Дарсонваль при задержке речевого развития

Обновлено: 26.04.2024

Дарсонвализация широко применяется во взрослой физиотерапевтической практике, особенно в косметологии. Многие испытали воздействие токов дарсонваля на себе и знакомы с прекрасными результатами такого лечения. Но эти токи с успехом применяются и в педиатрии.

Изучением воздействия токов высокой частоты на организм занимался Арсен д’Арсонваль, французский физиолог и физик, еще в 1891 году. Уже прошло более 100 лет после открытия лечебного воздействия этих токов, но эта чудесная методика не потеряла своей актуальности.

Дарсонвализация – методика лечебного воздействия на организм импульсным током высокой частоты (110 кГц), высокого напряжения и малой силы. Она основана на подведении высокого напряжения к коже через вакуумный стеклянный электрод. При этом между кожей и электродом возникает электрический разряд, который и вызывает в поверхностных тканях физико-химические изменения.

Что же происходит в тканях после того, как электрод коснулся кожи? Под действием тихого разряда в месте воздействия сначала возникает спазм, а затем расширение артериальных сосудов и повышение их проницаемости. В связи с этим происходит улучшение кровотока и лимфотока не только в коже, но и в прилежащих тканях.

Поэтому

  • снижаются явления венозного застоя
  • рассасываются воспалительные очаги
  • снижается возбудимость нервных окончаний (противозудный, обезболивающий эффект)
  • происходит стимуляция трофических процессов, т.к. улучшение кровообращения и повышение сосудистой проницаемости сопровождается ускоренным поступлением кислорода и других полезных веществ в клетку
  • нормализуется тонус гладкой мускулатуры и отмечается болеутоляющий эффект (снятие спазмов)

Методика проведения процедуры может быть стабильная или лабильная. Стабильная методика применяется в основном для полостных воздействий, а лабильная – для воздействия на кожу. При лабильной методике электрод плавно перемещают по поверхности кожи со скоростью 2-3 см/с. Обычно время воздействия 5- 10 мин, на курс от 5 до 10 процедур. Во время воздействия на кожу ощущается слабое покалывание. Стеклянные электроды бывают разной формы, так, для воздействия на волосистую часть головы используют гребешковый электрод, напоминающий расческу, а на шейно-воротниковую зону воздействуют грибовидным.

При каких заболеваниях токи дарсонваля могут помочь детям и подросткам?

  • при болезнях кожи — таких, как атопический дерматит, зудящие дерматозы, вялозаживающие раны, угревая сыпь
  • при выпадении волос
  • при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря
  • при болезнях периферической нервной системы – невралгиях, нейромиозитах
  • при головных болях, связанных с венозным застоем

Если дарсонвализацию проводить дистанционно, на расстоянии 0.3-2 см, между кожей и электродом возникает искровой разряд, который оказывает прижигающее и бактерицидное действие

Детям проведение местной дарсонвализации разрешено с 6 мес.

Противопоказанием для дарсонвализации является нарушение целостности кожного покрова в зоне воздействия, а также общие противопоказания для физиотерапии. В зоне воздействия при проведении процедуры не должно быть металлических предметов.

Для назначения лечения надо обязательно обратиться к физиотерапевту, который определит параметры лечебного воздействия для конкретного заболевания и выявит противопоказания.

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Гаврилова (Уханова) Татьяна Алексеевна, детский невролог - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование; (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].

Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития". В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии— ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии)— у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — "понимает" его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая "формирует" активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

Гидроцефалия

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

УЗДГ

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: " Что это? " .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: " Зачем? " и " Почему? " .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. "ПроБолезни"). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

  • массаж;
  • транскраниальная магнитотерапия, направленная на оголовье;
  • лекарственный электрофорез с никотиновой кислотой.

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.


Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Когда стоит назначать лечение?

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

Рассказывает Шеворыкина Ольга Юрьевна

Врач-педиатр, физиотерапевт, заведующий отделением детского медицинского центра «ОННИ»


Дарсонвализация широко применяется во взрослой физиотерапевтической практике, особенно в косметологии. Многие испытали воздействие токов дарсонваля на себе и знакомы с прекрасными результатами такого лечения. Но эти токи с успехом применяются и в педиатрии.

Изучением воздействия токов высокой частоты на организм занимался Арсен д’Арсонваль, французский физиолог и физик, еще в 1891 году. Уже прошло более 100 лет после открытия лечебного воздействия этих токов, но эта чудесная методика не потеряла своей актуальности.

Дарсонвализация – методика лечебного воздействия на организм импульсным током высокой частоты (110 кГц), высокого напряжения и малой силы. Она основана на подведении высокого напряжения к коже через вакуумный стеклянный электрод. При этом между кожей и электродом возникает электрический разряд, который и вызывает в поверхностных тканях физико-химические изменения.

Что же происходит в тканях после того, как электрод коснулся кожи? Под действием тихого разряда в месте воздействия сначала возникает спазм, а затем расширение артериальных сосудов и повышение их проницаемости. В связи с этим происходит улучшение кровотока и лимфотока не только в коже, но и в прилежащих тканях.

Поэтому

  • снижаются явления венозного застоя
  • рассасываются воспалительные очаги
  • снижается возбудимость нервных окончаний (противозудный, обезболивающий эффект)
  • происходит стимуляция трофических процессов, т.к. улучшение кровообращения и повышение сосудистой проницаемости сопровождается ускоренным поступлением кислорода и других полезных веществ в клетку
  • нормализуется тонус гладкой мускулатуры и отмечается болеутоляющий эффект (снятие спазмов)

Методика проведения процедуры может быть стабильная или лабильная. Стабильная методика применяется в основном для полостных воздействий, а лабильная – для воздействия на кожу. При лабильной методике электрод плавно перемещают по поверхности кожи со скоростью 2-3 см/с. Обычно время воздействия 5- 10 мин, на курс от 5 до 10 процедур. Во время воздействия на кожу ощущается слабое покалывание. Стеклянные электроды бывают разной формы, так, для воздействия на волосистую часть головы используют гребешковый электрод, напоминающий расческу, а на шейно-воротниковую зону воздействуют грибовидным.

При каких заболеваниях токи дарсонваля могут помочь детям и подросткам?

  • при болезнях кожи — таких, как атопический дерматит, зудящие дерматозы, вялозаживающие раны, угревая сыпь
  • при выпадении волос
  • при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря
  • при болезнях периферической нервной системы – невралгиях, нейромиозитах
  • при головных болях, связанных с венозным застоем

Если дарсонвализацию проводить дистанционно, на расстоянии 0.3-2 см, между кожей и электродом возникает искровой разряд, который оказывает прижигающее и бактерицидное действие

Детям проведение местной дарсонвализации разрешено с 6 мес.

Противопоказанием для дарсонвализации является нарушение целостности кожного покрова в зоне воздействия, а также общие противопоказания для физиотерапии. В зоне воздействия при проведении процедуры не должно быть металлических предметов.

Для назначения лечения надо обязательно обратиться к физиотерапевту, который определит параметры лечебного воздействия для конкретного заболевания и выявит противопоказания.

Будьте здоровы!

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

Доктор, у нас тахикардия!

Именно с такой жалобой чаще всего приходят обеспокоенные родители. — рассказывает врач-кардиолог детского медицинского центра «ОННИ» Зайналова Хайбат Зайналовна. Большую популярность приобрели смарт – часы, наделенные функцией.

Сахарный диабет у ребенка

Сахарный диабет — это заболевание у ребенка, при котором его организм неправильно контролирует уровень глюкозы («сахара») в крови — рассказывает врач-педиатр высшей квалификации, детский эндокринолог.

Нарушение менструального цикла и функциональные кисты у девочек-подростков

Многие девочки сталкиваются с нарушениями менструального цикла, особенно первое время после менархе, то есть прихода первых месячных — рассказывает детский гинеколог, врач УЗИ, специалист по.

Рассказывает Наталья Феликсовна Волчкова,

врач физиотерапевт, реабилитолог детского медицинского центра «МАМАРАДА»


Малыши, дети и подростки могут страдать от ортопедических проблем, влияющих на развитие функций жевания и звукообразования, так называемых орофациальных миофункциональных заболеваний. Такая патология может мешать нормальному росту и развитию мышц и костей лица и рта. Нарушения также могут влиять на то, как мышцы лица и рта используются для еды, разговора и дыхания. Дети могут испытывать проблемы при разговоре, глотании пищи и дыхании через нос.

Большинство проблем орофациальной миологии возникают у малышей, в период быстрого развития. Родителям важно убедиться, что в этом возрасте мышцы лица и челюсти работают должным образом, чтобы избежать проблем по мере роста детей. Своевременное решение проблем или заболеваний ротовой полости и лицевой части головы, которые родители могут заметить у своих детей, — лучший способ гарантировать, что эти проблемы не усложняются с возрастом.

Нарушения речи и осанка

Статические и динамические нарушения осанки ребенка могут самым непосредственным образом приводить к мышечным нарушениям в лицевой области. Например, дисфункциональный привычный наклон у малышей головы связан с нарушениями речи, глотания и дыхания. Нарушения в поясничном отделе позвоночника приводят к устойчивым нарушениям артикуляции и дисфункциям языка. Функциональная асимметрия верхнего шейного отдела позвоночника связана с нарушениями моторики губ. Для обеспечения нормального физиологического развития орофациальной области и растущего позвоночного столба важно вовремя проводить у детей скрининг нарушений осанки.

Часто встречающиеся ортопедические орофациальные нарушения у детей

Постоянно приоткрытый рот

Высовывание языка, даже когда ребенок не разговаривает и не ест

Ограниченная подвижность языка

Перекашивание или скручивание губ

Неправильные жевательные функции

Измененные модели речи

Асимметричный вид лица

Жевание одной стороной рта

Толкание пиши языком (неправильная модель глотания)

Неправильное положение основания языка

Боли в ушках при переменах атмосферного давления

Трудности произнесения некоторых звуков, например «с» в слове «солнце», «ш» в слове «швабра»

Текущие изо рта слюни, особенно после достижения двухлетнего возраста

Трудности смыкания губы при глотании

Причины возникновения ортопедических орофациальных нарушений

Не существует известной единственной известной причины орофациальных миологических проблем у детей. Они могут быть вызваны несколькими факторами:

Закупорка носовых ходов из-за размера миндалин или аллергии. Когда носовые ходы заблокированы, дети могут дышать через рот.

Все, что вызывает смещение языка в состоянии покоя или затрудняет удержание губ в состоянии покоя.

Привычки сосать и жевать в возрасте старше 3 лет.

Сосание больших пальцев рук, соски или одеял

Привычка грызть ногти

Привычное прикусывание щеки или губы

Жевание воротничков одежды

Увеличенные миндалины или аденоиды

Узкое или сводчатое небо

Аллергия, ограничивающая проходимость дыхательных путей

Структурные или физиологические аномалии, такие как коротка уздечка языка

Неврологические аномалии или аномалии развития

Что можно сделать для исправления ортопедических проблем, затрудняющих развитие речи у ребенка?

При лечении миологических нарушений лицевой области используется комплексный подход. Врач сосредотачивается на оценке уникальных сложившихся мышечных функций и дисфункций, чтоб определить зоны, которые потребуется корректировать. Затем начинается работа по тренировке мышц для правильного функционирования, что позволяет лицевым структурам правильно расти и развиваться.

Специалисты работают с детьми, чтобы развить у них чувство и осознание мышц, используемых для дыхания, глотания и речи. Затем разрабатывается индивидуальная программа регулярных упражнений. Цель ее состоит в том, чтобы укрепить и восстановить мышцы языка и лица, сделав при этом привычными новые нервно-мышечные динамические паттерны. Ребенка учат правильной функциональной активности языка, губ и челюсти. Эти упражнения могут устранить или значительно уменьшить слюнотечение, проблемы с пережевыванием пищи, приоткрытый рот, нарушения артикуляции и неправильный режим глотания.

Ребенок будет заниматься:

Тренировкой мышц для правильного функционирования

Сосредоточением внимания на жевании и глотании с освоением правильных двигательных моделей

Простыми упражнениями с акцентом на положение языка, губ и челюсти

Избавлением от привычек сосать палец, воротнички или грызть ногти

Тренировками для улучшения мышечной силы и координации

Программа помощи каждому конкретному ребенку адаптируется к его индивидуальным потребностям. Все упражнения для ребенка будут интересными и легко осуществимыми в течение обычного распорядка дня. В комплексном лечении будут задействованы педиатры, стоматологи, логопеды, ЛОР-специалисты, психологии.

Сроки лечения варьируются от шести до девяти месяцев, при этом частота визитов к врачу составляет примерно один раз каждые три недели. Естественно, что родителям много придется заниматься с ребенком дома в соответствии с инструкциями врачей. В зависимости от проблемы, первые результаты можно будет увидеть довольно быстро (например, изменения лица можно заметить уже за несколько месяцев. Однако для того, чтобы добиться стабильных функциональных изменений, может потребоваться больше времени.

Если после прочтения статьи у вас появились сомнения, все ли правильно с развитием вашего малыша, обратитесь к педиатру. Это простая мера позволит вам убедиться, что со здоровьем ребенка все в порядке. Если же вдруг возникли нарушения, педиатр направит вас именно к тому специалисту (ЛОР-врачу, стоматологу, неврологу и др.), который быстро и профессионально поможет вашему ребенку.

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

Доктор, у нас тахикардия!

Именно с такой жалобой чаще всего приходят обеспокоенные родители. — рассказывает врач-кардиолог детского медицинского центра «ОННИ» Зайналова Хайбат Зайналовна. Большую популярность приобрели смарт – часы, наделенные функцией.

Сахарный диабет у ребенка

Сахарный диабет — это заболевание у ребенка, при котором его организм неправильно контролирует уровень глюкозы («сахара») в крови — рассказывает врач-педиатр высшей квалификации, детский эндокринолог.

Нарушение менструального цикла и функциональные кисты у девочек-подростков

Многие девочки сталкиваются с нарушениями менструального цикла, особенно первое время после менархе, то есть прихода первых месячных — рассказывает детский гинеколог, врач УЗИ, специалист по.

Читайте также: