Что такое недвоенная кожа

Обновлено: 28.04.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

виды натуральной кожи

С появлением современных технологий скорость производства кожи заметно увеличилась. А вот качество натуральной кожи полностью зависит от добросовестности производителя.

Перед вами может лежать спилок, покрытый несколькими слоями «химии», но вы даже не поймете, что это вовсе не лицевая сторона кожи. Даже с полноценной экспертизой. Технологии идут в ногу со временем, и не все пользуются ими во благо. Но обо всем по порядку.

Спилок без дополнительной обработки ворсистый и мягкий.
Фото автора Diego Pontes: Pexels

Спилок — слой натуральной кожи, получаемый в процессе кожевенного производства в результате слоения, после снятия лицевого слоя.

Неидеальная натуральная кожа

Чтобы разделить кожу на виды, нужно понять, как она получается такой, какой мы ее видим на прилавках магазинов — гладкая, с крупно- и мелкозернистой фактурой, с тиснением и без. Словом, блестящая и идеальная.

А начинается все с крупного рогатого скота. Возьмем классическую корову. Ее выращивают для мяса или молока, а кошельки, сумочки и перчатки — приятное дополнение, которое получается только после определенных манипуляций с материалом.

Чтобы убрать ненужные волоски и смягчить лоскуты, кожа проходит этап мездрения и дубления. И если с первым все понятно: прирези мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры) удаляются и готово, то дубление — процесс непростой и долгий.

Чтобы получить практически первозданную кожу (wet blue), не считая чистоты и мягкости, ее нужно три недели крутить в специальных барабанах. Здесь и происходит магия. Поставщики, в зависимости от запросов производителей кожаных аксессуаров, добавляют в барабаны различные средства: для эластичности и мягкости, для гидрофобности и устойчивости к истиранию, а также краску.

Кожа wet blue после барабанов.
Источник: сайт компании Palomeras y Gambús

Wet Blue — дубленая кожа без покраски и примесей. Для ее изготовления шкуры дубят, но не высушивают. Такая кожа имеет сине-голубой оттенок и легко поддается дальнейшему окрашиванию. „Wet blue“ закупает, например, Италия, чтобы с помощью последующей обработки кожи сделать из нее те самые великолепные итальянские сумки.

Виды кожи по степени обработки

Здесь можно разделить кожу на 4 вида:

Пулап — кожа без обработки. Сейчас особенно популярна из-за отсутствия «химии» и наиболее естественного внешнего вида со всеми своими неровностями. Однако она быстро царапается и приходит в «негодный» вид: трескается, стирается.

Кот на фоне кожи Pull-Up

Анилиновая кожа — материал почти без обработки. Царапины переносит, но не слишком износостойкая. На ней по-прежнему нет пигментного покрытия.

Полуанилиновая кожа — достаточно устойчивая к внешним факторам кожа. «Наппа» относится именно к этой степени обработки и является самой дорогой в этом сегменте.

Похожие статьи:

Крашеная кожа и кожа с защитным покрытием — устойчивая к внешним воздействиям кожа. Иногда выглядит неестественно из-за того, что невозможно просмотреть текстуру. Может быть жесткой.

Кожа с разной обработкой не только ощущается, но и смотрится по-разному.

Но вернемся к нашей корове. Она, как и мы все, подвергается укусам насекомых, травмируется и получает ссадины. Все это не проходит бесследно. В результате смягчения кожи и придания ей нужных свойств она становится более похожа на ту кожу, которую мы привыкли видеть, но полна естественных пороков.

Чтобы их не было, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • Брать «непорочные» кусочки.
    Выходит дорого, так как остается много ценного материала, хоть и с пороками.
  • Шлифовать.
    Поверхность кожи становится однородной. Также улучшается адгезия, — сцепление поверхностей разнородных материалов. При покраске кожи адгезия — важный фактор. Если она плохая, то лицевой слой будет отходить от кожи.
  • Наносить рисунок.
    Самый распространенный способ «преображения» кожи.

С помощью пылевидной плиты наносится мелкий рисунок, позволяющий скрыть пороки кожи. Более крупная и самая распространенная фактура — это флоттер.

Крупная плита вдавливает кожу гораздо сильнее, за счет чего даже сильные пороки кожи легче скрыть.

кожи разных фактур

Бордовая, синяя и черная — крупная фактура. Голубая и бежевая — более мелкая.

Иногда к натуральным кожам относят композиционную или прессованную кожу. Ее получают через прессовку отходов кожевенного производства, таких как обрывки кожи, обрезь, и кожевенный порошок, получаемый после шлифовки кожи. Обычно ее используют для изготовления стелек, внутренних перегородок портфелей и для технических целей. Но такой материал значительно уступает натуральной коже в прочности и морозостойкости, и, строго говоря, не относится к натуральной коже.

Виды кожи по фактуре

Гладкая кожа

Чем меньше вдавливание и рисунок, тем больше видно пороков кожи. Именно поэтому производство изделий из гладкой кожи выходит дороже.

Илья Гольдин, эксперт по коже, работает в компании по производству изделий из натуральной кожи «Верфь»:

“Гладкая кожа в 98% случаев значительно дороже зернистой, так как „зернистость“ кожи достигается путем глубокого тиснения кожи, которая скрывает все ее пороки. На гладких анилиновых кожах пороки скрыть невозможно, поэтому требования к сырью значительно выше и процент использования кожи в готовом изделии значительно меньше. Существуют дешевые варианты условно гладких кож, гладкость которых достигается шлифованием верхнего слоя. Такие кожи называются „подшлифованными“. В среднем гладкие кожи дороже зернистых на 30%-50%.”

Фактурная кожа

Фактурная кожа – это значит обработанная шкура животных и рептилий, имеющая четкий рисунок, который легко определяется на ощупь. Фактура может иметь натуральное (крокодил, страус) и искусственное происхождение (шкура КРС, обработанная особым методом). Синтетический кожзаменитель также бывает фактурным.

Изготовление фактурной кожи

Говоря о натуральной коже, которой искусственным методом придали нужную фактуру, стоит сразу разобраться с технологией, чтобы понимать разницу. Придание нужной структуры отобранным и обработанным шкурам крупного рогатого скота проводится 2 способами:

  1. Прессование. Полотно с небольшими отклонениями или повреждениями помещают под пресс с определенным узором на пуансоне. После тиснения на лицевой части изделия остаётся красивый, но повторяющийся рисунок.
  1. Барабанная обработка. Принцип заключается в использовании особых барабанов, формирующих на поверхности натуральной кожи уникальный ячеистый рисунок, который называется флотар.

Синтетическому кожзаменителю придают фактуру схожими методами. Правда в отличие от природных материалов, синтетика не меняет в процессе своих пользовательских характеристик.

Применение фактурной кожи

Этот материал как натурального, так и искусственного происхождения широко используют для разных целей. Модные женские сумки с приятным мелкоячеистым рисунком обычно делают из флотара средней толщины. Также этот материал используют для пошива обуви, обивки мебели и создания стильных аксессуаров.

В зависимости от дизайна и позиционирования производитель сам решает, какая кожа подходит ему больше.

Например, для производства кожаных перчаток больше всего подходит «наппа». Это мягкая гладкая натуральная кожа, которая даже на морозе не станет «дубовой».

Для производства сумок чаще всего задействуется кожа с крупным тиснением — флоттером. Это позволяет производителям использовать материал в полном объеме.

Для производства ремней используется толстая ременная кожа. Толщина — важный фактор. Если кожа будет такая, как у сумок, изделие придет в негодность после пары десятков раз использования.

Для обуви часто используют нубук и замшу. Предполагается, что обувь будет подвергаться дополнительной обработке с помощью средств для ухода, поэтому производители часто используют именно эти материалы, несмотря на то, что они не слишком износостойкие.

Виды окрашивания кожи

Если Wet Blue — это не то, что нужно производителю кожгалантереи, кожу нужно окрасить.

Это можно сделать тремя способами.

  1. Барабанное крашение.
    Используется для крупного производства. В процессе дубления лоскуты кожи также подвергаются и окрашиванию. Такой способ является наиболее дорогим и лучшим по качеству.
  2. Покрывное крашение.
    Этот способ подойдет для мастерских и некрупных брендов. Краску наносят сверху.
  3. Совмещение: барабанное + покрывное крашения.
    Помимо того, что кожа окрашивается в процессе дубления, на ее верхний слой дополнительно наносят краску.

В процессе дубления коже также придаются и другие свойства. Упомянутая ранее адгезия на этапе окрашивания является ключевым фактором. При плохой «сцепке», лицевой слой будет буквально ездить по коже.

Деревянный барабан для дубления кожи.
Источник фото: ermaksan-ltd-sti.satu.kz

Натуральная кожа коров в России ничем не отличается от коров в других странах. Все дело в обработке кожи. Чем «изысканнее» средства, тем более износостойкое изделие можно получить. Например, итальянская кожгалантерея славится на весь мир не из-за особенной кожи, а из-за особого подхода к ее обработке.

На этапе дубления коже придаются такие свойства, как гидрофобность, мягкость, эластичность и износостойкость.

Именно поэтому долговечность изделия не является показателем натуральной кожи. Если кожаный аксессуар не имеет обработки, как пулап, например, он придет в негодность очень быстро. А можно мастерски обработать спилок, и он прослужит долгие годы, ничем не выдав себя. Даже специалист по коже без полноценной экспертизы не определит, спилок это или лицевая сторона кожи, которая так ценится и называется натуральной.

Дубление кожи

Процесс обработки шкуры на кожевенном производстве, в результате которого кожа становится мягче, прочнее, пластичнее и устойчивее к истиранию.

Условно, существует два вида дубления кожи:

Растительное дубление

Его также называют таннидным дублением. Это обработка кожи с помощью натуральных средств. Например, раньше в ход шла кора дуба и ивы, листья или плоды растений. Сейчас применяется редко, в основном, для обработки подошв обуви и стелек.

Плюсы: быстрее впитывает влагу (в случае со стельками важно); благородное состаривание (патина) кожи происходит быстрее, не вызывает аллергию, гигиенично.

Минусы: при контактах с водой может быстро прийти в негодный вид (потемнеть, сморщиться, затвердеть), не устойчива к внешним воздействиям.

Хромовое дубление

Это обработка кожи с помощью солей хрома, алюминия и других современных химических компонентов. Технология стала популярна в XX веке и позволила значительно увеличить темпы производства. Хромовое дубление — одна из самых популярных технологий обработки кожи на сегодняшний день, поэтому применяется в разных направлениях: от кошельков до поверхности обуви.

Плюсы: обладает гидрофобностью; устойчива к внешним воздействиям.

Минусы: сторонники растительного дубления говорят об аллергии, но риск получить ее от контакта с изделием хромового дубления очень мал.

Какое дубление лучше?

Однозначного ответа нет. Поклонникам натурального стиля и истории подойдут изделия растительного дубления. Но лишь в том случае, если они готовы ухаживать за кожаным аксессуаром.

Если нужно устойчивое к внешним воздействиям изделие из натуральной кожи, лучше выбрать хромовое дубление. К тому же, сейчас оно массово используется в производстве и хорошо себя показывает.

В чем разница кожи и кожзама? При покупке обуви из кожи всегда возникает вопрос как же отличить натуральную кожу от искусственной? Современные производители часто используются экокожу и другие синтетические материалы, которые по внешнему виду от натуральной кожи отличить очень трудно. Однако даже самый хороший искусственный материал от натуральной замши, нубука или кожи все же отличается. Это касается эксплуатационных качеств, долговечности и простоты чистки. Поэтому вопрос, как отличить кожу от кожзаменителя на обуви, является достаточно важным. Проверенные производители всегда указывают на коробке, подошве и стельке материал изготовления, но недобросовестным производителям такие ярлычки легко подделать, поэтому надо знать простые правила определения натуральной и искусственной кожи.

Как отличить натуральную кожу от искусственной?

Как отличить натуральную обувь от искусственной - 7 признаков

Для того чтобы понять, какая обувь из натуральной кожи, обратите внимание на:

  1. запах кожи: искусственная кожа имеет легкий синтетический запах, натуральная кожа – характерный, выраженный запах, который может быть слабым, едва уловимым или сильным, но приятным;
  2. натуральная кожа быстро нагревает от тепла и руки, синтетическая – нет;
  3. у натуральной кожи есть неповторимый естественный рисунок, поры и рельеф будут хаотическими, у искусственной кожи рисунок повторяется (такое правило не касается принтованной кожи и материалов с тиснением);
  4. натуральная кожа упругая, мягкая, легко восстанавливающая форму при растяжении, ее обратная поверхность немного бархатистая;
  5. на срезе натуральной кожи видна структура, у кожзама срез гладкий;
  6. на ярлыках можно увидеть такие обозначения: обычный ромб (искусственный материал) и фигурный ромб в виде стилизованной шкуры (натуральная кожа);
  7. кожзаменитель при контакте с открытым пламенем загорается, натуральная кожа – нет (это не касается материалов, пропитанных анилином – они горят), однако способ проверки открытым пламенем вряд ли подойдет при выборе обуви в магазине.

Какие виды кожи используются при пошиве обуви и в чём их особенности

В некоторых случаях отличить настоящую кожу от искусственной бывает довольно трудно. Поэтому рекомендуется обратить внимание на ярлыки и маркировку, указываемую на подошве, коробке и обратной стороне ремешков. Таких обозначений обычно три – для подошвы, наружной стороны изделия и внутренней. Также производитель для натуральной кожи может дополнительно писать следующее:

  • echtleder (для немецких производителей);
  • cuir (указывается на обуви французских брендов);
  • vera pelle (для обуви итальянского производства);
  • genuine leather (для большей части производителей).

Что лучше выбрать: натуральную обувь или искусственную

Также при покупке надо учитывать тип натуральной кожи, способ ее выделки и качество. Самой дешевой считается свиная кожа, обычно ее применяют для изготовления внутренней части изделий и пошива бюджетных моделей. Бычья кожа жесткая и плотная, она применяется для ботинок, рабочей обуви, изготовления подошвы. Коровья кожа применяется для обуви среднего и высокого ценового сегмента, телячья – для пошива туфель и летних ботинок.

Для обуви премиум-сегмента применяются овечья и козья шкуры. Это мягкий, приятный на ощупь материал с хорошей плотностью и прекрасными эксплуатационными качества. Для изделий этого класса также могут использоваться страусиная, змеиная, крокодиловая кожа. А вот оленья кожа применяется крайне редко из-за своей дороговизны, но ее также можно встретить в магазинах качественной обуви.

Кроме вида кожи надо обратить внимание на ее выделку. Часто в продаже встречается кожа наппа – это мягкая, эластичная шкура крупного рогатого скота. Отличается невысокой стоимостью, хорошими эксплуатационными свойствами, приятным внешним видом.

Сафьян обладает красивым видом, насыщенным оттенком и слабопрожиренной обработкой. Шагрень от сафьяна отличается мелким, очень красивым рисунком поверхности. Велюр получают при помощи хромового дубления и шлифовки особого типа, позволяющей получить красивую поверхность с ворсом «под бархат». Замша имеет более густой ворс. Она плохо впитывает воду и отличается очень привлекательной поверхностью. Нубук – разновидность натурального материала с мелковорсистой поверхностью.

Искусственная кожа, в отличие от натуральной, изготавливается не из шкур, а на основе полимерных материалов. Многокомпонентный композит может имитировать любую поверхность, но его эксплуатационные свойства хуже, такая обувь плохо держит тепло и не выдерживает серьезных механических воздействий.

Наиболее популярным материалом для пошива сумок является натуральная кожа. Это может быть замша или наплак, обычная гладкая, с блеском, фактурная зернистая, перфорированная и лаковая. Все эти разновидности кожи отличаются по внешнему виду, свойствам и особенностям эксплуатации. Задаваясь вопросом, из какой кожи делают сумки, надо сразу определиться с внешним видом аксессуара. Например, кожа ягненка отлично поддается драпировке, она нежная, мягкая и легкая. Буйволиная кожа более плотная, она устойчива к царапинам, а экзотические виды кож отличаются красивой фактурной поверхностью.

Из какой кожи делают сумки и какую лучше выбрать?

Виды кожи для производства сумок

Из какой кожи лучше выбрать сумку? Сначала надо определиться с существующими разновидностями и преимуществами каждого типа материала:

  1. Кожа буйвола используется для производства сумок, потому что это плотный, прочный материал, выдерживающий интенсивную эксплуатацию. Поверхность может быть грубой или гладкой матовой, все зависит от особенностей обработки. Подобный вариант чаще всего используется для пошива портфелей, рюкзаков, шопперов.
  2. Зернистая кожа с красивой текстурой отличается естественной поверхностью, которая слегка облагораживается, но не сглаживается. Зернистая – один из наиболее распространенных вариантов, из которого шьют стильные и элегантные сумки различного типа.
  3. Вачетта (Vachetta) – разновидность необработанной кожи, используемой для отделки аксессуара или пошива очень дорогих сумок с нарочито грубой поверхностью. В процессе носки материал может потемнеть, что считается признаком натуральности.
  4. Crazy Horse производится из кожи крупного рогатого скота, подвергается специальной обработке, благодаря которой материал приобретает схожесть с плотным нубуком. Поверхность состаренная, чувствительная к царапинам, но именно это и делает ее столь востребованной. Такие изделия приобретают эксклюзивный дизайн, чаще всего из этой разновидности шьют сумки в стиле бохо, винтаж.
  5. Наппа – очень мягкая, гладкая кожа, которая подвергается процессу хромового дубления. Обычно из этого материала шьют маленькие женские сумки, вечерние аксессуары, клатчи. Изучая, какая бывает кожа для сумок, многие отмечают для себя этот вариант из-за красивого внешнего вида, гладкой поверхности, разнообразия дизайнов. для пошива сумок различного типа. Материал обладает красивой бархатистой поверхностью, но он очень чувствительный к воде, грязи, со временем может начинать лосниться. отличается красивым блеском и гладкой поверхностью. Для этого на поверхность при производстве наносятся специальные масла, синтетические смолы, краска и другие водоотталкивающие вещества.
  6. Кожа ягненка очень мягкая, легкая, нежная, отличается изящным внешним видом. Из этого материала обычно шьют только клатчи и дизайнерские сумки.
  7. Кожа теленка мягкая и красивая, обладает элегантной текстурой. Из этого материала шьют красивые аксессуары в виде вечерних и повседневных клатчей, небольших сумок с ремешками через плечо, изящных женских портфелей.

Из какой кожи лучше покупать сумку?

Выбирая аксессуары, надо сразу определиться, какая кожа используется для сумок и какие ее свойства подходят для конкретного случая. Специалисты перед покупкой рекомендуют обращать внимание на следующие факторы:

  • самые длительные сроки эксплуатации у сумок из гладкой кожи, так как поверхность практически не подвергается травмирующей обработке;
  • сумки из шлифованной кожи обязательно подвергаются окрашиванию и обработке синтетическими средствами, поверхность обычно – это полимерный состав, натуральная только основа;
  • сумки из нубука и велюра отличаются красивым внешним видом, но уход за ними сложнее, такие аксессуары не подходят для дождливой осенней погоды;
  • для вечерних сумок или на лето можно выбирать изделия из кожи наппа, велюра, напплака, лаковой кожи, из тисненого материала.

Какую кожу используют для сумок? Вариантов очень много, это не только тисненый материал, но и красивая лаковая или искусственно состаренная кожа, экзотические разновидности, мягкая замша или велюр. Каждый материал отличается своими особенностями, подходит для пошива изделий различного типа.

Читайте также: