Что такое посмертная маска на лице

Обновлено: 27.04.2024

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Фото: Википедия

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску. Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах. ». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?


– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.

Изначально – как часть культа смерти в древних религиях. Например, в египетской, где было принято бальзамировать усопшего. Такая процедура позволяла предотвратить разложение тела, но не могла сохранить лицо, поэтому его, чаще всего, прикрывали посмертной маской, созданной из дерева или драгоценного металла.

С течением времени, значение посмертной маски возрастало – она уже не была частью погребального обряда, зато помогала сохранить память о том, с кого был сделан слепок. Сохранить черты и особенности физического облика исторических личностей удавалось благодаря им.

По ним же, в последствии, скульпторы могли создавать памятники, бюсты и портреты известных людей. Созданные профессиональными художниками, маски усопших знаменитостей являются произведениями искусства. Ведь в них кроются последние эмоции, коснувшиеся лица перед смертью.

Например, автором посмертного изображения Александра Сергеевича Пушкина является скульптор Самуил Гальберг . И хотя великий поэт страдал от тяжкого ранения в последние дни жизни, смерть он принял спокойно, это видно по его расслабленным чертам. Биографы утверждают, что перед кончиной Пушкин убеждал близких отпустить злобу и не мстить за него.

Если изготовление посмертных масок все же включить в ряд искусств, то имя русского скульптора Сергея Меркурова будет идти впереди . Он создал более 300 посмертных изображений великих людей: от Льва Толстого до Владимира Ленина. Все его работы очень убедительны.

С изобретением фотографии, посмертная фиксация обогатилась, в современных реалиях делать посмертную маску довольно экстравагантное решение. Однако изображения известных писателей, художников, политических деятелей, императоров – невероятная возможность посмотреть в лицо самой истории.

Для подобных манипуляций, гипс является самым подходящим материалом. Когда жидкий состав наносится на поверхность, он заполняет собой мельчайшие трещины, а после засыхания сохраняет такие детали, как мелкие морщинки, неровность или одутловатость черт лица.

С глубокой древности в самых разных цивилизациях практиковалось снятие посмертной маски с лица усопшего, которая как считалось, навсегда фиксировала тайну ухода в иной мир того, кому она принадлежала.

Накладное лицо

По мнению искусствоведов, изначально формой для ваяния погребальной маски служил снятый с лица умершего слепок из гипса или иного пластичного материала.

Делали маску для того, чтобы накладывать на похоронах на лицо покойника, поскольку существовавшая тысячелетия назад техника бальзамирования не позволяла сохранить облик умершего в первозданном виде.

И хотя получавшаяся в результате бронзовая или золотая маска имела весьма отдалённое сходство с лицом усопшего, во-первых, она всё равно выглядела лучше, чем разлагающаяся плоть, а во-вторых, играла исключительно символическую роль, не требовавшую портретной идентичности.[С-BLOCK]

Символ уважения

С течением времени, когда получила новый импульс развития такая форма искусства как скульптура, посмертная маска стала сниматься для того, чтобы впоследствии перенести черты покойника на его статую или бюст, устанавливаемые родными в качестве надгробия.

В этот период мастера профессионально подходили к своему делу и некоторые образцы посмертных масок были столь изящны и точны, что превратились в предмет искусства.

Начиная с XVII века до нашей эры, посмертная маска стала символом глубочайшего почтения и уважения к умершему человеку.

В Древнем Египте было принято отливать посмертную маску фараонов в золоте, которому на смену затем пришёл воск. Значительно позже в арсенале скульпторов появился податливый и дешёвый гипс, который к тому же отличался надёжностью.

Весьма высоким спросом посмертные маски пользовались до и после Великой французской революции 1789 г. Именно в этот период творил мастер восковых фигур Филип Кёртис, которому ассистировала Анна Мария Тюссо, впоследствии ставшая основательницей знаменитого лондонского музей восковых фигур.

Примечательно, что до политического переворота мадам Тюссо, тесно дружившая с членами королевской семьи, занималась изготовлением посмертных масок аристократов, а после революции она быстро переориентировалась и успела сохранить для истории лица Марата и Робеспьера.

В эпоху Возрождения, превратившаяся из ритуального атрибута в модное изделие, посмертная маска заказывалась представителями аристократического сословия в качестве семейной реликвии, передаваемой из поколения в поколение.

Обычно уникальный слепок, на котором были запечатлены последние чувства умершего человека, то настроение, с каким он прощался с земной жизнью, в дни поминовения покойного, выставляли на всеобщее обозрение.

Техника изготовления

В наши дни посмертную маску зачастую изготавливают для помещения вместе с урной в ячейку колумбария.

Согласно технологии, специалист по снятию слепков приступает к работе сразу после завершения процедуры бальзамирования тела, предотвращающей аутолиз — иными словами, саморазрушение тканей организма, разложение.

Сначала лицо покойника обмазывается вазелином, поверх которого тонким слоем в 1,5-2 см наносится разведённый с водой альгинат — жидкая резина. Если у усопшего есть усы и борода, то их, прежде чем покрыть вазелином, нужно обработать лаком. Далее накладывают гипсовые бинты, необходимые для извлечения негатива.

На следующем этапе полученная форма заполняется акриловой смолой, смешанной с мраморным порошком. Через шесть часов застывшую посмертную маску можно вынимать из формы и приступать к её художественной обработке.

Российские маски

Первым россиянином, у кого появилась посмертная маска, был Пётр I.
К слову, императору дважды накладывали на лицо гипс для получения слепка. В первый раз ещё при жизни, когда скульптор и архитектор Франческо Бартоломео Растрелли ваял статую правителя и желал добиться максимальной схожести с прототипом.

Второй раз процедуру проводил он же в 1725-м году, когда, собственно, и скончался создатель Российской империи. Посмертная маска Петра I было отлита в бронзе и немного отредактирована Растрелли, который слегка смягчил грозные черты покойного реформатора, придав его облику умиротворённость и покой.

Под наблюдением скульптора Самуила Гальберга формовщик-литейщик Балин 29 января 1837 года снял гипсовый слепок с лица умершего поэта Александра Пушкина.

Отчётливо выступавшие черты лица придавали этой маске некую торжественность. Искусствоведы отмечали, что мастерам удалось удивительным образом запечатлеть портрет, на который смерть и болезнь ещё не наложили своего удручающего отпечатка.

Другим литератором, имевшим посмертную маску, был Николай Гоголь, о чьей гибели сложено немало легенд. Между тем, скульптор Николай Рамазанов, работавший над созданием слепка, однозначно заявлял, что все спекуляции вокруг летаргического сна писателя не имеют под собой никакого основания, поскольку в момент снятия негатива тело Николая Васильевича уже начало разлагаться. Ещё одной известной личностью, посмертная маска которого пролила свет на загадку его смерти, был Сергей Есенин. Хорошо отретушированные фотографии с места гибели поэта скрыли тот факт, что на лбу «московского озорного гуляки» зияла рана от удара, нанесённого тяжелым предметом. На посмертной маске травма отчётливо видна и служит доказательством того, что поэт был сначала убит, а затем мёртвым помещён кем-то в петлю.

5 или 6 копий было сделано с посмертной маски прославленного советского актёра, автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого, которую скульптор Юрий Васильев редактировал аж четыре раза, в результате стерев с неё характерные мимические черты барда.

Одна из масок, отлитая из сплава бронзы и серебра, была передана его гражданской супруге Марине Влади, которая спустя годы решила выставить на аукцион эту семейную реликвию, и выручила за неё 55 тысяч евро.[С-BLOCK]

Слепок рук

В наши дни большим спросом пользуется ритуальный сервис по снятию слепка рук покойного. Подобная услуга весьма популярна среди мусульман, которым из-за религиозных соображений нельзя иметь посмертную маску.

Процедура его получения схожа с этапами создания посмертной маски. После бальзамирования тела конечности опускаются в ёмкость с разведённым альгинатом. Получив форму, её заливают пластикритом, латунью, золотом или иным материалом — по желанию заказчика.

В конечном итоге получается дорогая памятная вещь. Зачастую родители умерших детей заказывают слепок рук, который хранят дома как память о своих малышах.

Посмертные маски умели делать еще в глубокой древности.

Есть отличия между посмертной и погребальной масками. Погребальная маска — это скульптурное изображение лица покойного, часто из драгоценных материалов типа золота. Такие маски не преследовали цель воссоздать лицо человека с хирургической точностью. Скорее, это попытка создать художественное представление о том, каким был умерший, попытка сохранить его «хорошее лицо», как-то приукрасить. Показать его богатство, силу, характер. Хорошим примером может служить маска Тутанхамона.

Такая погребальная маска была непременным атрибутом пышной погребальной церемонии. Маска накладывалась на лицо умершего и с той поры считалась его настоящим лицом.

Посмертная маска — это слепок из глины, гипса и т. д., сделанный прямо с лица покойного. Такая маска, особенно сделанная в первые часы после смерти, дает представление о том, каким был человек в реальности.

Посмертные маски не имеют художественной ценности, часто они некрасивы, т.к. изображают лицо таким, какое оно было в действительности. Они призваны увековечить покойного в памяти людей. По таким маскам создаются потом скульптурные портреты человека, бюсты, памятники и т. д.

Как делаются посмертные маски

Первый этап. Сначала изготавливают гипсовую форму. Для этого на лицо и волосы умершего аккуратно наносят очень тонкий слой жирного вещества, например вазелина. Делают это аккуратно, чтобы сохранить все черты лица, даже самые незначительные: родинки, шрамы, и т. п. Потом голову обвязывают полотенцем, создавая границу расположения маски: закрывают уши, темя и нижнюю часть шеи.

Гипсовый порошок разводят водой до сметанообразного состояния. Затем получившуюся массу накладывают на лицо умершего специальной кистью, начиная ото лба, двигаются к подбородку. Обычно наносят несколько слов, каждый толщиной примерно в 1 см. На данном этапе форма выглядит как бесформенная масса гипса без черт лица покойного.

Весь смысл во внутренней части этой формы — той, которая прилегает к лицу. Именно она передает все черты лица покойного.

Для иллюстрации взяты кадры с процесса изготовления маски для живого человека:

Посмертные маски – изобретение, пришедшее в современный мир из глубины веков. Они представляют собой слепок, сделанный с лица покойного. Для их создания используются пластичные материалы (в основном гипс). Именно эти изделия позволили современному человечеству получить четкое представление о внешности многих известных людей, живших в далеком прошлом, лучше понять обстоятельства их гибели.

Зачем делают посмертные маски людей

Причины создания таких слепков бывают различными. Посмертные маски нередко рассматриваются как семейные реликвии. Такие изделия могут сохраняться веками, путешествуя из поколения в поколение. Благодаря им потомки знают, как выглядели их далекие предки. Неудивительно, что таким образом увековечиваются не только лица выдающихся представителей рода человеческого.

посмертные маски

Посмертные маски оказываются чрезвычайно полезными при создании памятников. Далеко не всегда скульптору удается в точности воспроизвести черты лица покойного, опираясь исключительно на фотоснимки и тем более на портреты. Присутствие слепка значительно облегчает подобную задачу, что положительно сказывается не только на достоверности облика, но и на стоимости работы.

Наконец, подобные изделия могут оказаться полезными в экспертной практике. Маска воспроизводит строение лица, не искажая размеры. С ее помощью отображаются мельчайшие детали.

Обратимся к истории

Как уже было сказано, посмертные маски не являются изобретением наших современников. Самое древнее изделие, о котором известно людям, было создано еще в 16 веке до нашей эры. Речь идет о слепке, сделанном с лика погибшего фараона Тутанхамона. Изначально на маски возлагалась не последняя роль в погребальном обряде, умерших людей хоронили вместе с ними. Затем они стали рассматриваться как самостоятельная ценность, сохраняться для потомков.

зачем делают посмертные маски

Материал, из которого производились слепки, определялся в первую очередь статусом, которым обладал покойник при жизни, финансовым положением его наследников. Их изготавливали даже из золота, также применялись дерево, глина и гипс. Первые экземпляры нередко декорировались росписью, при их создании использовались драгоценные камни.

Подготовительные работы

Разобравшись с тем, зачем делают посмертные маски, можно обратиться к технологии их создания, которая представляет собой весьма интересный процесс. Слепки могут создаваться непосредственно на месте обнаружения мертвого тела, также возможно их производство в морге. Разумеется, эта процедура проводится перед тем, как судмедэксперты вскрывают труп.

Как делают посмертные маски? Процесс начинается с подготовки тела. Лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином, его можно заменить практически любым косметическим кремом. Микрорельеф кожи должен остаться неповрежденным, поэтому крем накладывается тончайшим слоем. Обвязывание головы полотенцем необходимо для того, чтобы удержать на лице гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.

Технология производства

Изготовление посмертной маски начинается с создания гипсовой формы. Этот материал разводится, пока не примет консистенцию, соответствующую по густоте сметане. Охра служит для того, чтобы масса приобрела телесный цвет, иногда применяются и другие красители.

как делают посмертные маски

Далее следует нанесение вещества на все лицо, для чего берется кисть или ложка. Работа традиционно ведется ото лба. Первый слой характеризуется толщиной в 1 см, последующие слои увеличивают этот показатель до 2-3 см. После затвердевания форму удаляют с лица, берясь за нижний край. Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью, заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.

Финишный этап представляет собой отделение формы от позитива. Иногда приходится использовать при этом деревянный молоток. Вот как делают посмертные маски. Интересно, что эта технология не меняется уже в течение многих десятилетий.

Самые жуткие маски

Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером такого изделия может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.

посмертные маски великих людей

Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Ее лицо было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания гипсового слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска. Фото можно увидеть выше, девушка на нем кажется живой.

К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица.

Слепки-загадки

Зачем делают посмертные маски? Не исключено, что для того, чтобы поделиться с потомками тайнами, которые остаются неразгаданными на протяжении веков. К числу наиболее обсуждаемых нашими современниками слепков из прошлого можно отнести тот, что сделан с лица великого Уильяма Шекспира. Его обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика.

изготовление посмертной маски

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, действительно ли это его «портрет» и существовал ли автор бессмертных произведений в действительности. Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.

Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в иной мир в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок, скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают на том, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.

Слепки-улики

Посмертные маски великих людей могут рассматриваться и как своеобразные улики, посвящающие человечество в обстоятельства их смерти. Именно такой деталью стал в свое время слепок с лица Есенина, изготовленный на вторые сутки после гибели гения. Исследование черт лица поэта, увековеченных с помощью маски, дало основания предполагать, что его смерть имела насильственный характер. Это опровергает вердикт судмедэкспертов – самоубийство.

посмертная маска фото

Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено.

Работы Сергея Меркурова

Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки в разгаре ночи, где Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.

посмертные маски великих

Довелось Сергею создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также и слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся.

Медвежья услуга

Поэт Маяковский, при жизни заслуживший звание певца революции, покончил с собой в 1930 году, воспользовавшись пистолетом. Меркуров тогда уже был известным скульптором, славу которому принесли главным образом посмертные маски великих людей. Неудивительно, что именно его поэт заблаговременно попросил сделать слепок с собственного лица.

Легенда утверждает, что эта просьба была не совсем обычной. Маяковский хотел, чтобы его маска не напоминала ни одно более раннее творение Меркурова. В некотором роде скульптор исполнил его волю. Лицо сочинителя получилось искаженным, особенно подкачал искривленный нос. Эту работу всегда упоминают среди худших произведений Сергея Меркурова.

Тайна лица Пушкина

Известно, что Александр Пушкин покинул этот мир после продолжительных страданий. Рана, полученная во время дуэли, убивала поэта в течение двух дней. Тем не менее его посмертная маска не отражает мучений гения. Напротив, она создает ощущение одухотворенности, указывает на абсолютное спокойствие. Современники, знавшие Пушкина при жизни, удивляются, насколько точно изделие воспроизводит черты его лица.

Удалось установить, что замечательная идея сохранить такой слепок родилась в голове у Василия Жуковского, состоявшего с поэтом в тесных дружеских отношениях. Она появилась, когда он увидел, насколько умиротворенным стало лицо великого человека после смерти. Изделие, которое затем неоднократно использовалось при создании бюстов и скульптур поэта, создал Самуил Гальберг.

Зачем посмертная маска сейчас, когда родственникам остаются многочисленные фотографии умершего человека, видеозаписи с его участием? Каждый из нас самостоятельно решает, нужен ли ему такой слепок или лучше запомнить погибшего живым.

Читайте также: