Если скрывать лицо под маской

Обновлено: 28.04.2024

Помните сказку о незадачливой принцессе по прозвищу «Ослиная шкура»? Одна из вариаций на тему Золушки. Скрываясь от жестокой мачехи, принцесса прячется в Ослиную шкуру и благополучно сбегает из дворца. В таком виде никто ее не узнает. Однако не узнает ее и принц, с которым она встретилась в этом новом облике. Заканчивается сказка хорошо: принцесса избавляется от Ослиной шкуры, принц в нее все-таки влюбляется, не обходится в этой сказке и без вмешательства фей… все как полагается.

Но давайте подумаем – а что из себя представляет Ослиная шкура? Что это, как не маска, за которую принцесса прячется в опасный для себя момент. Новый «имидж» принцессы сыграл свою роль, но оказывается, однажды обратившись к спасительной маске, принцесса оказалась в ее власти. Этот сюжет мне кажется очень символичным и глубоким. Поскольку в нашей реальной жизни мы часто сталкиваемся с ним, хотя это может и не бросаться в глаза. Эффект маски воплощается незаметно, исподволь, шаг за шагом завоевывая все новое пространство в нашей индивидуальной психической реальности.

Так как это происходит?

Что такое маска с точки зрения психологии? В истории человечества маска как культурный феномен появилась еще в первобытную эпоху. В архаических культурах маска занимает особое положение в обрядовых действах и магических практиках. Маска наделялась мистической силой, трансформирующей силой, связанной с тотемными животными или миром духов. Считалось, что маска может передавать эту силу тому, кто ее надевает. Почему? Что в ней такого особенного?

Одно из важнейших психологических качеств маски в символическом пространстве – это обезличивание. Стирание границ, деиндивидуализация. В древних мистериях это трансгрессивное качество использовалось для перехода в другое, измененное состояние сознания. Лицо – важнейшая часть тела в социальной коммуникации. Образ или проекция человеческого лица особенно сильно ассоциируются с нашей индивидуальностью, набором отличительных качеств и свойств нашей личности.

Надевая маску, человек с одной стороны символически освобождается от социально обусловленных качеств и статусов. С другой стороны, чувствует себя защищенным. Маска прячет его лицо: буквально скрывая черты лица и, возможно, взгляд. Символически маска снимает ответственность за его действия, слова, поступки, скрывая личность.

Здесь интересно вспомнить о таком парадоксе, что слова «личность» и «персона» происходят от устаревшего обозначения маски: «личина» старорусское и «persona» латинское.

Личность человека обусловлена социальными контактами и опытом. Мы вынуждены жить, взаимодействуя с внешним миром, с другими людьми. Иначе человек перестает быть человеком.

Таким образом, освобождаясь от ограничений предыдущего жизненного опыта, древний человек мог за краткий миг в состоянии транса развить в себе новые качества, стать кем-то другим, получить доступ к энергии своего тотема или рода, коллективному бессознательному, если угодно. Такое воздействие усиливалось использованием танца, ритмичной музыки и даже психотропных веществ. Например, первобытные охотники исполняли ритуальный танец в масках, предвещавший удачную охоту. По сути, они задействовали скрытые ресурсные силы своей психики, настраиваясь заранее на успех и аккумулируя в себе через совместное действие необходимые качества: отвагу, силу, ловкость и пр. Известно, что эмоциями легко «заражаться» в коллективе, в компании, в толпе. На этом построены все карнавальные и праздничные шествия…

Проходят века, и маска постепенно проникает в светское пространство через те самые народные карнавальные праздники и, в первую очередь, через театр. Постепенно образ маски становится привычным и простым, в современном мире сакральное таинство сменяется детскими утренниками… Сейчас маска является атрибутом скорее светского праздника или сферы детства.

Однако феномен маски глубже, он выходит за рамки предметного мира. Помните театр Дель Арто и его персонажей? Бойкий Арлекин, грустный Пьеро, кокетливая Коломбина, солидный Пончинелло… Что это, как не отражение большого мира и его социальных отношений в маленьком театральном микрокосме? Что такое эти гротескные персонажи как не маски? А теперь вспомним бессмертные слова У. Шекспира о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Феномен маски остался жить в символическом пространстве социально-ролевого поведения. В этом контексте сразу приходит на ум известный американский психоаналитик Э. Берн, автор в высшей степени поучительных бестселлеров психологического мира «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Итак, мы возвращаемся к теме формирования личности, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, социальными структурами. Через ролевую игру и подражание ребенок обучается социальным отношениям, развивается, познает мир. Взрослея, мы вроде бы оставляем игры в детстве, однако на самом деле, продолжаем использовать тот же принцип подражания и ролевого поведения в жизни. Мы исполняем разные «роли» на работе, дома, с друзьями, с родителями и незнакомцами, в административных учреждениях и в торговых центрах… Почему? Иногда ролевое поведение просто избавляет нас от лишних хлопот, когда знаешь заранее чего от тебя ждут, кажется проще выполнить это, например, на работе, в офисе. Есть служебная инструкция и четкие правила действий всех участников события… Кроме того, всегда есть некий усвоенный в течение жизни идеальный образ поведения. И мы обычно пытаемся к нему приблизиться. Таким образом, в целом этот процесс может быть позитивным: вроде как мы развиваем себя, работаем над собой, доводим до совершенства…

И тут-то мы и попадаем в сказку про Ослиную шкуру… Однажды мы понимаем, что в погоне за идеальным собой и любовью других, мы теряем способность выражать свои истинные чувства, мысли, желания. Либо мы не можем разобраться в них, отделить одно от другого, не можем позволить себе что-то чувствовать, либо другие не принимают этого, поскольку слишком привыкли к нашей «ослиной шкуре». Мы застреваем в каком-то одном шаблоне, поскольку привыкли к нему и уже не умеем существовать по-другому.

Так послушная дочь сливается эмоционально с образом своей гиперзаботливой мамы, исполнительный сотрудник - с требованиями и желаниями начальника, служащий администрации - с маской вежливого отчуждения, ранимый подросток – с образом кумира, воинствующего бунтаря или равнодушного циника…

Даже наша внешность может находиться под влиянием той или иной маски: деловой костюм и классический маникюр, вечернее платье и яркий макияж, потертые джинсы и темные очки, брендовая обувь или старые кроссовки – все это несет отпечаток Большой Игры, всё обладает неким контекстом, историей, считываемой окружающими.

Итак, обозначим уровни, на которых может проявляться маска в современном пространстве:

- предметно-игровой: карнавальная маска, театральный антураж

- социально-ролевой: проявляется в социальных взаимоотношениях, а также в детских играх (дочки-матери, игры в профессию доктора и пр.)

- визуально-символический: проявляется во внешнем облике, яркий пример - феномен молодежных субкультур

- виртуально-игровой: субкультурный феномен он-лайн игр и сюжетно-ролевых игр живого действия представляет почти неограниченные возможности по созданию, воплощению, проживанию сознательно или бессознательно выбранных «масок – ролей»

Если говорить о значении именно социально-ролевой маски, то стоит отметить ее включенность в общественную систему взаимоотношений и восприимчивость к историко-культурным переменам: на протяжении веков общественные статусы и социальные роли менялись, перемешивались, исчезали и появлялись новые, а старые находили себе другие социальные ниши и заново определенные рамки. Однако сама система социально-ролевого поведения, обозначенная прописными либо устными нормами всегда сохранялась как неотъемлемая часть общественного строя… Если мы внимательно присмотримся даже к персонажам Дель Арто, то и сейчас найдем образы – архетипы, выраженные в том или ином человеке: кокетка Коломбина, пессимист Пьеро и шут- Арлекин живут по-прежнему среди нас.

Символическая маска социально-ролевого поведения есть у каждого человека. За ней мы прячем свои чувства и переживания, страхи, гнев, сомнения, свои недостатки и личные секреты. Просто потому что рассказывать каждому встречному о самом личном, интимном – довольно абсурдно. А еще потому, что маска, как мы помним, обладает защитным свойством. И наша психика, стремящаяся к сохранению себя любимой, берет себе на вооружение подходящий образ маски, исходя из различных механизмов психологических защит.

Однако как не попасть под власть своей социальной маски, если она точно так же, как и ритуальная маска в древности, обладает свойством деиндивидуализировать, обезличивать? Если есть опасность того, что личные границы могут постепенно размыться и слиться с социальными ролями?

Ответ достаточно прост на словах, хотя его не так-то просто реализовать в действиях. Осознанность – вот ключ к пониманию и сохранению своего внутреннего, подлинного Я. Осознание себя и выделение символического образа социальной маски, принятие ответственности за каждый выбор в пользу или против Маски – вот путь, хотя и не простой, который позволяет играть, не лукавя с самим собой, быть актером в реальной жизни, не предавая своей целостности и не нарушая личных границ.

Человек предопределен к отношению не только с внешним миром, но и с самим собой, иначе он утрачивает человечность.

Перестать думать, как быть идеальным, перестать думать «а какой я сейчас со стороны» и начать задавать себе другие вопросы: Что я чувствую? Что я делаю? Что мне нужно. Сменить приоритеты с публичного самосознания на личное самосознание. Путь к аутентичности, к своему подлинному Я. Полагаю, путь к душевной целостности, мудрости и умиротворению.

В заключение хочу обозначить ресурсные значения маски.

Как любой культурный феномен маску нельзя рассматривать только с одной позиции. Как любой культурный символ маска – многозначна, а значит - универсальна по своим функциям. Маска – это всего лишь инструмент, стратегия. Будет ли она использована во благо или нет – ответственность лежит на каждом отдельно взятом человеке.

Уже не раз упоминалось, что маска – обезличивает, стирает границы. В ритуальных, сакральных таинствах это использовалось, чтобы человек почувствовал свою сопричастность вселенной, божественному началу. Маска была проводником трансцендентного опыта.

В психологической реальности маска как символ может нести тот же позитивный смысл. Преодолевая собственные внутренние ограничения, через образ маски можно открыть в себе опыт нового. Таким образом, воспринимая и осмысляя символический художественный образ маски, воплощенный на рисунке, или в фотографии, или вылепленный, мы развиваем в себе новые, необходимые нам качества и состояния. Ресурсный образ маски может нести в себе положительный, продуктивный настрой, выполняя тем самым функцию волшебного «талисмана».

Любой воплощенный художественный образ – управляем. Его можно исследовать, трансформировать, принимать, отвергать, уничтожать, его можно сознательно контролировать, хотя образ несет в себе много смыслов из нашего подсознания. Получается, что в терапевтической практике художественный образ – это мостик между нашим сознанием и бессознательными структурами, путь интеграции сознания и бессознательного.

Другой ресурсной стороной сознательно выбранной маски является… ее уникальность. Как любой продукт человеческой деятельности, декоративно – художественный, или символический – выраженный в игре, маска несет на себе отпечаток индивидуальности мастера, создателя. Через создание своего, неподражаемого образа человек раскрывает в себе творческий потенциал, исследует свой внутренний мир, и возможно встречается с доселе неизвестными, но яркими сторонами своей личности, осознавая собственную индивидуальность.

Вот такой парадокс маски: она может одновременно стирать личные границы и проявлять новые, расширяя ваше самовосприятие, прятать вашу личность и проявлять ее более ярко, подавлять ваше внутреннее Я и помогать его осознавать, развивать самосознание…


Маски в жизни людей является отличными инструментами для того, чтобы скрыть свое подлинное лицо (имеются в виду черты характера), заслужить признание, скрыть проблемы и пр. Они нужны практически всем, поскольку в некоторых случаях являются спасительными. Однако многим нужно научиться их снимать как со своего лица, так и с лица окружающих.

Причины использования масок

Их может быть великое множество. Люди привыкли в разных ситуациях и при общении с разными собеседниками демонстрировать определенные правила игры. Поэтому среди причин их использования могут присутствовать следующие:

  1. Обстоятельства. Нет ничего плохого в том, что мы часто меняем маски в связи с обстоятельствами. Дело в том, что мы имеем разные статусы, поэтому должны себя вести соответствующим образом, чтобы влиться в среду обитания. Например, на работе мы выступаем в качестве начальника или подчиненного, с друзьями – в качестве друзей, дома – жены, мужа, дочки, сына и т.д. Конечно же, мы не можем путать эти понятия и вести себя одинаково, поскольку это – противоестественно.
  2. Страх. Люди часто используют маски, чтобы скрывать свои истинные страхи.
  3. Критическая ситуация. В этом случае мы используем маску, чтобы выстоять и, в идеале, победить. Нужно «держать лицо», чтобы не сдать свои позиции и не оказаться в списке побежденных.
  4. Социализация. Очень часто приходится играть роль другого человека, чтобы поддерживать социальные стандарты, то есть стереотипы.
  5. Желание казаться лучше, чтобы понравиться. Некоторые люди предпочитают демонстрировать свои самые лучшие качества характера (а иногда и придумывать их для себя), чтобы понравиться и добиться определенной цели.


Типы масок

Существует огромное количество разных масок, как и причин для их появления. Речь идет о тех, которые встречаются чаще всего и делятся на категории:

    Психологическая травма. Часто приходится видеть детское лицо строгого начальника или грустное – юмориста. В этом случае речь идет о психологической травме, которую испытал человек в своей жизни. Если это случилось в детстве, именно детские черты и останутся на лице человека. Перенесенная травма всегда меняет нас, как внутренне, так и внешне, надевая соответствующую маску.



Разновидности

Есть маски, которые обозначают определенный образ, и вот таких насчитывается несметное количество. Среди таких можно выделить хорошего человека, того, кто вечно прибедняется, льстивого, беспомощного, циника, неудачника, властелина мира, стремящегося всех пожалеть, незаметного, глупого. Есть такие, кого можно назвать «рубаха-парень», милашка, «серая мышь» и пр.


Вред от маски

Маски бывают необходимыми, когда нужно действительно соответствовать своему статусу, уметь себя вести в определенных обстоятельствах или чувствовать себя в безопасности. Однако есть и те, которые мешают жить. Человек настолько привыкает к своей маске, что та становится не вторым, а первым его лицом. В этом случае человек не может расслабиться, отстоять свои убеждения, у него падает самооценка, он не чувствует радостей жизни.


Снятие

В ситуациях, описанных выше, а также когда человек явно вами манипулирует, надевая маску, их необходимо снимать. Если вы заметили, что собеседник скрывает по личиной свои страхи и неуверенность, постарайтесь подарить ему тепло, поддержите его мягко и ласково. Маску самоутверждения поможет снять только ситуация, поскольку человек добровольно с ней расстаться не захочет. А вот маску с манипулятора и меркантильного человека снять легко: просто не делайте того, чего он от вас ждет. Через минимальное количество времени вы увидите его истинное лицо.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Маски в жизни людей

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски

Психологические маски

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска — зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее — они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

    Обстоятельства. Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь — это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей

Маска основной психологической травмы

К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

    Маска основной психологической травмы. Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело — она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни — новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке — общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски

Маска хорошего человека

Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

    «Хороший человек». Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя — наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.

Как снять маску с человека

Снятие маски с человека

Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая — скрыть страхи и комплексы, вторая — достичь меркантильных целей, третья — самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

    Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы. Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, — тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.

Что такое маски в жизни людей — смотрите на видео:



В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Любовь к женатому мужчине

Любовь к женатому мужчине

Как избавиться от страха мужчин

Как избавиться от страха мужчин

Как бороться с детской агрессией

Как бороться с детской агрессией

Тыквенное желе

Тыквенное желе

Дынная диета

Дынная диета

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Свойства и применение поварённой и морской соли для волос

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

Рыжиковое масло в косметологии – свойства и применение

6 плюсов, ради которых можно смириться с тяготами ношения маски.

Вы наверняка уже перестали носить маску. Тем не менее, министерство здравоохранения требует соблюдать санитарно-гигиенические правила вашего региона и прикрывать лицо, находясь в общественных местах. Маска затрудняет дыхание и препятствует социальному взаимодействию. В зависимости от политических убеждений, возможно, вы считаете, что правительство излишне навязывает поддержание масочного режима. Если же вы медицинский работник, то тяготы ношения маски могут повлиять не только на вашу жизнь, но и на жизнь окружающих.

В любом случае, ношение маски ограничивает вашу способность считывать эмоции других людей, а окружающих — правильно воспринимать ваши. Действительно, как отмечают Михай Дрику из Бернского университета и Саша Фрюхгольц из Цюрихского университета, чтобы понять, как чувствуют себя люди, с которыми вы общаетесь, «нейрокогнитивной системе нужно извлечь сенсорную информацию из различных чувствительных каналов, таких как выражения лица, голоса и позы тела, интегрировать все это в наше восприятие, а затем интерпретировать». Согласно этому исследованию, без информации, получаемой с сенсорных каналов лица, понимать, что чувствуют другие люди, может быть очень трудно.

Дрику и Фрюхгольц считают процесс чтения эмоций одним из способов принятия решений. В ходе обширного анализа предыдущих исследований швейцарская группа ученых стремилась выяснить, каким образом видимая мимика в итоге информирует мозг о том, что чувствуют окружающие люди. Используя данные 107 опубликованных исследований сканирования мозга, связанных с распознаванием эмоций, швейцарские исследователи предложили модель, которая отслеживает в мозге первичную фиксацию информации, начиная со зрительного центра и заканчивая итоговой интерпретацией во фронтальных отделах коры головного мозга.

Авторы предполагают, что важная невербальная эмоциональная информация, полученная от кого-то, в итоге приводит к тому, что вы «размышляете» о том, что может чувствовать другой человек. Другими словами, вы ставите себя на место этого человека и пытаетесь почувствовать то, что, по вашему мнению, чувствует он. Структуры мозга, вовлеченные в этот процесс, отличаются от структур, вовлеченных в интерпретацию вербальной информации, за которую в первую очередь отвечают речевые зоны мозга.

Проще говоря, если вы видите улыбающегося человека, то пытаетесь понять его внутреннее состояние, соотнося это с тем, что вы чувствуете, когда улыбаетесь. Когда половина лица скрыта, без простых выводов вы собьётесь с толку.

Несмотря на то, что вы можете расценивать потерю информации о выражении лица как недостаток, стоит рассмотреть возможную положительную сторону ситуации, когда все носят маски — это первый пункт списка преимуществ масочного режима. Теперь посмотрите на полный список из «5+1» пунктов, где «плюс один» относится к главному преимуществу, которое может перевесить все остальные:

  • Никто не сможет отчетливо прочитать ваши эмоции. Без видимого выражения лица вы можете гримасничать под маской сколько вздумается. Вы можете наслаждаться без ограничений скрытыми эмоциональными реакциями на людей — от неприязни или неодобрения до сарказма или других неуместных эмоций, просто ради развлечения. Вы даже можете спокойно говорить сами с собой, пока никто не видит. Конечно, придется сохранять невозмутимость верхней половины лица, особенно глаз, но остальные мышцы под тканью могут делать что угодно.
  • Вы тоже не сможете читать чужие эмоции. Бесспорно, чтение эмоций — это неотъемлемая часть общения, но, если вы чрезмерно чувствительны к критике, маска спрячет этот потенциальный источник беспокойства. Избавившись от тревоги, возможно, вы сможете расслабиться и стать более успешным в вашем общении.
  • Вы сможете тратить меньше времени и денег на уход за собой. Мужчины отращивают «коронавирусную бороду», у женщин пропадает необходимость покупать помаду, а иногда даже и остальную декоративную косметику (кроме той, что для глаз). Никто не заметит несовершенств на вашей коже, и только вас будет беспокоить неприятный запах изо рта. Скрытие части лица, по крайней мере, в людных местах, сэкономит время на ежедневную рутину.
  • Маска для лица может стать модным аксессуаром. Стандартные защитные маски обычно синего или белого цвета. Однако если вы не медработник, а просто хотите защитить себя в людном месте, то для вас нет пределов в использовании всевозможных расцветок, ярких цветов и даже гламурных отделок (не забывайте о блёстках).

Если вы овладели искусством шитья масок, то нет нужды заботиться о практичности материала, проще сшить новую, а не стирать их часто. Ваше творение может стать причиной «масочной зависти» у людей, восхищенных вашей изобретательностью.

  • С помощью маски для лица можно сделать публичное заявление. Возможно, вы встречали людей, марширующих в футболках, соответствующих их лозунгам. Маска для этих целей ещё более заметна, способы её использования безграничны.

С другой стороны, ношение маски на лице свидетельствует о том, что вы думаете о здоровье других людей. Как часто заявляют сотрудники общественного здравоохранения, даже если вы сами не боитесь заразиться, маска на вашем лице показывает, что вы заботитесь о здоровье близких вам людей.

«Плюс один» — все вышеперечисленные плюсы связаны с социальными и психологическими преимуществами ношения масок. Дополнительное преимущество, которое важнее всех предыдущих, — этим вы вносите свой вклад в минимизацию распространения пандемии, помогая не только тем, кого вы любите, но и многим тысячам тех, кого может защитить именно ваша маска.

Подводя итог, хочу добавить, что тяготы, связанные с ношением маски — это только одно из массы неудобств, которые испытывают люди в повседневной жизни в связи с пандемией. Эти забавные возможные преимущества помогут преодолеть усталость и набраться стойкости.

Маски в жизни людей – это один из способов маскировки среди себе подобных. Они могут скрыть наши проблемы, произвести необходимое впечатление и скрыть истинное « Я » Для чего люди одевают маски и как они влияют на жизнь человека?

Давайте разбираться!

В действительности большинство из нас постоянно живет « в роли », не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска – зачастую она меняется в зависимости от места применения и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее – они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты – родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки – во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей.

Поскольку наша жизнь – это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личностей для определенной ситуации. Большинство из них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

Основные человеческие маски:

  • Маска основной психологической травмы . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело – она формирует определенные « зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни – новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные не состыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  • Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться « сохранить лицо » в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  • Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам – соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  • Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте – кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соц.сетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон – политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Дополнительные психологические маски.

Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К дополнительным или вспомогательным психологическим маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя – наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает « вечно несчастным » вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской « вечно несчастного », только здесь преобладает позиция « не смогу », « не получится », « не умею », « не знаю », « слишком сложно для меня » и т.д. Цель одевания такой маски – переложить свой груз ответственности на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце – хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник». С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей « тонкой » организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет « весельчаков » постоянно находиться в обществе, а в идеале – в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением – по телефону, в социальных сетях или в мессенджерах. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской « весельчака » живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок». Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования – сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой — возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, просчитаны и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение – их собственное. Цель такого « маскарада » – вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).

Любая из вышеперечисленных психологических масок – это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека.

Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая – скрыть страхи и комплексы, вторая – достичь меркантильных целей, третья – самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  • Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, – тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого « инкогнито » в том, что он вам интересен со всеми его « потрохами » и « тараканами », его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  • Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое – и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость « напрягаться » отпала, он снимет маску.
  • Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть « личину » помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.

Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы – как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Мнение "Инспекции Советов"

Друзья, давайте на частоту, каждый из нас примерял хоть раз на себя одну из этих масок, может быть и не осознанно, но было дело - я уверен). В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Читайте также: