Что такое верлибр под кожу

Обновлено: 19.04.2024

При подготовке этого материала я «перелопатил» несколько книг известных филологов-стиховедов. Указывать список использованной литературы не стал, т.к. он в основном повторяет отчасти список, приведённый в моей статье «А нужна ли нам теория стихосложения» этой же подборки. И практически каждый из этих стиховедов занимался проблемой верлибра. Естественно, каждый давал определение термина «Верлибр», и эти определения в большей или меньшей степени различны. Выбрал я определение, предложенное известным советским стиховедом А.П. Квятковским.

Далее по тексту я буду выделять курсивом свои личные заметки. Эти «отсебятины» связаны с желанием популяризировать некоторые сложности, которые и для меня стали откровением при чтении первоисточников. Подчёркнутые строчки – тоже моя отсебятина.

ВЕРЛИ́БР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально верлибром, или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов и главным образом стихи бельгийца Эмиля Верхарна — метрические, но не равностопные.

Улица быстрым потоком шагов,

Плеч, и рук, и голов

Катится, в яростном шуме,

К мигу безумий,

К свершеньям, к надеждам и к мести.

(«Восстание», пер. В. Брюсова)

Однако в практике русских поэтов такие стихи появлялись задолго до символистов. Свободный стих как таковой был впервые упомянут в русских литературных источниках в XVIII веке Антиохом Кантемиром в его «Письме к приятелю о сложении стихов русских», где также были заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации в русской поэзии. Однако занял место в русской поэзии он лишь в начале XX века, когда со свободным стихом экспериментировали поэты Михаил Кузмин, Сергей Нельдихен и др.

У начитанного и интересующегося поэзией читателя может возникнуть вопрос о стиховых признаках верлибра, о том, почему это стихи, а не записанная столбиком проза. В самом деле, верлибр на первый взгляд кажется обычной прозой, разбитой при записи на "стихоподобные” строчки. Да и в теоретических работах он характеризуется в основном отрицательным способом, то есть по отсутствию признаков, присущих стиху других систем. Вот, например, определение В.Е.Холшевникова: "Это стих безразмерный, в котором членение на стихотворные строки, интонационно обособленные, не регулируется сколько-нибудь определёнными правилами, поэтому графическая разбивка текста имеет важное значение” (Холшевников В.Е. Стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7).

В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности.

Современный верлибр - если взять его с внешней, технической стороны, - это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей. Т.е. каждая строка может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок чередования мелодических (ударных) структур.

В строках верлибра произвольное количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений, повторение стоп; может не быть и рифмы, или рифмы встречаются периодически.

Но верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора. Обратите внимание: сменой, даже непредсказуемой, но ПОВТОРА мер! Ритмы меняются, перемешиваются в одном произведении. Но всё же есть однородная организация ритмов, определяющая интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз верлибра. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.

Сложно? Да - в этом и проблема определения верлибра как отдельной системы стихосложения.

Многие считают верлибр вообще не поэзией - а прозой. Но верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении разных, периодически сменяющих одна другую фонетических конструкций.

Динамика, т.с. «освобождения» стиха выглядит следующим образом: 1) отказались от рифмы – получили т.н. белый стих. Если этот отказ был половинчатым – в четверостишии две строчки срифмованы, а две нет, то получается стих с холостой рифмой; 2) отказались от соблюдения системы соразмерности строк в стихе при наличии или отсутствии рифмы – получили т.н. вольный стих; 3) отказались полностью или частично от систематизированного использования метрики в силлабо-тоническом стихе или систематизированного количества ударных слогов в строках тонического стиха при наличии или отсутствии рифмы – получили верлибр (свободный стих).

Уже совсем по-простому, примитивно-схематично можно так описать технику построения верлибра :

- поэтический текст разделен на отдельные строки,

- в каждой строке соблюдение определенного ритма всё же желательно,

- но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен и рифма тоже не требуется,

- созвучия внутри строк и между строчные - обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается

- такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста; а внутри "строфы" - кажущийся хаос.

Но и повторения такие - не строгое условие. Может быть сочетание в одном тексте разных по форме строф-конструкций. Такой вот странный этот верлибр.

И вот в этом свободно чередующемся хаосе появляется удивительный интонационный ритм - как бы звуковые волны, повторяющиеся из строки в строку, похожие на качание в морских волнах:

с гребня - вниз, и опять наверх.

с гребня - вниз, и опять.

определенная мелодийность, задающая ритмику стихотворению.

Именно это отличает верлибр от прозы. Это поэзия мелодий, созвучий и интонаций, и не обязательно лирических.

Услышать эту поэтическую мелодию - нет проблем, когда есть рифма и классический ритм, чередование слогов: ударных, безударных. Но в нерифмованном стихе-верлибре это надо почувствовать и услышать. Поэтому так трудно написать хороший верлибр. И непросто его читать. Требуется особая подготовленность - эмоциональный настрой автора и читателя.

Таким образом, основное отличие верлибра от традиционных классических форм стиха заключается в этой самой «прочувственности» ритмики. Это уже требует наличия у читателя какого-то подкоркового, интуитивного чувства!

Давид Самойлов в своей "Книге о русской рифме" (1969-1979г.г.) писал следующее:

"Итак, мы живём в период рифменной стабилизации. Начала нового поиска можно ожидать лишь в самом конце нашего века, а его апогея - в начале следующего.

Ничто не сулит нам скорых рифменных катаклизмов. Рифме грозит только одна неожиданность - массовый переход к верлибру. Но пока нет оснований для беспокойства. Русский стих развивается как рифменный, даже в острые периоды поисков.

Верлибр пока ещё находится на далёких подступах к поэзии и пока существует на фоне рифменного стиха как его периферийная структура."

Надо всегда помнить, что верлибр - это не игрушка в руках неумелого поэта. Верлибр - это сложно и требует высокого поэтического уровня или необычайной эмоциональной интуиции. Хорошие верлибры - большая редкость в наши дни. Незаслуженно отодвинутый на задворки литературы метод написания поэзии.

Все формы верлибра распадаются на две категории: метрический и дисметрический верлибр. У русских поэтов обозначилась явная тенденция к трехдольному метрическому верлибру (А. Фет, А. К. Толстой, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, М. Волошин, И. Бунин, М. Кузмин, А. Белый и др.). Интересно, что М. Лермонтов первым написал стихи в форме трехдольного верлибра: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. ». Этот отрывок легко обратить в стихотворные строки:

Синие горы Кавказа,

приветствую вас!

вы взлелеяли детство мое;

вы носили меня на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали,

к небу меня приучали,

и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

Гораздо шире по количеству произведений область разнообразного дисметрического верлибра. Поэма «Слово о полку Игореве» — это классический пример русской полиметрии и свободного стиха. Некоторые произведения ранней виршевой поэзии, приближающиеся к форме равностопия силлабистов, многие русские былины и лирические стихопесни построены как свободные стихи. В русской поэзии сложились два основных вида дисметрического верлибра: интонационно-фразовый стих и ударник. И тот и другой могут быть с рифмами и без рифм. Примеры фразовика без рифм:

Ходит спесь, надуваючись,

С боку на бок переваливаясь.

Ростом-то Спесь аршин с четвертью,

Шапка-то на нем во целу сажень,

Пузо-то его все в жемчуге,

Сзади-то у него раззолочено.

А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,

Да ворота не крашены.

А и помолился б Спесь во церкви божией,

Да пол не метен!

Идет Спесь, видит — на небе радуга;

Повернулся Спесь во другую сторону;

Не пригоже-де мне нагибатися!

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту —

Что же? Разве я обижу вас?

Примеры верлибра акцентного строя (ударники):

Трехударник без рифм:

Жил стари́к со свое́ю стару́хой

У са́мого си́него мо́ря;

Они жи́ли в ве́тхой земля́нке

Ровно три́дцать ле́т и три го́да.

Четырехударник без рифм:

Вече́рний су́мрак над те́плым мо́рем,

Огни́ маяко́в на потемне́вшем не́бе,

За́пах вербе́ны при конце́ пи́ра,

Све́жее у́тро после до́лгих бде́ний,

Прогу́лка в алле́ях весе́ннего са́да,

Кри́ки и сме́х купа́ющихся же́нщин.

Примеры рифмованных равноударников можно найти во многих стихотворениях В. Маяковского, а также в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной полиметрией с чередованием ямбических и хореических размеров, паузных трехдольников и равноударников. Вот отрывок из этой поэмы, строго выдержанный верлибр — четырехударник с перекрестными рифмами:

на баррикады выйти,

в ряду недель,

явился в Питер:

довольно тянуть канитель!

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала

Тема верлибра даже сегодня остаётся малоизученной в русской филологии. Дискуссии, касающиеся этой необычной формы стихосложения, практически не стихают. Свободных стих, как ещё называют верлибр, до сих пор не имеет чёткого определения. И это несмотря на то, что он имеет более чем вековую историю и тот факт, что к этой форме обращались практически все известные поэты прошлого столетия! Предлагаем поговорить о том, что это – верлибр, как появилась эта форма, какие изменения претерпела. Кроме того, мы дадим несколько советов о том, как написать такое стихотворение.

верлибр что это

Определение

Для того чтобы понять значение существительного «верлибр», нужно обратиться к словарю. Слово это пришло в русский язык из французского, vers libre можно перевести как «свободное стихотворение». Если заглянуть в "Словарь культуры XX века", составленный В. Рудневым, можно узнать, что такое верлибр – так называется форма метрической композиции.

История появления

Следует отметить, что такая стихотворная форма, как верлибр, могла появиться только в той стране, где система стихосложения достигла пика своего развития. В XIX веке такими государствами были Франция и Германия, а в начале XX – Англия и Россия.

Сам термин «верлибр» в европейской поэзии появился благодаря английскому поэту и писателю Ричарду Олдингтону и сторонникам литературного течения под названием «имажинизм». В 1914 году Олдингтон назвал этим словом творчество таких имажистов, как Ф. Флинт, Х. Дулитл, Т. Хьюм и Э. Паунд. Кроме того, Ричард отметил, что верлибр – это не просто стихотворение без чёткой рифмы. Он назвал этот вид сложения стихов наивысшей формой поэзии. Верлибр, утверждал Олдингтон, позволяет автору передать словами все свои чувства.

Однако следует отметить, что очень похожие на верлибр произведения были написаны куда раньше. Например, «Слово о полку Игореве» - достойный пример верлибра. Да и другие древние русские былины были изложены именно в этой форме. Широко представлен свободный стих даже в молитвословной литературе русского народа и Библии! Именно библейские заповеди можно назвать классикой свободного стиха. Ещё один пример верлибра – сборник псалмов, переведенных с иврита А. Сумароковым, опубликованный в 1747 году.

свободный стих

Популярность в западной поэзии

Благодаря французским символистам и немецким предромантикам, верлибр в XX веке стал главным методом сложения стихов в западной поэзии. Он практически вытеснил привычный силлабо-тонический стих. Объяснить такую популярность этой формы просто: дело в том, что европейские языки можно отнести к аналитическим языкам. Главное их отличие от языков синтетических заключается в бедности флексий (окончаний, суффиксов). Проще говоря, рифмовать на аналитических языках гораздо сложнее.

Ещё одним фактором, который привёл к переходу от рифмованных стихов к верлибру, можно назвать социальные причины. Так, основоположник верлибра Уолт Уитмен, утверждал: для своих идей – зачастую революционных и нестандартных – ему нужна и революционная форма стихосложения. Свободный стих подходит для этого как нельзя лучше – он избавлен от излишней вычурности и нарочитой красивости, не следует суровым поэтическим правилам, а потому дарит поэту новые возможности!

Верлибр в России

Конечно, такая форма метрической композиции, как верлибр, имеет очень глубокие корни в русской поэзии. Но следует отличать стихи того времени от современного верлибра. Главное их отличие заключается в том, что современный стих появился на базе развитой стихотворной системы, в то время как фольклорный стих (называемый некоторыми исследователями «предверлибром») возник до формирования канонов и традиций стихосложения.

Изначально этот тип стихосложения был просто подражанием поэтов-переводчиков западным коллегам. В XIX веке такие стихи писали Тургенев и Фет. Подражанием принято считать и стихи Бальмонта и Брюсова. Первыми «чистыми» современными верлибрами можно считать стихи поэтов Серебряного века – Сологуба и Гиппиус, Цветаевой и Блока. Почти все поэты XX века использовали эту уникальную форму стихосложения.

Однако период расцвета верлибра был недолог: в 30-х годах прошлого столетия его окрестили «результатом разложения загнивающего искусства буржуазии», верлибристов перестали печатать.

белый стих

Верлибр: поэзия оттепели

Вернулась стихотворная форма в 50-х годах. В период оттепели верлибры вновь начали печатать. Экспериментировали с ним многие молодые авторы – Б. Окуджава, А. Галич и другие, но самым удивительным было внимание к свободному стихотворению таких мэтров, как А. Вознесенский, К. Симонов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. Однако повальная мода на верлибр в русской литературе началась в 1980-90-х. Стихи без рифмы появились на страницах газет и журналов, в альманахах и поэтических сборниках. Один из самых известных сборников стихов этого типа вышел в 1991 году. Составителем «Антологии русского верлибра» был Карен Джангиров, маэстро свободного стихосложения. Он собрал под одной обложкой литературные эксперименты современных поэтов России.

Литературный раскол

Ещё один интересный факт о верлибре: в середине прошлого века в литературном мире произошёл самый настоящий раскол! Поэты разделились на два противоборствующих лагеря. Одни были сторонниками этого типа стихосложения, другие – противниками. Но в конце концов даже приверженцы традиционных форм обратились к верлибру, чтобы донести до читателей свои идеи.

Особенности верлибра

Можно сказать, что верлибр – это стихотворение, которое неподвластно канонам литературы. Для него характерны частичное или полное отсутствие рифмы, изотонии, строфики и метра. Кроме того, здесь не действует принцип равенства строк. Но при этом свободный стих имеет следующие признаки стихотворения:

  • фразы делятся на строки;
  • каждая строка начинается с заглавной буквы.

Но далеко не все верлибры пишутся без ритма и рифмы. Нередко поэты-верлибристы используют принцип созвучия.

стих без рифмы

Виды верлибра

Принято различать несколько видов этой стихотворной формы. Предлагаем познакомиться с ними.

  1. Белый стих. Он может быть как нерифмованным, так и рифмованным лишь частично. У такого стихотворения всегда имеется чёткий размер, который очень легко определить.
  2. Ударный (акцентный) стих. В отличие от белого, этот вид верлибра не имеет ритма, который можно было бы проследить. Однако количество ударных слогов в каждой строчке акцентного стиха всегда фиксировано.
  3. Вольный стих. Второе его название – басенный стих. Именно им написаны практически все басни Крылова. Вольный стих может быть как нерифмованным, так и рифмованным. Ещё один вариант – строение стиха на созвучиях. Главное условие, которое должен выполнять поэт, - непостоянство ритма.

Исследования Юрия Орлицкого

Один из исследователей этой нестандартной формы стихосложения – Юрий Орлицкий – предлагает и дополнительное разделение верлибра. Например, на западный и восточный. В своих работах он пишет: западный верлибр отличается большим объёмом, индуктивностью и эпичностью; восточный же крайне лаконичен, стремится к минимализму. Ещё, говорит исследователь, можно разделить верлибры на «чистые» и «метрические».

Есть и ещё одна теория, которая предлагает разделить стихи-верлибры на усложнённые и упрощённые. Первые характеризуются использованием различных приёмов и фигур: внутренних рифм, анаграмматических кодов, лексического параллелизма. Упрощённые являются простыми разбитыми на строки художественными зарисовками, которые не содержат поэтических приёмов.

тип стихосложения

Преимущества верлибра

Сегодня литературные критики в один голос утверждают – писать поэтичные и одновременно содержательные верлибры могут только поэты, наделённые исключительным даром и виртуозно владеющие языком. Конечно, работа над верлибром сложна, но в то же время писать стихи без ритма и рифмы куда интереснее. Необходимость рифмовать строки отпадает, не нужно соблюдать размер строф. Благодаря тому, что верлибр – это полный отказ от поэтических условностей, автор может создать удивительное поэтическое полотно, полное переживаний, чувств и смыслов.

Вокруг этой формы сложения стихов существует немало мифов. Вот основные заблуждения:

  1. Верлибр является поэтической прозой или вообще прозаическим текстом, записанным в столбик. Так считают люди, знакомые со школьной программой литературы. На самом деле поэзия – это нечто большее, чем просто ритм и созвучия. Это особый взгляд на окружающий мир, умение передавать эмоции и чувства. Поэтому качественный верлибр – это поэзия в чистом виде.
  2. Нередко знак равенства ставят между верлибром и белым стихом. Это неверно: белый стих считается лишь одной из трёх разновидностей верлибра.
  3. Написать верлибр может даже человек, далёкий от поэзии, ведь ему не придётся соблюдать определённые нормы. Это в корне неверное убеждение. На самом деле сотворить поэтический шедевр может далеко не каждый. Давно известно: порой красота силлабо-тонического стихотворения, его выверенные рифмы и музыкальность позволяют скрыть недостаток смысла. Лишённый «украшений» верлибр – это точные мысли, голые метафоры.
  4. Ещё один миф говорит – верлибр не является стихотворением. Но стих без рифмы имеет те же особенности, что и привычные читателям стихотворения: он делится на строки, каждая строка начинается с заглавной буквы. Кстати, литературные критики говорят, что главное достоинство верлибра – его повествовательность и доверительность. И рекомендуют читать такие стихи в одиночестве.

верлибр примеры стихов

Верлибр: примеры стихов

Великолепные верлибры вышли из-под пера Марины Ивановны Цветаевой. Отдельно стоит отметить цикл 1916 года «Голуби реют серебряные». Но самый известный верлибр поэтессы – чувственный, беззащитный и нежный стих «Я бы хотела жить с вами»:

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили.

Не менее ёмкие верлибры писал и Владимир Петрович Бурич – теоретик и пропагандист этой стихотворной формы:

Королева русской поэзии Анна Ахматова также обращалась к форме верлибра. Именно верлибром написана глава из её тяжёлой поэмы «Реквием». Стихи, лишённые рифмы и изысков, смогли максимально точно передать те страшные события.

Чтобы познакомиться с поэтами-верлибристами, стоит прочесть «Антологию русского верлибра», заново перечитать сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Александра Блока и других поэтов Серебряного века.

антология русского верлибра

Как написать верлибр?

Литературоведы шутят – верлибрист похож на сапёра: он просто не имеет права на ошибку. Так как же написать хороший свободный стих?


Верлибр (франц. vers libre; яп. бунго дзиюси), или Свободный стих — стих, в котором количество ударных и безударных слогов произвольно, число ударений в строках, как правило, не одинаково, отсутствуют единообразные повторяющиеся строфы и, в большинстве случаев, отсутствует рифма. В основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз и которая, собственно, и определяет своеобразный ритм стихотворения.
«Верлибр — свободный стих, ни размера, ни рифмы. Его можно сотворить из любой прозы, разбив ее на строки различной длины. Верлибр — это нарушение всех правил стихосложения. Это бунтарь среди стихов, имеющий свое мнение и даже отвоевавший себе звание поэзии. Он добивается своей цели, сохраняя свою индивидуальность, прорываясь сквозь ограничивающие его рамки. На все упреки и критику он честно ответит, что он — стих, просто он видит это именно так, а не иначе, и, чуть помедлив, удостоит окружающих своими объяснениями. И всем придется принять его доводы и согласиться. Убеждать он умеет».
Геннадий Нейман:
Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью«На первый взгляд, писать стихи верлибром проще простого. Не требуется тщательно подбирать рифмы, не надо мучительно биться над попаданием в размер. Верлибр освобождает от всего этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью. Любая фальшь и пафос высвечиваются в верлибре, словно прожектором. Некоторые исследователи считают верлибр мостиком между поэзией и прозой, органичным слиянием этих двух литературных разделов. Верлибр — это поэзия в высшем ее проявлении, с одной стороны не ограниченная рамками размера и рифм, а с другой — опоэтизированная проза, подчиняющаяся уже законам поэтики, отказавшаяся от целостности прозаического текста.
В чем же основная особенность верлибра?
Разбивание поэтического текста на сегменты, гипнотизирующие читателя повторами, на акценты, смещение которых в любую сторону ведет к смысловому искажению стихотворения.
Как и классическая поэзия, верлибр требует … виртуозного владения словом. Свобода от размеров и рифм не означает отказа от собственно поэтики, просто эта поэтика уходит в подсознание как автора, так и читателя.
Заблуждением является мысль, что верлибр — новейшее слово в поэзии. Корни его уходят очень глубоко, для примера можно привести строки, известные очень многим, но не воспринимаемые именно как поэтический текст.
Не пожелай
дома ближнего твоего;
не желай жены ближнего твоего,
ни поля его,
ни раба его,
ни рабыни его,
ни вола его,
ни осла его,
ни всякого скота его,
ничего,
что у ближнего твоего.
Корни русского верлибра уходят к Сумарокову, к народной песенной поэзии. Корни европейского верлибра — к французским символистам и литургическому стиху.
В русской поэзии с верлибром экспериментировали Блок и Хлебников, Фет и Гумилев.
Опоэтизированный поток сознания, квинтэссенция поэзии — вот что такое верлибр в понимании большинства современных авторов. Он требует жесткой самоорганизации внутри свободной стихотворной формы. Верлибр доводит до немыслимой концентрации драматизм прозы, возведя экспрессию в состояние сжатой пружины, готовой вот-вот вырваться из рук.
Можно сказать, что верлибр — это испытание свободой, но отважиться на такое испытание очень непросто, поскольку грань, отделяющая верлибр от простого набора слов и фраз очень тонка, и не переступить эту грань дано не каждому».
Линор Горалик:
«В … своей видимой вседозволенности верлибр чертовски привлекателен — на первый взгляд. Демонически соблазнителен — на первый взгляд. Я помню, как в детстве мне казался гнусной профанацией белых стих, — типа, большое дело — писать без рифмы, дурная работа нехитрая. Верлибр с виду еще легче — писать без размера, без навязанной строфики… Ощущение такое: берешь любой текст, разбиваешь как попало — получается верлибр. Например:
верлибр
чертовски привлекателен
на первый взгляд
демонически соблазнителен
на первый взгляд
я помню
как в детстве
мне казался гнусной профанацией
белых стих
типа, большое дело — писать без рифмы —
дурная работа нехитрая…
Так ли просто все обстоит?
Нет, не так. Верлибр требует от автора удивительной интуиции, очень тонкого чувства интонационной фальши. Я не хочу вдаваться в разговор о том, где лежит верлибр на шкале поэзия-проза. Орлицкий утверждает, что верлибр — фактически проза, из любого прозаического текста можно сделать верлибр. По Буричу, верлибр — это поэзия в ее высшем проявлении, не отягощенная фальшивыми рамками. Хватает мнений и на тот счет, что верлибр — переходная стадия, мост между двумя большими континентами литературного текста. Мне это сейчас неважно. Важно мне другое: верлибр отказался от основных выразительных средств “обычного” стиха — ритма и рифмы. Отказался он и от завлекающей цельности прозаической речи. Что же в таком случае является для верлибра основным выразительным средством, инструментом, придающим тексту нужный эмоциональный строй и делающим его насыщенным, бьющим, захватывающим сознание?
…Верлибр — это шаг с небесного Олимпа к Олимпу на Земле. Верлибр позволяет автору взять повествовательный тон, в верлибре плохо смотрится пафос, ему не идет надуманность. Верлибр человекообразен. Верлибру свойственна иная метафоричность, равно как и иная образность в целом, нежели “несвободному” стиху».
(с)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2016. Антонио Гала
  • 19.02.2016. Верлибр
  • 18.02.2016. Альберт Эйнштейн дочери
  • 03.02.2016. Михаил Иосифович Веллер О любви сборник рассказов
  • 02.02.2016. Дружба Пишет Тигран Кеосаян

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Основной альбом

Хочешь почувствовать себя по-настоящему живым, особенным и счастливым? Будь непохожим на других, найди свою индивидуальность и независимость! Мы не можем избавить тебя от страхов, сомнений, нерешительности. Поверь в себя сам. Будь непохожим на других. Никто не сможет сделать что-то точно так же, как это можешь сделать ты. Не слушай несчастливое большинство. Ты уникален в том, что делаешь с любовью и наслаждением. Уникален и непохож на миллиарды других. И никого не слушай!
_____________________________________

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена

- Посмотри на меня, что ты видишь?
- Я вижу милую женщину, которая уже выпила полбутылки вина. Женщину, которую я очень хочу взять на руки и отнести на кровать…
- Подожди, я же серьезно…
- Чувствую, что это надолго. Спать мы сегодня не будем?
Она улыбнулась, слезла с подоконника и нервно прикурила сигарету.
Показать полностью.
- Понимаешь, я всю жизнь была уверена, что для человека нет ничего невозможного. Для достижения невозможного требуется только чуть больше времени. Я ошибалась!
- Так… и что же оказалось недостижимым для тебя? Пожалуй, я заварю кофе. Покрепче… Продолжай, мне уже интересно.
- Я не могу заставить себя полюбить. Я могу привязать к себе человека, вызвать зависимость от себя, могу заставить его хотеть меня, скучать по мне, а полюбить заставить не могу.
- Кофе с коньяком?
- Да, пожалуй… Любовь не зависит от нас. Ты встречаешь человека и сразу тонешь в нем. Нет, ты можешь убедить себя, что всегда сможешь уйти, найти замену, что есть кто-то лучше или более подходящий для тебя. Но в итоге ничего не получится. Ты утонул сразу и навсегда… С первого взгляда, с одного прикосновения. Раз и навсегда.
- Я влюблялся не один раз, и все было не так драматично. Было хорошо вместе какое-то время, а потом…не знаю, как это получалось, вдруг всё заканчивалось.
- Ты влюблялся, но не любил. Любовь – это совсем другое, любовь не проходит, она всегда внутри тебя. Тебя больше ничего не волнует, кроме того, что ты значишь для этого человека. И тут, как карта ляжет…от тебя ровным счетом ничего не зависит. Тебя или полюбят, или нет. Также с одного взгляда, с первого прикосновения.
- Подожди, почему же ничего не зависит? А ухаживания, цветы, подарки? Да, и у женщины есть куча рычагов: крутой секс, забота, борщ, в конце концов.
- Таким способом ты добьешься женщины или мужчины, но не любви. И знаешь, что самое неприятное во всем этом? Когда ты любишь, тебе в ответ нужна только любовь и ничего больше, никакой подделки. Фианит блестит также ярко, как и бриллиант, но это лживая копия. И когда ты понимаешь, что вместо любви тебе дают что-то другое, хорошее, теплое, но другое, ты гибнешь. Умираешь. Это как неизлечимая болезнь. От нее только одно спасение такая же по силе любовь, а у единственного донора по венам течет кровь другой группы, несовместимая с твоей. Но ты ее все равно переливаешь, и от этого становится только хуже, отторжение, полное отторжение.
- Ты хочешь сказать, что ты так любила?
- Во-первых, любить можно только так. Во-вторых, любовь не проходит

(с) "Разговоры на кухне"

Антон Вогулкин

DELETED

Наталья Волкова

Ириша Малышева

Наталья Волкова

😊

Ириша,

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Елизавета Козлова

. Главное, чтобы вы и я были среди живых и чтобы мы были – вы и я, а там пусть все идет, как заблагорассудится.
По моему мнению, наилучший порядок вещей – тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет.

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Елизавета Козлова

храни всех тех, кто хотел в Европу. храни всех тех, кто сидит в окопах. храни всех тех, кто в уютном кресле. и тех, чьё завтра со словом "если". тех, кто сегодня в метро ночует, тех, кто улегся на стол к врачу, и тех, кто пишет, как все не правы, и тех, кто вне всех моральных правил, и тех, что верят, что всё, как надо, и тех, в которых летят снаряды, и всех стыдящихся и воспрявших, всех проклинаемых и проклявших, храни детей, стариков и женщин, мужчин всех тоже храни не меньше, храни на всех языках и мовах (сначала было всего лишь слово), храни всех тихо, храни всех громко, храни всех тех, кто стоит в сторонке, и тех, кто рвётся, не глядя, в пекло, храним будь воин, храним будь пекарь, храним будь друг и кто сеет ругань

храни нас, Господи, друг от друга

Татьяна Цыбулькина

👍
👏
👏
👏

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Алексей Артемьев

Проходит жизнь в потоке перемен,
От призрачных желаний до реалий.
От взлетов до поднятия с колен,
От неизбежного до странных аномалий.

Показать полностью.
Проходит жизнь, и дни меняют цвет
От бесконечно синего, как небо,
До серо-черного, как грязный талый снег,
От сонного до спринтерского бега.

Проходит жизнь в желании любить,
Не просто, а при этом быть любимым.
Любимым тем, кого боготворить
В нас никогда бы не иссякли силы.

Проходит жизнь, свой ускоряя ход.
Мгновенья счастья превращая в даты.
И всё быстрее пролетает год,
Всё меньше веришь в чудо под куранты.

Проходит жизнь, в потоке перемен
С короткой передышкой между бегом.
Но в этом ворохе событий и проблем
Так важно оставаться человеком.

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Елизавета Козлова

Именем утреннего тумана
Научись быть легче всего вокруг, подниматься над тревожащим, сумрачным. Сглаживать острое, вдыхать в легкие нежное, касаться других так, словно нет в мире ничего более хрупкого и живого.

Именем океана
Не давай тому, что на поверхности отвлекать тебя от внутренней глубины. Не соотноси себя с капитанами и кораблями - пусть и дальше себе играют, все твое - сокровища и миры - внутри.
Показать полностью.

Именем позднего холодного винограда
Береги внутреннее ощущение времени, не подгоняй себя, не вини за еще несделанное. Чувствуй, как плоды и чувства созревают в тебе самой, в самое подходящее из времен.

Именем золотой линии, проходящей сквозь тебя к солнцу
Чувствуй эту связь - как все соединяется со всем, и как ты растешь, и становишься равным себе по сути, и обретаешь новую силу, и голос звучит громче - как раз, чтоб свои услышали, чтоб откликнулись и остались, и обращались к тебе

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Елизавета Козлова

Связью с людьми мы обязаны лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает; понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на что-нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы - в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность.

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ

ВЕРЛИБР ПОД КОЖУ запись закреплена
Елизавета Козлова

Вчера разговаривала с женщиной, чудом вырвавшейся из Ирпеня. Разговор получился эмоционально трудным, надорванным. Несколько раз прерывались, чтобы собраться, выпить воды, цокая зубами по краю стакана, перевести дыхание. Она жила на пятой линии, ее дом уцелел, а вот девятая и одиннадцатая линии – всмятку. Их приютили в другой области и выделили самую теплую в доме комнату.
Показать полностью. Они тут же ринулись помогать по хозяйству, отрабатывая свой угол. Обрезать деревья, сеять в теплице ранний редис. На следующий день сели с мужем пить чай, но не смогли сделать ни глотка (большинство людей, переживших бомбежки, долгое время не может ни есть, ни пить) Муж некоторое время грел руки о чашку, а потом заплакал: «Домой хочу».

Моя подруга в последний момент уехала из Макарова. С собой - только паспорт и телефон. Уже в дороге ее догнала весть, что от многоквартирного дома осталось гарище. Что больше нет ни крыши, обсаженной антеннами, ни окон, выходящих на абрикосовый сад, ни детской площадки с новенькими балансирами. Она поселилась у родственников в Виннице, но в ту же ночь разбомбили аэропорт. Пришлось ехать дальше. В приютившей стране алфавит состоит из сорока букв, в блюдах много паприки, на улицах избыток солнца и люди отзывчивые, но все равно невыносимо хочется домой. Вот только дома больше нет. И улицы… И даже города.

Раньше считала, что не имею особой привязки к дому. Могу жить и в старом городе Варшавы, в пригороде Парижа, и в крохотной хижине ущелья Маска. Сейчас понимаю насколько сильно люблю свою страну. Свои мартовские черноземы в ожидании сытного зерна, аистов, гнездящихся на крышах, утренние крики петухов, аромат бархатцев, августовскую пыль, осенний разрумянившийся виноград и декабрьские церковные праздники. Запах маслят, журавлиный победоносный крик и вкус херсонских арбузов. Полотна полей, линии лесов, теплынь Азовского моря и утренний голос трембит. Печной жар, степной перегуд, шабские вина. Одесскую кильку и львовские пляцки. Рифленость Олешковских песков. Гладь розовых озер.

Каждый человек, вынужденный бежать из ада, лелеет в сердце одну мысль – поскорее вернуться обратно. Первым же вышедшим из депо автобусом или электричкой. Бегом. Пешком. Ползком. В концлагере Маутхаузен хранится ржавый дребезжащий велосипед. На нем изможденный пленом поляк, не в силах дождаться отправки домой, приехал во Вроцлав, преодолев 1300 километров.
Знакомая, оставившая в Харьковской области дом и сто кустов роз, мысленно их выхаживает. Обрезает острым секатором, предварительно смоченном в марганцовке, и беседует, как с детьми. Считает дни до возвращения.

Мыши живут в норах. Волки – в логове. Медведи – в берлоге. У птиц- гнезда. У людей – дома. Места, в которых можно пересидеть мороз и зной. Отдохнуть и восстановиться. Отоспаться. Выплакаться. Собрать всех родственников за одним круглым или длинным столом. Нарожать детей. Отпраздновать крестины, Пасху, выпускной. В нем привычные половики, ложки, иконы. Окна, занавески, подоконники. Запахи, шорохи и скрипы полов. Дверные ручки и сами двери.

Дома и стены лечат.
Даже если стен уже нет…
Место все-равно остается…

Поэзия – это очень широкая сфера для творчества. И, как и в живописи, в ней тоже встречаются свои "квадраты Малевича". Вот одним из таких является верлибр.

Верлибр – это вольный стих. Свободный стих. Настолько свободный, что в нем может не быть ни стихотворного размера, ни рифмы, ни ритма – ничего, что обязательно присутствует в классическом стихотворении. Но при этом, это что-то похожее на стих, имеющее разбивку на строки, каждая из которых начинается с заглавной буквы. Всё, с виду, как положено. Но по факту – это изящная проза, замаскированная под поэзию.

Вот вам пример верлибра от меня:

Стихи писать кто не умеют,
Те создают верлибр.
А почему бы нет?
Ведь в нем
Есть прозы красота
И смысл есть, к тому же превосходный,
И суть, которую постичь
Могли бы мы, писать умея
Стихи.

Вот что-то подобное.

Если вы пишите доклад или реферат на тему верлибров, смело гуглите и вставляйте в свою работу «Она пришла с мороза. » Александра Блока – это самый известный пример, не ошибётесь. А если хотите выпендриться, то можете указать, что экспериментировала с вольными стихами и сама Марина Цветаева. Её верлибр – "Я бы хотела жить с Вами…"

Важно понимать, что верлибр – это не белый стих. Это важно! Очень часто путают свободный стих и белый стих.

Что такое белый стих? Это когда есть всё, что должно быть в стихотворении, кроме рифмы. Рифмы нет. Но есть всё остальное: соблюден ритм, стихотворный размер и прочие поэтические атрибуты.

Вот пример белого стиха от меня:

Поэзия без рифмы слишком пресна,

И белый стих за душу не берёт.

Хотя, возможно, это и отлично.

Не нужно рифму долго подбирать.

В нормальном (классическом стихе) звучало бы так:

Поэзия без рифмы слишком пресна,

И белый стих за душу не берёт.

Поэзия ведь рифмою чудесна.

И каждый эту рифму жадно ждёт.

Писать мне белый стих несимпатично,

Такое не люблю я, что скрывать.

Хотя, возможно, это и отлично.

Не нужно рифму долго подбирать.

Я разбил белый стих на две части и создал из них два отдельных четверостишия так, чтобы рифма в них присутствовала.

Есть белые стихи, похожие на верлибр, но им не являющиеся.

Вот такой пример от меня:

Геннадий в офисе старался
Советы каждому раздать.
Коллеги это не ценили
И почему-то дали в глаз.

Знаком стиль? Да, очень часто белые стихи используются сейчас в мемах для усиления комического эффекта.

А я пишу спасибо одному хорошему человеку, которая посоветовала мне написать такой материал. Если он вам понравился, скажите в комментах об этом, я буду иногда публиковать подобные материалы.

А если вы любите поэзию, то подписывайтесь на наш канал – мы любим классические стихи настолько, что экранизируем их своими силами . То бишь снимаем любительское кино в стихах. Там никаких верлибров, всё в рифму, только хардкор!

Читайте также: