Что такое шелкография по коже

Обновлено: 28.04.2024

Трафаретная печать, или, как ее часто называют, шелкография, — это вид печати, позволяющий наносить краску самой разной толщины на материалы со всевозможной текстурой.

В шелкографии есть два способа нанесения изображений: контактный и бесконтактный. Контактный способ трафаретной печати применяется гораздо чаще, и о нем мы расскажем чуть позднее. Что же касается бесконтактного способа трафаретной печати — то при его использовании материал не касается сетки, а краска передается с формы с помощью электростатических сил. При контактном же способе сетка контактирует с запечатываемым материалом, а краска подается ракелем.

При печати шелкографией вручную нет необходимости приобретать дорогие печатные станки — они нужны только для больших тиражей.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что она дает возможность применять широкий диапазон печатных красок на различных связующих, что позволяет работать на любом материале: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски — не разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем требуется для нормального печатного процесса.

Формы декорируемого материала различны — от плоских, цилиндрических, конических, усеченных форм до любых необычных очертаний. Кроме плоских листов печать наносится также и на авторучки, стаканы, тарелки, обои, часы, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и многие другие предметы.

Диапазон применения шелкографии

  1. Малоформатная трафаретная печать — включает плоскую печать на различных подложках: ПВХ, бумаге и картоне. Формат печати не превышает 100x140 см. Характеризуется печатью на заказ изделий различного назначения с высоким качеством воспроизведения рисунка.
  2. Крупноформатная трафаретная печать — аналогична малоформатной печати, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100x140 см.
  3. Печать на мелких предметах — прежде всего это декорирование сувенирной продукции. Для печати на круглых предметах применяются ротационные полуавтоматы. Изображение устойчиво к истиранию.
  4. Текстильная печать (набивка тканей) — печать на ткани машинами с вращающимися цилиндрами; связана с текстильной промышленностью и представляет одну из важных отраслей экономики многих стран.
  5. Текстильная печать на готовых изделиях — чуть ли не самый распространенный вид печати на готовых потребительских изделиях (футболках и различных мелких предметах). Процесс печати осуществляется с помощью машин, называемых «карусельными станками».
  6. Трафаретная печать на табличках и металле — печать, связанная с производством и обработкой металла, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т.д.
  7. Трафаретная печать по стеклу — применяется в автомобильной отрасли и производстве электробытовых приборов, а также для нанесения рисунка на стеклянные изделия.
  8. Трафаретная печать на флаконах — широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.
  9. Печатные платы — включают всё, что может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем.
  10. Дополнительная трафаретная печать — охватывает все особые применения трафаретного вида печати (особые, дополнительные и специфические), не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Особенно ценится шелкография за то, что на материал краску можно нанести любой толщины, в 10 или даже 30 раз больше, чем при офсетной или глубокой печати. Это дает шелкографу возможность создать рельефное красочное изображение. Толщина слоя краски на материале зависит от угла и наклона ракеля, а также от сетки. Кроме того, качество трафаретной печати зависит от контакта ракеля с сеткой и контакта сетки с печатаемым материалом.

Общие сведения о красках для шелкографии

Краски — это жидкие или пастообразные вещества различного химического состава, используемые для печати на разнородных материалах.

Трафаретная краска — это химический продукт, который имеет специфический состав, позволяющий достичь адгезии (прилипания) по отношению к материалам различной природы.

В первую очередь трафаретная краска должна иметь тиксотропные характеристики.

Тиксотропией называется способность жидкости изменять свою вязкость при перемешивании или изменении температуры и возвращаться к прежней вязкости в состоянии покоя (при прекращении перемешивания и возвращении к первоначальной температуре).

Рассмотрим это на примере. Если поместить любую офсетную краску алкидного семейства в шнековый смеситель и перемешивать ее в течение пяти минут со скоростью 1000 об./мин (измерив вязкость как до операции, так и после перемешивания), будет заметно, что показатели изменились мало. Вязкость краски будет примерно такая же, как и в начале. Как перемешивание, так и последующее повышение температуры не дают больших изменений. Трафаретная же краска должна «фильтроваться» через ячейки сита трафаретной печатной формы быстро, а следовательно, при минимально возможной вязкости не причиняя ущерба точности деталей.

Трафаретная краска при тех же испытаниях, что и офсетная, дает совершенно другие результаты. Прежде всего, значительно меняется вязкость, понижаясь в значениях в зависимости от типа смолы и от количества градусов достигнутой температуры. Когда перемешивание завершено и краска возвращена в первоначальные температурные условия, она восстанавливает свою исходную вязкость.

Тиксотропия может влиять на распределение краски, поскольку трафаретная краска должна пройти через маленькие квадратные отверстия сита и выровняться на запечатанной подложке без затеканий.

Разница в силе сцепления объясняется использованием различных смол, которые не могут реагировать одинаковым образом, потому что имеют разные химические свойства, влияющие на печать. Например, очень вязкая смола с большим трудом проходит через тонкое сито, поэтому в таких случаях использовать нужно сита с большими отверстиями.

Кроме того, тиксотропия влияет на покрывную способность краски так же, как и на четкость изображения растровой точки. Антагонистами тиксотропии являются силиконы и разбавители, которые явно понижают вязкость.

Считая, что тиксотропный компонент краски является основой механизма трафаретной печати, посмотрим на состав самой краски.

Компонентами трафаретных красок являются:

  • связующее;
  • наполнитель;
  • пигмент;
  • растворитель;
  • добавки и катализаторы.

Связующее

Это основная (базовая) смола, совместимая с материалом, на котором производится печать. На практике это сравнимо с клеем, который позволяет краске вовремя прилипнуть к желаемой подложке. Связующее обычно принадлежит к какому­нибудь одному из многочисленных семейств смол. Скажем, обычная акриловая краска принадлежит к самой многочисленной группе акриловых смол, которая насчитывает тысячи разновидностей.

Многие смолы используют в комбинации друг с другом, чтобы наилучшим образом проявились их отдельные реологические свойства. Для шелкографа перечень входящих в состав краски разновидностей смол приобретает практическое значение, так как это помогает подобрать наиболее подходящую краску, если у запечатываемой подложки в основе будет та же смола, что и у краски. Зная основные семейства, можно получить четкую информацию об устойчивости краски к внешним воздействиям. Например, при воздействии атмосферных условий все смолы ведут себя по­разному, что в дальнейшем сказывается на эксплуатации запечатанных изделий.


Устойчивость к внешним воздействиям всегда рассматривается без какого­либо вмешательства подложки, которая должна быть инертной. Выбор смолы продиктован не только требуемым типом адгезии к подложке, которую необходимо запечатать, но и совместимостью с употребляемыми пигментами и наполнителями, легкостью обработки и пр.

Наполнители

Сами смолы не имеют той пастообразной консистенции краски, которая знакома нам по потребительским продуктам, — они могут быть или слишком жидкими, или твердыми. Следовательно, обрабатывать их нужно сложными производственными методами.

Наполнители используются по различным соображениям — как техническим, так и экономическим, поэтому шкала их качества определяет более дорогостоящие наполнители и менее ценные наполнители, менее дорогие и используемые только для понижения стоимости.

Пигменты

Пигмент — это компонент наполненных композиционных материалов, который придает им непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства, не растворяется в связующем, но соединяется с ним посредством механических и дисперсных взаимодействий. Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты (биохромы — природные красители в составе живых организмов).

Органические пигменты являются соединениями углерода и более безопасны в эксплуатации в отличие от некоторых неорганических пигментов.

Неорганические пигменты — это вещества различного происхождения, отличающиеся повышенной покрывной способностью, значительной глянцевостью и высокой устойчивостью к внешним агентам, УФ­лучам и старению. По сравнению с соответствующими органическими пигментами неорганические имеют большую покрывную способность, однако некоторые из них исключены из числа разрешенных при производстве детских игрушек и другой продукции для детей согласно Европейскому правовому акту — Закону EN 71/III.


В технологии лакокрасочных материалов пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способные образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные или декоративно­защитные покрытия.

Процентное соотношение пигмента по отношению к трафаретной краске является минимальным, в среднем значения колеблются в пределах 5­10%. В связи с этим понятие покрывной способности не может быть связано с одним лишь пигментом, а скорее, с балансировкой всех компонентов смеси. Пигмент, используемый в трафаретной печати, состоит из красящих продуктов, которые до такой степени тонко измельчаются, что в связующем веществе присутствуют во взвешенном состоянии.

Растворители

Разбавители и растворители — жидкие, твердые или газообразные вещества, способные растворять другие твердые, жидкие или газообразные вещества в определенном объеме и при заданной температуре. Обычно это углеводороды, получаемые из нефти. Все они являются органическими соединениями и служат для того, чтобы растворять смолу связующего для снижения вязкости, вмешаться в пластичность красочной пленки, увеличить или уменьшить скорость высыхания соединения, увеличить или уменьшить адгезию краски к данной подложке.

Обычно растворитель и растворяемое вещество одинаковы по своей природе (подобное растворяется в подобном), то есть полярный растворитель подходит к полярному веществу. Различные растворители растворяют смолу неодинаково. Например, акриловая смола сильно разбавляется циклогексаноном. Поскольку у него достаточно низкая точка испарения, он быстро испаряется, тем самым увеличивая вязкость краски. С целью регулирования точного времени испарения растворителя к нему добавляют другие растворители типа ароматических, гликоли или фталаты, что влияет на время высыхания краски как при комнатной температуре, так и в печи.

Смесь, которую добавляют к краске, — это сбалансированная дозировка различных растворителей, благодаря характерным особенностям которых можно обеспечивать качественные оттиски в различных условиях. Нужно учесть, что у некоторых растворителей большая способность смешиваться с водой. Некоторые из наиболее распространенных растворителей, таких как бутилгликоль и циклогексанон имеют способность соединяться с парами воды в воздухе, образуя с краской смесь с большой растворяющей способностью по отношению к светочувствительной эмульсии трафаретной формы. В связи с этим в присутствии таких растворителей при повышенной влажности в атмосфере тиражестойкость трафаретной формы будет меньше.

Увлажнители и катализаторы

Увлажнители. Чтобы трафаретную краску можно было использовать для печати, кроме смолы, наполнителя, пигмента и растворителя она нуждается еще и в добавках. Если бы трафаретная краска была только смесью перечисленных продуктов, то при печати получился бы нежелательный эффект: слой краски был бы дырчатым и с неровностями. Нить, из которой состоит сито, во время печатания неизбежно разделяет краску, из­за чего, если не происходит выравнивания, нанесенные «кубики» имеют не очень правильный и неоднородный характер.

Когда краска, продавленная ракелем, проходит через сито, она принимает неправильную разнородную форму, но благодаря эффекту добавок, которые почти все являются производными силиконов и восков, сразу же выравнивается. В этот момент выравниватель заставляет скользить краску в направлении пустых отверстий и заполнять пробелы, присутствующие на подложках. Поэтому наличие этих добавок является обязательным.

Катализаторы. Их также называют отвердителями. Используются они для создания полимеров, сополимеров или пространственных сеток, которые увеличивают устойчивость краски как в отношении агентов внешней среды, так и в отношении растворителя. После полимеризации процесс становится необратимым. По этой причине существование краски после перемешивания с собственным катализатором сокращается до нескольких часов или, максимум, до нескольких дней.

Классификация трафаретных красок

Трафаретные краски на основе растворителей (сольвентные)

Краски, которые содержат растворители (спирт, воду и т.п.), высыхают за счет испарения. Растворитель испаряется, в результате чего образуется смола, связывающая краску и запечатанный материал. Испарение растворителя может быть ускорено за счет нагрева при помощи инфракрасного излучения или воздушной вентиляции. В этом состоит функция туннельных сушилок.

Краски на основе растворителей используются для печати по пленке из ПВХ, по жесткому ПВХ, полистиролу, акриловому стеклу, поликарбонату, бумаге, картону, дереву и ряду других материалов.

Кроме того, специальные серии этих красок предназначены для прямой печати на синтетических тканях и готовых изделиях (куртки, ветровки, флаги, сумки и т.д.).

Краски на водной основе

В отличие от трафаретных красок на основе растворителей, краски на водной основе сохнут несколько по­другому. Причина в том, что в этих красках растворитель заменен водой, а вода не может растворять поверхность основы, как это делают растворители.

Немаловажным преимуществом красок на водной основе является более высокая их укрывистость. Она обеспечивается за счет более мелких размеров частиц пигмента. Качество покрытия при этом нисколько не уступает краскам на растворителях. Краски на водной основе обладают хорошей адгезией и поэтому могут наноситься на различные поверхности, включая старую краску.

К недостаткам красок на водной основе относится большее время сушки, обусловленное тем, что вода медленнее испаряется, чем органический растворитель.

Для окончательной полимеризации краски требуется либо температурное воздействие, либо химическое (использование перед печатью специальных добавок­катализаторов). Относительно недавно появились текстильные водные краски, обладающие способностью самополимеризации и не требующие дополнительной обработки.

Сейчас на рынке появляются продукты, имеющие неплохую адгезивную способность и устойчивость к внешней среде. Однако характеристики саморастворения, глянцевости и покрывной способности у них ниже, чем у соответствующей краски на растворителе. Надо принять во внимание, что речь идет не об акварели, а о красках, содержащих не просто воду, а эмульсии из растворителя и воды.

Пластизольные краски

Пластизольные краски используются в текстильной печати. Они легко печатаются, не сохнут в сетке, имеют высокую непрозрачность и хорошее прилипание к большинству текстильных изделий.

Они состоят из двух основных ингредиентов: ПВХ и пластификатора. Эти краски имеют одно важное свойство: они не сохнут при комнатной температуре — их необходимо нагревать до 140­160 °С.

Пластизоль, в отличие от других красок, не проникает в волокна изделия, а обволакивает их, образуя механическое соединение. Поэтому к непористым материалам краска (стекло, металл или пластик) «прилипать» не будет. Так как она изготовлена на основе полимеров, то более точно вместо словосочетания «полное высыхание» говорить — «достигает полной полимеризации».


В пластизоли не содержится летучих компонентов, так что пластизолевые краски безопасны для здоровья.

Высокая кроющая способность и миграционная стойкость дают возможность использовать ее для печати на темноокрашенных тканях, но всё же для достижения правильной цветопередачи на цветных тканях рекомендуется делать белую подложку, а не «вытягивать» цвет за счет толщины нанесения.

При нанесении следующего цвета пластизольной краски необходимо прогреть предыдущий слой до температуры 140­160 °С в течение 6­10 с.

Особенности пластизольной краски:

  • полное отверждение краски при температуре 150­180 °С на протяжении 30­60 с в зависимости от толщины слоя нанесенной краски. При нормальном высыхании пластизольная краска дает глянцевую эластичную пленку, стойкую к стирке при температуре до 600 °С. Желатинизированные (высушенные) пластизольные покрытия можно чистить растворами моющих веществ, спиртами, уайт­спиритом, но не рекомендуется гладить горячим утюгом и использовать сильно полярные растворители (ацетон, толуол, этилацетат);
  • пластизольные краски подходят для большинства синтетических и натуральных тканей. Пластизольными красками печатают на хлопке, плюше, ткани джерси, тяжелых тканях, таких как джинса, рогожка, смешанных тканях из синтетических волокон, на замше, технических тканях и т.д.;
  • после печати и полимеризации пластизольными красками напечатанный рисунок имеет матовую поверхность и становится блестящим, только если пластизольная краска нанесена толстым слоем, а затем подвергнута термообработке в печи при очень высокой температуре (выше 160 °С);
  • перед печатью всегда рекомендуется проводить тестирование.

Пластизольные краски не сохнут на воздухе, они предназначены для печати на карусельных машинах с промежуточной подсушкой (ИК­лампа), а также для печати «мокрое по мокрому», если рисунок хорошо проработан.

Редакция журнала КомпьюАрт совместно со студией «Рея» в очередной раз предлагает вашему вниманию публикацию из серии статей о трафаретной печати. Рассказывает Андрей Короб, руководитель студии «Рея».

Множество изделий из натуральной кожи производится в Российской Федерации, поэтому декорирование и нанесение авторских рисунков на готовые изделия или на крой является одним из перспективных направлений развития трафаретной печати. Основной проблемой прямой печати по коже является подбор краски, обеспечивающей высокую устойчивость к истиранию, эластичность и укрывистость. Кроме того, нужно организовать технологическую цепочку для выполнения промышленных тиражей, а не единичных экземпляров.

Наша студия остановила свой выбор на сольвентных красителях, хотя есть еще итальянские водные краски для печати по коже, но мы, к сожалению, так и не смогли дождаться опытных образцов. С помощью специального пластификатора, который добавляется в краску, и после проведения множества тестов мы подобрали базовую серию красок, максимально соответствующую по­ставленной задаче.

Важную роль для получения надлежащих результатов печати играет подготовка дизайна, поскольку здесь следует учитывать специфику цвета и фактуры кожи. Это позволяет не только декорировать одежду, но и осуществлять стильные работы для интерьеров.



Подготовка дизайна для печати

Купив разные по цвету и фактуре куски кожи, мы начали подбирать формы дизайна, которые максимально соответствуют рисунку и фактуре кожи.

В нашей студии мы не раз замечали, что изображение в технике сепии, безукоризненно подготовленное и напечатанное на черном текстиле, зачастую выглядит лучше, чем многоцветное. Эту технику мы применили и при подготовке дизайна для печати по коже. Небольшой творческий поиск с изменением оттенка серых красок — и можно придать черно­белому изображению дополнительную изобразительную ценность и усилить эмоциональное восприятие готового изделия. Мы изменили серые цвета на бежево­коричневые и получили сепию, очень выигрышную для передачи человеческого облика, соединив цвет и фактуру кожи с нашим дизайном. в итоге мы получили действительно высокохудожественное изображение на коже.

Подбор красок должен максимально совпадать с оригиналом дизайна, для чего и существует проверочный файл, который на 95% соответствует изображению, получаемому после печати. Это одна из специфических разработок нашей студии: делаются выкраски каждого из цветов, участвующих в печати, и затем проверяются по тону, плотности и кроющей способности.

Подготовка к печати

Правильное нанесение эмульсии играет важную роль в обеспечении качества печати. Для растровой печати сольвентными красками мы обычно используем эмульсию Dirasol 902, обеспечивающую высокое разрешение и тиражестойкость. Количество слоев эмульсии для растровой печати равно 1+1, что дает корректную цветопередачу. Номер сетки для первого цвета — 62, поскольку это позволяет сделать непрозрачную подложку для следующих красок на любом цвете кожи. Остальные цвета печатаются через 90­ю или 120­ю сетку. Эмульсия наносится тонкой кюветой, чтобы добиться минимальной толщины копировального слоя.




После того как эмульсионный слой высох, приступаем к копированию изображения. Нужно иметь в виду, что расстояние от края рамы до изображения должно быть не менее 15 см со всех сторон, чтобы добиться отличного совмещения и свободного входа и выхода ракеля во время печати. Класс копировального устройства оказывает значительное влияние на качество и ассортимент выполняемых работ. Время копирования в трафаретной печати имеет решающее значение для получения оптимального результата, особенно это касается полутонов в диапазоне от 85 до 100% по темным и от 0 до 15% по светлым тонам.

Для того чтобы качественно произвести копирование формы, требуется:

• оптически чистое (кварцевое) стекло, пропускающее 100% УФ­лучей;

• мощный металлгалогенный источник света от 3 до 8 кВт с широким спектром УФ­излучения;

• вакуумный прижим рамы из антистатической резины, желательно с регулировкой силы прижима.

Выполнение этих требований сокращает время копирования с 60 до 15 с и дает возможность избежать потерь растра по светлым и темным тонам, а также повысить линиатуру печати до 110 lpi. Кроме того, высокая эластичность резины и возможность регулировки силы вакуумного прижима обеспечивают отличное качество копирования.






Проявка эмульсионного слоя после копирования — тоже весьма немаловажный процесс, значительно влияющий на качество печати. Если время копирования выбрано правильно, то проблем с проявкой не будет. Следует проявить на форме все, что есть на пленке, без потерь. Тем, кто только начинает работать, бывает трудно визуально оценить качество проявления, поэтому во время проявки советую им держать под рукой пленку, с которой производилось копирование, и сравнивать качество проявки с изображением на пленке. Правильно засвеченная форма без труда промывается несильным напором воды.



После того как все формы проявлены и высушены, мы начинаем ретушировать пробои в эмульсии и начинаем настройку форм. Печатать мы будем последовательно, цвет за цветом, с промежуточной сушкой, поэтому работа будет выполняться на карусели 6+6. Это связано с тем, что кожа — очень мягкий и тонкий материал, не имеющий строгой геометрической формы, вследствие чего ее невозможно положить одинаково на одно и то же место. Для точной настройки нужно выклеить одну из пленок дизайна на столе строго по центру и подложить под кресты белую бумагу (если столы, как в нашем случае, черные), что обеспечивает удобство приводки формы относительно крестов.

Затем ставим микрометрические приводки в центральное положение и, максимально совместив кресты на форме и пленке, закрепляем форму, после чего микрометрическими приводками обеспечиваем идеальное совмещение крестов. Важно не забывать зафиксировать стопорными винтами микрометрические приводки — иначе в тираже все настройки собьются. В зависимости от характеристик станка отлип формы от изделия выставляется до или после точной настройки — в данном случае эта операция была сделана до точной настройки формы. Для корректной цветопередачи величина отлипа при печати растрового изображения должна быть минимальной. При формате А2 максимальный отлип — 3 мм . Такой показатель можно обеспечить только при правильном натяжении сетки на раму — в противном случае вы не сможете добиться 100% совмещения красок во время печати.

После того как все формы идеально настроены и проверены, производим оклейку незакрытых эмульсией полей скотчем, что позволяет избежать нежелательного попадания краски на изделие. Далее осуществляем окончательную проверку настроек и заклеиваем настроечные кресты скотчем.





Закрепляем куски кожи на столах с помощью специального клея и устанавливаем опоры для ракеля, если они не предусмотрены в конструкции вашего станка. Потом наносим краску на формы и последовательно с помощью ракеля и промежуточной сушки производим печать на изделии.

Дальнейшее оформление изделия зависит только от вашей фантазии. В данном случае часть работ мы сделали для оформления интерьеров, а часть — для создания модных изделий из кожи.





Благодаря современным технологиям возможности трафаретной печати поистине безграничны, а область ее применения огромна — от прикладных работ до промышленных, от авторских работ в технике «сериграфия» до печати на школьных линейках и визитных карточках.

Работы, представленные в этой статье, — лишь малая толика того, что можно делать с помощью трафаретной печати. Наша студия поможет начинающим художникам и технологам получить знания о трафаретной печати.

Контактные телефоны студии «Рея»: (095) 332­5073, 766­7472.

Автор благодарит Алексея Вишницкого за помощь в оформлении работ.

Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать и помочь с выбором оборудования.

Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Шелкография технология. Рама для шелкографии

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.

screen-dryer

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

Шелкография технология. Экспозиционное устройство.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

emulsion-on-mesh

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

ranar-elite6600-000

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

tas-hawk-cx

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

ranar-d-162

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

ranar-turbo-jet-star

Шелкография технология. Графическая трафаретная печать

Классический вариант — станок с одной печатной формой и столом, обеспечивающим вакуумный прижим изделия / дистовых материалов. Многоцветная печать осуществляется последовательно: печатаем первый цвет на некотором тираже, сушим, меняем печатную форму, печатаем следующий цвет и т.д.


Полуавтоматический станок трафаретной печати

В зависимости от используемых красок используются различные варианты сушилок. УФ сушилки используются для сушки красок, лаков и других материалов с УФ отверждением


Конвейерная УФ сушилка


ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха в туннеле — высокопроизводительная альтернатива стапельной сушилки (на фото: сушилка Turbo JetStar)

Стапельная сушилка — экономичный вариант для работы с сольвентными красками

tehnologiya-trafaretnoi-pechati-polki

На фото: стапельные сушилки

Вместо заключения

Каждый тип перечисленного выше оборудования имеет различные варианты как в конструкционных особенностях и характеристиках, так и в цене. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с задачами. Как минимум, это:

• Вид печати (текстильная или графическая)
• Максимальный размер печати
• Максимальное кол-во цветов/красок
• Максимальная производительность (например, оттисков/час, футболок/смену и т.д.)
• Планируется ли полноцветная печать

Дополнительную информацию см. в разделе Статьи и информация, в разделе часто задаваемые вопросы FAQ, а также в других разделах нашего сайта.

Что такое шелкография

Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – специальной печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам.

Что такое шелкография?

Что такое шелкография? Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Свое название шелкография взяла от англоязычного названия патента начала прошлого века на процесс трафаретной печати «Silk Screen Printing» – дословно можно перевести как «печать шелковым ситом» – печать шелкографией. Считается, что этот способ печати возник далеко в древности, но современный вид и повсеместную востребованность технология шелкографии приобрела уже в середине XX века.

Шелкография – это, по сути, усовершенствованный трафаретный способ печати, вместо термина «шелкография» в полиграфии используется более точное понятие – трафаретная печать.

Понятие шелкографии

Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.

Трафаретный способ печати

Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности. Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.

Схема трафаретного печатного процесса


Схема трафаретного печатного процесса:

  • 1 - ситовая ткань
  • 2 - краска
  • 3 - ракель
  • 4 - пробельный элемент
  • 5 - печатающий элемент
  • 6 - красочное изображение
  • 7 - запечатываемый материал
  • 8 - опорный стол

Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.

Естественно, трафаретная печать не может конкурировать с классической печатью в издательском деле. Да и зачем? Печать шелкографией нужно применять там, где без нее невозможно обойтись. В настоящее время широко развивается малый бизнес. И большинству из небольших фирм и частных предприятий необходимы только некоторые виды печатной продукции: конверт, наклейка, фирменный бланк, рекламный буклет, визитные карточки и т.п. Тираж заказа может составлять всего несколько десятков или сотен экземпляров. А простота технологии изготовления трафаретных печатных форм делает применение печати методом шелкографии даже на ручных станках вполне рентабельным.

Наша типография трафаретной печати «Print For You» предлагает услуги трафаретной печати и другие полиграфические услуги по невысоким ценам при возможности печати любого, в том числе единичного, тиража, штучных полиграфических изделий, опытных и выставочных экземпляров продукции.

В настоящее время интерес к трафаретному способу печати значительно вырос и в России. Дело в том, что возможности классических способов печати достаточно ограничены в смысле формата, запечатываемых материалов и толщины слоя краски. Трафаретная же печать обладает практически неограниченными возможностями. Кроме того, шелкография – это печатная технология, являющаяся относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. Сейчас уже полуавтоматическим способом можно печатать форматами 3х5м, а при автоматическом – 1,5х2,5м. Да и толщина красочного слоя может регулироваться в большом диапазоне. Существенным недостатком трафаретной печати, пожалуй, является пока еще низкая производительность.

Трафаретная печать на ткани

Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы и красочным резервуаром. Еще одним отличием является также возможность легкого перемещения формы и небольшим давлением в процессе печати. Качество оттисков зависит скорей не от капиталовложений, а от мастерства исполнителя.

Сегодня на мировом рынке представлен широкий спектр оборудования для трафаретной печати самой различной степени автоматизации и специфики, что является несомненным достоинством трафаретной печати, ведь предприятия могут выбрать то, что подходит именно им по технологии и имеющимся средствам. Например, большим предприятиям потребуется использование автоматизированного оборудования, а маленьким подойдут ручные или полуавтоматические машины.

Печать на кружках

Трафаретную печать можно использовать не только в издательском деле, но и при выпуске специальной продукции, например, продукции промышленной шелкографии. Метод шелкографии применим для печатания на стекле, пластмассе, фарфоре, различных видах упаковки, компакт-дисках, объемных предметах различной конфигурации, а также при лакировании любого типа продукции.

Трафаретная печать соответствующими красками может осуществляться практически по любым материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, по стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, дереву – печать на любой поверхности. Сами краски для трафаретной печати и шелкографии различаются по типу связующего: водные краски, сольвентные краски на основе растворителей, краски ультрафиолетового отверждения, пластизоли, краски с температурной фиксацией.

Благодаря технологическим особенностям шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях, поэтому современная трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Возможна как прямая трафаретная печать, печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная, трансферная трафаретная печать, печать на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.

Реклама на витринах, изображения и надписи на одежде, фирменные пакеты с логотипом, деления на измерительных шкалах приборов, обозначения на лицевых панелях приборов, рисунки клавиш на пленочных клавиатурах, объемные наклейки на заказ, изготовление стикеров, эмблемы, шильдики – все перечисленное объединяет одна технология полиграфической печати – это шелкография.

Что же общего во всех перечисленных предметах? Сходство состоит в том, что на эти изделия и материалы очень сложно, а порой, и невозможно, нанести надпись или логотип, напечатать изображение общими полиграфическими способами. Для оттиска краски с формы на запечатываемую поверхность требуется определенное давление, что практически неприменимо, например, при печати на тонком, хрупком материале. Шелкографии же доступна не только печать на любой поверхности, но и нанесение толстого красочного слоя высокой кроющей способности, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также наносить шелкографию, заполнять шероховатую и текстурную поверхность изделия.

Некоторые сложности в трафаретной печати вызывают полутона и многокрасочные изображения. Это вызвано самой природой трафаретной печати, которая не дает возможность получать репродукции с линиатурой растра высокой или офсетной печати. Предел воспроизведения растрового изображения в технологии трафаретной печати определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях. Но в последнее время наметился значительный прогресс. Трафаретная растровая печать получает все большее распространение, благодаря использованию современной цветоделительной техники, новым методам обработки копировальных слоев и применению современных сетчатых основ для изготовления печатных форм.

Будущее трафаретного способа печати

Будущее трафаретного способа печати

У трафаретной печати большое будущее. И хотя она в некоторых отношениях уступает другим способам печати, это с лихвой компенсируется значительным преимуществом процесса и огромным разнообразием областей применения шелкографии. Что такое шелкография? Будущее технологии шелкографии – это, прежде всего, значительное повышение качества печатной продукции, расширение ассортимента и увеличение производительности, что может быть достигнуто при:

  • совершенствовании печатных форм и технологии печатных процессов
  • разработке новых видов красок, в том числе и ускоренных методов их закрепления (внедрение красок УФ-отверждения, токопроводящих и водоразбавляемых красок
  • усовершенствовании печатного оборудования, не требующего длительного времени для подготовительных операций, создании машин нового поколения, объединяющих трафаретную печать, например, с флексопечатью и т.п.

На сегодняшний день тенденция развития трафаретного способа печати ведет к революционному повороту, и в ближайшем будущем метод печати шелкографией не только расширит области применения, но и значительно увеличит свою производительность.

Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.

Часто задаваемые вопросы по шелкографии

Подборка часто задаваемых нашими клиентами вопросов по технологии шелкографии и трафаретной печати, а также по особенностям работы нашей типографии, сроках выполнения заказов, ценовой политике и т.д.

Самые распространенные вопросы наших клиентов. Если вы не нашли в списке ниже ответа на свой вопрос, обращайтесь к специалистам нашей типографии по указанным контактам.

Вопрос: Что такое шелкография, трафаретная печать?

Ответ: Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам. Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Более подробные сведения можно найти в статьях по шелкографии.

Вопрос: На каких материалах можно печатать шелкографией?

Ответ: По вашему заказу мы нанесем логотип на любую поверхность, напечатаем любое изображение:

  • на бумаге, на дизайнерской бумаге, на картоне
  • на стекле, на окнах, на стекле автомобиля
  • на ткани, на одежде, на холсте
  • на коже, на заменителе кожи
  • на полиэтилене, на пакетах, на ПВД
  • на металле, на кузове автомобиля
  • на пластике, на CD/DVD
  • на обоях, на стенах, на полах
  • на пленке, на самоклейке, на виниле
  • на дереве, на МДФ, на мебели
  • на плитке, на брусчатке, на асфальте, на бетоне
  • на кондитерских и хлебобулочных изделиях

Более подробные сведения можно найти в описании нашей продукции и услуг

Вопрос: Возможна ли печать на любой поверхности?

Ответ: Шелкография позволяет наносить изображение практически на любую поверхность, в том числе на поверхность готовых изделий, например, сувениров или бизнес-подарков.
Более подробную информацию можно найти в Продукции и услугах.

Вопрос: В чем отличие шелкографии от других методов печати?

Ответ: Среди других методов печати шелкографию выделяют следующие особенности:

  • возможность печати практически на любой поверхности
  • возможность нанесения изображений на готовые изделия
  • экономия при заказе малых и средних тиражей
  • исключительная яркость, кроющая способность трафаретных красок
  • долговечность, устойчивость напечатанного изображения к внешним воздействиям

Более подробные сведения можно найти в разделе Технология шелкографии.

Вопрос: Какой минимальный тираж при печати шелкографией?

Ответ: Помимо серийной продукции наша типография предлагает изготовление печатной продукции малыми, в том числе единичными, тиражами, что востребовано, прежде всего, при изготовлении опытных, выставочных образцов, а также при изготовлении продукции для частных лиц.
Более подробную информацию можно найти в разделе Услуги типографии.

Вопрос: Как узнать сроки и цены на шелкографию?

Ответ: Расценки на шелкографию, сроки и условия выполнения заказа можно уточнить, связавшись с нами по телефону в Москве: (499) 153-16-43.
Более подробную информацию можно найти в контактах типографии.

Вопрос: Как оформить заказ на услуги шелкографии?

Ответ: Оформить заказ на услуги нашей типографии можно либо с страниц нашего сайта, либо связавшись с нами по телефону в Москве: (499) 153-16-43.
Более подробную информацию можно найти в контактах типографии.

Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.

Читайте также: