Что такое тихая лирика рубцов

Обновлено: 23.04.2024

В поэзии в собственном смысле слова на смену гражданской, «громкой» поэзии приходит «тихая лирика». Гражданская поэзия, как правило, посвящена общественно-политической проблематике и обращена к широким массам, тихая же поэзия, которая занимает значительное место в творчестве авторов послеоттепельного двадцатилетия, обращена к проблемам нравственно-философским, к душе конкретного человека и часто имеет медитативный, созерцательный, философический характер. Для тихой лирики характерен мотив возвращения к истокам, незамутнённым истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Зачинатель тихой лирики – Владимир Соколов. В стихотворениях «Болезнь», «Первое свидание» он поэтизировал чистоту первозданных человеческих чувств и красоту мира, виденного глазами влюблённого. Но наибольшую известность среди представителей тихой лирики получил всё же Рубцов.

Николая Рубцова (1936 – 1971) С именем Рубцова связано появление не акцентированного до него аспекта лирики: поэтизация мира, не тронутого цивилизацией, как опосредованная реакция на крайности научно-технического и социального прогресса. Природа останется и в дальнейшем главным объектом творчества Рубцова. С его точки зрения, природа – святая обитель человека («В святой обители природы, // В тени разросшихся берёз. »), природа зачастую символизирует у Рубцова красоту, разлитую в мире. Природа в то же время может выступать у него и олицетворением самой России. Опоэтизировал красоту русской природы, придав ей философский оттенок, Рубцов в стихотворении «Звезда полей» (одноимённый сборник, 1967). Звезда – традиционный в литературе и культуре образ вечности, иногда выступает как символ стремлений, идеалов. Часто подразумевается звезда Вифлеема. Автор впрямую связывает образы поля и звезды. Расстояние между полем и звездой у него кратчайшее. Речь в стихотворении о той духовной звезде, которая осеняет Русь и отличает её среди других стран мира. Поэт не скрывает, что природа Руси сурова, но тем выше в ней проявлено стремление к идеалу.Рубцов, вместе с тем, не может не видеть, что природы становится всё меньше, что люди её губят. Многие его тексты о природе проникнуты грустью, имеют элегический характер. Рубцов как бы смотрит на природу прощальным взором, ему больно оттого, что этой нерукотворной красы всё меньше, значит, человечество становится всё беднее. Стихотворение «Поэзия»: «Теперь она вся в дымке, островками. » Природа у Рубцова и есть поэзия бытия. Здесь отчасти чувствуется перекличка с антиурбанистическими стихотворениями Есенина 1919-1920 годов, хотя прямых обличений города у Рубцова мы не встречаем, скорее, оплакивание уходящего.Очень часто природа у Рубцова оказывается связана с миром сельской жизни. Деревня, с точки зрения Рубцова, – праматерь России, которая когда-то вся началась с деревень, только те, которые стояли на важных торговых путях, постепенно укрупняясь, превратились в города. «Жар-Птица»: «В деревне виднее природа и люди. // Виднее на поле при звёздном салюте, // На чём поднималась великая Русь». Каждый человек более заметен и более тесно, пусть поневоле, связан с почвой. Жар-Птица – образное обозначение самой России, горячо любимой поэтом. Широте русских просторов у Рубцова соответствует широта русского национального характера. Однако он подчёркивает, что русская природа – скромная, да и русскому характеру свойственна скромность. Мысленным взором Рубцов уходит в прошлое России, и в его сознании встают картины борьбы с иноземцами за национальную независимость, те страдания, которые выпали на долю русского народа. Ещё большую ответственность за судьбы родины он чувствует, мысленным взором «просматривая» эти картины. «Видения на холме»: автор прямым текстом говорит, что он больше гордится старой (». За все твои страдания и битвы») Россией, чем современной. Образ кладбища: вся Россия покрыта кладбищами.. Надо обратить внимание, что в большом количестве стихотворений возникают у Рубцова образы церквей, соборов, но часто в разрушенном виде, что склоняет автора к печали. «Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь». Рубцов был среди тех, к стремился восстановить эти культурные ценности как, вместе с тем, и ценности христианские. Он подчёркивал, что в этом желании нет ничего реакционного, а просто это стремление сохранить для русского человека наследие прошлого. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»: «Не жаль мне растоптанной царской короны, но жаль мне разрушенных русских церквей».Первый его идеал – гармония: мировая, между человеком и природой, в самом человеческом обществе. Поэт подчёркивает, что человек, вышедший из природы, – существо социальное и нуждается в себе подобных. Человеческая душа, ее пределы, ее моральные границы растянуты безгранично — исторический опыт помочь тут не может".Отсюда во многом — очерковое, документальное начало в "Колымских рассказах", первопроходческий этнографизм и натурализм, пристрастие Шаламова к точной цифре, еще более усиливающей достоверность повествованияНе просто голод или холод, непосильный труд или побои, но физические последствия этих экстремальных состояний, то, что можно назвать физиологией, — вот что становится сквозным сюжетом шаламовских рассказов."Лагерь же — мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве социальном и духовном, — писал Шаламов. — Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли. Ни одно общественное движение, кампания, малейший поворот на воле не остаются без немедленного отражения, следа в лагере. Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания".Идея мироподобия лагеря — идея не только нравственно-психологическая, но и социально-политическая. Подчеркнуть ее нужно еще и потому, что Шаламов в своей прозе избегает прямых политических обобщений, Но и для В. Шаламова каждый из его рассказов — "пощечины", приговор режиму. Всем художественным строем, самим материалом рассказа, воплотившим внутренний жест писателя.Смещение понятий добра и зла, их деформация начинались не в лагере. Лагерь лишь продолжение этого социально-нравственного и психологического процесса, стимулируемого системой. Раз лагерь подобен воле, то верно и обратное, — воля, общество подобны лагерю.В "Колымских рассказах" Шаламов точно нащупывает общие болевые точки, звенья одной цепи — процесса расчеловечивания. потянув за одно звено, он вытаскивает на свет всю цепь.( во власти, в литературе, в медицине и …)Анализируя изображение лагеря в прозе В. Шаламова, нельзя не выделить еще одну его важнейшую грань, которую всячески старался подчеркнуть писатель. Этой гранью лагерь опять же тесно смыкался с "миром" — так же лицемерно, бесчестно и кроваво — ТРУД –

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

85-летию со дня рождения Н. М. Рубцова (1936-1971)

«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова


Рис.5.72. В.Кожинов. Портрет Н.Рубцова

Понятие «Тихая лирика»

Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.

“Тихая лирика” — это Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин, А.Передреев, С.Дрофенко. Их сближает прежде всего система нравственных и эстетических ценностей. Публицистичности шестидесятников они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении общества — идеи возвращения к истокам народной культуры, к нравственно-религиозному обновлению. Традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина. “Тихие лирики” образам прогресса, новизны, западничества противопоставляли тридиционные эмблемы Руси, легендарные и былинные образы, церковные, христианские атрибуты. Вместо экспериментов в области поэтики, ритмики они предпочитали простой традиционный стих.

Сам по себе такой поворот свидетельствовал о глубоком разочаровании в тех надеждах, которые были заявлены “оттепелью”. С другой стороны, идеалы и эмоциональный строй “тихой лирики” легче могли приспособиться к надвигающемуся “застою”, чем “революционный романтизм” шестидесятников

Во-первых, в “тихой лирике” социальные конфликты лишались остроты, публицистической запальчивости.

Во-вторых, общее чувство сохранения и возрождения более соответствовало “застою”, чем мечты об обновлении, о революции духа шестидесятников.

Таким образом, “тихая лирика” как бы вынесла за скобки такую важнейшую для оттепели категорию, как категория свободы, заменив её более уравновешенной категорией традиции.

Разумеется, в этой “тихой лирике” тоже звучал серьёзный вызов официальной идеологии, так как под традициями “тихие лирики” и “деревенщики” понимали не революционные традиции, а моральные и религиозные традиции русского народа, разрушенные революцией.

Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).

Поэзия Николая Рубцова


Рис.5.73. Рубцов, Николай Михайлович

Рубцов Николай Михайлович (1936–1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.


Рис.5.74.Отец поэта - Михаил Андрианович Рубцов


Рис.5.75.Мать поэта - Александра Михайловна


Рис.5.76. Н.Рубцов с воспитательницами детдома

Учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976)


.

Рис.5.77. Памятник Николаю Рубцову. Работа скульптора Вячеслава Клыкова

В отличие от поэтов-шестидесятников Рубцов совершенно игнорирует традиции поэзии модернизма. Он почти полностью освобождает свои стихи от сложной метафоричности, главный акцент переносит на напевную интонацию.

Его поэзия — весомый, серьёзный аргумент в пользу традиционности, в противовес новизне, эксперименту. Интересна традиция, в которую Рубцов “встраивал”, “вписывал” своё творчество. Он соединял фольклорную песню с поэзией Тютчева, Фета, Блока и, конечно, Есенина. В самом наборе уже звучал вызов залакированному Некрасову, “поэту социализма” Маяковскому.

Но здесь важно назвать ещё одно звено, возможно, самое существенное: между Блоком и Есениным располагалась так называемая “новокрестьянская поэзия”, поэзия Николая Клюева, Сергея Клычкова. “Тихие лирики”, в частности Рубцов, подключаются именно к этой оборванной традиции, принимая от них такие качества, как:

религиозный культ природы;

изображение крестьянской избы как модели мира;

отталкивание (полемическое) от городской культуры;

живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.

Именно Рубцов первым из них обозначил очертания нового культурного мира, в пределах которого развернулись “тихая лирика”, и “деревенская проза”, и вся идеология 1970–1980-х годов.

Рассмотрим, каковы составляющие этого мира.

1. Главным образом рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни — вымирающей, деградирующей.

Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплелись Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона (“Седьмые сутки дождь не умолкает”). Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во всемирный потоп, разрушающий прошлое (размытое кладбище), рождающий чудовищ (“словно крокодилы”), но именно таков обычный эмоциональный контекст поэта, окружающий его деревенские зарисовки.

И постоянно повторяется с небольшими вариациями:

Весь ужас ночи за окном встаёт.

Весь ужас ночи — прямо за окошком.

Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище.
Показавшись в полночном окне.

2. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь — вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие образ современной ему деревни ужасом, ужасом потому, что чувствуется в нём близость к хаосу.

3. Однако, рисуя эту, казалось бы, совсем гибнущую деревню, поэт чувствует, что в ней есть нечто очень ценное, чего нет в новом, модернизированном мире.

Это, во-первых, ощущение покоя, скорее тоска по покою, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова (ср. стихотворение «Ночь на Родине»).

А центром покоя становится деревенская изба (стихотворение «Листья осенние»)

4. Деревенский мир поэзии Рубцова с его памятью о покое резко противопоставлен суетливому взбаламученному городу (стихотворение «Вологодский пейзаж»).

5. У темы покоя в поэзии Рубцова тоже есть свои устойчивые знаки, раскрывающие семантику этого мотива. Таков, например, храмовый пейзаж. Он возрождён Рубцовым после многолетнего запрета на любые положительные образы религии. Его храм и пейзаж вокруг — почти всегда в руинах. (“Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь”, “купол церковной обители яркой травою зарос”).

6. Однако разрушенные церкви, поруганные святыни находят поддержку и согласие с образами природы. По сути дела единство между символами религиозной веры и образами русской природы образует сакральный центр поэтического мира, создаваемого Рубцовым (стихотворение «Левитану»).

В высшей степени выразительно осуществляется слияние природного и религиозного начал в стихотворении «Ферапонтово».


Рис.5.78.Эдуард Багровский. Николай Рубцов в Ферапонтове. 1999.

7. Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение «Звезда полей»). Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение «Видение на холме»).

Каковы отношения лирического героя с поэтическим миром? В принципе, это ощущение полной слитности, абсолютного кровного единения с ним, с миром, где картины умирания сочетаются с памятью о гармонии и покое. И поэтому катастрофичность существования этого мира становится состоянием души лирического героя.

В стихотворениях Рубцова любовь к Родине приобретает характер религиозного мистического служения; Родина для лирического героя — это та святыня, о которой не говорят громко, но которой служат душой.

8. Тяга к гармонии, чувство святости природы, единства с родным миром — увы! — не способны реально противостоять “ужасу ночи — прямо за окошком”. Но хотя бы на время они могут внести покой в душу лирического героя. Знанию лирический герой предпочитает веру. В этом смысле Рубцов раньше многих выразил тягу к восстановлению религиозного мировосприятия.

Рубцов далёк от злобы дня. Он мыслит свою судьбу в свете вечности. И его элегический тон, и мотивы увядания, разрушения, ухода носят обобщённый характер, воплощаются через архетипические образы. Основной конфликт в его лирике — конфликт между миром, в котором разрушены духовные устои, и человеческой душой, которая жаждет святости и умиротворения.

Литература

1. Белков В. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993
Бараков В. Лирика Николая Рубцова. Вологда, 1993

2. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976
Оботуров В. Искреннее слово: страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


Курс повышения квалификации

Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

«5 базовых принципов анализа проективных методик, основанных на рисунке»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Тихая лирика»
Николая Рубцова
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Николай Рубцов

Биография поэта
5 января 1936 года родился в поселке Емецк Архангельской области.
В 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма.
В 1955 году перебрался в Ленинград, но вскоре был призван на военную службу.
В 1959 году вернулся в Ленинград и стал рабочим завода.
В 1965 году в Архангельске вышла небольшая книга «Лирика», а в 1967 году в Москве – «Звезда полей».
19 января 1971 года погиб в Вологде.

Дом в с. Емецк Архангельской области,
где в 1936 г. родился Николай Рубцов

Валентина Алексеевна Рубцова

Музей Н. М. Рубцова в Никольском

Детский дом в с.Никольское,
где в 1943-1950 гг. жил Н. Рубцов

Николай Рубцов с воспитательницами детдома

Диплом об окончании
Литературного института

Тотьма. Река Сухона

Тихая моя Родина…
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Русский огонёк
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой.

Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной звёздной ночи.
- Какие символические образы несут значения печали, грусти, душевного холода?

«Томительный мороз», оцепеневшие снега и ели, тёмное небо, без звёзд; бескрайнее мёртвое поле.

- О чём это поэтическое произведение?

- Звезда у поэта – один из главнейших символов. Почему же здесь «небо тёмное, без звёзд»?

Поэт показывает отсутствие гармонии в душе лирического героя, подчёркивает тяжесть одиночества.

- Какое значение имеет в ст. образ дома?
В свою поэзию Рубцов принёс представление русского народа о доме как пристанище, источнике добра и счастья. Поэтому здесь образ дома как символ желанного пристанища души.

- Как вы понимаете слова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»?
- Найдите строки в ст., в которых поэт показывает, как всенародная трагедия сказалась на судьбах старой крестьянки, её родных и близких.

Видения на холме
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Россия, Русь - куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

- Какой видит свою родину поэт?

Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.

- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?

Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее вглубь веков.

- Что значит для поэта Родина?

Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.

Это поэтическое направление, объединяющее поэтов, тематически тяготеющих к традиционным жизненным приоритетам: религиозному миропониманию, культу домашнего очага, осознанию особой значимости общения с природой для гармоничной жизни человека, восприятие русской деревни как хранительницы древней народной культуры.

«Тихая поэзия» возникла как противостояние «эстрадной», громкой лирике.

Творческая среда: мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней.

Прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н. Кольцова, А.С. Пушкина. Для них, как для Тютчева и Фета, самым главным является образ человека перед лицом мироздания.

Особенности «тихой лирики»

Темы Идеи Символы-образы
малая родина, природа и история, природа и нация (народ), Душа и Вселенная, терпение, любовь к матери, к женщине. боль за утрату нравственных чувств, стремление к истокам, корням, связь личности с родиной, нацией, воплощение духовного мира человека в лирике, вера в возрождение России, призыв к возрождению. отчий дом, образы природы (Вселенная, свет, звезда, · небо, берёза), фольклорные образы.

Поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю.

Ориентация на строгий классический размер, стремление к глубине и ясности, «простота, добро и правда».

Особое внимание уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность.

Поэтов объединяла любовь к «малой родине», к её природе, «помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.

«Березы»

Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез — слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом — центральным образом звучаще­го мира — в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

Лагерная проза – это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.

Повесть связана с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря, русский крестьянин и солдат.

Это книга о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.

Автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.

Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

У Солженицына наблюдается единство в изображении пространства. Лагерь – целый город, замкнутое внутреннее государство со своими правилами. Абсурдный лагерь. Счастье в еде (лишняя порция пайка), тепле (пронесли толь, чтоб залатать дыры), найти ножовку (чтобы чинить обувь), покурить, не побывать на 27 градусном морозе.

Шухов: свобода=несвобода. По его мнению: ценность жизни в счастливых минутах; приспособляйся, чтобы выжить.

Тема Идея Сюжет
утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. ответ на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, ". ни единой долькой не отступиться от лица". создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом. строится на сопротивлении живого - неживому, Человека - Лагерю: «Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит».

Проблематика произведения:

· лагерь как, воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой;

- дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».

презентации урока (презентация создана учителем совместно с учащимся).

Эпиграф:

Спешит наш век. Слова мелькают,

Лязг, скрежет, гром, сирены и

Я приглашаю вас остановиться

У медленно катящейся реки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.

Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.

Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века.

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.

1. Первым, кто чутко уловил новые духовные настроения в обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье – это, по словам Н.Асеева, «соучастье в добрых человеческих делах».

2. Следующий поток поэзии – «фронтовая лирика». Это время осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны. Б.Слуцкий, С.Орлов, Н.Старшинов, Ю. Друнина, Д.Самойлов раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в противовес гражданской трусости и угодничеству. «Фронтовые» лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного быта, и высокое уважение к людям, принявшим войну и погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни человека на войне, способность сохранять своё достоинство на границе жизни и смерти.

Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия. Начало ей

положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.

В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров, мужество первопроходцев, порыв из повседневности к высотам бытия.

Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.

4. Самым необычным и неожиданным явлением в стиховом многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность авторов к одному поколению, не общность жанро-стилевых пристрастий.

Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций советской идеологии, от государственного надзора за искусством.

С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества: стихи не печатались, пелись в непрофессиональном авторском исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая поэзия родилась в узком кругу столичной интеллигенции и студенческой молодёжи.

Песни имели большой отклик и распространялись благодаря появлению в те годы магнитофонов. Поющая поэзия стала отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.

Во второй половине 60-х годов «поэтический бум» стал угасать. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает «тихая лирика».

Круг поэтов этого литературного направления довольно широк. Это Н.Рубцов, А.Жигулин, В.Соколов, А.Передреев, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и другие.

«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда иная: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине. К России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.

Знакомство с понятием «традиция» и выявление традиций классической традиции у поэтов «тихой лирики». В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.

В середине 20 столетия в ответ на бесчисленные войны и социальные эксперименты в стихах этих поэтов звучит боль об утрате нравственного ядра народной жизни, стремление вдохнуть в жизнь иссыхающие корни, связывающие личность с национальным миром, с родиной, с народом.

В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природеСегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества этих поэтов. А начнём мы знакомство с их идейного вдохновителя – поэта Н.М.Рубцова.

Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове. Продолжим наше знакомство и постараемся выявить общие черты, характерные для творчества этих поэтов.

Читайте также: