Что такое значения кожи для организма человека 4 класс

Обновлено: 25.04.2024

Урок окружающего мира в 4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" .

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_kozha_100.ppt 2.27 МБ
otkrytyy_urok_kozha_100.docx 32.07 КБ
test_kozha_100.docx 14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Одежда, данная человеку на всю жизнь.

Кожа и её значение Строение кожи. Значение кожи. Гигиена кожи.

Функции кожи 1 . Осязательная. 2. Защитная.

Виды клеток Клетка эпителия

Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно

Тяжко, жарко, пить охота, Где же божья милость! Густо капельками пота Вся она покрылась.

Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно

Функции кожи Осязательная . 2 . Защитная. 3. Выделительная. 4. Регулирует температуру тела.

Тест 1.Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод? б) осязание 2. Какая она, кожа? б) мягкая и упругая 3. На какой коже микробы погибают? а) на чистой 4 . Какую роль играет жир, который выделяет кожа? б) жир делает кожу мягкой и упругой 5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно? б) мочалка, мыло, полотенце, крем 6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу. б) пот 7. Найди лишнее в) опорная

Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!

Предварительный просмотр:

с использованием элементов информационных технологий (презентация)

по предмету «Окружающий мир»

Тема урока : Кожа и её значение.

Цель: 1. Формировать представление о коже как органе человеческого организма.

2. Познакомить со строением и функциями кожного покрова – кожей.

3. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, речь, память, умение анализировать и сравнивать.

4. Формировать потребность беречь своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Ребята, сегодня на уроке мы изучаем новую тему. Отгадайте загадку.

«Одежда, данная человеку на всю жизнь». (Кожа.)

- Прочитайте название темы урока.

- Сегодня мы поговорим об очень важном органе человека – коже. Человек в коже – все равно, что апельсин в кожуре или дерево в коре. Но наша кожа другая, она куда лучше любой кожуры или коры. Вы узнаете строение кожи, её значение и научитесь беречь своё здоровье.

- Ребята, что вы знаете о коже?

- Правильно, кожа – это орган осязания.

- Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения? Зачем нам чувство осязания?

Слайд № 3 Картинки – ощущения.

- Представьте по картинкам, что можно ощутить при прикосновении к этим предметам?

Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это.

Исходя из всего вышесказанного, о какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция).

Слайд № 4 Функции кожи.

- Запишите в тетрадь.

- В третьем классе мы говорили о коже как органе осязания, то есть как об органе чувств.

А сегодня будем рассматривать кожу как орган человеческого организма. И вы расширите свои представления о таком уникальном и удивительном органе, как кожа.

  1. Проблемное объяснение нового знания.
  1. - Но сначала мы перенесёмся в далёкое прошлое, во времена великого Леонардо да Винчи. Внимательно послушайте древнюю легенду.

В Италии в 1496 году произошёл такой случай.

В роскошном замке миланского герцога готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник Леонардо да Винчи. Во главе праздничного шествия шёл маленький мальчик, тело которого с головы до ног было сплошь покрыто золотой краской.

Прошли века. Долгое время причина смерти «золотого» мальчика оставалась загадкой .

- Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции (значение).

2) - Послушайте внимательно, подумайте и ответьте, кто это так кричит и взывает о помощи?

«Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший! Свалится на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт как огнём. Я говорю «как огнём», потому что я-то знаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»

- Интересно, кто это так убивается?

- Да, вы правы, это кожа. Ведь все царапины, ссадины, порезы, ожоги и синяки приходится терпеть именно коже. Всё к чему мы прикасаемся, покрыто бактериями. И вы знаете, что некоторые из них приносят болезни. Но сквозь здоровую и чистую кожу они в тело не попадут. Кожа для них – как высокий, непреодолимый забор.

- Какую же ещё функцию выполняет кожа? (Защитная функция).

Слайд № 4 Функции кожи.

- Запишите в тетрадь.

- Итак, кожа защищает наши кости и мышцы от повреждений, от опасных микробов и в то же время образует красивую и удобную оболочку, которую мы будем исследовать.

- А сейчас мы с вами, как настоящие учёные проведём исследование кожи человека.

Опыт 2. Исследование кожи.

- Рассмотрите кожу своей руки. Потрогайте её, потяните. Что можете сказать о коже? Какая она? (Кожа мягкая, упругая, тонкая – мы видим сосуды, прочная)

- Какого она цвета? (Бледно-розовая).

- Теперь, глядя в зеркало, рассмотрите кожу лица. Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу.

- Что осталось на стекле? (На стекле осталось пятно жира).

- Как вы это объясните? (Значит, кожа выделяет жир).

- Рассмотрите внимательно кожу через лупу. Что вы на ней видите? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, какое значение они имеют? (На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяется жир и пот).

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Танец маленьких утят

Слайд № 5 Виды клеток.

- Итак, мы рассмотрели наружный слой кожи. А теперь при помощи таблицы изучим внутреннее строение кожи.

- Мы с вами учили различные виды клеток. Вспомните их и назовите по моей указке. (Эпителиальные, нервные, костные, мышечные клетки).

- Какие из этих клеток образуют кожу? (Клетки эпителия).

- Что вы знаете о клетках эпителия? (Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. Клетки эпителия образуют эпителиальную ткань. Клетки кожи обновляются через 1-2 недели)

Слайд № 6 Строение кожи.

- Кожа состоит из двух основных слоёв: (наружный слой) – эпидермис и собственно кожа (внутренний слой) – дерма .

- Эпидермис – это верхний слой кожи. Слово взято из греческого языка и означает то же самое, то есть «верхний или поверхностный слой». Именно эпидермис образован эпителиальной тканью. Этот слой очень тонкий, к тому же от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи (это тысячи мёртвых клеток). Но не думайте, что от этого кожа становится тоньше, вовсе нет. На ней всё время нарастают новые слои, клетки которых так же живут 1 – 2 недели.

- Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа.

- Посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (Выслушиваются ответы детей).

- Кожа богата железами, вырабатывающими кожный жир (кожное сало), вспомните опыт с зеркалом.

- Как происходит выделение жира? (Через поры).

- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры кожное сало попадает на поверхность кожи. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы высушили кожу, и она бы растрескалась. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.

- Что же делать? (Безотказно помогают простые средства: вода и мыло).

Слайд №7 Загадка

Тяжко, жарко, пить охота,
Где же божья милость!
Густо капельками пота
Вся она покрылась.

Слайд № 8 Строение кожи.

- Сальные железы не единственные железы в коже. Что происходит, когда нам жарко? (Когда нам жарко – мы потеем.)

- А откуда берётся пот.

- Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего организма выделяется много воды, соли и некоторые вредные вещества.

- Как мы назовем эту функцию кожи? (Выделительная функция).

- Запишите в тетрадь.

Слайд № 9 Функции кожи

Работа с учебником

- Мы узнали о трёх функциях кожи. А о четвёртой вы узнаете самостоятельно, прочитав текст учебника: стр.77 со слов «Тело человека постоянно выделяет тепло».

- Назовите четвёртую функцию кожи. (Регулирует температуру тела).

- Запишите в тетрадь.

- Какая температура считается нормальной для человека? (36,6 С˚)

- Как организму удаётся поддерживать постоянную температуру? (Регулируют кровеносные сосуды: то расширяются, то сужаются).

- Итак, о каких функциях кожи вы узнали?

- Вспомним нашу легенду. Теперь вы можете сказать, почему умер итальянский мальчик? (Поры были закрыты золотом, кожа не выделяла пот и жир, не выводила вредные вещества. Мальчик много времени провёл в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл, по-видимому, он умер от воспаления легких).

- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие функции выполняет кожа?

- Что вы узнали о строении кожи?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выбери правильный ответ

  1. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?

2. Какая она, кожа?

а) хрупкая и жёсткая;

б) мягкая и упругая.

3. На какой коже микробы погибают?

4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

а) жир делает кожу крепкой и сильной;

б) жир делает кожу мягкой и упругой;

в) жир делает кожу ловкой и стройной.

5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

б) мочалка, мыло, полотенце, крем;

в) гуталин, обувная щётка, клей.

Вставь пропущенное слово

6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.

д) регулирует температуру тела.

Оценка результатов теста .

Слайд № 11 Гигиена кожи

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Расширили свои представления о строении кожи и её функциях . Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?

- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Какие функции выполняет кожа? Достигли ли мы поставленных целей?

Учебник стр. 76-29, пересказ, тетрадь стр. 17 №31. Рассмотрите внимательно кисти рук с двух сторон и запишите результаты своих наблюдений.

Значение кожи для организма (4 класс, доклад)

Кожа – прочный и эластичный слой, который покрывает тело человека и некоторых животных. При этом ученые установили, что кожа - отдельный орган. Это самый большой и тяжелый орган человека.

Кожа разных людей может выглядеть по-разному. У одних она темная, а другие имеют совсем светлую кожу. У кого-то кожа сухая и шелушится, а другие люди, наоборот, страдают от излишней жирности кожи.

Строение кожи человека

Со стороны может показаться, что строение у кожи простое, но это не так. У кожи есть три слоя и каждый слой имеет свои функции.

  • Верхний слой называется эпидермисом. Он защищает тело от вредного воздействия окружающей среды.
  • Второй слой называется дермой. Из этого слоя начинают свой рост волосы. Также именно там проходят кровеносные сосуды, потовые и сальные железы.
  • Третий слой называется гиподерма. Он состоит из жира и регулирует уровень тепла и холода внутри тела. Также он помогает смягчить последствия мелких травм - например ушибов.

Для чего же нужна кожа?

  • Кожа защищает тело. Кожа служит защитным «щитом» между внешним миром (неблагоприятными погодными условиями, солнечным и другими излучениями, микробами, механическими травмами, бактериями) и внутренними органами.
  • Кожа регулирует температуру тела. Кожа поддерживает постоянную температуру организма, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. Когда человеку жарко, кожа потеет и это охлаждает тело.
  • Кожа является органом чувств. За счёт находящихся во внутреннем слое кожи нервных окончаний человек способен ощущать прикосновения, изменение температуры на улице и много другое.
  • Кожа регулирует количество воды в организме. При возникновении необходимости, через потовые железы, находящиеся в коже в течение суток может выделиться около трёх литров жидкости.
  • Через кожу организм может выводить ненужные вещества (переработанные продукты жизнедеятельности), и принимать полезные витамины, микроэлементы, кислород.

Интересный факт: «гусиная кожа» также может считаться функцией кожи, хотя и устаревшей. В древности «гусиная кожа» помогала людям согреваться и поднимать волосы на теле дыбом, тем самым устрашая своего противника.

На разных участках человеческого тела толщина кожи разная (самая тонкая на веках, наиболее толстая на ладонях и ступнях). С самого рождения человека слой кожи очень тонкий, но постепенно он нарастает. Позже, в процессе старения, кожный покров снова истончается, теряет свою эластичность и толщину.

Автор: Малюта Анна Михайловна, учитель биологии и химии МОУ «Основная школа №24 города Макеевки».

Описание работы: урок позволяет раскрыть понятие о коже и ее производных, детально изучить основные особенности ее строения, сформировать представление о значении кожи , исследовать механизмы терморегуляции в организме человека.

Аудитория: урок предназначен для учащихся 8 классов.

t1595239641aa.jpg

Цель : сформировать представление о коже и ее производных.

образовательные: изучить особенности строения кожи, рассмотреть ее производные, определить основные функции кожи, исследовать механизмы терморегуляции в организме человека.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету и к научным знаниям.

развивающие: развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, самостоятельность, внимание и познавательную активность.

Базовые понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, сальные, потовые, молочные железы, ногти, волосы, слизистые оболочки.

Методы: поисковые ( «Внимание, поиск!»), наглядне ( презентация «Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции»), словесно - репродуктивные (игра «Угадай предмет», беседа, объяснение), практические (ситуационные задачи, самонаблюдение, определение типа кожи с помощью бумажной салфетки).

Тип урока: комбинированный .

Межпредметные связи: биология, химия, анатомия, физиология.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, учебник.

Методическая цель : активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством применения инновационных технологий обучения.

І. Организационный момент (1 мин).

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).

IV. Изучение нового учебного материала (26 мин).

Игра «Угадай предмет»

Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки
V. Обобщение и систематизация материала (7 мин).

Викторина «Верите ли вы, что…»

І. Организационный момент.

Приветствие, отмечание отсутствующих.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Сейчас вам следует ненадолго представить себя врачом нефрологом . На основании анамнеза больного установите диагноз и предложите тактику лечения заболеваний мочевыделительной системы.

Ситуационные задачи.

Задача 1. Больной С., 65 лет, жалуется на частые мочеиспускания с болями внизу живота, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, повышение температуры.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Какую терапию предлагаете?

Цистит, лечение антибиотиками.

Задача 2. У больного К., 40 лет, в течение трех дней отмечаются боли в пояснице справа, сопровождающиеся повышением температуры тела до 39-40°С, ознобами, выделение мочи с гноем, отеки.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Какую терапию предлагаете?

Пиелонефрит, лечение антибиотиками.

Задача 3. У больной С., 27 лет, внезапно появились острые боли в поясничной области слева, иррадиирущие в бедро; поведение больной беспокойное, мочеиспускание учащено. Анализ мочи без патологических изменений.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Лечебная тактика.

Мочекаменная болезнь (камень левого мочеточника), почечная колика слева.

t1595239641ab.jpg

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель : Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека.

«Внимание, поиск!» Это самый большой орган человеческого тела. Его масса в среднем у взрослого человека составляет около 3 кг. Это сложный орган со многими функциями, его называют «зеркалом здоровья и болезни», этот орган отмирает и постоянно рождается вновь, в нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган ассоциируется с «одеждой» и «оболочкой Земли». Как вы думаете, о каком органе идет речь?[2]

Правильно. Это кожа!

t1595239641ac.jpg

IV. Изучение нового учебного материала.

Объяснение учителя с элементами беседы.

На уроке мы рассмотрим тему « Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции ». Узнаем, что представляет собой кожа и ее производные, изучим основные особенности строения, рассмотрим значение , познакомимся с условиями терморегуляции в организме человека.

Наружные покровы человека -это кожа и ее производные (сальные, потовые, молочные железы, ногти, волосы), а также слизистые оболочки.

t1595239641ad.jpg

Площадь кожи человека составляет 1,5-2 м2, вес - около 3кг, толщина колеблется от 0,5мм до 5мм.

Кожа человека состоит из 3 слоев: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки.

t1595239641ae.jpg

Эпидермис (надкожица) - верхний наружный слой кожи. Состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия.

Верхний слой (роговой) состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер, почти непроницаем для микроорганизмов, жидкостей и газов. Клетки этого слоя отшелушиваются. Восполнение отмерших клеток происходит за счет деления клеток нижнего (базального) слоя.

Базальный слой (нижний ) – состоит из живых цилиндрических клеток, расположенных на базальной мембране. В базальном слое располагаются меланоциты, производящие пигмент меланин, определяющий цвет кожи и защиту от УФ-лучей.

t1595239641af.jpg

Дерма (собственно кожа )- состоит из волокнистой соединительной ткани, межклеточное вещество которой образовано коллагеновыми и эластическими волокнами , обеспечивающими упругость и эластичность кожи.

В дерме много кровеносных и лимфатических сосудов , обеспечивающих питание кожи и терморегуляцию за счет регуляции тонуса сосудов.

В этом слое сосредоточены рецепторы и нервы , отвечающие за чувствительность кожи. На 1 м2 кожи приходится 200 рецепторов.

Здесь находятся волосяные луковицы , принимающие участие в образовании волос[3,4,5]

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма)- состоит из белой жировой ткани и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Жировые клетки обеспечивают защиту от переохлаждения, смягчение ушибов и сотрясений, запас питательных веществ[4].

Мышцы кожи располагаются в дерме и подкожно-жировой клетчатке. Это гладкие и поперчно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос. Поперечно-полосатые мышцы расположены на лице, обеспечивая мимику.

В дерме располагаются экзокринные железы (сальные и потовые железы )[4]

Сальные железы имеются на всех участках кожи, кроме ладоней и подошв. Больше всего их на волосистой части головы. Их протоки впадают в выводной фолликул волоса, открывающийся на поверхность кожи. Секрет сальных желез смягчает кожу и препятствует проникновению воды и вредных веществ в организм. В сутки сальные железы вырабатывают от 20-70гр кожного сала[6].

Потовые железы участвуют в терморегуляции, не давая коже перегреться, и обеспечивают выделение продуктов жизнедеятельности (токсинов, воды, солей). В среднем за сутки выделяется 600-900 мл пота[7].

t1595239641ag.jpg

Проведите самонаблюдение.

Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти и кожу ладони. Изобразите верхний (роговой) слой эпидермиса.

t1595239641ah.jpg

Функции кожи:

за­щит­ная – предохраняет от механических повреждений, задерживает испарение воды из организма, препятствует проникновению микроорганизмов;

чув­стви­тель­ная - воспринимает раздражения из окружающей среды;

тер­мо­ре­гу­ляционная – поддерживает постоянную температуру тела;

вы­де­ли­тель­ная – выделяет продукты обмена веществ;

за­па­са­ю­щая – накопление и хранение питательных веществ[4].

t1595239641ai.jpg

Игра «Угадай предмет»

Играют два учащихся одновременно. Им завязывают глаза и дают в руки различные предметы (гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, холодные, теплые). Они должны назвать предмет (по возможности) и его поверхность.

Какую функцию кожи вы сейчас продемонстрировали?

Учащиеся: чувствительную функцию[8].

Терморегуляция

Терморегуляция — это процесс, который обеспечивает способность организма поддерживать температуру тела на определенном уровне вне зависимости от температуры окружающей среды.

Кожа выполняет одну из основных функций в терморегуляции, задача которой заключается в поддержании постоянной температуры тела -36,6С. Повышение температуры до 43С или ее падение до 25С могут оказаться смертельными[9].

Терморегуляция при гипертермии осуществляется за счет:

расширения периферических кровеносных сосудов

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды расширяются, чтобы большее количество крови поступило к поверхности кожи, отдавая тепло, и выделяется пот, который при высыхании охлаждает поверхность кожи.

Терморегуляция при гипотермии осуществляется за счет:

сужения периферических кровеносных сосудов

повышения мышечного тонуса (дрожь)

При похолодании кровеносные сосуды сужаются, чтобы кровь, циркулирующая по поверхности кожи, не переохлаждалась, наблюдаются непроизвольные сокращения мышц, отдача тепла в окружающую среду уменьшается[10].

t1595239641aj.jpg

Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки
Промокните салфеткой лицо в 3 местах: на щеках, лбу и подбородке. По числу интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков определите тип кожи лица.

Нормальная кожа - незначительные жировые отпечатки (возможно, в области лба и носа)

Сухая кожа - жирных пятен совсем нет

Жирная кожа - сильные жирные пятна по всему лицу

Комбинированная кожа - в области Т-зоны (подбородок, лоб, нос) жирные пятна, а на щеках отсутствуют [11]

t1595239641ak.jpg

V. Обобщение и систематизация материала.

Викторина «Верите ли вы, что…»

Поставьте возле каждого вопроса +, если согласны с утверджением и -, если не согласны.

Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся рецепторы, меланин, эпидермис, сальные железы;

Потоотделение происходит рефлекторно только под влиянием нервных импульсов;

При охлаждении организма кровеносные сосуды могут расшириться, а могут сузиться;

Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека синтезируются органические вещества для питания;

Кожа - самый большой по площади орган человека. Кожа образует наружный покров, отделяющий внутренние органы и ткани от окружающей среды.

Роговые чешуйки кожи человека

Состоит кожа из эпидермиса (от греч. epi – над и derma – кожа) - наружного слоя, и дермы (собственно кожи) - внутреннего соединительно-тканного слоя. Ниже кожи расположена гиподерма (греч. hypo — вниз), представленная жировой тканью.

Эпидермис

Эпидермис кожи представлен многослойным ороговевающим эпителием. В эпидермисе различают (снизу вверх) 5 слоев: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой. В базальном слое клетки интенсивно делятся митозом, по мере перемещения клеток к поверхности они отмирают и ороговевают. Ороговение связано с накоплением клетками особого вещества - кератина.

Роговой (самый верхний) слой эпидермиса полностью обновляется за 7-11 суток. Благодаря такому обновлению эпидермис весьма устойчив к действию механических и химических факторов, является барьером для микробов - бактерий, непроницаем для воды.

Строение эпидермиса

В базальном слое расположены меланоциты (от греч. melanos - чёрный) - клетки, которые накапливают пигмент черного цвета - меланин. Синтез этого пигмента усиливается при длительном нахождении на солнце, что и является причиной появления на коже "загара".

На самом деле загар представляет защитную реакцию организма на вредное воздействие ультрафиолетовых лучей, которая препятствует их прохождению через кожу во внутренние ткани и органы.

Меланоциты

Дерма

Под эпидермисом расположена дерма (собственно кожа), в которой можно обнаружить потовые и сальные железы, а также волосяные фолликулы (лат. folliculus - мешочек). В дерме расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервы, мышечные волокна.

В дерме различают два слоя:

Образован рыхлой соединительной тканью в виде сосочков, вдающимися в нижние слои эпидермиса. Именно сосочковый слой определяет уникальный рисунок кожи человека. Здесь расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Образован плотной волокнистой соединительной тканью. Структурные белки - коллаген и эластин (вместе с гиалуроновой кислотой) - придают этому слою (и коже в целом) прочность и эластичность. В сетчатом слое локализуются потовые и сальные железы, волосяные фолликулы.

Строение дермы

Мы приступаем к изучению придатков кожи: сальных, потовых желез, волос и ногтей. Термин придатки ни в коем случае не преуменьшает значимость этих образований, он лишь подчеркивает, что все они - производное (образовались из) эпидермиса кожного покрова.

Потовые железы - трубчатые экзокринные железы, протоки которых открываются на поверхность кожи порами. Выделяют секрет - пот, в составе которого присутствует вода, мочевина, мочевая кислота, соли. Потовые железы находятся почти по всей поверхности кожи.

Функции потовых желез:

  • Выделительная - удаляют из организма мочевину, мочевую кислоту
  • Участие в водном и солевом обмене - с потом выделяются вода и соли для поддержания гомеостаза
  • Терморегуляционная - при испарении пота кожа охлаждается, избавляясь от избытка тепла

Потовые железы

Сальные железы расположены, в отличие от потовых, более поверхностно. Их выводные протоки могут открываться как в волосяную сумку, так и на поверхность кожи. Секрет сальных желез - кожное сало, которое предотвращает развитие на коже микробов, препятствует высыханию кожи, смягчает ее поверхность и является смазкой для придатков кожи - волос.

Сальная железа

Волос - производное эпидермиса, состоящее из корня и стержня. Корень волоса заканчивается волосяной луковицей, в которую снизу входит волосяной сосочек с сосудами и нервами. Рост волос происходит за счет деления клеток волосяной луковицы. Снаружи корень волоса окружен волосяной сумкой, к которой крепится мышца, поднимающая волос.

Проток сальной железы открывается в волосяную воронку - место перехода корня волоса в стержень. Стержень состоит из мозгового и коркового вещества, представленного ороговевшими клетками. К старости количество пигмента в ороговевших клетках (чешуях) снижается, а количество пузырьков газа - увеличивается, что и является причиной поседения волос.

Волосы у человека по сравнению со многими другими животными - крошечные и не могут выполнять функцию термоизоляции. Ресницы, брови, волосы носа и уха выполняют защитную функцию. Брови служат для недопущения попадания пота, раздражителя, в глаза.

Строение волоса

Ногти - производные эпидермиса, представляющие собой выпуклые роговые пластинки, расположенные в ногтевом ложе. Ногтевое ложе состоит из росткового эпителия и соединительной ткани, богато нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Рост ногтя происходит за счет деления клеток росткового эпителия.

В нижней части ногтевое ложе окружено плотным кожистым валиком - кутикулой, которая предохраняет ростковую зону ногтя от попадания в нее бактерий, инородных частиц. Функция ногтя - защита чувствительной части пальца от механических повреждений и создание для нее опоры.

Строение ногтя

Кожа - орган терморегуляции

Вы уже знаете, что за счет испарения пота кожа может охлаждаться, тем самым выполняя терморегуляционную функцию. Однако, это не единственный механизм терморегуляции. В коже расположены сети кровеносных сосудов.

Во время жары сосуды расширяются, кровь заполняет их - теплоотдача увеличивается, таким образом, организм отдает лишнее тепло окружающей среде.

Во время холода сосуды сужаются, крови в них становится меньше (теплоотдача уменьшается), она устремляется во внутренние органы (печень), чтобы организм как можно дольше смог поддерживать оптимальную температуру.

Сосуды кожи

Кожа - орган осязания

В коже находятся нервные окончания (рецепторы), воспринимающие различные раздражители: холод, тепло, давление, боль. Холодовые рецепторы находятся у поверхности кожи, тепловые - залегают в дерме (собственно коже). Боль воспринимается с помощью свободных нервных окончаний.

Рецепторы в коже

Кожа - место синтеза витамина D

Кожа активно участвует в синтезе витамина D. В ней содержится вещество предшественник витамина D - эргостерин, который под ультрафиолетовыми лучами (вот почему полезно бывать на солнце) преобразуется в витамин D.

У детей при недостатке солнечного облучения (инсоляции) может развиваться рахит - размягчение костной ткани, так как витамин D участвует в усвоении кальция.

Рахит

Функции кожи

Защищает внутренние органы и ткани от механических повреждений, покрыта кожным салом, которое препятствует развитию болезнетворных микроорганизмов.

При попадании в кожу чужеродных веществ (антигенов) происходит их распознавание и уничтожение, удаление. Воспаление кожи называется дерматит (от др.-греч. δέρμα, δέρματος — кожа + лат. itis — воспаление).

Терморегуляция осуществляется за счет потовых желез, кровеносных сосудов и подкожно-жировой клетчатки, которая выполняет теплоизоляцию внутренних органов и тканей.

Благодаря работе потовых желез из организма удаляется мочевая кислота, мочевина - побочные продукты обмена веществ.

При наполнении сосудов кожи в них может депонироваться до 1 л крови.

В коже располагаются температурные, холодовые, болевые рецепторы, а также рецепторы давления. Все они обеспечивают осязательную функцию кожи.

За счет работы потовых желез кожа принимает участие в водно-солевом обмене, а за счет образования витамина D во время инсоляции (солнечного облучения).

Дерматит

Заболевания

Раздел медицины, изучающий кожу, называется - дерматология. Известно тяжелое наследственное заболевание кожи - ихтиоз (греч. «ихтис» — рыба). Характеризуется нарушением ороговения кожи: образуются чешуйки, напоминающие рыбью чешую. Порой ороговение выражено настолько сильно, что несовместимо с жизнью.

Ихтиоз

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Пресмыкающиеся, или рептилии - класс наземных позвоночных животных типа хордовые, размножение и развитие которых более не зависят (как у земноводных) от водоема. Относятся к амниотам. Рептилии достигли наибольшего расцвета в мезозое.

На настоящий момент класс насчитывает около 10 тысяч видов.

Динозавры вымершие рептилии

Рептилии произошли от древних панцирноголовых земноводных - стегоцефалов, которые приспособились к защите тела от высыхания и смогли освоить отдаленные от водоемов пространства.

Стегоцефалы

Независимость от водоема досталась пресмыкающимся с трудом, для этого их организм приобрел ряд прогрессивных черт - ароморфозов:

Как сказано выше, пресмыкающиеся относятся к амниотам. Это значит, что развитие их зародышей происходит в особом зародышевом пузыре с амниотической жидкостью - амнионе. Поразительно! Им более не нужен водоем, этот водоем всегда с собой, прямо в организме самки вокруг зародыша.

К зародышевым оболочкам относится наружная, серозная оболочка (сероза), внутренняя амниотическая оболочка и аллантоис. Аллантоис - зародышевый орган, с помощью которого осуществляется дыхание. Эти оболочки позволили пресмыкающимся расселиться от водоемов вглубь материков, занять огромные территории.

Зародышевые оболочки

У рыб и земноводных оплодотворение было наружным, малоэффективным, с небольшой вероятностью встречи половых клеток. При внутреннем оплодотворении, которое появляется у рептилий, семенная жидкость самца со сперматозоидами вводится непосредственно в половые пути самки, что значительно увеличивает вероятность встречи мужских и женских гамет.

Внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

Кожа пресмыкающихся сухая, практически лишена желез (которых так много у земноводных). Верхние слои эпителия ороговевают, на поверхности кожи формируются роговые чешуйки. Эта защита необходима от пересыхания, помогает эффективнее удерживать воду в организме.

Сухая кожа пресмыкающихся

У пресмыкающихся происходит усложнение строения дыхательной системы: появляются ячеистые легкие, обеспечивающие более эффективный газообмен. Кожное дыхание (доминировавшее у амфибий) у пресмыкающихся сведено к минимуму или отсутствует вовсе.

Дыхательные пути у рептилий дифференцируются на гортань, трахею и бронхи. Дыхание реберного типа - в нем участвуют появившиеся вместе с ребрами межреберные мышцы. Ребра образуют новую структуру скелета - грудную клетку.

Легкие земноводных и легкие пресмыкающихся

В сердце у пресмыкающихся развивается неполная межжелудочковая перегородка, способствующая более эффективному разделению артериальной и венозной крови. Это, в свою очередь, повышает эффективность обмена веществ (син. - метаболизм).

Тем не менее, над перегородкой кровь смешанная, так что пресмыкающиеся, как и земноводные, относятся к пойкилотермным (холоднокровным) животным.

Сердце рептилии

У пресмыкающихся впервые возникают зачатки новой коры головного мозга, совершенствуется воспринимающая и интегрирующая функции головного мозга. Становится возможным более сложное поведение.

Возникает тазовая (вторичная) почка - метанефрос, выделительный каналец которой гораздо длиннее: становится возможным обратное всасывание веществ. Засушливый климат, в котором живут рептилии, располагает к экономии воды, их моча становится более концентрированной.

Отряды пресмыкающихся

Отряды пресмыкающихся

В составе класса можно выделить 4 отряда, каждый из которых мы вкратце обсудим. Рептилии традиционно изучаются на примере типичного представителя - прыткой ящерицы, входящей в состав отряда чешуйчатые. С него мы и начнем знакомство с рептилиями.

Отряд чешуйчатые - прыткая ящерица

Тело ящерицы покрыто сухой кожей, практически лишенной желез, с роговыми чешуями и щитками. Такое строение покровов тела предотвращает высыхание организма, защищает от потери воды. Испарение через кожу сохраняется, но в минимальном объеме.

Ящерица прыткая

Тело подразделяется на голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности расположены по бокам туловища, поэтому поднять голову высоко над землей пресмыкающиеся не могут. Конечности пятипалого типа, перепонки между пальцами отсутствуют.

Предполагаю, вам с детства известно о том, что ящерицы могут отбрасывать свои хвосты. Это действительно так, для ящериц характерна автотомия (от греч. autos - сам и греч. tome - отсечение) - способность животного самопроизвольно отбрасывать части своего тела.

В случае нападения хищника автотомия может спасти жизнь ящерицы, так как отброшенный хвост приковывает к себе внимание и хищник перестает преследовать ящерицу.

Ящерица отбрасывает хвост

Скелет почти полностью окостеневший, более прочный, чем у земноводных. Позвоночник состоит из 5 отделов: шейный (8 позвонков), грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Ребра, сочлененные одним концом с грудными позвонками, а другим - с грудиной, образуют замкнутую костную структуру - грудную клетку.

К ребрам крепятся впервые возникшие у пресмыкающихся межреберные мышцы, участвующие в дыхании.

За счет наличия 8 шейных позвонков значительно увеличивается подвижность головы, что имеет крайне важное значения для добывания пищи и ориентировке в окружающем мире. Полость тела рептилий - целом.

Скелет ящерицы

Скелеты поясов конечностей служат опорой для самих конечностей. Передний (плечевой) пояс состоит из парных ключиц, лопаток, вороньих костей (коракоидов) и надгрудинника (надключицы), а также хрящей. Задний (тазовый) пояс конечностей образован тремя костями: седалищной, лобковой и подвздошной, также включает в себя хрящевые прослойки между ними.

Пояса передних и задних конечностей у ящерицы

Скелеты передних и задних свободных конечностей аналогичны по строению конечностям амфибий. Однако стоит заметить, что голень и предплечье не состоят из одной единой кости: они подразделяются на лучевую и локтевую (составляют предплечье), малоберцовую и большеберцовую (составляют голень).

Передние и задние конечности у ящерицы

Строение пищеварительной системы рептилий более дифференцировано по сравнению с таковым у земноводных.

Конические зубы прочно срастаются с челюстями. Хорошо развиты слюнные железы, которые участвуют не только в смачивании пищи (как у амфибий), но и ферментативно обрабатывают пищевой комок за счет фермента - амилазы, расщепляющей углеводы.

Ротовая полость переходит в короткую глотку, которая продолжается в пищевод. Пищевод расширяется и переходит в желудок, от которого начинается тонкий, а затем толстый отдел кишечника. В тонкую кишку открываются протоки печени, поджелудочной железы и желчного пузыря.

Граница между тонкой и толстой кишкой особенно хорошо выражена: на ее месте располагается зачаток слепой кишки. Оканчивается пищеварительная система клоакой.

Пищеварительная система ящерицы

Кожа не участвует в дыхании, эту функцию берут на себя возникшие у рептилий ячеистые легкие. По сравнению с легочными мешками амфибий, ячеистые легкие имеют бо́льшую дыхательную поверхность.

Воздух присасывается в легкие благодаря движениям грудной клетки, которые происходят за счет сокращения межреберных мышц. Через воздухоносные пути: хоаны, глотку, гортань, трахею и бронхи - воздух достигает пузырьков, альвеол, стенка которых густо оплетена капиллярами, в которых и происходит газообмен.

Дыхательная система ящерицы

Поскольку рептилии холоднокровные животные, то интенсивность их обмена веществ напрямую зависит от температуры окружающей среды. Частота дыхательных движений также коррелирует с метаболизмом, поэтому чем выше температура окружающей среды, тем чаще дышит животное.

Кровеносная система замкнутая. Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой. Разделение крови в желудочке эффективнее, чем у земноводных, но над перегородкой кровь смешанная, поэтому рептилии - холоднокровные.

От сердца отходят 3 сосуда: легочная артерия, по которой венозная кровь поступает в легкие, где насыщается кислородом, и две дуги аорты - правая и левая. От правой дуги аорты отходят сонные артерии, направляющиеся к головному мозгу.

Правая дуга аорты начинается от левой части желудка - вследствие чего у рептилий анатомически обусловлено поступление более насыщенной кислородом - артериальной крови - к головному мозгу, остальные органы получают смешанную кровь из левой дуги аорты.

Кровеносная система ящерицы

По сравнению с земноводными выделительная система у рептилий более прогрессивного строения, представлена тазовыми (вторичными) почками, называемыми также - метанефрос, позволяющими гораздо эффективнее удерживать воду в организме, препятствуя ее избыточному удалению.

Выделительные канальцы становятся длиннее, за счет чего реабсорбция происходит лучше: из их просвета большее количество воды успевает обратно всосаться в кровеносное русло. Это нужно для того, чтобы удержать воду в организме, ведь рептилии обитают в засушливых местах. Конечный продукт обмена веществ у пресмыкающихся - мочевая кислота.

Выделительная система ящерицы

Сравнивая головной мозг земноводных и пресмыкающихся, становятся заметны несколько существенных отличий.

Мозжечок развит лучше, чем у земноводных. У рептилий появляются зачатки новой коры переднего мозга, он значительно увеличивается в объеме и перестает быть исключительно обонятельным центром, вбирая в себя новые функции.

Для рептилий характерно более сложное (чем для амфибий) поведение, помимо заложенных генетически безусловных рефлексов, они способны вырабатывать адаптивные, условные рефлексы.

Нервная система ящериц

Органы чувств также претерпевают изменения. Аккомодация, настройка глаза на наилучшее видение объекта, теперь достигается не только перемещением хрусталика вперед-назад (так было у амфибий), но и изменением кривизны хрусталика. Это называется - двойная аккомодация, настройка глаза на резкость, так что видят рептилии лучше амфибий.

Веки и мигательная перепонка служат для увлажнения поверхности глаза и предохраняют от высыхания.

Веки рептилии

Орган слуха также совершенствуется: появляется круглое окно во внутреннем ухе, улучшается передача звуковых колебаний, благодаря чему слух рептилий становится острее. Среднее ухо по-прежнему представлено стремечком и барабанной перепонкой.

Ухо рептилии

Имеются слаборазвитые органы вкуса, локализующиеся в глотке, и органы тепловой чувствительности, особенно хорошо развитые у змей, расположенные между глазом и носом на лице. Органы обоняния находятся в хоанах. Хоаны - внутренние носовые отверстия, с помощью которых полость носа сообщается с глоткой.

Мужская половая система представлена семенниками и отходящими от них семяпроводами, впадающими в мочеточники. Мочеточники открываются в клоаку. У самцов имеются особые совокупительные органы, предназначенные для введения семенной жидкости в половые пути самки. Оплодотворение у рептилий внутреннее.

Половая система пресмыкающихся

У самок половая система состоит из яичников, от которых отходят яйцеводы, впадающие в клоаку. Сперматозоиды оплодотворяют яйцеклетки в верхней части яйцевода.

По мере продвижения яйца вниз по яйцеводу оно покрывается сначала белковой оболочкой, а затем скорлуповой. Эти оболочки - приспособление к жизни на суше, обеспечивающие всестороннюю защиту зародыша.

Напомню, что пресмыкающиеся (также, как птицы и млекопитающие) относятся к группе амниот, зародыш у которых окружен зародышевыми оболочками: наружной - серозой, внутренней - амниотической. Имеется особый зародышевый орган дыхания - аллантоис.

Строение яйца пресмыкающихся

Пресмыкающиеся геккон и варан

Змеи также принадлежат к отряду чешуйчатые. Это безногие животные, адаптировавшиеся к перемещениям в густом лесном покрове, кронах деревьев. У змей взгляд немигающий: отсутствуют подвижные веки. Однако их отсутствие не означает, что поверхность глаз не нуждается в увлажнении: у них имеется мигательная перепонка, смачивающая поверхность глаза.

Веки змеи срастаются, немигающий взгляд змеи

Змеи подразделяются на ядовитых и неядовитых. Ядовитыми являются гадюка обыкновенная, песчаная эфа, черная мамба, кобра, гюрза, гремучие и морские змеи. К неядовитым относятся полозы, ужи, удавы.

Танец кобры

Черепахи

Имеют уплощенное тело, покрытое панцирем из двух щитков: брюшного и спинного. Примечательно, что на задних конечностях имеются межпальцевые перепонки для плавания. Морские черепахи продвинулись еще дальше: их задние и передние конечности видоизменены в ласты, которые служат приспособлением к водному образу жизни.

Есть растительноядные и хищные формы. Настоящих зубов у черепах нет, их челюсти снабжены режущим роговым краем - клювом.

Клюв черепахи

Крокодилы

Крокодилы - еще один отряд класса рептилий. Крокодилы населяют реки и озера тропических стран. Это крупные животные, тело которых покрывают роговые чешуи. На задних конечностях крокодилы имеют межпальцевые перепонки. Зубы остроконечные, крупные, располагаются в альвеолах челюсти, как и у млекопитающих.

Легкие имеют более прогрессивное строение - губчатое. Кровеносная система включает в себя четырех (!) камерное сердце, кровь в сердце не смешивается, так как желудочек полностью разделяется межжелудочковой перегородкой на две камеры.

Однако, крокодилы все равно остаются холоднокровными животными: кровь смешивается в спинной аорте, образованной в результате слияния левой и правой дуги аорты.

Крокодил и птица симбиоз

Вероятно, с детства многим известна история про птицу - крокодилова сторожа, которая питается остатками пищи из пасти крокодила. Спешу сообщить, что это скорее миф, чем правда. Крокодилы вовсе не нуждаются в подобной "чистке", а птицы предпочитают питаться насекомыми, в том числе мухами, которые слетаются на остатки мяса в пасти крокодила.

Клювоголовые

Мы добрались до самого древнего отряда рептилий. На сегодняшний день остался единственный его представитель - гаттерия, обитающая на нескольких островах Новой Зеландии. По внешнему виду напоминает игуану, ведет ночной образ жизни, питается насекомыми, моллюсками, червями. Гаттерия является вымирающим видом.

Гаттерия

Значение пресмыкающихся

Как и все живые организмы, пресмыкающиеся являются звеном в цепи питания (консументами). Регулируют численность насекомых, питаясь ими. Среди рептилий встречаются как хищники, так и растительноядные формы.

Рептилии имеют пищевое значение. В Африке и Азии употребляют в пищу около сотни различных блюд из мяса змей; яйца, жир и мясо морской черепахи также употребляются в пищу. Из кожи крокодилов изготавливают различные изделия.

Жареная змея

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: