Дарсонваль ребенку при заикании

Обновлено: 26.04.2024

Заикание достаточно частая проблема детского возраста. Оно может появиться у здорового ребенка (невротическое заикание) или возникнуть на фоне какого-либо заболевания нервной системы (неврозоподобное заикание). В любом случае речевые нарушения нельзя оставлять без внимания. В статье мы расскажем, почему возникает заикание, как его вовремя распознать, и возможно ли вылечить нарушения речи у детей и подростков.

Что такое заикание?

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, при котором происходят судорожные сокращения артикуляционных и гортанных мышц, в результате чего страдают ритмичность и темп речи.

Специалисты выделяют тоническую и клоническую формы логоневроза. При тоническом заикании возникают проблемы с переходом от одного звука к другому. Во время разговора происходит звуковая остановка, с которой ребенок не может сдвинуться. Клоническое заикание характеризуется повторным произношением слов, слогов и звуков.

Заикание встречается приблизительно у 2-3% людей, и без лечения проходит четыре фазы: от редких приступов до тяжелой личностной проблемы, которая значительно снижает качество жизни. При своевременном лечении заикание у детей может хорошо поддаваться коррекции, прогноз благоприятный более чем в 70% случаев.

В каком возрасте может появиться заикание?

Как правило, родители замечают, что ребенок заикается, когда ему исполняется 3-4 года. В этом возрасте активно развивается речь и нервная система, поэтому при наличии предрасполагающих факторов у ребенка формируется логоневроз. Вследствие психической травмы заикание может появиться и в более старшем возрасте – вплоть до 17 лет. У взрослых речевые нарушения развиваются крайне редко и обычно свидетельствуют о наличии какого-либо неврологического заболевания.

Почему ребенок начинает заикаться?

Причины заикания у детей можно разделить на две группы: предрасполагающие и провоцирующие. К предрасполагающим факторам относят:

  • наследственность;
  • патологии внутриутробного развития;
  • тяжелые роды;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • скрытые психические нарушения.

Спровоцировать заикание у дошкольников могут сильный стресс или испуг, двуязычие в семье, привычка разговаривать быстро и неряшливо (тахилалия). Развитию логоневроза также способствуют неблагоприятная обстановка в семье и чрезмерные психоэмоциональные нагрузки.

Причины и лечение заикания у детей тесно взаимосвязаны, так как именно от этиологии логоневроза зависит выбор методов коррекционной работы.

Как выявить речевые нарушения у ребенка?

Чем раньше родители заметят признаки логоневроза и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов на полное выздоровление. Вам стоит проконсультироваться со специалистами, если в 3-4 года у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • во время разговора он делает паузы, как бы набираясь сил;
  • повторяет слоги и слова, «спотыкается» на некоторых буквах;
  • перед тем как произнести фразу, говорит лишние звуки (и, а, э);
  • стесняется разговаривать и замыкается в себе;
  • резко обрывает речь и отказывается продолжать разговор без видимых причин.

Указанные симптомы не обязательно свидетельствуют о развитии заикания, но, существует вероятность того, что у ребёнка могут быть , какие-то неврологические нарушения.

Признаки заикания могут появиться и позже, например, в 6-8 лет, когда ребенок начинает посещать школу. Резкая смена обстановки и образа жизни при наличии предрасполагающих факторов иногда приводит к развитию логоневроза, особенно у детей, которые по каким-либо причинам не ходили в детский сад.

Что будет, если не лечить заикание?

При отсутствии лечения заикание у ребенка будет прогрессировать. Врачи выделяют 4 фазы речевых нарушений:

  1. В начальной стадии приступы заикания возникают редко. Трудности с произношением наблюдаются в начале разговора. Ребенку сложно произносить предлоги, союзы и другие короткие части речи. Сам он не замечает нарушений, поэтому разговаривает без стеснения и страха. Лечение детского заикания лучше всего начинать в этот период, когда проблемы с произношением еще не закрепились в сознании.
  2. Вторая фаза характеризуется усилением приступов заикания. Проблемы с произношением появляются в многосложных словах. Ребенок начинает понимать, что говорит неправильно, но пока это не сказывается на его поведении.
  3. В третьей фазе происходит закрепление логоневроза. Ребенок пытается заменять труднопроизносимые слова другими словоформами, но пока не испытывает страха речи.
  4. В четвертой стадии речевые нарушения становятся тяжелой психологической проблемой. У ребенка развивается логофобия – страх речи. Он замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и учителями, так как видит и осознает реакцию окружающих на его проблемы.

Без лечения заикание может помешать гармоничному развитию ребенку, стать причиной отказа от любимой профессии, привести к трудностям в создании семьи. Поэтому если были замечены даже незначительные нарушения речи, не откладывайте визит к врачу и приступайте к лечению по возможности как можно раньше.

Кто лечит заикание у детей?

Лечение заикания комплексное и проводится под контролем нескольких специалистов, поэтому ответить однозначно на вопрос, какой врач лечит заикание, нельзя. Независимо от причин патологии с ребенком работают логопед, психолог, невролог, и каждый специалист вносит свой вклад в достижение результата.

Как вылечить заикание у ребенка?

Многие родители, заметив речевые нарушения, испытывают тревогу, так как не знают, можно ли вылечить заикание у ребенка. Логоневроз обычно хорошо поддается коррекции, особенно, если лечение начато в возрасте до 5-7 лет. Однако, чтобы составить план коррекционной работы, необходимо сначала исключить неврологические заболевания. Поэтому при первых признаках заикания необходимо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства к неврологу. Врач осмотрит ребенка, назначит ему комплексное обследование и уже по его результатам составит план лечения.

Какие методы используются для лечения заикания?

Для лечения детей с речевыми нарушениями могут применяться логопедические занятия, комбинированные психотерапевтические методики и физиотерапия

Логопедические занятия

Логопед занимается коррекций дефектов речи и с помощью специальных упражнений учит ребенка правильно произносить звуки, слоги и слова, которые вызывают у него затруднения. Методы коррекции подбираются в зависимости от формы заикания и выраженности симптомов. В ходе занятий ребенок учится:

  • равномерно дышать, не прерывать дыхание на протяжении всей произносимой фразы;
  • делать паузы и распределять речевые усилия, чтобы избежать спазма артикуляционных и гортанных мышц;
  • правильно произносить звуки, слоги и слова.

Помимо постановки речи логопед работает над развитием артикуляционного аппарата, мышц гортани и шеи, так как часто именно их слабость становится причиной речевых нарушений у ребенка. Логопедические занятия дают очень хороший эффект, когда логоневроз сочетается с дизартрией.

Многие родители интересуются, может ли логопед вылечить заикание. В большинстве случаев одних лишь занятий с логопедом будет недостаточно. В основе логоневроза лежат не только физиологические, но и психологические проблемы, поэтому для полного выздоровления лечение должно вестись по нескольким направлениям.

Психотерапия

Психотерапевтическая коррекция также способна приносить хорошие результаты, особенно у детей старше 10-12 лет, но и маленьким детям занятия с психологом могут идти на пользу. Для лечения применяются различные методики: аутогенные тренировки, гипноз, семейная психотерапия. Поскольку заикание нередко связано с психосоматикой и нервным перенапряжением психолог учит ребенка:

  • правильно расслабляться и реагировать на стрессовые ситуации;
  • управлять эмоциями;
  • преодолевать тревогу и страх;
  • конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • выражать свои внутренние переживания с помощью творчества.

Способы и длительность психологической коррекции подбираются индивидуально в зависимости от формы заикания, выраженности симптомов и особенностей нервной системы ребенка.

Физиотерапия

Физиотерапия используется, как правило, в качестве вспомогательного метода лечения логоневроза. Чем лечить заикание, и какие процедуры лучше подойдут конкретному ребенку, решают невролог и физиотерапевт. Детям с заиканием могут быть назначены сеансы электрофореза, массаж, иглоукалывание и другое физиотерапевтическое лечение. Иногда применяются и методы альтернативной медицины, например, дыхательные практики, гомеопатия, мануальная терапия.

Если у вашего ребенка заикание, вы можете обратиться за консультацией к гомеопату или остеопату, однако первоначально рекомендуется посещение невролога, логопеда и психолога. Альтернативная медицина иногда помогает быстрее достичь положительных результатов, но не может составлять основу лечения.

Как помочь ребенку дома?

Трудно переоценить роль родителей в лечении логоневроза. Помимо занятий с логопедом и психологом ребенок нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Лечение будет эффективным только, если родители будут принимать активное участие и постараются создать дома спокойную и доверительную атмосферу.

  1. Режим дня. Важно организовать ребенку правильный распорядок дня, при котором периоды эмоционального напряжения будут чередоваться с расслаблением. Дети в возрасте 9-11 лет должны спать не менее 8, а дошкольники – не менее 10 часов в сутки. Задача родителей – создать условия для спокойного и крепкого сна. В вечернее время исключить активные и компьютерные игры, просмотр ТВ, предложить ребенку спокойные, не раздражающие психику, занятия.
  2. Общение. Любые конфликты негативно отражаются на результатах лечения, поэтому ссоры и выяснения отношений необходимо полностью исключить. Общение ребенка с окружающими должно быть ровным и бесконфликтным. Любые спорные ситуации необходимо разрешать уверенно и спокойно, без криков и истерик.
  3. Отдых и физические нагрузки. Лучший досуг для ребенка – это игры и занятия, направленные на развитие его творческих способностей. Лепка, рисование, конструирование пойдут на пользу ребенку с заиканием. Дозированные физические нагрузки положительно скажутся как на общем состоянии организма, так и на работе нервной системы.

Если вы не знаете, как лечить заикание у ребенка, что вы можете делать в домашних условиях, проконсультируйтесь с врачами. Они дадут советы по организации режима дня, подскажут, какие развивающие занятия подойдут именно вашему ребенку.

Можно ли предупредить развитие заикания?

Профилактические меры по предупреждению заикания разделяются на две группы. С одной стороны, необходимо с раннего возраста укреплять здоровье ребенка, с другой – заниматься с ним развитием речи.

Соблюдение режима дня, полноценное сбалансированное питание, гармоничные отношения в семье снижают вероятность логоневроза даже при наличии предрасполагающих факторов. Раннее развитие речевых навыков, расширение кругозора, обучение мыслить логично и последовательно помогают правильному формированию речи. Положительно влияют на психику ребенка творческие занятия: рисование, пение, танцы.

Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?

Лекарственные препараты при заикании у детей являются дополнительным методом лечения. Необходимость назначения медикаментов определяется лечащим врачом после комплексного обследования ребенка. Лечение тонического заикания и клонического логоневроза разное, поэтому подобрать адекватную терапию может только врач.

Таблетки от заикания у детей выбираются в зависимости от возраста пациента, клинических проявлений и индивидуальных особенностей организма. В детской неврологической практике используют различные группы препаратов: спазмолитики, транквилизаторы, психостимуляторы и ноотропные средства. Режим дозирования и продолжительность приема при заикании, лечащий врач подбирает для каждого конкретного ребенка.

Гопантомид при заикании у детей

Одним из препаратов, которые применяются для лечения логоневроза, является Гопантомид – ноотропное средство на основе гопантеновой кислоты. Лекарство может быть назначено детям разного возраста: до трех лет допустимо использование раствора Гопантомида, школьникам и подросткам врачи могут выписать таблетки. Гопантомид отпускается по рецепту и назначается невропатологом или педиатром при наличии соответствующих показаний.

Как правило, Гопантомид используют при клонической форме логоневроза. Дозировка, частота приема и длительность курса лечения подбираются индивидуально и зависят от возраста ребенка, выраженности симптомов, наличия сопутствующих патологий. По инструкции Гопантомид принимают внутрь через полчаса после еды. Препарат относительно быстро всасывается в пищеварительном тракте.

Медикаментозное лечение в сочетании с психологической и логопедической коррекцией способны давать хорошие результаты. Некоторым детям достаточно одного курса, в более тяжелых случаях может понадобиться повторный прием Гопантомида.

Как вылечить заикание у подростков и детей дошкольного возраста, какие методы лечения использовать в каждом конкретном случае, знают специалисты. Если вы замечаете у ребенка даже незначительные нарушения речи, обратитесь за медицинской помощью. Помните, чем раньше вы начнете лечение, тем выше будут шансы на выздоровление!

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 4.5.2021

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Заикание — это такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи. В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Причины

Среди причин заикания у детей выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие факторы — это такие нарушения, чаще всего органической природы, которые есть у ребенка с рождения. Если к ним присоединяются провокаторы, то у ребенка дошкольника или младшего школьного возраста разовьется патология.

  • наследственность — наличие у близких родственников нарушений речи, что может говорить о слабости артикуляционного аппарата, мышц и связок, недоразвитии органов дыхания, врожденной аномалии;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде и во время родов, обусловленное патологией со стороны мамы (анемия, диеты, угроза, многоводие, маловодие), плаценты и пуповины (незрелая плацента, преждевременная отслойка, обвитие пуповины);
  • недоношенность, при котором практически все системы незрелые;
  • родовая травма, особенно если она не диагностирована, а малыш не получал лечение;
  • особенности нервной системы — гипервозбудимость.

Провоцирующие факторы следующие:

  • эмоциональное потрясение — сильный испуг, страх, гнев, первое посещение детского сада;
  • хронический стресс вследствие конфликтов с ровесниками, в детском коллективе, насмешек, отсутствия друзей;
  • неблагоприятный психологический фон в семье, физическое наказание, постоянные скандалы, недостаток внимания со стороны родителей;
  • гиперопека, отсутствие личного пространства, невозможность выражать свое мнение из-за давления взрослых;
  • завышенные требования к ребенку со стороны родителей, воспитателей, педагогов;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми;
  • наличие в окружении ребенка другого человека, который заикается;
  • черепно-мозговая травма, при этом даже легкой степени;
  • перенесенные менингит, энцефалит, энцефалопатии.

Основные признаки заикания

Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.

Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.

Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.

Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.

Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.

Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.

Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение.

Виды заикания

Выделяют несколько видов заиканий:

В зависимости от механизма возникновения патология бывает респираторной, вокальной и артикуляционно-фонетической.

  1. При респираторном, или дыхательном типе задержки речи патология связана с недостатком воздуха. Из-за этого малыш не может закончить фразу или слово на выдохе. Во время разговора у него напрягается или искажается лицо;
  2. Вокальное (голосовое) заикание — причиной болезни является непроизвольное смыкание голосовых связок. Возникает чаще всего при гласных звуках;
  3. Артикуляционно-фонетическая форма характеризуется спазмом мышц лица. Внешне это выражается открытием рта и сокращением губ.

По причине возникновения выделяют 2 формы:

  • невротическое заикание (логоневроз) — связано с острым или хроническим стрессом у детей 2 – 6 лет, при этом органического поражения нервной системы нет;
  • неврозоподобная форма возникает у деток в 2 – 3 года в результате повреждения речевого центра головного мозга вследствие травмы или болезни.

Как видите, заикание чаще всего начинается у дошкольников. Это самый уязвимый возраст.

По клиническим проявлениям выделяют:

  • тоническую форму — запинки, растягивание звуков, паузы;
  • клоническую форму — повторение;
  • смешанная форма.

Степени тяжести

При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.

  • легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
  • среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
  • тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.

Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.

Лечение заикания у детей

Чтобы избавиться от заикания, необходимы терпение и настойчивость. Важно выполнять рекомендации врача логопеда, чтобы выработать навыки правильной речи, устранить патологию. Но переусердствовать тоже не рекомендуем: если малыш болеет, плохо себя чувствует, отложите занятия. В таком состоянии от них пользы не будет.

Лечение заикания у детей комплексное, с использованием нескольких методов терапии. Ниже поговорим о них подробнее.

Работа с логопедом

Лечение заикания у детей логопедом может проводиться в детском саду, в поликлинике по месту жительства или в специализированных учреждениях.

На первом этапе логопед или дефектолог проводят опрос и осмотр, выявляют причину заикания. Назначают обследования: МРТ, электроэнцефалографию или реоэнцефалографию. После этого составляют индивидуальную схему коррекции. Родителям нужно следовать этому плану, чтобы избавиться от заикания.

Работа с логопедом — залог успешной коррекции. Даже если вы занимаетесь дома самостоятельно, необходимо регулярно наблюдаться у специалиста. Он оценивает динамику, если нужно — корректирует план занятий или дополняет их.

Работа с психологом

Психолог или психотерапевт, чтобы помочь избавиться от заикания, проводит занятия в игровой форме. Цель таких занятий — релаксация, отвлечение внимания, выработка эмоциональной устойчивости. Возможны как индивидуальные сеансы, так и коллективная работа.

Когда причиной нарушения речи являются конфликты в семье, убрать заикание можно только наладив отношения внутри семьи. В таких случаях психотерапия показана и родителям. Необходимо создать спокойную обстановку, наладить отношения между всеми членами семьи. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его любят и ценят.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение заикания у детей направлено нормализацию неврологического состояния и эмоционального фона. Назначают успокоительные средства и препараты для снятия спазма мышечного аппарата.

Обычно в схему лечения включают и витаминные комплексы. Эффективны и народные средства: отвары трав, ванны, ингаляции. Помните, что любое лекарство назначает только врач-невролог, даже фитопрепараты. Он учитывает результаты обследования и причину заикания у малыша. Самолечение чревато ухудшением состояния.

В сложных случаях, когда имеется поражение центральной нервной системы, может понадобиться стационарное лечение или назначение других групп лекарств.

Аппаратные методики

Используются физиотерапевтические методы. Эффективны электросон, электрофорез с седативными средствами. Нужно проходить курс лечения полностью. Чаще всего этих курсов назначают несколько, с перерывами.

Разработана также программы для компьютера, которые помогают убрать заикание. Посоветуйтесь со своим логопедом, подходят ли они в вашем случае. И помните, что никакая программа не заменит комплексные меры и самостоятельную работу.

Логопедический массаж

Большую роль играет логопедический массаж. Он расслабляет те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снимает спазмы речевого аппарата, таким образом помогает убрать заикание.

Проводится также лечебный массаж отдельных частей тела: головы, шеи, плеч, грудной клетки. Используются различные методики: в том числе точечный массаж. При этом специалист воздействует на речевой центр через рефлексогенные зоны.

Одним из преимуществ является возможность выполнения в домашних условиях. Первые сеансы проводит специалист, показывает движения и правильную постановку рук родителям. В дальнейшем мама или другие родственники сами выполняют массаж. Это удобно, когда показаны несколько курсов лечения.

Дыхательная гимнастика

Специалист обучает и родителей этой технике, чтобы выполнять движения и дома, так как важна регулярность упражнений и непрерывность курса терапии.

Существуют различные методики, например, вы можете воспользоваться упражнениями по Стрельниковой. Они помогают создавать правильную струю воздуха, которая нужна для произнесения слов и фраз. Комплекс упражнения выполняется в различных положениях тела, в покое и при движении. Постепенно задания усложняются.

Также нужно тренировать голос. Полезны занятия по логоритмике. Избавиться от заикания можно, если читать вслух стихи или пропевать их. Можно даже записаться на хоровое пение. Это тренирует голос и дыхание.

В домашних условиях вы можете предложить ребенку надувать мыльные пузыри, сдувать ватный шарик со стола, надувать обычные шарики. Полезно и весело делать кораблики и наперегонки «перегонять» или сдувать их с одного края тазика в другой. Попробуйте позаниматься на игрушечных духовых инструментах: дудочке, тромбоне, саксофоне.

Профилактика заикания

Профилактика заключается в комплексе мер, направленных на устранение факторов риска:

  1. Формирование благоприятного психологического фона в семье, отказ от чрезмерной опеки, требовательности со стороны родителей к своему ребенку, забота и доброжелательное отношение к нему. Помните, что основой ваших действий должны быть любовь, а не стремление сделать из своего малыша вундеркинда;
  2. Устранение стрессов, эмоциональных потрясений;
  3. Отказ от физических наказаний;
  4. Выработка правильного режим дня для всей семьи, а не только для ребенка;
  5. Полноценный и достаточный отдых;
  6. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
  7. Отказ от просмотра детективов, «ужастиков», фантастических фильмов и передач. Вместо этого смотрите добрые мультфильмы, сказки и передачи о природе, животных;
  8. Регулярные осмотры у специалистов;
  9. Лечение сопутствующей патологии.

Советы родителям: как лечить заикание у ребенка

Вот еще несколько советов родителям, чтобы коррекция прошла успешно:

  1. Следите за своей речью — не картавьте, не заикайтесь специально. Говорите правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений;
  2. Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничьте их общение;
  3. Не ругайте малыша за неудачи, на фиксируйте на них внимание. Лучше отвлеките его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием. Попросите его помочь по дому — пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются;
  4. Не зацикливайтесь на развитии речи — направляйте свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты — помогите ему раскрыть их;
  5. А вот успехи надо обязательно отмечать, но тоже без преувеличения. Не перехваливайте ребенка;
  6. Помните, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. Поэтому верьте в своего ребенка и поддерживайте его во всем. Этим вы очень ему поможете;
  7. Как бы не хотели быстрее добиться результата, не перегружайте ребенка упражнениями и занятиями. Следите за его самочувствием, его расположенностью к занятиям.

При своевременном лечении заикания у детей, прикладывании усилий со стороны ребенка и его родителей, по данным разных авторов, прогноз благоприятный в 70 – 80% случаях и более. Желаем вам, чтобы и у вас лечение прошло успешно.

Почему ребенок начал заикаться? Как лечить заикание?

Заикание - тяжелый речевой дефект, от которого страдает самооценка человека и который затрудняет не только его общение, но и жизнь. Ведь заикание приводит к стеснительности и замкнутости человека, снижению его самооценки. Критическими периодами возникновения заикания считаются возрасты от 2-х до 5-ти лет и от 12-ти до 15 лет, то есть те года жизни, когда формируется психика и взросление ребенка. В этом возрасте дети наиболее уязвимы - это очень важно знать родителям. Невротическая мама или строгий папа создают все предпосылки для возникновения заикания у ребенка.

Вопреки бытующему мнению заикание у детей редко развивается после сильного испуга или стресса, хотя стрессовые ситуации могут ухудшить речь и способствовать возникновению запинок речи. Запинки обычно возникают у впечатлительных и умственно развитых детей, у которых мышление опережает речевые возможности. Чаще всего у 2-3-х летних малышей, которые только-только начали разговаривать и повторяют слоги и предложения по причине того, что еще знают не все слова и испытывают затруднения при составлении предложений.

Многие родители путают речевые запинки ребенка с заиканием и впадают панику, когда их маленький ребенок начинает говорить как-то странно: "Мишка кос-кос-кос-олапый, по лесу идет, шиш-шиш-шиш-ки собирает…". Подобные растягивания и повторения звуков, слогов и слов характерны большинству малышам в процессе становления ритмичной речи. Их называют запинки, в отличие от заикания, они не связаны с возникновением судорог в области рта и шеи, поэтому обычно проходят сами по себе.

Однако если ребенок уже хорошо разговаривает, а речевые запинки становятся частыми и затрудняют понимание детской речи, оставлять без внимания подобные проблемы с речью нельзя, нужно обратиться к логопеду и неврологу, так как это может быть началом возникновения заикания. Особенно это касается случаев, когда малыш, пытаясь подыскать нужные слова, непроизвольно сжимает кулаки, переминается с ноги на ногу или машет руками.

Факторная модель возникновения и сохранения раннего детского заикания (по Myers, Wall, из Schulze, Johannsen)

В Международной классификации болезней заикания и запинки идут под одним шифром, так как возникновение их обоих связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда ребенок думает быстрее, чем может сказать. В височной доле коры нашего головного мозга расположены речевые центры, которые связаны нервными окончаниями с артикуляционным аппаратом. Любое нарушение этой связи способствует развитию заикания.

Конечно, утверждать, что причиной возникновения заикания являются только физиологические нарушения в работе речевого аппарата неправильно. Роль наследственности и типа нервной системы в возникновении этой патологии очевидна. Повышенный тонус двигательных окончаний в речевых центрах головного мозга могут передаваться ребенку от заикающейся мамы, папы или другого родственника, что и становится причиной частых судорожных сокращений голосовых связок и лицевых мышц во время разговора.

Если ребенок несколько лет уже хорошо разговаривал и неожиданно стал заикаться, то причиной нарушения речи может быть стрессовая ситуация, которая нанесла травму детской психике. Например, начало посещения детского сада, школы или сильный испуг. Дети, которые боятся своей неправильной речи, могут перестать говорить вовсе или начинать заикаться.

Поэтому логопеды и неврологи родителям, которые обратились к ним в связи с тем, что ребенок начал заикаться, советуют в первую очередь оградить его от чрезмерно сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных. Если заикание началось в связи с началом посещения детского сада, рекомендуется временно оставить ребенка дома с бабушкой или няней, или даже маме временно уволиться с работы и заняться лечением ребенка. Ребенок должен все время находиться в спокойной обстановке, где нет ссор и скандалов, криков и руганей.

Речевые упражнения при заикании

В спокойной домашней обстановке легче всего вылечить заикание у ребенка. Для этого нужно:
1. Ограничить речевую активность ребенка. Нельзя фиксировать внимание на заикании у ребенка, требовать, чтобы он повторил слово без запинок и вообще напоминать ему о нарушениях речи. При общении с ребенком дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать и не осуждает за неправильную речь. Сделайте так, чтобы малыш как можно меньше говорил. Вместе рисуйте с ним и собирайте конструктор, читайте и смотрите мультфильмы и сказки, которые успокаивают. Если ребенок что-то спросил у вас, отвечайте ему тихим и доброжелательным голосом, но сами не спрашивайте его, побуждая к диалогу.

2. Используйте пальцевой метод. Раньше логопеды занимались даже с 2-х летними детьми, сейчас возрастную планку подняли до 4-х лет. До 4-х летнего возраста занятия с заикающимися детьми малоэффективны. Логопеды для лечения заикания используют индивидуальный подход, но его основу обычно составляют две методики: групповая терапия и пальцевой метод (методика Андроновой-Арутюнян). Групповая терапия включает в себя занятия, помогающие социальной адаптации и общению с людьми.

Ребенок, находясь среди детей, которые также как он страдают заиканием, преодолевает свой страх и заикание проходит. Пальцевой метод учит ребенка говорить не торопясь, по схеме: "Подумал- вздохнул - сказал". При этом очень важно, чтобы малыша никто не поправлял, одергивал и не просил повторить еще раз. Родителям детей младше 4-х лет рекомендуем взять на вооружение этот метод, не торопите ребенка при разговоре, внимательно слушайте его и одобряйте его старания любящим взглядом.

3. Создайте благоприятный режим. Полноценный сон, строгое соблюдение рекомендаций логопеда и невролога, регулярные занятия спортом, расслабляющим мышечную мускулатуру (плавание, танец и т.д.) - главные условия в преодолении речевых трудностей у детей. Помните, лучше всего лечится заикание у детей, которые начали страдать этим недугом не позднее 4-х месяцев назад. Коррекционная работа с логопедом требует много времени и терпения родителей, но здоровье ребенка важнее, его не купишь, ни за какие деньги. Отсутствие лечения заикания с возрастом приводит к болезненной фиксации на своем дефекте и способствует дополнительному ухудшению речи.

Схема лечения заикания

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Токи дАрсонваля, диатермия, фарадизация, ионофорез при тугоухости и шуме в ушах

Применение токов д'Арсонваля заключается в том, что вакуумным электродом производят легкие касательные движения области сосцевидного отростка, при которых появляется искра. Назначение процедур целесообразно при интенсивных субъективных ушных шумах, связанных с поражением звуковоспринимающего аппарата, лабиринтопатиях и оталгиях, так как эти токи оказывают нормализующее влияние на сосудодвигательные нервы, а тем самым и на васкуляризацию нервных элементов периферического рецептора органа слуха.

Диатермия заключается в воздействии высокочастотного поля с частотой колебаний 1—1,5 МГц на ткани, в которых прохождение тока вызывает образование внутреннего «эндогенного» тепла без раздражающих явлений. Диатермия может применяться при катаральных и резидуальных средних отитах для рассасывания экссудата, рубцов и спаек.

Для проведения диатермии ушей используются специальные свинцовые электроды с вырезами для ушных раковин или в виде оливы. Активный электрод плотно бинтуется к заушной области или вставляется в наружный слуховой проход, а индифферентный электрод площадью в 50 см2 помещается на противоположной щеке или боковой поверхности шеи, или на спине в межлопаточной области. Сила тока может колебаться от 0,2 до 0,7 мА, длительность сеанса — 10—15 мин, курс лечения— 10 сеансов.
Linn, Moulonguet, Higguet, Van Eyck отмечают на основании собственных наблюдений, что примепение диатермии в части случаев обусловило исчезновение или уменьшение ушного шума.

тугоухость и шум в ушах

Применение фарадизации обычно целесообразно при наличии ушных шумов и тугоухости на почве катарального воспаления среднего уха и отосклероза. Эта процедура производится посредством специального электрода, имеющего форму ушного катетера, который вводят через соответствующую половину носа в устье евстахиевой трубы. Второй (нейтральный) электрод соприкасается с кожными покровами кисти больного. Регулировка силы тока производится по субъективному ощущению пациента и наличию сократительных движений мышц.

Ионофорез представляет собой метод физического лечения, который основан на введении ионов лекарственных веществ на различную глубину тканей при помощи постоянного тока. Ионофорез показан при заболевании органа слуха и наличии субъективных ушных шумов, обусловленных поражением звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Введение ионов металлов и алкалоидов производится с положительного полюса, а галоидов — с отрицательного.

Методика этой процедуры заключается в том, что эбонитовую воронку вводят в слуховой проход больного, лежащего на здоровом боку. В больное ухо вливают соответствующий раствор, а внутрь воронки вставляется узкий электрод, соединенный с источником постоянного тока — анодом или катодом в зависимости от характера вводимого лекарственного вещества. Величина диаметра применяемого электрода должна превышать диаметр малого отверстия воронки, чтобы он не мог пройти через ее узкий конец и касаться барабанной перепонки. Второй электрод укрепляется на шее с противоположной стороны.
Сила тока обычно не должна превышать 1—2 мА, а длительность процедуры—15—20 мин. Курс лечения обычно включает 10—15 сеансов.

По литературным данным, ионофорез салицилатов (М. П. Могильницкий), йодистых препаратов и других средств в значительном количестве случаев обусловил удовлетворительный лечебный эффект у больных, страдающих субъективным ушным шумом. Введение препарата при ушных заболеваниях, сопровождающихся ушным шумом, осуществляется с анода, а если нет ушного шума, то с катода. Активный электрод, конец которого обертывают ватным тампоном, смоченным физиологическим раствором, вводят в наружный слуховой проход или же прикладывают к области сосцевидного отростка или козелка.
Индифферентный электрод рекомендуется помещать на противоположном плече или в межлопаточной области. Сила тока не должна превышать 2—3 мА, а продолжительность процедуры — 10—20 мин.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте . Если ребёнок тревожный - консультация психолога . Режим дня обязательно соблюдать , ограничение зрительных нагрузок . Дыхательная гимнастика . Пропейте курс магне б6 по 1т два раза в день 1 месяц и Киндинорм по 8 гранул три раза в день рассасывать 1 месяц , будет хорошо добавить физиотерапию на шейный отдел . Если не поможет начните пантогам 500 мг утро 7 дней, затем по 500мг утро и 250 мг день , до 17:00 1,5 месяца

фотография пользователя

Здравствуйте. Пантокальцин ( пантогам) попить стоит 3 -4 месяца. Он при логоневрозе помогает. Покажитесь детскому психологу. Хорошему логопеду. есть такое лечение: режим молчания на 1 -2 недели - максимально создать условия для того чтобы ребенок не разговаривал. Не провоцировать речь, объяснить что некоторое время нужно молчать, общаться жестами и крайний случай шепотом. За это время заикание как привычка "забывается".

фотография пользователя

Да, согласна. Школа - точно. Это не реально. Разве что есть возможность договориться по назначению врача по поводу лечения логоневроза. ребенок участвует в делах школы, но не рассказывает не отвечает, его не трогают, только письменно ( на сколько это реально конечно). Возможно не получится. Но это правда помогает , невроз забывается за 1 -2 недели.
Пантогам и панктокальцин одно и то же. Пантогам как по мне более качественный.

фотография пользователя

Здравствуйте.
Остеопат не лечит логоневроз.
Если присутствует психологическая зажатость, то нужны занятия с детским психологом.
Тенотен слишком слабый препарат.
Я бы рекомендовала всё-таки попробовать пантокакальцин не менее 2х месяцев.
Соблюдайте режим дня. Избегайте стрессов, чрезмерных нагрузок. Ограничьте телевизор и гаджеты.
Не акцентируйте внимание на заикании.

фотография пользователя

Здравствуйте!Хорошо конечно позаниматься с детским психологом ,ходить на пение очень хорошо помогает ,или можете дома вместе С ним петь , и просить если он быстро разговаривает ,такие дети часто быстро говорят ,говорить медленнее ,из препаратов я бы посоветовала пантокальцин на 2 мес лечения ,с переходом на магний б 6 на 1 мес по 1 т -2 р в день 1 мес ,очень хорошо поможет пейте Здоровья ребёночку

фотография пользователя

Добрый день! Заикание серьезная проблема, требует терпения и длительного лечения Лечение должно быть комплексным, только медикаментозное или только занятия с логопедом не приносят эффекта. Пропейте препарат Пантогам по 250мг два раза в день 3- 4 месяца. пройдите массаж воротниковой зоны и массаж речевой мускулатуры, электрофорез с эуфиллином на шейный отдел и диафрагму рта. Параллельно начните занятия с логопедом. Чтобы убрать закреплённый рефлекс на заикание применяют методику молчания или методику пения, то есть все что ребенок говорит, он должен прорвать.

фотография пользователя

желательно пропить успокаивающий препарат ( фенибут Например ), согласуйте с неврологом очно так как он рециптурный

Читайте также: