Что такое пробитая кожа

Обновлено: 24.04.2024

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Сначала собиралась добавить это в мастер классы но потом увидела что это не подходит под такую категорию. Нет "времени выполнения", нет "уровня сложности", нет "пошаговых фото и объяснений". Это просто фото инструментов и их описание.

Я не претендую на то что мой список полный - ни в коем случае. Я показала только часть того что я лично использую для работы. Еще есть много и много других инструментов - у каждого свой набор любимых.

Также - я работаю исключительно с кожей растительного дубления и поэтому, возможно, мои инструменты в какой то мере специфические, а может и нет. Но если кто-то узнает для себя что-то новенькое - уже хорошо!

Итак - для начала самое главное - кожа. Кожа растительного дубления обычно неокрашенная, бежевых оттенков. Пахнет кожей!

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 3

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 4

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 5

Из таких рулонов вырезаются выкройки

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 6

Для работы необходимо иметь твердую и толстую поверхность - гранит или мрамор (в идеале). Такая поверхность будет поглощать шум от ударов молотком иначе вы не сможете работать - будет очень громко и ваша семья выселит вас из дома!

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 7

Линии выкройки и линии рисунка на кожу наносятся не карандашом или мелом а легонько процарапываются шилом или продавливаются тонким концом чего-нибудь (шариковая ручка без чернил вполне подойдет).

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 8

Всевозможные инструменты для резки кожи. Ножницы - не портновские (они не возьмут такую кожу) а специальные для толстой кожи. Режут как по маслу. Ножи круглые и прямые маленькие и большие. Все должны быть очень острыми

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 9

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 10

Ножички для гравировки. Ими надрезаются линии рисунка. Должны быть очень острыми. Лезвия бывают разной толщины и формы среза - для различных видов гравировки.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 11

Молотки для работы. Полимерные, кожанные или деревянные. Металлические не применяются ( только при пошиве седел).

Брусок для заточки ножичков. Четыре стороны бруска. На каждую наклеивается кожа лицом или изнанкой вверх для разного уровня шлифовки. Покрывается специальным мелом (незнаю как называется на русском но мужчины вам скажут) Кусок кожи и мел доложны быть под рукой - во время гравировки постоянно подтачивается ножик чтобы всегда был очень острым. Штампики для гравировки. Существует огромное количество - разные виды и размеры После прорезки линий рисунка приминают кожу по одну сторону от прорезанной линии чтобы добиться объема.

Штампы есть для гравировки и для готового тиснения (готовые рисунки - листики, цветочки, бабочки итп)

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 18

Это тиснение - линии не прорезаются ножом а используются готовые штампы.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 19

Штампы должны храниться в таких вот подставках. У меня нет места для всех поэтому я храню в коробке (см. фото выше)

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 20

Интсрументы для нанесения параллельных линий (например по краям изделия) и для точного измерения расстояний между элементами

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 21

инструменты для полировки и шлифовки краев изделий. Пластмассовые, костяные или деревянные.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 22

Для разной толщины кожи - свой размер луночки. Шлифуется срез кожи.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 23

Зубчатые колесики разного размера для нанесения меток шва при стачивании.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 24

Потом по таким меткам легче шить - знаешь где колоть дырочки шилом

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 25

Прорезанные линии (особенно по краям рамки) можно пройтись таким вот колесиком или штампом - экономится время и вид аккуратный

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 26

Для "рисования" - продавливания двойной линии, например - рамки

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 27

Для обработки срезов. Разные виды и размеры. Делает край изделия полукруглым и аккуратным

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 28

Вот так они работают

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 29

Такой вот с дырочкой - для труднодоступных мест и очень маленьких изгибов где прямым резцом не достать.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 30

Для среза края под конкретным углом и для прорези луночки в коже

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 31

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 32

Для луночек в которые ложится строчка/шов

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 33

Штампы- буквы, цифры и всякие значки

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 34

Плоский молоток нужен для простукивания элементов рисунка если нужно сделать зеркальное отображение. Прорезается рисунок ножичком, кожа переворачивается и накладывается лицом к лицу на вторую половину (например правая и левая половинки) и потом простукивается таким молотком по изнанке и рисунок перепечатывается на другую половину в зеркальном отображении. Экономит время и даже очень

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 35

Щипцы для подтяжки кожи (не на лице ) и прижатия швов.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 37

Например шов ручек сумки

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 38

приспособление для нарезки тесьмы и ремешков. Прикручивается к столу. Лезвий может быть много на маленьком расстоянии друг от друга или всего два для широких ремней - сами устанавливаете по требованию.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 39

Лезвия можно переставлять между пластинками (полоски) на н ужном расстоянии и в нужном количестве.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 40

Еще инструменты для нарезки тесьмы и ремней

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 41

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 42

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 43

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 44

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 45

Инструменты для моделирования. Такие же как для работы с полимерной глиной.Используются для моделирования объемных рисунков на коже.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 46

Кисти и шпатели для нанесения жидкостей - клей, краска, закрепители итп

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 47

пластик-шпатель для равномерного нанесения жидкости и стекло для полировки поверхности кожи.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 48

Пробойники для шитья тесьмой и нитками

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 49

Тоже пробойники но бесшумные. Молоток не используется

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 50

Доски для резания. Черная - резиновая - кладется под гранитную доску для поглощения шума

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 51

Полимерная маленькая. Очень удобная при пробивке дырочек

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 52

Маленькая наковальня - например, если изделие нельзя уложить плашмя то наковальня ложится внутрь (сумки например) и используется как основа для установки кнопок.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 53

Для установки блочек, кнопок и всего всего.. Разные размеры.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 54

Специальный инструмент для специальных медных блочек. Они вечные так как после установки их невозможно ни снять ни разломать - только выбросить с кожей. Используются для седел - невероятно прочные и надежные.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 55

Для пробивки дырок разного размера.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 56

Круглые, овальные, фигурные. Также для пробивки петелек

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 57

Специальный пробойник для перфорации кожи (для участков небольших размеров - на сумку например)

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 58

Ну это все знают..

Огромное количество кнопок, хольнитенов и всего всего.

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 59

Немного об инструментах и материалах для кожи., фото № 60

Это то что я использую в работе. Отдельно попробую загрузить фото красок, лаков и закрепителей для кожи.. Опять же - из того что я знаю..

Член Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей МТПП.

Русская Академия Ремесел совместно и ART4YOU - совместное обучение

Русская Академия Ремесел совместно и ART4YOU - совместное обучение

Повышение разряда для печников

Повышение разряда для печников

Фестиваль керамики: от образа к реальности

Обработка кожи для начинающих: что нужно знать

Обработка кожи для начинающих: что нужно знать

Еще с допотопных времен человек использовал кожу (шкуры) животных для создания одежды. Сначала просто грубые обмотки, лишь бы прикрыть тело от непогоды, да грубые мешки для переноса скарба, меха для воды или вина и.т.д. В дальнейшем же, с развитием технологий, индустриализацией и с появлением такого понятия, как «мода», изделия из кожи стали приобретать не только сугубо функциональный вид и назначение, но и обрастать декоративными элементами, приобретая статус эксклюзивности. В XXI веке изделия из кожи сочетают в себе престиж, функциональность, а также долговечность (при должном обращении и уходе).
Алексей Муравьев, преподаватель курса "Кожевенное дело" в Русской Академии Ремёсел рассказал про базовые понятия этого ремесла и составил список необходимых материалов для начинающих.

Виды и способы обработки кожи

Важно знать и понимать различия между видами кож и методами обработки. Это напрямую отразится внешнем виде изделия и его качестве.

Есть два способа дубления:

• Минеральный (химический)
• Органический (растительный или жировой)

Самый распространенный вид минерального дубления — хромовое.
Такой вид дубления делает шкуру очень пластичной, эластичной, хорошо поддается большинству видов обработки. Именно из нее делают большую часть одежды и аксессуаров. Чаще всего хромовую кожу продают уже окрашенной.
Есть ещё кожа растительного дубления достаточно толстая и прочная, но при этом эластичная. Она хорошо сохраняет форму при оттисках и штамповке, поэтому считается самым подходящим материалом для тиснения и гравировки. Эту кожу часто используют неокрашенной. Естественный цвет у нее колеблется от молочно-белого до бежевого. Со временем кожа растительного дубления приобретает неповторимую патину.
Путем жирового дубления получают замшу - мягкую, пластичную, с бархатистой поверхностью.

Классификация и назначение кож

Разные участки одной и той же шкуры неоднородны. Они отличаются по структуре и свойствам, ценятся неодинаково и применяются для разных целей.

  • Вороток — участок кожи с шейной части шкуры;
  • Чепрак — самая ценная часть шкуры, обладающая высокой прочностью. Находится в спинной и хребтовой частях;
  • Пола — боковая и брюшная часть шкуры, обладает более пористой и рыхлой структурой;
  • Огузок — часть около хвоста.
  • Стороны шкуры обозначают специальными терминами
  • Мерея — лицевая сторона кожи (с естественным рисунком)
  • Бахтарма — изнаночная сторона с ворсистой поверхностью.

курс кожевенное дело


Пожив кожи, фиксированной в ременном шорнике

Основные виды обработанных кож

Одежная и галантерейная кожа, как правило, разной окраски, фактуры, толщины и пластичности, мягкая, легко драпирующаяся, с различными декоративными эффектами.

  • Замша имеет бархатистую поверхность с обеих сторон. Получают ее чаще всего из оленьей и овечьей кожи.
  • Нубук по виду напоминает замшу, но прочнее и толще, с менее ворсистой поверхностью. Нубук изготавливают из шкур КРС.
  • Велюр — мягкая, тонкая кожа с отшлифованной бархатистой поверхностью, похожая на замшу. Широко применяется при пошиве одежды, в кожаной флористике, из нее делают аксессуары.
  • Спилок — бархатистый с замшевой поверхностью материал, получающийся путем распиловки пласта кожи на более тонкие. Верхний слой называют лицевым спилком, он наиболее прочный по сравнению с другими слоями. Спилок сам по себе - менее прочный и более рыхлый материал по сравнению с другими видами кож.

Инструменты для обработки кожи

Основные инструменты для обучения кожевенному делу

  • коврик-мат для раскроя — полимерное полотно метр на метр, с самовосстанавливающейся от порезов поверхностью и уже нанесенной разметкой;
  • ножи для резки и шерфовки. Подойдет и канцелярский нож, а основной параметр для всех используемых клинков — острота;
  • металлическая линейка от 30 см до 1м;
  • маркер для кожи похож на стержень от гелевой ручки с серебристыми чернилами;
  • шило — им удобно делать проколы, подправлять оплетку, намечать линии. Форм и размеров этого изделия бывает множество, но для начала подойдет хорошо заострённый штырь в 5-7см длиной с удобной рукоятью;
  • ножницы для кожи — большие ножницы с дугообразными ручками предназначенные специально для кожи;
  • вощеная нить и иглы для работы с кожей — при работе с толстой кожей в основном применяют плоскую вощеную нить. Она легко прошивает слои, не путается, прочная и долговечная. Иглы же могут быть как с острыми гранями, так и с закругленным кончиком. Специальная игла для оплетки края имеет один расщепленный кончик с зубцами, в который вставляется лента или шнур и зажимается.

Специализированные инструменты для отдельных техник обработки кожи

  • пробойники строчные вилочные — бывают с различным кол-вом зубцов и шагом между ними, так же различаются не только кол-вом зубцов, но и их сечением (прямое, ромбовидное);
  • пробойники фигурные — для декоративной отделки и перфорации;
  • пробойники круглые одиночные различного диаметра — нужны для пробивки одиночных отверстий в труднодоступных местах или там, где необходимо проложить строчку отверстий по кривой. Пробой кожи осуществляется строго под прямым углом, ударом киянки по самому пробойнику;
  • поворотный нож — инструмент для карвигна (резьбы по коже) специальная подвижная ручка позволяет плавно менять направление прорезаемых линий;
  • штампы для тиснения имеют разнообразные формы, отличаются друг от друга рисунком оставляемого оттиска. Работают ими так же, как и пробойниками (строго прямой угол и точно рассчитанный удар);
  • кардина — приспособление с разнообразными наконечниками: от заостренных до более гладких, обтекаемых форм. С его помощью можно переносить рисунок с кальки на кожу растительного дубления, так же ими пользуются для более тонкой проработки рисунка при тиснении;
  • киянка — (могут быть изготовлены из различных материалов, как-то: резина, дерево, нейлоновый пластик, капролон или даже несколько слоев кожи) нужны для работы со штампами и пробойниками;
  • молоток — требуется в некоторых операциях вместо киянки, например, при простукивании склеиваемых поверхностей или креплении кожи на форме при формовке;
  • стамески прямые и фигурные (торцеватели) нужны для выполнения различных прорезей, срезания углов;
  • зажимы и струбцины — для лучшей фиксации изделий при некоторых операциях, как например при формовке;
  • наждачная бумага различной зернистости — для шлифовки и полировки;
  • циркуль, либо параллельный разметчик — позволяют наносить разметочные линии вдоль края, соблюдая одинаковое расстояние без линейки;
  • торцебил или кромкорез — им срезают фаску или кромку кожи;
  • сликер нужен для полировки уреза;
  • фальцбейн — предназначен для обработки (сглаживания) поверхностей, например, уреза и бахтармы. Очень помогает при поклейке, особенно в труднодоступных местах;
  • ремнерез (он же страпкуттер) служит для нарезки кожи на полосы;
  • шорник (он же шорный пони) абсолютно незаменимое приспособление, сильно упрощающее и ускоряющее рабочий процесс тем, что освобождает вам руки при прошивке;
  • биговщик (он же клизер) — удобен тем, что позволяет делать одним движением две операции: наносить на край бороздку и скруглять урез;
  • паяльник — пригодится для пирографии и кожаной флористики;
  • пресс для установки фурнитуры со сменными насадками служит для установки фурнитуры, а также для ускорения процесса пробивки отверстий в изделии.

Вспомогательные материалы для обработки кожи

  • Полиуретановый десмокол в основном применяется при пошиве и ремонте обуви;
  • “Момент Кристалл” и “ПВА” в основном используются при создании аксессуаров. Хорошо склеивают кожу, сохраняют прозрачность при высыхании;
  • Резиновый клей используется для временной склейки деталей. Сохраняет эластичность при высыхании;
  • Двусторонняя клейкая лента пригодится для временной фиксации деталей перед прошивкой, незаменима при установке молний;
  • Краски и пасты для кожи окрашивают и тонируют кожу на разных этапах обработки;
  • Средства для обработки уреза придают ему жесткость, гладкость и однородность поверхности;
  • Апперетуры, финиши, масла, воски применяются на заключительных этапах обработки для закрытия пор кожи, защиты поверхности от влаги и придания глянцевого, матового и какого-либо другого декоративного эффекта.

Алексей Муравьев, преподаватель курса «Кожевенное дело» Русской Академии Ремёсел.

Инструменты для работы с кожей необходимы как начинающим любителям самодельных аксессуаров, так и в более масштабном производстве, связанном с кожаными изделиями.

Некоторые из представленных в продаже инструментов вполне можно заменить аналогами, которые встречаются буквально на каждой кухне, однако такой вариант допустим разве что на этапе любительского скорняжничанья. Производство добротных высококачественных изделий из кожи требует наличия профессионального набора инструментов — качество обработки с ними выходит на совершенно новый уровень.

Инструменты для работы с кожей

Инструменты для работы с кожей

В зависимости от назначения, инструменты для кожи подразделяются на следующие виды:

  • Инструмент для шитья кожи
  • Инструмент для разметки
  • Кромкоотделочный инструмент
  • Ножи и ножницы для кожи
  • Прочие инструменты

Расскажем подробней о каждом из этих видов инструмента для обработки кожи.

Инструменты для шитья кожи

Инструменты для шитья кожи включают в себя следующие приспособления:

  • Крестовое шило, называемое так потому, что в сечении оно образует ромб. Используется для сшивания и оплётки кожи.
  • Круглое ( тюркское, кинжальное шило). Используется для шитья и оплётки тогда, когда в отверстие, в которое уже была продета нитка, необходимо продеть ещё шнурок. Маленькое круглое шило используется для швов, а большое – для изготовления ремней.
  • Регулируемые пробивные клещи – с их помощью делают отверстия для оплётки.
  • Иглы для введения нитки с тупым концом ( скорняжные иглы).
  • Шорные иглы с трёхгранным сечением, которые прорубают отверстие своими острыми гранями, и поэтому входят в кожу легче, чем обычные.
  • Игла с затуплённым концом. Она пригодится, если вы сшиваете куски кожи по заранее проколотым шилом отверстиям – тогда меньше вероятности сбиться с намеченных точек и нечаянно проколоть новые.
  • Косточка или специальный деревянный инструмент для разглаживания оплёток, подчёркивания рельефов и намётки.

Шило – ручной инструмент для кожи

Шило – ручной инструмент для кожи

Инструмент для разметки

Данная разновидность инструментов для обработки кожи включает в себя ролик и разметочный циркуль. Ролик ( или колёсная басма) применяется для того, чтобы аккуратно наметить расстояние между стежками. Делается это так: перед стачиванием ролик продвигают по тому месту, где должен быть шов.

Разметочный циркуль применяется с целью намётки расстояния от края швов или оплёток. Используют его и при намётке ширины ремня в процессе его выкраивания. При работе с этим инструментом один конец циркуля прижимается к краю кожи, с помощью регулировки ножек выставляется расстояние, и при установленной ширине другим концом циркуля, положив его на кожу, производят намётку.

Ролик для разметки кожи

Ролик для разметки кожи

Как наметить и пробить ровный шов при сшивании кожи, смотрите в следующем видео:

Кромкоотделочный инструмент

Предназначен для срезания с краёв тонкой полоски, треугольной в сечении. Благодаря кромкоотделочному инструменту края, свободные от швов и оплёток, будут выглядеть чистыми и законченными.

Нож для скашивания краев

Нож для скашивания краев

В том случае, если кожаное изделие выкроено из рыхлой и недостаточно прочной кожи, его край будет некрасивым и разлохмаченным, и именно тогда вам пригодится инструмент для отделки кромок. Используется он так: кожа кладётся на стол лицевой стороной вниз, а по изнаночной, по краю кожи, продвигают инструмент, нажимая на его срезающее лезвие.

Полезный совет. Если кромкоотделочного инструмента нет под рукой, можно просто опалить оставшиеся свободными края кожи над свечой, и это поможет придать изделию законченность. При этом старайтесь опаливать, в первую очередь, внутренний край, а устойчивость кожи к огню предварительно проверьте на маленьком кусочке материала.

Ножи и ножницы для кожи

Инструмент для резки кожи включает в себя огромное многообразие ножей, а также ножниц, выбор которых определяется типом изготавливаемого изделия, качеством кожи и многими другими аспектами. Ножи для работы с кожей подразделяются на ножи с односторонней заточкой и шерфовальные ножи.

Современный нож для кожи

Современный нож для кожи

Традиционные ножи для кожи с односторонней заточкой бывают как прямыми, так и кривыми. Ножи с кривой формой лезвия хорошо подходят для выкраивания волнообразных линий в тех случаях, когда нельзя использовать ножницы ( скажем, происходит обработка кожи толщиной более 2-3 мм).

Прямой нож применяется для выкраивания ремней, прямых линий кроя и обрезания ниток. Существуют и сборные ножи, включающие в себя сменные прямые, косые и кривые металлические лезвия или скальпели. Обувщики в своей работе используют безрукоятный нож – благодаря форме своего острия, он хорошо справляется с резкой толстых устойчивых кож подошвы.

Шерфовальные ножи бывают в форме полумесяца или четверти месяца. Шерфование представляет собой утончение края кожи, которое необходимо для склеивания заготовок кожгалантереи, обуви и переплётов внахлёст.

Ножницы для кожи

Ножницы для кожи

Ножницы для работы с кожей делятся на прямые ( портновские) и зигзагообразные ножницы. Если вы только недавно начали работать с кожей, и занимаетесь обработкой материала толщиной 2-3 мм, лучше предпочесть ножницы, нежели нож, ведь они не только удобней, но и безопасней в работе. Ножницы « зигзаг» оснащены режущими поверхностями с зубчатым рисунком и используются для декоративного оформления краёв изделия.

Прочие инструменты для обработки кожи

При изготовлении изделий из кожи вам потребуются не только ножи, шило и инструменты для обработки кромок. Чтобы ваша продукция была не только качественной, но и красивой, пригодятся инструменты для гравировки по коже, для тиснения кожи и других способов декоративной обработки изделий. Вот самые популярные из таких инструментов:

Пробойники для кожи. Представляют собой инструменты различной формы и размера, предназначенные для оформления края изделий и формирования на них определённого рельефа. Во время работы пробойники ставят вертикально на кожу, а затем с силой ударяют по их противоположному концу обычным молотком.

Ручной пробойник для кожи

Ручной пробойник для кожи

Штампы для тиснения. Инструмент для тиснения кожи широко применяется для отделки кожаных изделий. Штампы для кожи, в принципе, можно изготовить и самостоятельно из дерева, ( только надо следить, чтобы глубина узора была не менее 1 мм), однако выбор промышленных штампов необычайно велик, а узоры от них — четкие и ровные.

Штампы для тиснения позволяют создавать причудливые узоры на коже

Штампы для тиснения позволяют создавать причудливые узоры на коже

Предлагаем посмотреть познавательное видео об инструментах для работы с кожей, в котором вы увидите самые полезные и простые в использовании приспособления:

В чем разница кожи и кожзама? При покупке обуви из кожи всегда возникает вопрос как же отличить натуральную кожу от искусственной? Современные производители часто используются экокожу и другие синтетические материалы, которые по внешнему виду от натуральной кожи отличить очень трудно. Однако даже самый хороший искусственный материал от натуральной замши, нубука или кожи все же отличается. Это касается эксплуатационных качеств, долговечности и простоты чистки. Поэтому вопрос, как отличить кожу от кожзаменителя на обуви, является достаточно важным. Проверенные производители всегда указывают на коробке, подошве и стельке материал изготовления, но недобросовестным производителям такие ярлычки легко подделать, поэтому надо знать простые правила определения натуральной и искусственной кожи.

Как отличить натуральную кожу от искусственной?

Как отличить натуральную обувь от искусственной - 7 признаков

Для того чтобы понять, какая обувь из натуральной кожи, обратите внимание на:

  1. запах кожи: искусственная кожа имеет легкий синтетический запах, натуральная кожа – характерный, выраженный запах, который может быть слабым, едва уловимым или сильным, но приятным;
  2. натуральная кожа быстро нагревает от тепла и руки, синтетическая – нет;
  3. у натуральной кожи есть неповторимый естественный рисунок, поры и рельеф будут хаотическими, у искусственной кожи рисунок повторяется (такое правило не касается принтованной кожи и материалов с тиснением);
  4. натуральная кожа упругая, мягкая, легко восстанавливающая форму при растяжении, ее обратная поверхность немного бархатистая;
  5. на срезе натуральной кожи видна структура, у кожзама срез гладкий;
  6. на ярлыках можно увидеть такие обозначения: обычный ромб (искусственный материал) и фигурный ромб в виде стилизованной шкуры (натуральная кожа);
  7. кожзаменитель при контакте с открытым пламенем загорается, натуральная кожа – нет (это не касается материалов, пропитанных анилином – они горят), однако способ проверки открытым пламенем вряд ли подойдет при выборе обуви в магазине.

Какие виды кожи используются при пошиве обуви и в чём их особенности

В некоторых случаях отличить настоящую кожу от искусственной бывает довольно трудно. Поэтому рекомендуется обратить внимание на ярлыки и маркировку, указываемую на подошве, коробке и обратной стороне ремешков. Таких обозначений обычно три – для подошвы, наружной стороны изделия и внутренней. Также производитель для натуральной кожи может дополнительно писать следующее:

  • echtleder (для немецких производителей);
  • cuir (указывается на обуви французских брендов);
  • vera pelle (для обуви итальянского производства);
  • genuine leather (для большей части производителей).

Что лучше выбрать: натуральную обувь или искусственную

Также при покупке надо учитывать тип натуральной кожи, способ ее выделки и качество. Самой дешевой считается свиная кожа, обычно ее применяют для изготовления внутренней части изделий и пошива бюджетных моделей. Бычья кожа жесткая и плотная, она применяется для ботинок, рабочей обуви, изготовления подошвы. Коровья кожа применяется для обуви среднего и высокого ценового сегмента, телячья – для пошива туфель и летних ботинок.

Для обуви премиум-сегмента применяются овечья и козья шкуры. Это мягкий, приятный на ощупь материал с хорошей плотностью и прекрасными эксплуатационными качества. Для изделий этого класса также могут использоваться страусиная, змеиная, крокодиловая кожа. А вот оленья кожа применяется крайне редко из-за своей дороговизны, но ее также можно встретить в магазинах качественной обуви.

Кроме вида кожи надо обратить внимание на ее выделку. Часто в продаже встречается кожа наппа – это мягкая, эластичная шкура крупного рогатого скота. Отличается невысокой стоимостью, хорошими эксплуатационными свойствами, приятным внешним видом.

Сафьян обладает красивым видом, насыщенным оттенком и слабопрожиренной обработкой. Шагрень от сафьяна отличается мелким, очень красивым рисунком поверхности. Велюр получают при помощи хромового дубления и шлифовки особого типа, позволяющей получить красивую поверхность с ворсом «под бархат». Замша имеет более густой ворс. Она плохо впитывает воду и отличается очень привлекательной поверхностью. Нубук – разновидность натурального материала с мелковорсистой поверхностью.

Искусственная кожа, в отличие от натуральной, изготавливается не из шкур, а на основе полимерных материалов. Многокомпонентный композит может имитировать любую поверхность, но его эксплуатационные свойства хуже, такая обувь плохо держит тепло и не выдерживает серьезных механических воздействий.

Читайте также: