Что такое покрывное крашение кожи

Обновлено: 26.04.2024

Среди всего цикла отделочных процессов покрывное крашение кожи занимает центральное место. Наибольшим спросом пользуются кожи с естественной лицевой поверхностью, весьма ограниченной толщиной покрытия (без пигментов) и натуральной мереёй. Для получения таких кож полуфабрикат должен быть высокого качества с минимумом пороков. Однако большая часть сырья имеет многочисленные лицевые дефекты и поэтому значительная его часть подвергается облагораживанию, то есть либо маскировке пороков и дефектов на лицевой коже, либо подшлифовке кожи с последующим созданием искусственной лицевой поверхности из полимерных материалов.

Требования к качеству покрытия

Покрытие должно отвечать целому комплексу требований. Это прежде всего придание коже высоких эстетических свойств: равномерного цвета по всей площади, нарядного внешнего вида, блеска или матовости покрытия, а для кож с натуральной лицевой поверхностью — подчёркивание природной мереи кожи (анилиновая отделка).

Кроме того, покрытия должны удовлетворять комплексу свойств, диктуемых условиями эксплуатации изделий из неё и технологией их производства. Сюда относится: высокая адгезия, водо-, свето-, тепло- и морозостойкость, устойчивость к действию растворителей, к трению, ударам и царапинам, к многократному изгибу, растяжению и сжатию. Значительное внимание уделяется гигиеническим свойствам кожи, которые, к сожалению, в результате покрывного крашения резко снижаются. Но даже при соблюдении всех этих технических требований кожа должна иметь красивый внешний вид. Также одно из основных требований — это лёгкость и простота ухода за кожей в изделии.

Удовлетворение всех этих требований возможно лишь при правильном подборе и сочетании отделочных материалов и надлежащей подготовке самой кожи к покрывному крашению.


Все покрытия можно разделить по нескольким признакам.

По характеру плёнкообразователя:

  • Полимеризационные, называемые также эмульсионными или латексными

б) на основе сополимеров акрилатов с диеновыми и виниловыми производными

а) нитроэмали в органических растворителях

б) нитроводные эмульсии

а) чистые полиуретаны, получаемые методом ступенчатой полимеризации изоцианатов со спиртами или другими веществами, содержащими в своей молекуле активный водород

б) полиуретаны в комбинации с акрилатами (в органических растворителях)

в) полиуретаны с добавкой нитроцелюллозы или полихлорвинила в качестве одного из компонентов лака (в органических растворителях)

г) водные дисперсии полиуретанов

б) на базе продуктов модификации казеина

в) на базе продуктов растворения коллагенов

Независимо от вида плёнкообразователя выделяют 2 типа покрытий по укрывистости:

  • Кроющие, то есть состоящие из нескольких слоёв плёнкообразователя, содержащего минеральные или органические пигменты, которые закрывают естественную мерею кожи, а в случае шлифованной кожи имитируют её лицевую поверхность. Применяются в полуанилиновой и пигментной отделке.
  • Покрытия, состоящие из светопроницаемой плёнки минимальной толщины с «прозрачными» красителями, это так называемая «анилиновая» отделка, которая сохраняет и даже подчёркивает специфическую природную мерею естественной кожи.

Самостоятельно ни один из плёнкообразователей не применяют, а, как правило, используют их комбинации — сочетание нескольких плёнкообразователей непосредственно в составе самой покрывной краски или нанесение разных плёнкообразователей слоями: грунты на основе мелкодисперсных полиуретанов и акрилатов, средние слои на базе полиакрилатов, верхние — на основе нитроцеллюлозы или полиуретана.


общая схема отделки кожи

Пропитка (impregnation) — глубоко проникает в толщу кожи, не остаётся на поверхности. Большинство пропиток попутно выравнивают впитывающую способность кожи. Несколько разновидностей:

— уплотняющая структуру кожи, снижает отминистость лицевой поверхности. (Производственные отделочные материалы, не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения)

— смазывающая, придаёт коже мягкость и эластичность, снижает ломкость. (Копытное и костное масло)

— гидрофобизирующая, повышающие устойчивость кожи к действию воды. (Kenda Farben Elixir, Kenda Farben Defender Wateroil)

Грунт (pre base coat) — маскирует дефекты, выравнивает поверхность краста, выравнивает впитывающую способность кожи и обеспечивает адгезию с основным покрытием. Существует несколько разновидностей грунта:

— адгезионный грунт (adhesion ground) — обеспечивает надёжное сцепление основного покрытия с крастом. (Производственные отделочные материалы, не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения)

— грунт с последующей полировкой (polising ground) — выравнивает поверхность краста. (Kenda Farben Fondo Cream, Kenda Farben Natura Cream и т.д.)

— грунт с последующей подшлифовкой (buffing ground) — уплотняет поверхность для дальнейшего выравнивания шлифованием. (в домашних условиях применяется для торцов: Kenda Farben Ledafil Super, Kenda Farben Sintofil и т.д.)

Основное покрытие (base/main coat) — придаёт цвет и улучшает физические свойства. (Kenda Farben Appretto Mild, Kenda Farben Seta и т.д.)

Защитное покрытие (top coat) — обеспечивает защиту предыдущих покрытий и придаёт коже законченный вид. Также придаёт блеск и ощупь. Отвечает за хорошие физические свойства. (Лаки: Fiebings Resolene, Lef Lef. Воски: карнаубский (подходит и для лицевой поверхности и для торцов), Colambus (для торцов) и т.д.)

Покрывные композиции для отделки кожи состоят из следующих компонентов:

  • плёнкообразователи — являются основой покрывной плёнки
  • пигменты (в виде паст) — придают плёнке желаемый цвет
  • пластификаторы — для придания плёнке мягкости, эластичности и т.д.
  • растворители — для удобства нанесения
  • и целый ряд различных вспомогательных веществ — для придание плёнке специфичных свойств.


Покрытия на кожу наносятся либо вручную (тампонами, щётками или с помощью распыления), либо на специализированном оборудовании.

Методы нанесения покрытий вручную и инструменты,применяемые для этого мы рассмотрели в отдельной статье.

Существует 3 типа нанесения покрытий на оборудовании:

на валичной машине — покрывная композиция наносится на поверхность кожи с помощью текстурированного вала (различные текстуры для разных композиций: сетчатая, пирамидальная, спиральная) на определённом режиме: синхронном (вал вращается в направлении движения кожи, «накладывая» на неё композицию) или реверсном (вал вращается в противоположном движению кожи направлении, «намазывая» композицию)


В результате проведения механических операций кожа и мех приобретают требуемый внешний вид и упругопластические свойства.

Механические операции отделки кожи

Механические операции отделки кожи делятся на следующие группы.

Операции для выравнивания толщины полуфабриката – строгание, шлифование.

Операции для удаления избытка влаги – отжим.

Операции для придания лицевой поверхности или бахтарме необходимого внешнего вида – разводка, шлифование, прессование, глажение, нарезка мереи.

Операции по разделению или уплотнению структурных элементов полуфабриката – тяжка, разбивка.

1 группа. Строгание предназначено для выравнивания толщины выдубленного полуфабриката, а также для получения чистой, гладкой бахтармяной стороны кожи. Сострагивают до 1 %. Влажность при строгании не должна быть больше 60 %. Иначе возможно образование подрезей.

Шлифование. Цель – выровнять толщину, придать ворсистость лицевой или бахтармяной поверхности кожи (например, велюр). Шлифование применяется при выработке кож с искусственной лицевой поверхностью. Шлифование проводят, в зависимости от вида кожи, два и более раз. Например, велюр шлифуют три и более раза. Полуфабрикат после шлифования содержит большое количество пыли. Пыль удаляется продувной струей воздуха на специальных машинах.

2 группа. Отжим. После дубления и пролежи полуфабрикат обычно содержит 65-75 % влаги. Цель операции – механическое удаление влаги из выдубленного полуфабриката на отжимных валичных машинах или, например, в производстве юфти, кож для низа обуви, технических – на гидравлических отжимных прессах. В результате влажность снижается до 55-60 % для полуфабриката хромового дубления и до 45-52 % – для юфти и кож для низа обуви. Лишняя влага отрицательно влияет на операции строгания в производстве кож хромового дубления, а также жирования расплавом жирующих веществ в производстве юфти и кож для низа обуви.

В производстве кож хромового дубления выполняют также второй отжим влаги на отжимной валичной машине до тех же значений влажности полуфабриката после красильно-жировальных процессов. После чего повышается качество выполнения разводки полуфабриката и выход кож по площади.

Прессование, глажение, нарезка мереи. Прессование и глажение способствуют формированию лицевой поверхности кожи, приданию ей красивого внешнего вида, завершению процесса пленкообразования из покрывной краски, повышению адгезии покрывной пленки. Прессование проводят 2-3 раза с помощью гидропроцесса при температуре 65-100ºС. Верхние плиты – съемные. Они могут быть гладкими или с тем или иным рисунком.

Глажение протекает в более мягких условиях. Применяется на заключительных стадиях отделки. Известны гладильно-мерейные машины «Фамоза», в которых полуфабрикат сдавливается между двумя нагретыми валами, а затем при помощи специального устройства снимается с них.

4 группа. Тяжка служит для придания высушенному и увлажненному полуфабрикату мягкости и эластичности. Для кож для низа обуви эта операция не проводится. Тяжка проводится на специальной тянульно-мягчильной машине «Моллиса». В процессе тяжки полуфабрикат подвергается деформациям растяжения и изгиба. При этом склеившиеся при сушке волокна дермы разъединяются и ориентируются. При тяжке на 10 % увеличивается площадь полуфабриката, высушенного в свободном состоянии. Тяжка может проводиться несколько раз с промежуточной пролежкой. Оптимальная влажность перед первой тяжкой – 20-25 %. При бóльшей влажности эффекта тяжки не достигается, при низкой влажности образуется отдушность лицевой поверхности кожи и получаются обрывы.

Разбивка применяется для получения мягких перчаточных кож для низа обуви при помощи специальных катков с целью уплотнения кожи, выравнивания ее поверхности и придания блеска. При этом снижаются влагоемкость и водопроницаемость, повышается прочность. Прокатка – это заключительная обработка кож для низа обуви специальными катками с целью уплотнения кожи, выравнивания ее поверхности и придания блеска. При этом снижаются влагоемкость и водопроницаемость, повышается прочность.

Прокатка производится после увлажнения и пролежки кож. Оптимальное содержание влаги – 16-18 %. При более высокой влажности на поверхности кожи после прокатки образуются пятна и неровности. Для прокатки используются катки проходного или непроходного типа.

Механические операции отделки меха

Эти операции можно разделить на следующие группы.

1) Механические операции, направленные на изменение свойств кожевой ткани меха (разбивка, разводка, тяжка, шлифование).

Разбивка мехового полуфабриката производится на проходных разбивочных машинах типа МРП – для разбивки меховых овчин или МРК – для обработки шкурок кролика. Для разбивки– растяжки шубных овчин применяют тянульно-мягчильную машину ТММ-2. Используются машины и иностранного производства – «Шедель», вибрационно-мягчительная машина «Моллиса» и др. Шкурки пушнины, а также шкуры с тонкой или ослабленной кожевой тканью разбивают на скобах или косах.

При обработке шкурок на разбивочных машинах волокна разделяются, кожевая ткань разрыхляется и становится более мягкой, пластичной, увеличивается площадь шкурок. Одновременно с разрыхлением производится подчистка кожевой ткани. Обычно разбивку проводят после откатки-увлажнения. Или дважды: после первой и второй откаток.

Назначение и выполнение операций разводка, тяжка, шлифование такое же, как и в случае выделки кожи.

2) Механические операции, воздействующие и на кожевую ткань, и на волос. Это, в частности, откатка.

Откатка заключается в том, что шкурки помещают в барабан. При вращении барабана шкурки разминаются, а загрязнения с них адсорбируются древесными опилками. Для усиления воздействия применяют ПАВ, растворители жира, аммиак и др. Для откатки лучшими считают буковые опилки: они тверды, не засоряют волосяной покров, не содержат смолистых и дубильных веществ. Дубовые опилки по твердости не уступают буковым, но наличие дубящих веществ может вызвать окрашивание кожевой ткани, кожевая ткань становится грубой. Для откатки наиболее пригодны опилки поперечной распиловки, кубической формы с размером грани 2-3 мм, не приводящие к закатыванию волоса и обеспечивающие лучшее поглощение загрязнений. Количество опилок при влажности 10-12 % может колебаться от 60 до 200 % от массы шкур. При малой загрузке барабана шкурами не обеспечивается необходимое механическое воздействие, создаваемое массой загружаемого материала, а при большой загрузке шкуры не перемешиваются и также не испытывают механического воздействия. Оптимальное количество загружаемых шкур составляет 20-22 кг/м 3 .

Откатка делится на откатку-увлажнение и откатку-очистку.

Откатка шкур с длинным, мягким и тонким волосом влажными опилками может привести к его свойлачиванию. Откатку таких шкур проводят так: сначала протряхивают шкуру от пыли, грязи и выпавшего волоса, затем обрабатывают сухими опилками для снятия загрязнений с волоса, и наконец, производят откатку влажными опилками.

Откатка-очистка. Это вторая откатка. Очистку проводят с применением растворителя жиров, например, скипидара или др. Опилки берут сухие, с влажностью 10-12 %. Для придания кожевой ткани белого цвета и улучшения шлифуемости используют муку, для улучшения очистки – аммиак, который одновременно повышает рН кожевой ткани. Откатку-очистку проводят 2-3 раза. Опилки из шкурок удаляют отсосом или протряхиванием в сетчатых барабанах.

– закатывание волоса – причиной может быть повышенная зажиренность волоса, удлиняющая откатку;

– недостаточная остатка (волос без блеска и при раздувании не рассыпается);

– повышенная маркость волоса в результате его плохой очистки волоса от непрочно зафиксированных красителей;

– жесткость кожевой ткани, которая может быть причиной недостаточного увлажнения и последующего засыхания;

– расслаивание кожевой ткани на операции разбивки при длительной откатке (причиной дефектов может быть использование опилок невысокого качества).

3) Механические операции отделки волоса (чесание, стрижка, эпилирование, колочение, глажение, намазка).

Чесание. Цель – расчесать спутанный, закатанный волос, окончательно удалить опилки, застрявшие в волосяном покрове. Чесание волоса проводится неоднократно, особенно при обработке меховой облагороженной овчины. Волосяной покров расчесывают с помощью вала.

Для чесания лент используются специальные чесальные машины, обтянутого кардолентой, которая представляет собой многослойную ткань с закрепленными и-образными скобами, сделанными из кардной стальной проволоки. Глубину чесания устанавливают в зависимости от вида шкур приближением к кардоленте или удалением от нее подающих валиков. (При этом следует учитывать, что при затуплении и износе кардоленты оно не расчесывает, а деформирует волосяной покров.)

Для расчесывания пушнины (песец, лисица) используются специальные устройства, имитирующие расчесывание вручную.

Шкуры каракулево-мерлушковой группы чесанию не подвергаются.

При обработке всех видов шкур участки, не поддающиеся машинному чесанию, расчесывают вручную.

Стрижка. Ее производят на шкурках с развитым густым волосяным покровом при имитации их под ценные виды пушнины (например, кролик под котик, овчина особой обработки). Стрижка проводится несколько раз. Различают предварительную и окончательную стрижку.

Стригальная машина снабжена плоским стальным ножом, укрепленным на станине и вращающимся ножевым валом, несущим шесть ножей, расположенных по винтовой линии. Взаимодействие их напоминает работу ножниц. Шкуры укладывают на движущийся конвейер огузком к ножевому валу. При приближении конвейера к плоскому неподвижному ножу волосы ложатся на него и часть их срезается вращающимися винтовыми ножами.

Эпилирование. Для получения ровной шелковистой поверхности пухового волоса необходимого удалить остевой волос. Удалить его можно выдергиваем или срезанием у основания – эпилированием. Принципы эпилирования основаны на разной упругости остевых и пуховых волос. Если зачесать волос в направлении, обратном его росту, то остевой волос как более упругий первым попадает на неподвижный нож и срезается вращающимся ножевым валом.

Колочение. В процессе колочения удаляются пыль, грязь, частицы незафиксированного красителя. Колочение меховой и шубной овчины производится на пневматической колотильной машине.

Подведенная к люку шкура затягивается внутрь воздухом и благодаря воздействию воздушного потока начинает вибрировать. С наружной стороны шкура жестко закрепляется или удерживается рабочим. При этом пыль удаляется.

Для шкурок кролика и других шкурок аналогичного размера применяют двухваличную колотильную машину КМ2-500. Валики вращаются в противоположных направлениях. Шкуру опускают в прорезь кожуха, где она подвергается непрерывным ударам ремешков, закрепленных на валиках.

Глажение. В результате процесса глажения волос термомеханического воздействия выпрямляется, становится блестящим и шелковистым. Температура глажения – 160-220ºС. Рабочим органом гладильной машины является нагретый гладильный вал со спиральными пазами, в которых закреплены планки с мелкими зубьями. Таким образом, поверхность вала представляет собой чередующиеся гладкие участки и участки с зубьями, усиливающими механическое воздействие на волосяной покров.

Рабочая зона машины имеет специальный кожух, соединенный с аспирационной трубой для удаления паров летучих веществ, пыли, волоса.

Намазка. Для нанесения на кожевую ткань или волосяной покров рабочих растворов в меховом производстве применяют намазные машины. Обычно это щеточные машины, к которым подается транспортирующим устройством обрабатываемая шкура.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные параметры цвета.

2. Какие связи с белком образуют анионные и основные красители?

3. Какие красители следует использовать для получения кож с полным отсутствием маркости?

4. Каким образом следует подготовить меховой полуфабрикат перед крашением кислотными красителями?

5. Какое влияние оказывает додубливание кожевенного полуфабриката на эффективность крашения его кислотными красителями?

6. Каким образом следует подготовить кожевенный полуфабрикат перед крашением основными красителями?

7. Сущность процесса облагораживания волоса.

8. Влияние стабильности жировых эмульсий на качество кож.

9. Способы жирования мехового полуфабриката.

10. Влияние порядка чередования процессов крашения, жирования и наполнения кожевенного полуфабриката смесью растительных и синтетических дубителей на комплекс физико-химических свойств кожи.

11. Какие наполняющие и додубливающие реагенты следует использовать для получения белых кож?

12. Назовите химические реагенты, позволяющие получить устойчивый эффект гидрофобизации кожевенного и мехового полуфабриката.

13. Перечислите основные виды покрытий кож. Какие отделочные материалы применяются для каждого вида покрытия?

14. Каковы принципы составления рецептур покрывных красок для кож? Укажите значение влияния отдельных компонентов краски на физико-механические свойства пленок.

15. Составьте ряд рецептур покрывных красок для отделки кож для верха обуви на основе пленкообразователей отечественного производства с повышенной морозостойкостью, но при отсутствии липкости.

16. Приведите примеры получения легких покрытий на кожевой ткани меха. Объясните, с какой целью они наносятся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди проблем, стоящих перед отечественной легкой промышленностью в целом, а также кожевенной и меховой в частности, одной из важнейших является ее техническая и технологическая отсталость от наиболее передовых зарубежных стран, выражаемая в высокой энерго-, материало– и трудоемкости производства.

Данная проблема может быть решена только путем перехода отрасли на качественно новый уровень, а именно благодаря разработке эффективных механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности, внедрению наиболее передовых технологий, повышению эффективности НИОКР и развитию наукоемких производств, возрастанию конкурентоспособности и увеличению объемов выпуска высококачественной продукции, обеспечению экономической эффективности производства, существенному росту производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и выпускаемых изделий, максимальному ресурсосбережению, улучшению культуры производства, совершенствованию его материально-технической базы на основе технического перевооружения и модернизации.

А поскольку обработка кожевенного и мехового сырья, как уже отмечалось выше, представляет собой сложный, многоступенчатый процесс биохимического характера, одним из основных факторов выпуска и продвижения конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынке является также применение высококачественных химических материалов. С целью интенсификации технологических процессов в настоящее время успешно применяют различные и многочисленные химические добавки, начиная с начальных стадий обработки – консервирования сырья – и до отделки кожевенного и мехового полуфабриката.

Огромную роль также призвано сыграть скорейшее внедрение и освоение нетрадиционных методов модификации кожи и меха. Современные технологии обработки кожевенного и мехового сырья построены на умелом сочетании физико-химической обработки шкур в растворах с механическими операциями, обеспечивающими придание кожевенному и меховому полуфабрикату высоких потребительских свойств, отвечающих мировым стандартам.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Химия и технология кожи и меха: учебник для студентов вузов / под ред. И.П. Страхова. – М.: Легпромбытиздат, 1985. – 500 с.

2. Кириллов, Е.А. Цветоведение / Е.А. Кириллов. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 121 с.

3. Есина, Г.Ф. Отделка меха / Г.Ф. Есина, Л.Б. Санкин. – М.: Легпромбытиздат, 1994. – 203 с.

5. Ясиновский, К.А. Моделирование воспроизведения цвета при крашении кожи: автореф. дис. … канд. техн. наук / К.А. Ясиновский. – М., 1991. – 89 с.

6. Кричевский, Г.Е. Химическая технология текстильных материалов: в 2 т. Т. 2 / Г.Е. Кричевский. – М.: РосЗИТЛП, 2001. – 540 с.

7. Дубиновский, М.З. Технология кожи / М.З. Дубиновский, Н.В. Чистякова. – М.: Легпромбытиздат, 1991. – 320 с.

8. Петерс, Р.Х. Текстильная химия: в 2 ч. / Р.Х. Петерс. – М.: Легпромбытиздат, 1989.

9. Отделка кож: учебник для студентов вузов / под ред. И.П. Страхова. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 359 с.

10. Булгакова, И.В. Расширение ассортимента вспомогательных материалов при крашении меховых шкурок кислотными красителями / И.В. Булгакова // Сб. науч. тр. ВНИИМП «Новое в меховом производстве». – М.: ВНИИМП, 2000. – С. 32-35.

11. Справочник кожевенника (технология) / под ред. Н.А. Балберовой. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 272 с.

12. Шпак, Н.В. Совершенствование процессов крашения пушномехового сырья на базе использования химических материалов компании «Lowenstein» / Н.В. Шпак. – Новосибирск: Сибпринт, 2000. – 83 с.

13. Справочник кожевенника (отделка, контроль производства) / под ред. Н.А. Балберовой. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 225 с.

14. Дубиновский, М.З. Покрывное крашение кож / М.З. Дубиновский. – М.: Легпромбытиздат, 1985. – 120 с.

15. Думнов, В.С. Грунтование дисперсиями полимеров в производстве кожи и меха / В.С. Думнов, К.М. Зурабян. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2002. – 310 с.

16. Андрианова, Г.Н. Химия и физика ВМС в производстве искусственной кожи, кожи и меха / Г.Н. Андрианова, Д.А. Куциди, И.С. Шестакова. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 464 с.

17. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов / Н.С. Ахметов. – М.: Высшая школа, 1981. – 679 с.

18. Регулирование основности и размера дубящих комплексов хрома (+3) в водных растворах / С.В. Лузанова [и др.] // Изв. вузов. Технол. легк. пром-ти. – 1992. – 35, 1. – С. 37-43.

19. Бейсеуов, К. Новое в минеральном дублении кож / К. Бейсеуов. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 127 с.

20. Современные методы модификации материалов из кожи и меха: учебное пособие / И.Ш. Абдуллин [и др.]. – Казань, 2004. – 112 с.

21. Высокочастотная плазменная обработка в динамическом вакууме капиллярно-пористых материалов. Теория и практика применения / И.Ш. Абдуллин [и др.]. – Казань.: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 428 с.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Сегодня хочу вам рассказать о покраске обуви , как об одном из процессов, который овеян легендами и мифами. Здесь и далее – лист офисной бумаги для баланса белого.

Сегодня мы обновим цвет с помощью аэрозольной краски. Такой метод можно применить для гладких кож и кожзама. Однако кожзам может повредить растворитель аэрозоля, поэтому нужно провести тестовое окрашивание в малозаметном месте и выждать не менее часа.

Итак, немного теории.

Прибегают к покраске для обновления имеющегося цвета, или для придания нового – в этом случае процесс можно назвать перекраской.

При производстве материалов в основном используется проникающее крашение – когда краситель распространяется по всему объёму материала, и покрывное – когда краситель образует плёнку некоторой толщины на поверхности. Примеры:

Здесь слева направо: чёрная проникающего крашения, коричневая покрывного (специально для вас я сделал царапинку – видите, насколько она заметна?), комбинированная (на проникающей чёрной окраске создан золотистый слой покрывной). Очевидно, наиболее практична обувь из кож приникающего крашения, на ней мелкие царапины практически незаметны. Предвидя вопрос: как определить при покупке тип окраски? Никак. Царапать новую обувь до покупки вам, скорее всего, не дадут.

Теперь, думаю, понятно, что при перекраске лучше стараться, чтобы краситель проник как можно глубже в материал, то есть красить проникающим методом. Однако не всегда это возможно.

Теперь недурно бы вспомнить, из чего верх обуви делают. Наиболее распространены натуральная кожа , прессованная кожа , замша/велюр , кожзаменитель (полимерная плёнка на текстильной основе), разного рода текстиль . Все эти материалы по-разному ведут себя при окраске. Так, натуральная кожа и замша/велюр в процессе эксплуатации изнашивается неравномерно, поэтому неравномерно может впитываться и краска. К этому нужно быть готовым, возможно, потребуется более двух слоёв краски. Прессованная кожа – это вообще цирк с конями, она бывает как покрывного крашения, так и проникающего. Кожзам, понятно, красится только покрывным – полимер не пропустит краситель вглубь. Если же на кожзаме полимерная плёнка трескается, мы имеем проникающее крашение текстильной основы. Замша/велюр и текстиль почти всегда красятся проникающим способом.

Перед покраской поверхность кожи нужно тщательно очистить от загрязнений, снять пыль.

Далее несколько простых правил:

- краску тщательно (на баллоне пишут обычно не менее одной минуты) взболтать;

- сначала красятся кисточкой все ниточные швы и урезы («торцы») деталей. Как из баллона получить краску? Распылить с близкого расстояния на какую-либо поверхность, чтобы она потекла. Быстро собирать кисточкой и красить;

- наносить краску следует тонким слоем;

- если кажется, что где-то недостаточно нанесли – не добавляйте, это закроет следующий слой. Если получится наплыв - поверьте, это гораздо хуже;

- не нужно пальцем проверять, высох слой или нет (испортите, лучше просто забудьте на один час, а если не терпится – красьте что-нибудь менее ценное одновременно с обувью, и проверяйте там).

Итак, белые открытые туфли. Так, непонятно, как их снимать, потому что со вспышкой они и так белые, а без неё – серые…

Мир материалов для работы с кожей, огромен и разнообразен. Начнем с главного – собственно кожи.

Натуральная кожа производится из шкур животных, рептилий и даже рыб и жаб.

Классифицируется по нескольким основным признакам:

  • по назначению
  • по виду исходного сырья
  • по виду дубления
  • по виду окраски
  • по использованному «слою» кожи
  • по виду покрытия
  • по виду отделки
  • по виду фактуры поверхности
  • по толщине
  • по цвету
  • по сорту
  • по артикулам

Каждый из этих признаков классифицируют еще по некоторым признакам. Не будем вдаваться в подробности.

Заинтересованные с легкостью найдут информацию в сети. Ну если будет интерес к этому вопросу, то я напишу отдельную статью.

Нас на первом этапе интересует следующая кожа:

- по назначению – галантерейная

- по виду исходного сырья – шкуры крупного рогатого скота (КРС) или шкуры коз и овец (МРС).

- по виду дубления – хромовое (самое распространенное дубление галантерейной кожи), растительное (аутентичное дубление растительными дубителями - дуб, ивовые, черника, чайное дерево, ревень, шалфей, виноград. Очень легко подается обработке, тиснению, формованию).

- по виду окраски – барабанного крашения (обычно подкладочная кожа и краст) и покрывного крашения (прошедшая покраску после барабанного крашения).

- по использованному «слою» кожи – разделяют на кожу из лицевого слоя и спилок (нижняя часть кожи срезанная по плоскости от основной шкуры). Нас сейчас интересует лицевая часть кожи.

- по виду покрытия – тут уже на вкус. Может быть полимерное (эмульсионное, латексное), нитроцеллюлозное, полиуритановое, белковое (казеиновое).

- по виду отделки – тоже на вкус. Отделка прозрачная (анилиновая), легкая (полуанилиновая), кроющая (пигментная), нубук (ворсовая или шлифованная) и восковая.

- по виду фактуры поверхности – гладкие кожи, тисненые кожи и кожи с рельефным рисунком. Я бы рекомендовал начинать с гладких кож.

- по толщине – на западе кожу измеряют на вес - унциями (OZ), у нас миллиметрами (мм) как сориентироваться в выборе толщины Вам поможет картинка.

- по цвету – черные, белые и цветные кожи.

- по сорту – смотрите таблицу.

- по артикулам – на основе вышеперечисленных признаков можно выделит большое количество артикулов. Наппа, Юфть, Флоттер, Крэйзи хорс, Пулл Ап и т.д. все это артикулы кожи и если честно у разных производителей артикул с одни и тем же названием может сильно различаться. Поэтому важно выбрать своего поставщика кожи.

Что посоветовать на первом этапе? Оптимальным выбором для ознакомления работы с кожей будет, конечно кожа растительного дубления. Но предупрежу сразу качественная кожа растительного дубления будет выше чем кожа хромового дубления.

То есть покупаем кожу растительного дубления, гладкую, крашенную (чтоб на первых порах не заморачиваться с крашением) в толщине в соответствие с таблицей.

Или просто растишка, может даже краст или некрашеная.

Если дороговато растишка, возьмите для начала хромку. Тот же Крэйзи Хорс может быть и растительного дубления и хромового.

Смотрите, чтобы кожа была, достаточно плотной (не разбитой), с ровной, не длинной бахтормой. Без пороков, равномерного прокраса. И один лайфхак:

Если берете кожу офлайн, проверяйте, чтобы она не красилась. Достаточно просто намочить светлый кусочек ткани (например носовой платок) провести по обратной стороне шкуры (по бахторме). Если следов не остается можете смело брать. И не слушайте продавца, который будет Вас уверять, что просто покроете финишным средством и краситься не будет. Это не так. Зачем вам тратить деньги на дополнительную химию, которая скорее всего не принесет желаемого результата.

Особенно это касается кожи Крэйзи Хорс. На ней чаще всего замечают, подобный изъян.

Где купить. Сейчас в крупных городах можно найти магазины торгующие кожей. Не можете найти? Обратитесь к местным сапожникам, они подскажут где покупают сами.

Ну и интернет в помощь. Очень много групп в ВК торгующие кожей. Мало того многие сейчас отрезают куски формата А4 и кратные, что вполне хватит начинающему опробовать свои силы. Толко читайте отзывы о продавцах.

Ну что, кожу выбрали. В следующей статье я расскажу какие материалы нам понадобятся еще. Это будут нитки, клеи и химия для обработки кожи.

Ставим лайки, и не забываем подписаться, чтоб не пропустить самое интересное!


Во многих группах в ВК публиковалось фото (где 2 образца А и В), и утверждалось, что показаны кожа с анилиновой отделкой и кожа с пигментной отделкой. На самом деле, всё не так. Фото демонстрирует нам кожу без сквозного прокраса (А) и кожу со сквозным прокрасом(В). Все остальные внешние различия кож образцов вторичны и роли не играют. А что такое ПРОКРАС кожи, разберём ниже

У многих на слуху словосочетание «барабанное крашение», но немногие знают, что крашение в барабанах бывает двух типов: накрас и прокрас.

Накрас — это процесс, который придаёт коже тот цвет, что мы видим снаружи на красте: на лице и на бахтарме. То есть, окраска снаружи. Если кожа прошла отделку, мы увидим не изменённый цвет накраса только на бахтармяной стороне кожи.

Накрас придаёт коже цвет, который мы видим на бахтарме и на «лице» в красте

Накрас придаёт коже цвет, который мы видим на бахтарме и на «лице» в красте

Прокрас — это процесс, который придаёт коже цвет, который мы видим на срезе (даже если кожа прошла отделку). То есть, окраска внутри.

Прокрас бывает полный (весь срез окрашен в определённый цвет), частичный (узкая середина среза не окрашена, или окрашена неравномерно), а может вовсе отсутствовать (весь срез серо-белого цвета)

Важные моменты, которые нужно знать о прокрасе:

Прокрас НЕ влияет на качество кожи. Прокрас НЕ оказывает влияния на прочностные характеристики кожи. Часто можно встретить информацию, что кожа без прокраса не качественная, что это указывает на прессованную (из кожевенного сырья) кожу или спилок и т.д. Это всё выдумки!

Кожа с прокрасом при прочих равных характеристиках будет дороже (но только потому, что краситель, применяемый на прокрас, стоит денег)

Кожа без сквозного прокраса тем не менее тоже барабанного крашения! Накрас присутствует практически на любом красте. Кожа без прокраса и без накраса также производится. Хромовая кожа в таком случае будет серо-голубого цвета (такой цвет придают соли хрома). Кожа растительного дубления в таком случае будет различных оттенков бежевого и жёлтого (цвет придаёт растительный дубитель).

На кожах с покрывным пигментным крашением, как правило, не видно изначального цвета накраса на «лице», т.к. он перекрыт и изменён пигментами. Но, глядя на бахтарму, можно понять, каким изначально был цвет краста.

Читайте также: