Горячих компрессов можно подготовить кожу

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московский областной медицинский колледж №1»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Цикловая методическая комиссия

учебных дисциплин и профессиональных модулей специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело»

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 1. Технология выполнения простых медицинских услуг

II курс, 4 семестр

Методическая разработка

Открытого урока

«Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов»

Составила: преподаватель - Никулова Т.С.

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработчик: преподаватель профессиональных модулей – Никулова Т. С., первая квалификационная категория

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Рузский филиал

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК учебных дисциплин и профессиональных модулей специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Председатель ЦМК ___________________

Зам. директора по учебной работе

«____» _______________20__ год

Методическое пособие рекомендовано для проведения теоретических и практических занятий по теме: «Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов» по Технологии выполнения простых медицинских услуг МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование

Пояснительная записка

Хронологическая карта занятия

Актуальность темы

Глоссарий

Опорный конспект

Алгоритмы манипуляций

Блок контролирующих материалов

Поэтапный контроль за выполнением манипуляции «Постановка холодного компресса»

Поэтапный контроль за выполнением манипуляции «Постановка согревающего компресса»

Фронтальный опрос

Ситуационные задачи

Задания в тестовой форме

Задание на дом

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Методическое пособие рекомендовано для проведения теоретических и практических занятий и контроля текущего уровня знаний обучающихся по Разделу 1. Технология выполнения простых медицинских услуг МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело».

При проведении занятия поставлены цели:

Оразовательные и воспитательные

-формирование ПК:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

-формирование ОК:

· Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

· Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

· Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

· Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

· Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

· Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

· Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

методические:

-представление и обоснование педагогических технологий, приемов, методов и средств, используемых в образовательном процессе при практико-ориентированном обучении, в соответствии с требованиями практического здравоохранения и работодателей.

Введение

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

Обучающая цель

Вы должны знать:

- определения терминов, употребляемых при проведении процедур;

- области тела, разрешаемые для выполнения процедур;

- показания и противопоказания для постановки компрессов;

- осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур;

- принципы инфекционной безопасности при выполнении процедур.

Вы должны уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры;

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

- проводить дезинфекцию и утилизацию использованных предметов ухода.

Изученный материал позволяет проверить у обучающихся:

- способность к клиническому мышлению;

-теоретические знания по наблюдению, уходу;

-осуществление профилактической деятельности.

Основные этапы практического занятий:

Организационная часть, целевая установка

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему занятия, цели и план проведения.

Мотивация изучения темы

Преподаватель отмечает значимость темы для изучения.

Контроль за подготовкой студентов к занятию, проверка уровня знаний по теме

Студентам предлагаются вопросы для фронтального опроса по изучаемой теме с целью выявления уровня теоретической подготовки, усвоения лекционного материала.

Пояснения преподавателя по выполнению самостоятельной работы по вопросам темы

Преподаватель дает рекомендации студентам по выполнению заданий, закрепляющих знания в изучаемом разделе (области), по формированию практических умений.

Самостоятельная работа студентов по закреплению знаний и формированию ПК

С целью формирования ОК и ПК студентам предлагается выполнить задания по изучаемой теме, решить ситуационные задачи.

Осмысление и систематизация полученных знаний

Студентам предлагается обосновать выполняемые действия, алгоритмы, проблемные ситуации. Ответить на вопросы.

Решение тестовых заданий студентами по изученной теме с целью определения уровня усвоения учебного материала.

Студенты получают тестовые задания от преподавателя и дают на них письменный ответ, сдают преподавателю сделанную работу.

Подведение итогов занятия

Преподаватель проверяет ответы на тесты, делает акцент на основных понятиях темы, выставляет отметки с комментариями.

Преподаватель называет тему следующего занятия согласно календарно-тематического плана, указывает литературу для подготовки.

БЛОК МАТЕРИАЛOB ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Простейшая физиотерапия применяется с незапамятных времен с целью вызвать в организме человека многообразные изменения.

Способы, методы, средства лечения заболеваний человека, а также удовлетворение нарушенных жизненно-важных потребностей человека чрезвычайно многообразны. Среди множества немедикаментозных средств воздействия на человека определенное место занимают целебные физические природные факторы: климат, воздух, солнце, пресная вода – гидротерапия, минеральная вода – бальнеотерапия.

Разнообразное использование физических факторов значительно повышает эффективность комплексного лечения и оздоровление пациентов, а также играет немаловажную роль в работе медицинских сестер по удовлетворению нарушенных жизненно-важных потребностей человека, решению проблем пациента, с которыми он обращается к средним медицинским работникам.

Простейшие методы физиотерапии оказывают многообразные воздействия на организм человека. В результате их применения исчезает боль, нормализуются секреторные и моторные функции органов, уменьшается активность воспалительных процессов, улучшается трофика органов и тканей, усиливаются процессы восстановления, нормализуется обмен веществ, ускоряются окислительно-восстановительные процессы в тканях и органах и усиливаются нейро-гуморальные регуляции функций внутренних органов.

Механизм воздействия простейшей физиотерапии на организм человека основан на учении И.П. Павлова. Физические факторы вызывают раздражение рецепторов кожи и подкожной клетчатки. В ответ на это раздражение возникают сложные реакции рефлекторного типа. Они могут быть как местного, так и общего характера (например, улучшается сон, аппетит, настроение, работоспособность).

Итак, при простейших физиопроцедурах широко используют пресную воду, тепло, холод, в виде очень доступных, простых и легко осуществимых, даже самим пациентом процедур.

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры, удобно расположить пациента

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

4. Приготовить: сложенный в 6-8 раз кусок марли, компрессную бумагу, компрессую бумагу (клеенку или компрессную бумагу на 2 см. больше слоя марли), кусок ваты достаточной толщины, по размеру больше компрессной бумаги на 2 см., воду комнатной температуры или 45 % спирт, бинт.

5. Обработать руки гигиеническим способом, надеть нестерильные перчатки

6. Смочить марлевую салфетку и отжать так, чтобы не стекала жидкость, приложить к нужной области.

7. Поверх марлевой салфетки положить компрессную бумагу или клеенку, затем вату, полностью закрывая два предыдущих слоя.

8. Наложенный компресс прочно фиксировать бинтом (если на конечности, то бинтовать начинать от более узкой области)

9. Правильность постановки компресса необходимо проверить через 2 часа (1-2 пальца просуньте под салфетку, вы должны ощутить влажность и тепло). Время действия компресса составляет 6-8 часов.

10. Уточнить у пациента его самочувствие

11. Снять перчатки, фартук, поместить их в пакет для отходов класса Б

12. Обработать руки антисептиком

13. Сделать запись о результатах выполнения манипуляции в медицинской документации.

25.Применение пузыря со льдом

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры, удобно расположить пациента

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

4. Приготовить: пузырь для льда, водный термометр, часы, емкость с холодной водой 12-14 градусов, колотый лед, полотенце, пеленку, полотенца бумажные

5. Предложить или помочь пациенту занять удобное положение.

6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

7.Заполнить положить пузырь кусочками льда и залить их холодной водой (12-14ºС)

8. Положить пузырь на горизонтальную поверхность, вытеснить воздух и закрутить плотно пробку.

9. Завернуть пузырь в полотенце или пеленку, сложенную в несколько слоев.

Приложить пузырь со льдом к назначенной области тела на 20 минут

10. Убрать пузырь со льдом, осмотреть поверхность кожи.

При необходимости приложить повторно через 10-15 минут.

По мере таяния льда воду сливают, а кусочки льда добавляют. Общее время охлаждающего воздействия не должно превышать 2-х часов.

11. Помочь пациенту принять удобное положение. Уточнить у пациента его самочувствие

12. Открыть крышку пузыря и вылить воду.

13. Обработать пузырь дезраствором 2-х кратно с интервалом 15 мин.

Высушить пузырь и хранить в сухом, чистом виде

14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

15. Сделать запись о выполнении манипуляции в медицинскую документацию.

26. Применение грелки

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

4. Подготовить: грелку, емкость с водой температуры 60-65 градусов, водный термометр, пеленку – 2 шт.

5. Обработать руки гигиеническим способом

6. Заполнить грелку водой на 2/3 объема, осторожно вытеснить из нее воздух, завинтить плотно вентиль.

7. Вытереть грелку насухо, убедиться в герметичности грелки, опрокинув пробкой вниз и сжав руками с двух сторон.

8.Помочь пациенту занять удобное положение

9. Завернуть грелку в пеленку

10 Приложить грелку к назначенной области на определенное время (место применения и время назначаются врачом)

11. Через 5 минут проверить, нет ли симптомов перегревания тканей (яркая гиперемия, чувство жжения).

12.Через назначенное время врачом убрать грелку, осмотреть кожу пациента в месте соприкосновения с грелкой Помочь пациенту занять удобное положение в постели, укрыть одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели не менее 1 часа.

13. Открыть пробку грелки и вылить воду

14. Салфеткой, смоченной дезинфектаном обработать грелку двухкратно с интервалом 15 минут, одноразовую ветошь скинуть в пакет отходы класса Б

15. Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом

16. Сделать отметку о результатах выполнения манипуляции

27. Измерение артериального давления

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

3. Предложить пациенту занять необходимую позу для проведения процедуры, попросить оголить руку и уточнить, что пациенту удобно, с расслабленными и не скрещенными ногами, ступни находятся на полу, упор спины о спинку стула, рука лежит на поверхности на уровне сердца, ладонная поверхность вверх, дыхание спокойное, соблюдение тишины.

4. Приготовить: прибор для измерения артериального давления, стетофонендоскоп (при аускультативном определении тонов Короткова), антисептическое или дезинфицирующее средство для обработки мембраны стетофонендоскопа.

5. Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению.

6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

7.Обнажить руку пациента, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца.

8. Наложить манжету тонометра на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки - один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки.

9. Наложить два пальца левой руки на предплечье в месте прощупывания пульса.

10. Другой рукой закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления. Постепенно произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления до исчезновения пульса. Этот уровень давления, зафиксированный на шкале тонометра, соответствует систолическому давлению.

11. Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления и подготовить прибор для повторного накачивания воздуха.

12. Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но, не прилагая для этого усилий.

13. Повторно накачать манжету прибора для измерения артериального давления до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.

14. Сохраняя положение стетофонендоскопа, начать спускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст. за секунду. При давлении более 200 мм рт.ст. допускается увеличение этого показателя до 4-5 мм рт.ст. за секунду.

15. Запомнить по шкале на приборе для измерения артериального давления появление первого тона Короткова – это систолическое давление, значение которого должно совпадать с оценочным давлением, полученным пальпаторным путем по пульсу

16. Отметить по шкале на приборе для измерения артериального давления прекращение громкого последнего тона Короткова – это диастолическое давление. Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона.

17. Снять манжету прибора для измерения артериального давления с руки пациента.

18. Сообщить пациенту результат измерения артериального давления.

19. Обработать мембрану прибора доля измерения артериального давления асептическим или дезинфицирующим средством.

20. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

21. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

1. Условия измерения артериального давления. Измерение должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям кабинета в течение не менее 5 – 10 мин. За час до измерения исключить прием пищи, курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя, применение симпатомиметиков, включая назальные и глазные капли.

2. Положение пациента. Артериальное давление может определяться в положении «сидя» (наиболее распространенно), «лежа», и «стоя», однако во всех случаях необходимо обеспечить положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Каждые 5 см смещения середины манжеты относительно уровня сердца приводят к завышению или занижению артериального давления на 4 мм рт. ст.

В положении «сидя» измерение проводится у пациента, располагающегося в удобном кресле или на стуле, с опорой на спинку, с исключением скрещивания ног. Необходимо учитывать, что глубокое дыхание приводит к повышенной изменчивости артериального давления, поэтому необходимо информировать об этом пациента до начала измерения. Рука пациента должна быть удобно расположена на столе рядом со стулом, и лежать неподвижно с упором в области локтя до конца измерения. При недостаточной высоте стола необходимо использовать специальную подставку для руки. Не допускается положение руки «на весу». Для выполнения измерения артериального давления в положении «стоя» необходимо использовать специальные упоры для поддержки руки, либо во время измерения поддерживать руку пациента в районе локтя.

3. Кратность измерения. Повторные измерения проводятся с интервалом не менее 2-х минут. Во время первого визита пациента необходимо измерить артериальное давление на обеих руках. В дальнейшем целесообразно производить эту процедуру только на одной руке, всегда отмечая, на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии (более 10 мм рт. ст. для систолического и 5 мм рт. ст. для диастолического артериального давления), все последующие измерения проводятся на руке с более высокими цифрами. В противном случае измерения проводят, как правило, на «нерабочей» руке. Если имеется отличие более чем на 5 мм рт. ст., проводится третье измерение, которое сравнивается по приведенным выше правилам со вторым, а затем (по необходимости) и четвертым измерением. Если в ходе этого цикла выявляется прогрессивное снижение артериального давления, то необходимо дать дополнительное время для расслабления пациента. Если же отмечаются разнонаправленные колебания артериального давления, то дальнейшие измерения прекращают и определяют среднее трех последних измерений (при этом исключают максимальные и минимальные значения артериального давления).

28. Измерение частоты дыхательных движений

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры (сказать, что будете оценивать пульс), удобно расположить пациента (уложить)

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

4. Приготовить: часы с секундомером. Проверить исправность и точность часов с секундомером.

5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

6. Взять пациента за руку, положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или эпигастральную область (у мужчин).

7. Взять часы с секундомером, подсчитать частоту дыхательных движений за 1 минуту. Подсчет дыхательных движений следует проводить в спокойной обстановке. Если дыхание ритмичное, возможен подсчет дыхательных движений за 30 секунд, при этом полученный результат следует удвоить.

Число дыхательных движений в одну минуту, у здорового человека, колеблется от 16 до 20.

8. Сообщить пациенту результат измерения.

9. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

10. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

29. Оценка пульса

1.Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозна-чить свою роль), идентифицировать пациента (попросить пациента предста-виться, сверить с медицинской документацией).

2. Объяснить ход и цель процедуры, удобно расположить пациента (усадить или уложить)

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия

4. Приготовить: часы с секундомером. Проверить исправность и точность часов с секундомером.

5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

6. Пульс оценить в следующей последовательности: 1. Симметричность и ритмичность. 2. Частота.

7. Поместить первый палец руки на тыльную сторону выше кисти пациента, а второй, третий и четвертый – по ходу лучевой артерии, начиная с основания первого пальца пациента.

8. Прижать слегка артерии к лучевой кости на обеих руках, почувствовать их пульсацию, оценить симметричность и ритмичность пульса.

9. Взять часы с секундомером.

10. Провести подсчет пульсовых волн на артерии в течение 1-ой минуты.

11.Определить интервалы между пульсовыми волнами (ритм пульса)

12. Сообщить пациенту результат измерения пульса.

13. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

14. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

1. Исследование пульса можно проводить не только на лучевой артерии, но и на сонной, височной, бедренной артериях, а также артериях стопы и т. д. Исследования пульса следует проводить на обеих конечностях, сравнивая его свойства.

Если пульс ритмичный, возможен подсчет пульсовых волн за 30 секунд, при этом полученный результат следует удвоить.

При наличии у пациента инфекционного кожного заболевания манипуляцию рекомендуется выполнять в перчатках.

Оценка результатов проводится путем сопоставления полученных данных с установленными возрастными нормативами:

 ритмичность пульса - оценивают по регулярности следующих друг за другом пульсовых волн. Если пульсовые волны следуют через равные промежутки времени, то говорят о ритмичном пульсе.

2. Освободить необходимый участок кожи пациента для постановки компресса.

3. Подготовить салфетку необходимого размера (должна быть на 3 см больше области, на которую необходимо наложить компресс).

4. Смочить салфетку в 45% спирте или воде в температурой 40-45 0 С.

5. Приложить салфетку на подготовленный участок тела, плотно прижать ее к коже.

6. Поверх салфетки наложить компрессную бумагу на 2-3 см перекрывающую размер салфетки.

7. Поверх бумаги наложить слой ваты на 2-3 см перекрывающей размер компрессной бумаги.

8. Закрепить компресс бинтом к телу, не стесняя движений пациента.

9. Проверить правильность наложения компресса через 2-3 часа (подвести палец под первый слой компресса, если он влажный, теплый, то компресс поставлен правильно, если сухой – компресс снять и поставить заново).

11. Снять компресс, наложить сухую теплую повязку.

12. Погрузить использованный перевязочный материал в емкость с дезинфицирующим средством.

13. Снять перчатки, вымыть руки.

Возможные осложнения:

1. Раздражение кожи.

Примечание:

1. При повторном наложении компресса предварительно протереть кожу 45% раствором этилового спирта и вытереть насухо, сделать перерыв 2-3 часа.

2. Нельзя накладывать компресс на кожу, смазанную йодом – это может вызвать глубокие ожоги.

3. Применение неразбавленного спирта может вызвать ожог кожи.

II. Постановка горячего компресса (припарка)

Оснащение: емкость с горячей водой температурой 60-70°С, салфетка

сложенная в 8 слоев, клеенка, вата, бинт, емкость с

Последовательность действий:

1. Освободить необходимый участок кожи пациента.

2. Смочить салфетку, в горячей воде и отжать ее.

3. Приложить салфетку плотно к коже.

4. Положить клеенку поверх салфетки.

5. Положить слой ваты поверх клеенки.

6. Зафиксировать компресс бинтом (если возможно).

7. Снять компресс через 10 минут.

8. Протереть насухо поверхность кожи.

9. Укрыть пациента или сделать сухую теплую повязку.

10. Провести дезинфекцию перевязочного материала.

Возможные осложнения:

Примечания:для припарок можно использовать так же нагретый песок,

Компрессы представляют собой разновидность отвлекающей терапии. Они применяются для рассасывания местных воспалительных процессов на коже, в подкожной жировой клетчатке и нижележащих тканях.

Что является противопоказанием для постановки компресса?

Противопоказаниями к назначению компрессов являются гнойничковые заболевания, нарушения целости кожного покрова, мокнутия кожи.

Какие разновидности компрессов различают в клинической практике?

Компрессы бывают общие и местные, а также согревающие, холодные и горячие. К общим компрессам относится общее влажное укутывание.

В каких случаях применяется согревающий компресс?

Согревающий компресс вызывает прилив крови к очагу воспаления, что способствует рассасыванию инфильтрата, снятию отека. Он применяется также как спазмолитическое средство.

Как ставится согревающий компресс?

Согревающий компресс состоит из 3 слоев: 1) кусок ткани в несколько слоев, смоченный водой комнатной температуры, отжимают и прикладывают к коже; 2) на него кладут кусок клеенки, вощеной бумаги или пленки, на 2-3 см выступающий за края влажного слоя; 3) сверху укладывают толстый слой ваты еще большего размера. Все слои плотно прикрепляют к телу несколькими оборотами бинта, а также платком или шарфом. Через 6-8 часов компресс заменяют сухой теплой повязкой или протирают кожу спиртом во избежание мацерации. Помимо воды растворами для компресса могут быть водка, разбавленный 50 % спирт, одеколон, свинцовая вода, слабый уксус (1 чайная ложка на 500 мл воды), камфорное масло и др.

В каких случаях применяется холодный компресс?

Холодные компрессы (примочки) применяют при ушибах, лихорадке (на голову), при травмах, кровотечениях, острых воспалительных процессах на коже с эрозиями и мокнутием.

Как ставится холодный компресс?

Для холодного компресса берут кусок ткани, сложенный в несколько слоев, смачивают в холодной (лучше со льдом) воде, отжимают и накладывают на нужное место. Каждые 2-3 минуты в течение часа компресс заменяют новым. Иногда к воде добавляют свинцовую воду, уксус, жидкость Бурова (2 столовые ложки на 500 мл воды). Помимо этого для лекарственных примочек используют раствор борной кислоты, раствор фурацилина (1:1000).

Как ставится горячий компресс?

Горячий компресс состоит из ткани, сложенной в несколько слоев и смоченной горячей водой (50-60 °С), клеенки и сверху толстой, желательно шерстяной ткани. Через каждые 5-10 минут компресс надо менять. Аналогичным действием обладают припарки.

Каковы особенности припарок?

Для припарки вместо ткани используют грелку или мешочек, наполненный льняным семенем (отрубями, ромашкой, сенной трухой), предварительно проваренным или распаренным. Мешочек отжимают и, остудив (чтобы не обжечь кожу), прикладывают к коже; сверху прикрывают клеенкой и. теплой тканью (ватой), закрепляют бинтом. Процедура оказывает рассасывающее, болеутоляющее действие на воспалительный очаг.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

« Приготовление и применение компрессов»

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными состоит из трех междисциплинарных курсов: МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

Учебно-методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе рабочей программы ПМ 04 по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Обучающимся в процессе обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг: «Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что обучающиеся в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа обучающихся повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один обучающийся выполнил манипуляцию неточно, то обучающиеся исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Обучающиеся, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех обучающихся.

Для достижения поставленных целей на занятиях использованы комплексы методов обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж);

- наглядный: метод иллюстраций;

2. Алгоритмический: (работа по набору правил).

3. Самостоятельная работа обучающихся (с методическими указаниями, отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

- информационные (учебник, таблицы);

- методические (методические указания, контрольные задания);

- технические (ноутбук, проектор).

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Технологическая карта практического занятия

Название ПМ, раздела, МДК:

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность, группа: сестринское дело, 621

Тема занятия: Приготовление и применение компрессов

Цели занятия: формирование знаний, умений и навыков по данной теме.

Тип занятия: практическое

Обучающийся должен:

· приготовить холодный компресс;

· приготовить согревающий компресс;

· приготовить горячий компресс.

· возможные осложнения после применения компрессов;

· дезинфекцию использованного оборудования.

Формируемые компетенции:

Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

Междисциплинарные связи: истоки - фармакология, основы микробиологии

иммунологии, анатомия человека. Выход - СП в хирургии, СП детям, СП в терапии, СП при инфекционных заболеваниях, основы физиотерапии.

Читайте также: