Что такое мерея натуральной кожи

Обновлено: 28.03.2024

рисунок на коже. При выделке кожи на поверхности дермы (См. Дерма) после удаления эпидермиса, который несколько вдаётся в дерму, остаются неровности. Они вместе с порами и образуют М. Каждый вид животного имеет характерную для него М., что позволяет различать кожи. Тиснением на кожу может быть нанесён любой рисунок — искусственная М. См. Кожа (материал).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Мерея" в других словарях:

мерея — мерея, мереи, мереи, мерей, мерее, мереям, мерею, мереи, мереёй, мереёю, мереями, мерее, мереях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

мерея — рисунок на лицевой поверхности выделанной кожи. Различают естественную и искусственную мерею (наносят тиснением). * * * МЕРЕЯ МЕРЕЯ, рисунок на лицевой поверхности выделанной кожи. Различают естественные и искусственные мереи (наносят тиснением) … Энциклопедический словарь

Мерея — Характеристика Длина 67 км Площадь бассейна 662 км² Бассейн Чёрное море Бассейн рек Днепр Водоток … Википедия

мерея́ — мерея, и; мн. мереи, мерей, мереям … Русское словесное ударение

МЕРЕЯ — МЕРЕЯ, мереи, жен. (спец.). Узорчатый рисунок на верхней стороне обработанной кожи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

мерея — рисунок, кожа Словарь русских синонимов. мерея сущ., кол во синонимов: 2 • кожа (62) • рисунок … Словарь синонимов

МЕРЕЯ — рисунок на лицевой поверхности выделанной кожи. Различают естественные и искусственные мереи (наносят тиснением) … Большой Энциклопедический словарь

мерея — насечка (на юфти); узор (Даль). Сопоставляют с мерёжа (см.) (см. Преобр. I, 527), что небезукоризненно в словообразовательном отношении … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

мерея — Естественный рисунок лицевой поверхности кожи. [ГОСТ 3123 78] Тематики кожевенное производство … Справочник технического переводчика

Мерея — рисунок на коже. При выделке кожи на поверхности дермы после удаления эпидермиса остаются неровности. Они вместе с порами образуют М. Каждый вид животного имеет характерную для него М., что позволяет различать кожи. Тиснением на кожу может… … Энциклопедия моды и одежды

Мерея — Sp Merėja Ap Мярэя/Myareya baltarusiškai (gudiškai) Ap Мерея/Mereya rusiškai L u. R Baltarusijoje ir RF Smolensko sr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

Мерея — изначальный (природный) узор кожи.

Фото с сайта http://www.pro-textile.ru

Мерея — это естественный рисунок на лицевой поверхности кожи. Его еще называют изначальным, или природным. Ее образует сосочковый слой, который в верхней части имеет углубления от волосяных сумок и очень тонкие и сложно сплетенные между собой волокна. Недостатком сосочкового слоя является то, что он обладает невысокой прочностью из-за большого количества отверстий от волосяных луковиц, сосудов и желез. Но, несмотря на это, мерея может быть нанесена искусственным способом (к примеру, тиснением). В основном это делают для создания искусственного лицевого слоя на бахтармяном спилке, который образуется при двоении. Также некрасивую мерею (свиную) маскируют с помощью шлифования или тиснения.

Каждый вид животного имеет свою, характерную только ему мерею. Это позволяет различать между собой разные виды кож. Красивой естественной мереей обладает опоек, выросток, выделанная козлиная шкура. Последняя отличается волнообразным рисунком. На экзотических видах кож (варана, страуса, крокодила, змеи, угря, ската и т.д.), соответственно, необычный, экзотический рисунок. Процесс их отделки отличается от привычных нам этапов, так как они имеют свои особенности. Но из-за высокой себестоимости изготавливать из них обувь или кожгалантерею массового производства нецелесообразно. Поэтому кожи намного худшего качества и, соответственно, меньшей стоимости, подвергают тиснению «под крокодила» и т.д.

Фото с сайта http://mereya-shop.ru

Мерея во многом определяет внешний вид кожевенного изделия. Но на ней остаются следы от пороков кожи. Они могут появиться при жизни животного, быть посмертными или производственными. Их наличие снижает качество кожи, и соответственно, ухудшает внешний вид мереи. Бесформенной мерея может стать из-за наличия на шкуре животного оспин. Искусственная мерея может быть неравномерной. Этот порок может образоваться из-за неоднородно нанесенного рисунка. Также к дефектам кожи относят разномереистость (отличия в рисунке в области чепрака и хребта) и ее отсутствие вследствие нанесения слишком толстого слоя покрывной пленки.

В процессе производства кожа подвергается многим видам обработки. Так, при шлифовании ее лицевой и бахтармяный слой обрабатывают абразивными средствами. Мерея, таким образом, исчезает. Но если применяется подшлифовывание, она частично сохраняется. Так, шлифованию и подшлифовыванию подвергают замшу и нубук.

Шеврет — кожа, полученная из овчины в результате хромового дубления, предназначенная для изготовления верхних частей обуви и кожгалантерейных изделий.

Фото с сайта www.livemaster.ru

Шеврет (от франц. chevrette) — это вид кожи, выделанной из овечьих и бараньих шкур, которая обрабатывается минеральными дубильными веществами (подвергается хромовому дублению), толщина материала — от 0,6 до 1,5 мм. Иногда его используют как заменитель шевро. Они схожи по рисунку мереи, но имеют несколько разные эксплуатационные характеристики.

Из шеврета шьют верхнюю одежду, сумки, перчатки, другие кожгалантерейные изделия и верхние части обуви. Для каждого типа изделия используют шеврет определенного вида. При пошиве одежды используют кожу, выделанную из шкур овчины полутонкорунных и тонкорунных пород. Она характеризуется мягкостью и хорошей растяжимостью, структура мереи воронкоподобная и мелкорельефная. Шеврет для обувных изделий делают из русских и степных грубошерстных пород овец. Он прочный, но менее тягучий, чем кожа предыдущего типа. Из овчины полугрубых пород делают шеврет для кожгалантереи.

Размер шеврета зависит от возраста и породы животного. Размеры куска кожи из русской овчины — от 50 до 60 дм2, степной — от 100 до 120 дм2. В зависимости от толщины шеврет принято делить на три группы: тонкий (от 0,6 до 0,9 мм), средней толщины (от 0,9 до 1,2 мм), толстый (больше 1,2 мм). Используют различные способы отделки сырья, поэтому шеврет может быть с естественным, искусственным лицом и велюром. Эта кожа обладает красивой, равномерной, мелкой мереей, поэтому нарезка ее искусственным путем, как и на шевро, недопустима.

Структура шеврета слабая и разрыхленная, поэтому по прочности этот тип кожи заметно уступает шевро и опойку. Лицевой слой связан недостаточно прочно с сетчатым слоем, вследствие чего во время эксплуатации изделия легко от него отделяется. Поэтому для того, чтобы повысить его механическую прочность, шеврет подвергают упрочняющим процедурам, таким как пропитка полимерами, введение эластических смол в лицевой слой и т.д. Благодаря жированию и дублению внутри дермы образуются вязкие вещества, что тоже положительно влияет на ее функциональные качества. Кожа, прошедшая обработку таким методом, получила название «упрочненный шеврет».

Помимо этого, шеврет имеет и такой недостаток, как большая тягучесть. Это усложняет выполнение обтяжно-затяжных операций при производстве обуви. В процессе их проведения возможно изменение окраса или потеря глянца кожи. При эксплуатации обуви из шеврета она может в короткие сроки потерять форму. Для предотвращения этого детали укрепляются межподкладкой. Поэтому, как правило, этот материал используют для изготовления женской и детской обуви, а также деталей мужской, которые не подвергаются большим нагрузкам.

Мерея — характерный рисунок поверхности дермы, образуемый после выделки шкуры. Тонкостью естественного узора во многом определяется ценность сырья для производства мебели, обуви, галантерейных изделий, подобно тому, как цена на покрывало меховое зависит от густоты, интенсивности цвета и длины меха, применяемого при пошиве. Меховые покрывала на диван часто дополняются элементами из кожи. Эластичный природный материал в составе дополнений шторы для зала модерн, арт нуво или колониального стиля уместен и колоритен. Узор лицевой поверхности зависит от особенностей структуры кожи различных видов. Своеобразие естественного рисунка мереи определяется не только видовыми особенностями, но и возрастом животного: по мере того, как увеличивается площадь кожного покрова кожа с мереёй гладкой, с интенсивным густым рисунком, становится менее наполненной, грубеет, приобретает особые, свойственные виду очертания.


Кожа взрослого животного грубее, плотнее, толще, нежели кожа детёныша, кормящегося материнским молоком. Так, у телёнка-сосунка густой волосяной покров, эластичная кожа — мерея красива тонким рисунком с мелкими порами. С течением времени получить высококачественное и прочное сырьё без дефектов довольно сложно, ведь на вид мереи оказывают влияние условия содержания, в частности кормления животного, а также перенесённые ним различные заболевания (экземы, лишаи, дерматиты и пр.). Например, вследствие поражения крупного рогатого скота гиподерматозом (паразитарное заболевание, сопровождаемое миграцией личинок паразитов сквозь кожу животного из спинномозгового канала) на поверхности шкуры в наиболее ценной для кожевенного производства хребтовой части образуются множественные рубцы.

Мерея

Дефекты кожи, полученные вследствие перенесённых заболеваний или различные шрамы от механических повреждений, в некоторых случаях могут быть удачно замаскированы посредством искусной отделки с последующим тиснением, либо спиливанием небольшого среза кожи с последующей отделкой. Сырьё наилучшего качества идёт на выработку гладкой кожи. После удаления шерсти поры остаются нетронутыми: сырьё по-прежнему "дышит". Срок службы изделия из такой кожи с естественной мереёй гораздо больше, нежели у изделия из кожи, подверженной шлифованию или тиснению.

Мерея купить в Москве

Для свиной кожи характерен грубоватый рисунок мереи, с крупными порами отверстий редко расположенной щетины. Для облагораживания естественного рисунка с уже выдубленной кожи снимается лицевой спилок (приблизительно 0,3 мм) для последующего нанесения плёнкообразующего вещества, создающего новый рисунок поверхности. "Замаскированную" таким способом малопривлекательную рисунком мереи свиную кожу позначают аббревиатурой "ДОЛ" (обозначающей кожу с двоёным облагороженным лицом). Нанесением поверх естественного нового, нарезного рисунка мереи пластичной и лёгкой коже ягнёнка можно придать вид экзотической кожи рептилий — очень дорогой и более хрупкой. Мерея страусиной кожи неоднородна: у спинной и грудной области наиболее ценный рисунок мереи, образованный множественными фолликулами у основания пера. Кожа страусиных ног интересна чешуйчатым рисунком, также ценным, востребованным в производстве галантерейных изделий.

покрывало гобелен

Покрывало гобелен

вышивка гобелен

Вышивка гобелен

картины из гобелена

Картины из гобелена

Покрывалам меховым, шторным комплектам и различному интерьерному декору больше подойдёт дополнение из менее дорогой эластичной кожи телёнка. К шторам для зала модерн можно подобрать аксессуары из лакированной кожи. Лакированием кожи с мереёй дефектной происходят метаморфозы: дефект, не влияющий на целостность сырья, может быть полностью перекрыт, особенно при большой толщине лакового слоя. Изделие из лакированной кожи очень декоративно, но его применение должно быть стилистически оправданным. Применение блестящих глянцевых дополнений к меховым покрывалам на диван будет уместно, например, в гостиной поп арт.

Читайте также: