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

Плетение

Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Пирография

Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка



Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Аппликация

Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

Интарсия

Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске — тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).


Кожа — материал, который люди начали обрабатывать одним из первых. Изначально шкуры животных выделывались только самым грубым способом. Постепенно такая одежда становилась все более привлекательной и удобной. Даже более поздние тканые изделия не заменили людям шубы, обувь, ремни. В давние времена изготовлением кожаных изделий занимались в основном только небольшие мастерские. Сегодня такую одежду, обувь и аксессуары делают промышленным способом. Кожевенное производство в наши дни очень неплохо развито как во всем мире, так и в России. При этом наша страна является одним из самых крупных потребителей такого материала в мире.

Определение кожевенного производства

В сравнении с другими материалами, используемыми для изготовления одежды, обуви и аксессуаров, кожа имеет просто уникальные свойства. Шкура животного — это очень сложная биологическая система, просто идеально защищающая его от неблагоприятных факторов внешней среды. И такими же свойствами обладают, конечно же, и одежда и обувь, изготовленные из такого материала. Они также хорошо защищают своего обладателя от влаги, пониженных температур и пр.

Кожаные аксессуары

Кожевенным производством называют процесс выделки шкур животных до состояния, пригодного для изготовления одежды, обуви и аксессуаров. Заводы этой специализации сегодня оснащаются самым современным оборудованием и производят свою продукцию по инновационным технологиям.

Использование шкур животных в древности

История кожевенного производства насчитывает уже не одно тысячелетие. Шкуры убитых животных хорошо защищали от непогоды еще первобытного человека. Такая одежда делала жизнь пещерных людей более комфортной, но служила, к сожалению, недолго. Под воздействием влаги и перепадов температур шкуры очень быстро приходили в негодность. Со временем люди научились продлять такому материалу жизнь путем его выделки. Когда именно появились первые обработанные таким образом кожаные изделия, до сих пор, к сожалению, неизвестно.

Но все же ученым удалось выяснить то, что подобная одежда и обувь были достаточно популярными в Древнем Египте еще в V в. до нашей эры. В этой стране когда-то шкуры предварительно высушивали в растянутом виде. Далее в их поверхность тщательно втирали жир. На следующем этапе шкуры разминали до размягчения. Из получившегося долговечного и достаточно привлекательного материала затем делали:

  • одежду и обувь;
  • ремни разного назначения;
  • торбы, футляры;
  • пергамент;
  • лодки;
  • временные жилища.

Позднее были изобретены в том числе и способы художественной обработки кожи. В Долине царей в Египте были найдены, к примеру, расшитые одежды жрецов из этого материала, украшенные золотом сандалии, различные дорогие предметы обихода с гравировкой.

Первобытный человек

В эпоху Возрождения, помимо всего прочего, был изобретен такой способ украшения кожи, как изысканное тиснение. Затем мастера придумали и технику золочения такого материала. Еще позднее французские художники начали украшать кожу красивыми аппликациями.

На Руси выделанные шкуры также пользовались популярностью с древних времен. Такие мастерские в старину на территории нашей страны работали повсеместно. К примеру, археологами в Новгороде на Славянском холме была открыта кожевенная мастерская XII в. В раскопанном ими древнем строении ученые обнаружили чан для вымачивания шкур, заготовки кожи, обувь.

Когда начали обрабатывать промышленным методом

В Европе кустарным способом кожу выделывали вплоть до середины XVIII в. Первая фабрика такой специализации открылась во Франции, в Эльзасе в 1749 г. Массово же крупные и средние производства кожаной одежды, обуви и аксессуаров в Европе начали открываться лишь в начале XIX в.

В России кожевенные заводы или, как их тогда называли, «дворы», существовали уже с XVII в. К примеру, подобное предприятие было открыто в Москве по приказу царя Алексея Михайловича в 1668 г. Шкуры на этом заводе кожевенного производства выделывали в огромных ямах, обложенных кирпичом. В те времена в России были разработаны технологии выделки кожи, сохранившиеся в последующем вплоть до начала XX в.

В XIX в. «дворы» России производили самую лучшую в мире кожу, пользующуюся огромной популярностью в Европе, Америке и Азии. Импортировался этот материал за рубеж в те времена просто в огромных количествах. После революции и создания СССР натуральные изделия из кожи у нас в стране стали, к сожалению, большим дефицитом. Позволить себе такую одежду и обувь могли только достаточно обеспеченные люди.

Кожа для выделки

Кожа в России сегодня

Сразу же после перестройки нашу страну буквально захлестнул кожаный бум. Изделия из этого материала, традиционно очень популярные в России, начали завозить на рынки и во вновь открывшиеся бутики многочисленные «челноки». Не стала менее востребованной подобная продукция у нас в стране и в последующие годы. Сегодня России является едва ли не основным производителем и потребителем кожаных изделий в мире.

Кожаная одежда

Изготовление в наши дни: разновидности материала

Каждая шкура является материалом поистине уникальным. Ее свойства зависят от вида животного, от которого она была получена, его возраста, особенностей содержания и кормления, использованных методик выделки. В России на данный момент регулируются все технологии кожевенного производства ГОСТ 3123-78. Поэтому продукция такого типа у нас в стране выпускается достаточно качественная. Видов кож в России и мире на настоящий момент производится множество:

  • шорно-седельная — грубая шкура КРС, свиней и лошадей, используемая для изготовления ремней;
  • юфть — материал комбинированного дубления, изготавливаемый из более тонких кож свиней, КРС или лошадей;
  • опоек — мягкая прочная кожа с глянцевой лицевой поверхностью, получаемая из шкур телят до 6 мес.;
  • выросток — также достаточно мягкая кожа, изготавливаемая из шкур телят до 1 г;
  • полукожник — еще более толстый и немного грубый материал, изготавливаемый из шкур КРС в возрасте до полутора лет;
  • яловка и бычок — кожа, вырабатываемая из шкур молодых коров-нетелей и бычков старше полутора лет;
  • шевро и козлина — материал со своеобразным красивым мелкозернистым рисунком, получаемый путем дубления шкур коз;
  • шеврет — дубленая шкура овец (отличается меньшей прочностью, чем козлиная);
  • свиная кожа — материал с грубой крупнозернистой поверхностью, имеющий сквозные отверстия от щетины;
  • замша — шкуры оленей, лосей, овец, диких коз, обработанные путем жирового дубления;
  • велюр — материал, вырабатываемый из опойки, шевро, козлины, шеврета или свиной кожи.

Также различают такие виды продукции кожевенного производства, как светлый нубук, лайка, лаковый материал.

Основные технологии обработки

Видов кож современной промышленностью выпускается, таким образом, просто огромное количество. Рассмотренные выше разновидности производятся посредством дубления или жировки. Именно такие кожи на данный момент являются самыми распространенными на рынке. Но иногда шкуры животных могут подвергаться обработке и по другим технологиям. Помимо дубленных, на настоящий момент различают кожи:

В кожевенном производстве в России, как и во всем мире могут использоваться все эти три методики выделки шкур.

Выделка кож

Дубление и жировка

Кожа любого животного состоит из трех слоев, которые в процессе выделки либо преобразуют, либо удаляют. Снаружи такой материал покрывает эпителий. Средний слой кожи считается основным. Образуется он коллагеновыми белковыми молекулами. Нижний жировой слой кожи отличается рыхлой структурой. Именно он в процессе выделки удаляется до определенной толщины.

Средний коллагеновый слой у свежей кожи остается подвижным. Именно поэтому такой материал отличается гибкостью и эластичностью. Через определенный промежуток времени волокна среднего слоя начинают высыхать и слипаться в сплошную массу. В результате кожа становится жесткой и ломкой. Чтобы этого не происходило, в процессе производства в средний слой этого материала вводят специальные вещества — дубители или жиры, не позволяющие волокнам терять эластичность и склеиваться.

Что такое сыромятный материал

В настоящее время в кожевенном производстве шкуры животных обрабатываются в первую очередь именно дублением. Но иногда в наши дни может использоваться и древняя методика изготовления сыромятной кожи. Такой материал считается более качественным, чем дубленый, и изготавливают его обычно по такой технологии:

  • кожу промывают и мездрят (удаляют жировой слой);
  • удаляют со шкуры волосяной покров путем соскабливания;
  • тщательно разминают кожу руками, протягивая ее по доске или стальному уголку, а также скручивая в разные стороны, до размягчения.

Изготовленная таким образом кожа в последующем при намокании становится слегка скользкой. Чтобы такого не происходило, на заключительном этапе ее жируют или пропитывают специальными веществами.

Сырая кожа

Эта технология в кожевенном производстве сегодня используется достаточно редко. Такой материал по-другому называют гольем. Изготавливается сырая кожа по достаточно простой методике. В данном случае со шкуры животного удаляются лишь волос и нижний жировой слой. После высыхания такая кожа роговеет. Используют этот материал в наше время для изготовления кнутов для скаковых лошадей, мембран некоторых музыкальных инструментов, деталей ткацких станков.

Сыромятная кожа

Основные центры кожевенного производства в России и мире

У нас в стране предприятия этой специализации работают во многих регионах. К примеру, кожу и кожаные изделия выпускают такие заводы, как:

  • Волгоградский кожевенный.
  • Ярославский.
  • Таганрогский.
  • Богородский.
  • Тверской.
  • Рыбинский и пр.

Конечно же, эта отрасль легкой промышленности хорошо развита в наше время и во многих других странах мира. Основными центрами производства кожевенного сырья на планете, помимо России, сегодня являются:

  • Бангладеш (местечко Хазарибагх).
  • Китай.
  • Индия.
  • Южная Европа.

Изделия из кожи

Общее количество работников, занятых чисто изготовлением кож, идущих затем на производство одежды, обуви и аксессуаров, в мире в настоящее время равно 500 тыс. человек.

Читайте также: