Этот цветочек аленький рубцов

Обновлено: 19.04.2024

Последняя опубликованная статья автора этого материала называлась «Загадка одного портрета» и рассказывала о находках, сделанных в архивах, касающихся темы «Рубцов и Череповец». Наиболее интересным моментом публикации в газете «Голос Череповца» были три рисунка из архива старейшего журналиста Вологодчины Котова М.И. Было сделано предположение, что один из карандашных рисунков женщины – это портрет матери Н.М. Рубцова. Другими рисунками были портрет молодого Рубцова и дом в селе Емецк Архангельской области, где родился поэт. Консультации в Вологодской областной картинной галерее с заместителем директора по научной работе Сосниной Л.Г. позволили выяснить следующее: рисунки выполнены непрофессиональным художником, рисунок женщины, скорее всего, выполнен с фотографии (возможно даже методом наложения), назвать имя художника не представляется возможным.

Далее речь пойдёт только о предполагаемом рисунке матери поэта Рубцова. Именно его публикация вызвала наибольшие эмоции и заставила разобраться с иконографией матери Рубцова и крупицами воспоминаний о ней.

В общем, надо было снова глотать архивную пыль и зарываться с головой в воспоминания.

Поиски фотографии: ошибки и разочарования

Достоверно знала о фотографии и могла осветить все вопросы о матери Рубцова Галина Михайловна Шведова (Рубцова) – старшая сестра поэта. К сожалению, никто не догадался попросить её хотя бы описать внешность мамы.

Вот как писала сестра поэта В.С. Белкову: «Мама была одна у родителей, дедушка и бабушка умерли рано. Отец нами почти не занимался, он собой больше занимался. Нас воспитывала мама. Мама у нас была неграмотная и нигде не работала, была домашней хозяйкой. Мама отца любила и всё ему делала особинку на обед».

В разговорах с автором статьи, незадолго до смерти, Г.М. Шведова неоднократно упоминала о фотографии мамы. Но рассказы эти очень сильно разнились между собой. Иногда сестра поэта утверждала, что фото просто потерялось. Другой вариант пропажи – сводные братья Николая Рубцова изорвали фотокарточку, и были наказаны за это.

Она упоминала, что видела эту фотографию на вологодской Рубцовской выставке или в экспозиции Вологодского музея-заповедника. Однако, в архивах музея-заповедника ничего похожего обнаружить не удалось. Сводные братья поэта по отцу в каком-то смысле могут прояснить эту ситуацию.

На сегодняшний день мы не имеем достоверных фотографий А.М, Рубцовой. В разные годы рубцововеды публиковали фотографии якобы матери Николая Рубцова.

В.С. Белков в №1 газеты «В мире Рубцова» (ссылка: Литературное приложение к газете «Вологодский комсомолец», 1991) публикует следующую фотографию с надписью: «Отец и мать Николая Рубцова с сыном Альбертом». На самом деле на фотографии отец поэта М.А. Рубцов и его вторая жена Евгения. Фото приблизительно 1950-51 гг. Мальчик на фотографии – их сын Алексей (1945 г.р.). Это подтвердила М.А. Фазанова, дочь Альберта, старшего брата Рубцова и Т.А. Рубцова, жена сводного брата Рубцова Геннадия. Кстати, и В.С. Белков более нигде не публикует эту фотографию. Это была неточность начала 90-х.

Отец поэта М.А. Рубцов, его вторая жена Евгения и их сын Алексей

Отец поэта М.А. Рубцов, его вторая жена Евгения и их сын Алексей.

На снимке, который гуляет в Интернете и по некоторым изданиям с надписью «Родители поэта» на самом деле М.А. Рубцов и Евгения, его вторая жена. Однако, эта неточность тиражируется достаточно периодически.

Снимок из книги Н.М. Коняева с подписью «Мать поэта», как достоверно установлено со слов Г.М. Шведовой, принадлежит сестре отца поэта Александре Андрияновне Селиной-Рубцовой. По некоторым данным, на подлиннике фотографии с обратной стороны есть надпись: «Александра». Это и ввело в заблуждение автора биографии Н.М. Рубцова [1].

Александра Андрияновна Селина-Рубцова, сестра отца поэта. Снимок из книги Н.М.Коняева.

Александра Андрияновна Селина-Рубцова, сестра отца поэта. Снимок из книги Н.М.Коняева.

Найденный автором статьи в архиве Котова рисунок, заявленный как предполагаемый портрет А.М. Рубцовой, очень похож на фотопортрет Софьи Андрияновны Рубцовой, ещё одной сестры отца поэта. Впрочем, судите сами. Вот эти две фотографии.

Татьяна Рубцова подтвердила, что карандашный рисунок очень походит на фотографию, которую она видела у Г.М. Шведовой в 60-70-е гг. Однако, Н.М. Щербинина, дочь Софьи Андрияновны Рубцовой, видит в рисунке только свою мать.

Фотография С.А. Рубцовой публикуется с разрешения Н.М. Щербининой (такое же её фото опубликовано в уже упоминаемом литературном приложении «В мире Рубцова»).

Тема матери в творчестве Н.М. Рубцова

Поэт Рубцов очень любил свою мать, трепетно и уважительно относился к её памяти. Неоднократно на протяжении своей короткой жизни в творчестве обращался к её образу. Хотя в письме Н.Н. Сидоренко (23 сентября 1964 г.) Рубцов пишет: «Свою мать почти не помню. Ничего о ней не знаю. Надо будет о ней когда-нибудь порасспрашивать брата (Альберта. Прим.автора.)».

Однако, есть в его стихах и воспоминания детства:

Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу.

Ты не требуй билета,

Увези на толкучку,

Я, как маме, за это

Поцелую вам ручку.

И щемящая боль утраты материнской любви.

Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

(«Тихая моя Родина…»)

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

Лишь после смерти матери Николай оказался в Красковском детском доме под Вологдой, а затем в детдоме села Никольское. Была бы жива мать, совсем по другому сложилась бы судьба поэта. Видимо, Николай чувствовал и понимал это, ещё и ещё раз возвращался к образу матери в своих стихах.

Сижу среди своих стихов,

А где-то есть во мгле снегов

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

Особняком стоят стихи о матери периода службы на Северном Флоте (1955-59 гг.) В стихах этого периода даётся обобщённый образ матери, которая ждёт моряка после службы.

Еду, еду в отпуск в Подмосковье!

И в родном селении опять

Скоро переполненный любовью,

Обниму взволнованную мать.

(«Отпускное», 1958 г.)

Здесь видно желание лирического героя поехать в отпуск к матери, но мечтам не суждено сбыться, ибо реально Николай поехал в отпуск к брату Альберту. И, к тому же, попробуйте придумать новую, яркую, необычную рифму к слову «любовь».

Как живёшь, моя добрая мать?

Что есть нового в нашем селенье?

Мне сегодня приснился опять

Дом родной, сад с густою сиренью.

Это тоже обобщённый поэтический образ, видно влияние Есенина. И недаром в этом стихотворении Рубцов единственный раз в своём творчестве употребил слово клён.

Клён у забора качался

И, продрогнув насквозь, иногда

К нам в окно осторожно стучался…

Опираясь на исследования М.И. Сидоренко, можно посчитать, что в 20 стихотворениях в той или иной интерпретации Рубцов употребляет слово «мать» или его производные 29 раз. [2]

Воспоминания о матери Н.М. Рубцова

Вопрос о матери Рубцова и её фотографии нельзя считать абсолютно нерешаемым. Автор статьи приводит доступные воспоминания о матери поэта из Емецка, Няндомы и Вологды – городов, где жила семья Рубцовых.

По рассказам емецкого краеведа Т.В. Мининой, её подруга – Нина Елфимова училась в 5-6 классах с Надей Рубцовой. Они дружили, и Нина часто бывала в семье Рубцовых. «В Емецке Рубцовы первоначально поселились на втором этаже большого дома. Им дали хорошую трёхкомнатную квартиру, две комнаты которой с окнами на южную сторону, на реку Емцу. Прожив непродолжительное время в этой квартире, перебрались на первый этаж. Почему? То ли из-за лестницы, то ли из-за соседей по этажу. Скорее всего, сыграло роль неудобство второго этажа: отопление в доме печное, надо носить дрова и воду на второй этаж по крутой лестнице. Дети маленькие. Александра Михайловна, имея маленького Колю, была вновь беременна, а муж постоянно в командировках».

По воспоминаниям Худяковой-Федорцевой Нины Алексеевны, жили семьи спокойно и дружно. Нина была одного возраста с Галей Рубцовой, девочки играли вместе. «Тёти Саши (матери Рубцова), - вспоминала Нина, - не боялись. Она только просила потише бегать. Любили мы в прятки играть, ползали под кроватями и столами. Как только приходил отец, наступала тишина. Они боялись его, и Нина моментально убегала домой. А Рубцов заводил патефон». Вспоминают о гостеприимстве Рубцовых, то есть Александра Михайловна была хорошей хозяйкой.

О Няндомском периоде жизни Рубцовых вспоминала Е.В. Рудакова, написавшая ответ на статью о Рубцове в газете «Правда Севера» («Самая жгучая связь», 09.01.1986 г.) Корреспондент «Правды Севера» В.П. Каркавцев в 1987 г. поехал на встречу с ней. По её рассказам выходило, что Александра Михайловна была домохозяйкой. Темноволосая, небольшого роста, но не полная. Люди общительные, Рубцовы были лет на 20 старше. Так и толковый совет не раз давали.

В работах В.С. Белкова неоднократно фигурируют материалы о матери Рубцова, когда семья жила в Вологде. «Александра Михайловна, тётя Шура, мать Коли – полная, медлительная, тихая женщина. Обыкновенная женщина, круглое, полное лицо, светлые волосы. Часто болела, говорила, сердце болит. Запомнились её отёки на лице и ногах.

Носила зимой плюшевую жакетку, пуховый платок. Шаль была, платье широкое, тёмное, в мелкий горошек или с цветочками. Дети – Алик и Боря – похожи на мать. Коля и Галя – в отца. Утром и вечером тётя Шура ходила в церковь. Она пела на клиросе». (Воспоминания Зиты Александровны Нужиной).

В апреле 1942 г., когда растаял снег, весь дом снизу затопило. За месяц до смерти мать заболела. Вызвали врача на дом, отправили в горбольницу на Советский проспект. Там она и умерла 26 июня 1942 г. Похоронили на Введенском кладбище. «Говорили, что тёте Шуре вырыли отдельную могилу, но это маловероятно». (З.А. Нужина. Тогда в Вологде копали братские могилы – хоронили много эвакуированных и умерших в госпиталях.

Через день умерла маленькая Надя. Её могли похоронить вместе с матерью одновременно.

На вопрос В.С. Белкова, а мог ли Коля идти за гробом матери с цветком, соседи ответили: могло такое быть.

Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

- Где он опять, не видели?

Мать без того больна. –

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек аленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом матери

Аленький свой цветок.

Если не найдётся фотография, живописцы, талант и воображение должны помочь вам создать пусть не документальный, но художественный образ этой женщины, матери великого поэта.

[1] Н.М. Коняев. Николай Рубцов, М., «Алгоритм», 2006. Та же ошибка и в других изданиях биографии Рубцова Н.М. Коняева.

Дополнение

Когда статья уже была написана, автору позвонила Надежда Витальевна Котрюмина, учитель русского языка и литературы из посёлка Абаканово, Череповецкого района, Вологодской области. В разговоре с ней выяснилось, что рисунки из архива М.И. Котова, были выполнены ею, для экспозиции школьного музея Н.М.Рубцова в конце 20 века, примерно в 1999 году. Газетные фотографии с которых они рисовались, были нечёткими, а для музея требовались хорошие копии. Таким образом, снимаются все вопросы, зачем, почему и когда. Поскольку художник Надежда Витальевна Котрюмина, самодеятельный, непрофессиональный, то её рисунок С.А.Рубцовой(сестры отца поэта, это можно считать уже доказанным), получился лишь отдалённо похожим на оригинал. И автор статьи всё же настаивает, что этот рисунок, как некий обобщённый образ русской женщины, пока наиболее близок к образу матери Николая Рубцова.

БУКЕТ / Стихи Николая РУБЦОВА /

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу:
— С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! —
Она возьмет.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже.
Ну и пусть.
Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю.


Виктор Астраханцев 23.04.2014 13:09:40
Отзыв: положительный
Владимир! Ваше исполнение хорошо слушается. В нем есть поддержана музыкальность стиха и
очень бережное отношение и к автору.
Но вот со слов "Но снова в поздний час. " надо бы сменить окраску звучания.
Здесь о том, что она его не видит, не замечает. И это пусковая кнопка его упорства
И потому не стоит проявлять такой твердый отказ ЛГ от своей идеи в словах "Ну и пусть!", как услышал у вас.
Все же он живет надеждой, что она когда-нибудь не только возьмет его букет, но и увидит его самого.
Не случайно он сделает новый заход: "Я буду долго гнать велосипед ".
В том его упрямство и надежда, и борьба за её внимание. И даже если он говорит себе, что ему важно лишь вручить букет, все равно он живет надеждой.
/И тут, Владимир, я подозреваю, что автором отражен сложный психологический момент внешнего бескорыстия и сильной внутренней привязанности, помноженный на юношеское упорство. Здесь находится зерно для прорастания в повесть или поэму. Так что не будем далеко заходить./
А вот последнюю строчку из трех слов точнее было прочесть через паузы после каждого слова.
Читайте больше! У вас хорошая установка на чтение. Успеха! Виктор

Аленький цветочек (сл. Н. Рубцова)

В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький мой цветок.

Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал.
Нежил его — вот маменька
Будет подарку рада.

Кстати его, не кстати ли
Вырастить все же смог.
Нес я за гробом матери
Аленький мой цветок.


КапиТаньша 16.01.2018 20:30:43
Отзыв: положительный
Очень любимы стихи Николая Рубцова.
Лена, спасибо вам за песни Эдуарда. Светлая ему память.


Да, пронзительный автобиографический стих.
Пусть земля им будет пухом.



Вера Пенькова 14.01.2018 11:05:48
Отзыв: положительный
Как чудесно звучит Ваша гитара!
Эдуард, спасибо за красивую песню!


Спасибо, Вера, за отзыв!
К сожалению, БЭН уже не ответит.
Со Старым Новым годом!
Лена))


Светлая память , Эдуарду Бадову!
Лена, спасибо, что выставляете песни!

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Всезнающей, вещей старухе
И той не уйти от жары.
И с ревом проносятся мухи,
И с визгом снуют комары,
И жадные липнут букашки,
И лютые оводы жгут,—
И жалобно плачут барашки,
И лошади, топая, ржут.
И что-то творится с громилой,
С быком племенным! И взгляни
С какою-то дьявольской силой
Все вынесут люди одни!
Все строят они и корежат,
Повсюду их сила и власть.
Когда и жара изнеможет,
Гуляют еще, веселясь.

ОСТРОВА СВОИ ОБОГРЕВАЕМ

Захлебнулось поле и болото
Дождевой водою—дождались!
Прозябаньем, бедностью, дремотой
Все объято — впадины и высь!

Ночь придет—родимая окрестность,
Словно в омут, канет в темноту!
Темнота, забытость, неизвестность
У ворот, как стража на посту.

По воде, качаясь, по болотам
Бор скрипучий движется, как флот!
Как же мы, отставшие от флота,
Коротаем осень меж болот?

Острова свои обогреваем
И живем без лишнего добра,
Да всегда с огнем и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра.

Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой—деревушка,
Может быть, вот этот уголок.

ВЕЧЕРНЕЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Мне лошадь встретилась в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.
В любой воде таился страх,
В любом сарае сенокосном.
Зачем она в такой глуши
Явилась мне в такую пору?
Мы были две живых души,
Но неспособных к разговору.
Мы были разных два лица,
Хотя имели по два глаза.
Мы жутко так, не до конца,
Переглянулись по два раза.
И я спешил—признаюсь вам—
С одною мыслью к домочадцам:
Что лучше разным существам
В местах тревожных —
не встречаться!

В полях сверкало. Близилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тотчас очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.

Возница злой. Он долго был в пути.
Усталый конь потряхивает гривой.
А как сверкнет—шарахнется пугливо
И не поймет, куда ему идти.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,
Как славен дом и самовар певучий!
Вон то село, над коим вьются тучи,
Оно село родимое и есть.

Я с головой ушел в труды!
В окно закатывалось солнце,
И влагой веяли пруды.

Как жизнь полна! Иду в рубашке,
А ветер дышит все живей,
Журчит вода, цветут ромашки,
На них ложится тень ветвей.

И так легки былые годы,
Как будто лебеди вдали
На наши пастбища и воды
Летят со всех сторон земли.

И снова в чистое оконце
Покоить скромные труды
Ко мне закатывалось солнце,
И влагой веяли пруды.

ЦВЕТЫ

По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: -А как назывались? -
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались - "анютины глазки".

В ГОРНОЙ ДОЛИНЕ

Над горной долиной —
мерцанье.
Над горной долиной — светло.
Как всяких забот отрицанье,
В долине почило село.

Тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.
Не здесь ли разбойник морской
Мечтал залечить свои раны,
Измученный парусом рваным,
Разбоем своим и тоской?

Я видел суровые страны,
Я видел крушенье и смерть,
Слагал я стихи и романы,—
Не знал я, где эти тюльпаны,
Давно бы решил посмотреть!

И только когда вспоминаю
Тот край, где родился и рос,
Желаю я этому краю,
Чтоб было побольше берез.

ПРИРОДА

Звенит, смеется, как младенец.
И смотрит солнышку вослед —
И меж берез, домов, поленниц
Горит, струясь, небесный свет!
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
И сладко, сладко ночью звездной
Ей снится легкий скрип телег.
И вдруг разгневается грозно,
Совсем как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК

Домик моих родителей
Часто лишал я сна. —
Где он опять, не видели?
Мать без того больна.-—
В зарослях сада нашего
Прятался я, как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его,— вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, некстати ли,
Вырастить все же смог.
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминания таких природных “стихий”, как лес, поле, сад, бор, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев — ивы, сосны, тополя, берёзы, дуба, осины и других, цветов — ромашек, колокольчиков, фиалок, трав — подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как “зелёные цветы”, “красные цветы”, “аленький цветочек”, которые труднее всего соотнести с реальными прототипами растений.

Отдельные образы вынесены в заглавие произведений («Зелёные цветы», «Фиалки», «Аленький цветочек», «Цветы», «Сосен шум», «Берёзы», «Под ветвями больничных берёз») и в заглавия циклов стихов («Зелёные цветы», «Подорожники»).

Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения.

Замерзают мои георгины,
И последние ночи близки
.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность
.

Цветы! Увядшие цветы.

Размытый путь. Кривые тополя.

По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому и севернорусскому пейзажу (например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника и другие) и образы “экзотические”, нерусские — тюльпаны, пальмы.

Образы растений в произведениях русских поэтов часто имеют символическое значение, и эта традиция восходит к мифологическому народному сознанию опосредованно, через образно-метафорический язык выражать какое-либо понятие, например, внутреннее состояние героя или образ Родины.

Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур” (7; С. 165).

Эту особенность рубцовской образности можно отнести и к образам деревьев, цветов. По сравнению с изысканными есенинскими метафорическими оборотами образы Рубцова выглядят очень скромно. Сравним некоторые образы.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан
.

Как кладбище усеян сад
В берёз изглоданные кости
.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!

И меж домов, берёз, поленниц
Горит, струясь, небесный свет
.

Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака
.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы
.

Тихая моя родина!
Ива, река, соловьи
.

В ряде случаев семантика растительных образов Рубцова продолжает национальную традицию.

Например, образы ивы, берёзы выступают у Рубцова часто как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Тихая моя родина!
Ива, река, соловьи.

А возле ветхой сказочной часовни
Стоит берёза старая, как Русь
.

К образам, символизирующим “национальное, родное”, следует также причислить у Рубцова образ “кривых тополей”. В контексте творчества вологодского поэта это, скорее, символ “малой родины”, а не России вообще. Поскольку северные тополя не имеют той стройности, устремлённости ввысь, которая свойственна южным. Ствол северных тополей искривлён суровой природой, и в таком образе они входят в поэзию — “кривые тополя”.

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери. Образ ивы появляется в стихотворении «Детство» как деталь, наводящая на детские воспоминания, и в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери.

Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый
В поле огонёк
.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень
.

В поэтическом мире Рубцова образ подорожников имеет очень узкое символическое значение. Подорожники — трава, растущая по обочинам дорог, а по дорогам России шли каторжане. Поэтому у Рубцова “подорожники” рифмуются исключительно с “острожниками”. И лирический герой Рубцова сравнивает себя с острожником.

Приуныли нынче подорожники,
Потому что, плача и смеясь,
Все прошли бродяги и острожники
.

Символичность образа подчёркивается олицетворением, тем самым образ растительного мира как будто принимает на себя страдание человека.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник
.

Символически выделен образ растения в стихотворении «Левитан». Здесь также природа представлена несколькими образами — есть “бревенчатые лачуги”, “алеющая мгла”. И на лугу, вероятно, растут не одни колокольчики. Однако символически выделены только колокольчики.

В первом описании природы центральным образом является собор с колоколами (как и на картине И.Левитана «Вечерний звон»), а “колокольчиковый луг” с “бревенчатыми лачугами” составляет своеобразный “фон” церковного действа.

Далее “звук”, который издаёт колокол, переносится на природную деталь по признаку сходства формы колокола с формой колокольчика. И в заключение начинает “звучать” природная деталь — “колокольчик”. Выразительность образа усиливает образ Руси.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси
.

Образ выделяется на уровне языка: стихотворение насыщено “колокольчиковыми” сочетаниями звуков — “заокольный”, “окольный”, “у окон”, “около колонн”.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем». Картину природы составляют несколько деталей — “кусты малины”, через которые проходит лирический герой, обозначение воды в тумане, погост. Однако из всех образов выделяются ромашки.

В образе ромашек символически задействованы две характеристики: цветовая и национальная. Ромашки — это символ Родины. Цветовая характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления героя о жизни и смерти.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребён
В такой же белой горестной рубашке…

К числу символической образности, имеющей древние традиции, следует отнести образы некоторых цветов. Интересен круг образов, которые объединяются вокруг основного образа-символа — “аленького цветка”.

Этот фантастический образ своими корнями уходит в историю древнейших славянских верований. Возможно, Рубцов позаимствовал этот образ у С.Т. Аксакова, однако “вторичность” образа никак не отразилась на интуитивном использовании поэтом его мифологического содержания.

Как и в сказке Аксакова, “аленький цветок” наделён у Рубцова чудесными свойствами. Вернее, об этих свойствах мы можем догадываться. В стихотворении описывается смерть матери, и роль “чудесного” может связываться только с воскресением, желанием “оживить” самого близкого человека.

Прообразом “аленького цветка” оказываются образы, которые приводит А.Афанасьев в работе «Поэтические воззрения славян на природу». Он пишет, что в славянской мифологии фигурировали образы “розового цветка”, “красного цветка”.

История происхождения данных образов отсылает нас к космогоническим мифам, мифам об умирающей и воскресающей природе. “Красный цветок” в этих мифах обозначал молнию (красные цветы вырастали на дереве-туче) и уподоблялся детородному органу. “В громовой палице узнавали детородный орган бога — оплодотворителя земной природы” (3; С. 492). Афанасьев приводит сведения о том, что зачастую “красным цветком” называли папоротник.

Лирический герой Рубцова выращивает “аленький цветок” не только в данном стихотворении, через всё творчество поэта проходят мотивы выращивания цветов или, напротив, их увядания.

Так, обобщённый образ цветов у Рубцова часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов
В обыденном гробу
.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины.

И как антитеза смерти у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать цветы для лирического героя означает творить, писать стихи.

Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ “красных цветов”, которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: “Буду поливать цветы, // Думать о своей судьбе” (1; С. 23).

Мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное — с пониманием лирическим героем своей судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…

Мотив умирания–воскресения любопытно рассмотреть на примере одного образа, который в зависимости от контекста стихотворения приобретает противоположную символику. Таким образом у Рубцова является образ георгин.

В стихотворении «Посвящение другу» образ георгин появляется в зачине:

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки
.

В контексте стихотворения обнаруживается знаковая природа данного образа. Георгины — осенние цветы. Период их цветения приходится на осеннее время, когда уже бывают первые заморозки. Местоимение “мои” конкретизирует семантику образа — образ теряет связь с пейзажем и становится выразителем только состояния лирического героя, связанного с ощущением возраста старения. Как символ, знак, образ георгин не испытывает на себе воздействия времени — георгины “замерзают” в течение неопределённого времени, необходимого только в плане лирического переживания.

В стихотворении «Наследник розы» образ георгина также связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние лирического героя. Однако в отличие от предыдущего образа с пессимистической окраской, образ георгин в данном стихотворении олицетворяет собой протест, сопротивление тому, что должно свершиться, — увяданию природы. Поэтому поэт называет его “наследником розы” и к его цветению применяет эпитет “мятежное”.

Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает. Лишь один
Пылает пламенем мятежным —
Наследник розы — георгин!

Если в стихотворении «Посвящение другу» не обозначен цвет георгина, то в данном стихотворении эпитет “пылает” относится к определённому цветовому признаку, а именно красному или алому цвету. И по этому признаку в образе георгин можно увидеть один из вариантов образа “красных цветов”.

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями, как дом, родина, мать, путь, творчество.

Читайте также: