Что такое кружевная тень рубцов

Обновлено: 24.04.2024

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминания таких природных “стихий”, как лес, поле, сад, бор, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев — ивы, сосны, тополя, берёзы, дуба, осины и других, цветов — ромашек, колокольчиков, фиалок, трав — подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как “зелёные цветы”, “красные цветы”, “аленький цветочек”, которые труднее всего соотнести с реальными прототипами растений.

Отдельные образы вынесены в заглавие произведений («Зелёные цветы», «Фиалки», «Аленький цветочек», «Цветы», «Сосен шум», «Берёзы», «Под ветвями больничных берёз») и в заглавия циклов стихов («Зелёные цветы», «Подорожники»).

Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения.

Замерзают мои георгины,
И последние ночи близки
.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность
.

Цветы! Увядшие цветы.

Размытый путь. Кривые тополя.

По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому и севернорусскому пейзажу (например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника и другие) и образы “экзотические”, нерусские — тюльпаны, пальмы.

Образы растений в произведениях русских поэтов часто имеют символическое значение, и эта традиция восходит к мифологическому народному сознанию опосредованно, через образно-метафорический язык выражать какое-либо понятие, например, внутреннее состояние героя или образ Родины.

Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур” (7; С. 165).

Эту особенность рубцовской образности можно отнести и к образам деревьев, цветов. По сравнению с изысканными есенинскими метафорическими оборотами образы Рубцова выглядят очень скромно. Сравним некоторые образы.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан
.

Как кладбище усеян сад
В берёз изглоданные кости
.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!

И меж домов, берёз, поленниц
Горит, струясь, небесный свет
.

Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака
.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы
.

Тихая моя родина!
Ива, река, соловьи
.

В ряде случаев семантика растительных образов Рубцова продолжает национальную традицию.

Например, образы ивы, берёзы выступают у Рубцова часто как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Тихая моя родина!
Ива, река, соловьи.

А возле ветхой сказочной часовни
Стоит берёза старая, как Русь
.

К образам, символизирующим “национальное, родное”, следует также причислить у Рубцова образ “кривых тополей”. В контексте творчества вологодского поэта это, скорее, символ “малой родины”, а не России вообще. Поскольку северные тополя не имеют той стройности, устремлённости ввысь, которая свойственна южным. Ствол северных тополей искривлён суровой природой, и в таком образе они входят в поэзию — “кривые тополя”.

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери. Образ ивы появляется в стихотворении «Детство» как деталь, наводящая на детские воспоминания, и в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери.

Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый
В поле огонёк
.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень
.

В поэтическом мире Рубцова образ подорожников имеет очень узкое символическое значение. Подорожники — трава, растущая по обочинам дорог, а по дорогам России шли каторжане. Поэтому у Рубцова “подорожники” рифмуются исключительно с “острожниками”. И лирический герой Рубцова сравнивает себя с острожником.

Приуныли нынче подорожники,
Потому что, плача и смеясь,
Все прошли бродяги и острожники
.

Символичность образа подчёркивается олицетворением, тем самым образ растительного мира как будто принимает на себя страдание человека.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник
.

Символически выделен образ растения в стихотворении «Левитан». Здесь также природа представлена несколькими образами — есть “бревенчатые лачуги”, “алеющая мгла”. И на лугу, вероятно, растут не одни колокольчики. Однако символически выделены только колокольчики.

В первом описании природы центральным образом является собор с колоколами (как и на картине И.Левитана «Вечерний звон»), а “колокольчиковый луг” с “бревенчатыми лачугами” составляет своеобразный “фон” церковного действа.

Далее “звук”, который издаёт колокол, переносится на природную деталь по признаку сходства формы колокола с формой колокольчика. И в заключение начинает “звучать” природная деталь — “колокольчик”. Выразительность образа усиливает образ Руси.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси
.

Образ выделяется на уровне языка: стихотворение насыщено “колокольчиковыми” сочетаниями звуков — “заокольный”, “окольный”, “у окон”, “около колонн”.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем». Картину природы составляют несколько деталей — “кусты малины”, через которые проходит лирический герой, обозначение воды в тумане, погост. Однако из всех образов выделяются ромашки.

В образе ромашек символически задействованы две характеристики: цветовая и национальная. Ромашки — это символ Родины. Цветовая характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления героя о жизни и смерти.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребён
В такой же белой горестной рубашке…

К числу символической образности, имеющей древние традиции, следует отнести образы некоторых цветов. Интересен круг образов, которые объединяются вокруг основного образа-символа — “аленького цветка”.

Этот фантастический образ своими корнями уходит в историю древнейших славянских верований. Возможно, Рубцов позаимствовал этот образ у С.Т. Аксакова, однако “вторичность” образа никак не отразилась на интуитивном использовании поэтом его мифологического содержания.

Как и в сказке Аксакова, “аленький цветок” наделён у Рубцова чудесными свойствами. Вернее, об этих свойствах мы можем догадываться. В стихотворении описывается смерть матери, и роль “чудесного” может связываться только с воскресением, желанием “оживить” самого близкого человека.

Прообразом “аленького цветка” оказываются образы, которые приводит А.Афанасьев в работе «Поэтические воззрения славян на природу». Он пишет, что в славянской мифологии фигурировали образы “розового цветка”, “красного цветка”.

История происхождения данных образов отсылает нас к космогоническим мифам, мифам об умирающей и воскресающей природе. “Красный цветок” в этих мифах обозначал молнию (красные цветы вырастали на дереве-туче) и уподоблялся детородному органу. “В громовой палице узнавали детородный орган бога — оплодотворителя земной природы” (3; С. 492). Афанасьев приводит сведения о том, что зачастую “красным цветком” называли папоротник.

Лирический герой Рубцова выращивает “аленький цветок” не только в данном стихотворении, через всё творчество поэта проходят мотивы выращивания цветов или, напротив, их увядания.

Так, обобщённый образ цветов у Рубцова часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов
В обыденном гробу
.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины.

И как антитеза смерти у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать цветы для лирического героя означает творить, писать стихи.

Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ “красных цветов”, которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: “Буду поливать цветы, // Думать о своей судьбе” (1; С. 23).

Мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное — с пониманием лирическим героем своей судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…

Мотив умирания–воскресения любопытно рассмотреть на примере одного образа, который в зависимости от контекста стихотворения приобретает противоположную символику. Таким образом у Рубцова является образ георгин.

В стихотворении «Посвящение другу» образ георгин появляется в зачине:

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки
.

В контексте стихотворения обнаруживается знаковая природа данного образа. Георгины — осенние цветы. Период их цветения приходится на осеннее время, когда уже бывают первые заморозки. Местоимение “мои” конкретизирует семантику образа — образ теряет связь с пейзажем и становится выразителем только состояния лирического героя, связанного с ощущением возраста старения. Как символ, знак, образ георгин не испытывает на себе воздействия времени — георгины “замерзают” в течение неопределённого времени, необходимого только в плане лирического переживания.

В стихотворении «Наследник розы» образ георгина также связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние лирического героя. Однако в отличие от предыдущего образа с пессимистической окраской, образ георгин в данном стихотворении олицетворяет собой протест, сопротивление тому, что должно свершиться, — увяданию природы. Поэтому поэт называет его “наследником розы” и к его цветению применяет эпитет “мятежное”.

Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает. Лишь один
Пылает пламенем мятежным —
Наследник розы — георгин!

Если в стихотворении «Посвящение другу» не обозначен цвет георгина, то в данном стихотворении эпитет “пылает” относится к определённому цветовому признаку, а именно красному или алому цвету. И по этому признаку в образе георгин можно увидеть один из вариантов образа “красных цветов”.

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями, как дом, родина, мать, путь, творчество.

Тема малой родины – основная в творчестве Николая Михайловича Рубцова. Она отражена и в произведении «В горнице моей светло», ставшей песней. Стихотворение написано в 1965 году.

Анализ стиха В горнице Рубцова

Сочинение, а также краткий и полный анализ «В горнице моей светло» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «В горнице»

Николай Михайлович Рубцов

В горнице

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Краткий анализ произведения

Стихотворение «В горнице» было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо.

  • Род литературы – лирика. Подход к изображению основных форм проявления человеческой личности субъективный – в переживаниях и раздумьях.
  • Жанр лирического произведения – лирическая песня, раскрывает чувства и мысли лирического героя.
  • Размер – четырёхстопный хорей с пиррихием во второй стопе и мужской клаузулой.
  • Рифма по месту ударения в строке только мужская, открытая, так как оканчивается на гласный звук. По способу рифмовки перекрёстная; точная, богатая, однородная, простая, банальная.
  • Автор использует звукопись: в первой строфе ассонанс на звук [о ];
  • Композиция стихотворения линейная, последовательная; стихотворение состоит из 4 катренов (четверостиший).
  • В основном слова использованы в прямом значении. Эпитет «кружевная» (тень ивы) создаёт мотив красоты именно в тот момент, когда лирический герой преобладает духовный кризис и планирует его преодоление. Инверсия: цветы мои, завяли все, ивы кружевная тень, будет хлопотливый день.
  • Основной конфликт – внутренний, в душе лирического героя, который преодолевает духовный кризис.
  • Ведущие мотивы света ночной звезды, деятельной помощи матушки, садика с увядшими цветами как символа души героя, догнивающей на речной мели лодки как символа несостоявшейся судьбы героя, мотив преодоления духовного кризиса.
  • Тема человеческой судьбы. Идея – нужно преодолевать жизненные невзгоды, нельзя поддаваться отчаянию.

Стихотворение замечательное, лирически взволнованное, трогательное, задушевное. Не случайно оно положено на музыку и часто его принимают за народную песню – самое высокое доказательство художественных достоинств этого стихотворения.

Мне нравится 214

Не нравится 105

Анализ стихотворения «В горнице»

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности является песней, раскрывающей авторские чувства и мысли.

Основной тематикой стихотворения отображаются детские воспоминания поэта в виде описания горницы, являющейся одной из центральных комнат русского дома.

Композиционная структура стихотворения представляет собой метрическую систему, в которой стихосложение имеет слогоударную форму, и состоит из четырех четверостиший (катренов), сложенных в линейную, последовательную схему.

В первой строфе описывается экспозиция в виде места действия повествования, горницы. Во второй строфе действие подвергается завязке в форме начала действий лирического героя, которые в содержании третьей строфы приходят к стихотворной развязке в виде планирования мероприятий для преодоления душевных терзаний.

Кульминацией стихотворения становится авторская мысль о необходимости построения дальнейшей судьбы, несмотря на потери, боль и тоску.

Повествовательное содержание ведется от лица лирического героя, передающего авторский поэтический замысел в форме изображения внутреннего конфликта, выраженного в духовном кризисе человека.

В качестве стихотворного размера используется форма четырехстопного хорея в сочетании с пиррихием и мужской клаузулы, включающих перекрестную рифмовку с применением открытых мужских рифм, оканчивающихся на гласный звук.

Среди художественных средств выражения преобладают многочисленные эпитеты и развернутые метафоры, создающие лейтмотив душевного состояния лирического героя. Кроме того, поэт использует в стихотворении литературный прием в виде инверсии, меняющий звуковую интонацию произведения и придающий ему наибольшую выразительность.

Отличительной особенностью стихотворения является его неприкрытая мелодичность и особая звукопись в виде ассонанса, подчеркивающие взволнованность, задушевность, трогательность повествовательного содержания.

Помимо этого, динамичность лирической сюжетной линии придает применение поэтом разнообразных глаголов, а также местоимений, усиливающих ощущение несостоявшейся жизни лирического героя.

Использованные в произведении образу природного пейзажа демонстрируют неприкрытую любовь лирического героя к рано ушедшей матери и отображают его чувства грусти, тоски и печали.

Мне нравится 11

Подробный анализ стихотворения

История создания

Одно из самых лиричных, душевных произведений Н. Рубцова стихотворение «В горнице» написано в 1965 году. Поэту 29 лет. Он учится в литературном институте в г. Москва. Это не понятый современниками и еще не признанный поэт, несмотря на то, что он выпустил уже один сборник своих стихов, правда, в «самиздате».

А сегодня он многих читателей поражает своей искренностью, открытостью души. Моим современникам стихотворение «В горнице» еще известно песней. Она теперь популярна и любима многими.

Жанр: элегия, потому что воссоздает настроение грусти, светлой печали.

Раскрытие темы. Лирический герой. Композиция.

Поэт говорит о себе, о своей жизни, чувствах, надеждах. Стихотворение сразу вводит в мир крестьянского быта. Мы видим горницу — чистую, уютную комнату в избе, освещенную светом звезды, заглядывающей в окно.

Это мир детства Николая Рубцова. Время, когда еще жива матушка. Матушка! Какое красивое и ласковое слово. Это хозяюшка-хлопотунья, которая и детей приласкает. Нежность, любовь чувствуется в этом слове. Слышится в нем и боль раннего сиротства.

О чувстве утраты самого родного человека напомнят красные цветы в начале второй строфы. Этот грустный символ встретится не раз в поэзии Н. Рубцова.

Поэт никогда не сможет забыть, как заботливо и любовно выращивал аленький цветочек для уже больной мамы, чтобы порадовать её подарком, а нёс его за гробом матери.

Первая строфа обрывается многоточием, как обрывается и само воспоминание о прошлом. Взгляд поэта устремляется в настоящее. Его тоже сопровождают ноты грусти и печали. Детали быта – завядшие красные цветы, догнивающая лодка — свидетельства заброшенности и неустроенности жизни поэта.

Неслучаен и образ ивы — плакучего дерева, символа печали. Хлопотливый день сулит заботы. Это спокойные и важные для поэта дела. Среди них — «думать о своей судьбе». Это так же необходимо, как «поливать цветы» и «мастерить лодку».

Присутствует в стихотворении и главный символ поэзии Рубцова — символ звезды.

Это путеводная нить и в прошлое — поэтому звезда появляется в первой строфе, и в будущее — есть она и в последней строфе. Это символ надежды на поддержку в выборе своего пути, поддержку каждого шага по жизни.

Все стихотворение проникнуто легкой грустью, за которой чувствуется неустроенная судьба поэта — человека, к тридцати годам много пережившего, одинокого. В стихотворении много прекрасного и поэтичного. Плавность повествования позволило переложить стихи на песню.

Художественные средства выразительности

Стихотворение отличает лексика, рисующая деревенский быт: горница, матушка и даже ведро, как символ сельского мира, как балалайка у Есенина. Эпитеты и метафора служат для эмоционального восприятия изображаемого: «хлопотливый день», «дремлет кружевная тень».

Инверсия — «дремлет тень» — придаёт плавность и напевность строке. Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — хорей.

Восприятие

Стихотворение сразу трогает душу. За такими простыми словами и короткими предложениями мне увиделся большой мир неординарного человека. Поразила глубина его переживаний. Очень полюбилась песня на эти стихи.

Мне нравится 61

Сочинение о стихе В горнице моей светло

«В горнице» – самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница.

Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960‑х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.

Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный.

В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием.

Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок».

В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.

Да, смерть, приносит горе, но и после нее необходимо найти в себе силы, чтобы продолжать жизненный путь.

«В горнице» – глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.

С уверенностью можно сказать, что это одно из лучших стихотворений талантливого поэта. Открытость души, глубокие чувства, своеобразная передача переживаний — всё это характерно для стихотворения «В горнице» и для всего творчества поэта. Пластичность, напевность многих стихов Н. Рубцова сделали их песнями.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Анализ стихотворения «В горнице моей светло» Рубцова

Тема малой родины – основная в творчестве Николая Михайловича Рубцова. Она отражена и в произведении «В горнице моей светло», ставшей песней.

Стихотворение написано в 1965 году. Его автору исполнилось в ту пору 29 лет, он учится в Литературном институте, публикуется, готовит сборники стихов к печати. По жанру – элегия, песня, по размеру – хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. Рифмы открытые, закрытые. Лирический герой – сам автор, или просто любой деревенский парнишка. Интонация нежная, с любованием повседневными делами и радостями простого человека. Поэт не раскрывает своих дум, а лишь описывает обстановку, в которой находится. В первой строфе упомянута матушка, сам же поэт рано остался без матери. Именно с ее смертью связан образ красных цветов, увядших в «садике» (нежность и грусть подчеркнуты уменьшительным суффиксом). Вообще Н. Рубцов долгое время считал себя круглым сиротой, воспитывался в детдоме, уже юношей он выяснил, что отец его не погиб на фронте, они смогли, наконец, встретиться. Молодому поэту было уже 19 лет, позади учеба в техникуме служба и работа на флоте, а у отца – другая семья. «Лодка догниет»: давно он не переправлялся на ней, давно не поливал цветы… А главное – не думал «о своей судьбе». До глубокой ночи один он будет латать лодку и размышлять, вспоминать и, быть может, слагать стихи. Эпитеты: кружевная тень, хлопотливый день. Инверсия: дремлет тень. Анафора: буду. Горница – самая лучшая комната в доме. Образ ивы традиционно связан со слезами. Композицию стихотворения можно считать кольцевой – образ ночной звезды возникает в начале и финале произведения. Несколько негромких восклицаний и задумчивых многоточий создают как бы хрустальную, звенящую атмосферу этого стихотворения, описанного в нем дня. Лирический герой в нем не чужой, а часть молчаливой гармонии. Безусловно, чувствуется фольклорность стихотворения, желание создать вневременную картинку, не связанную с современностью, эпохой, политикой, идеологией. Ночь и сон сходят на деревню, но поэт все вспоминает, печалится, порой чему-то улыбается. Ни о чем он не жалеет, ни за что не ропщет. Глаголы придают стихотворению скрытый динамизм. В каждой строфе поэт перечисляет свои будущие действия, в частности, теперь «ведро» возьмет он сам…

Личная интонация обогащает зарисовку «В горнице моей светло» Н. Рубцова. Это произведение по праву находится в золотом фонде отечественной поэзии середины XX века.

Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!

И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сел не слыхивали грома!
Не встрепенется ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я, — былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается,
Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,

И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.

Анализ стихотворения «Ночь на родине» Рубцова

В произведении «Ночь на родине» Николая Михайловича Рубцова чувствуется связь творчества поэта с классической литературной традицией.

Стихотворение написано в 1967 году. Его автору исполнился 31 год, он выпустил в свет две книги стихов, последняя из которых сделала его известным. В августе этого года в составе творческой группы он совершил путешествие на теплоходе от Череповца до Вытегры. На остановках в пути встречались с читателями, ловили рыбу, ходили на экскурсии. Решается и вопрос о его принятии в Союз писателей, идут хлопоты о выделении квартиры в Вологде.

По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – пятистопный ямб с перекрестной и охватной (в 3 строфе) рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композицию можно разделить на 2 части. В первой герой описывает умиротворенные окрестности, во второй – состояние своей души. Интонация задумчивая и трагическая, с есенинской и тютчевской нотой. Название емкое. Здесь и ночь, располагающая к размышлениям, меняющая облик всего привычного, и родина, с которой поэт всегда чувствовал «самую смертную связь». «И тихо так, как будто никогда»: герой словно оказался в эпицентре глубокого покоя мира. Зачарованный пейзаж, давно забывший, что есть на свете потрясения, бури. Отрицания переполняют стихотворение: не слыхивали, не встрепенется, не зашуршит, не трогает, не жаль. «Вернулся я, – былое не вернется!»: в одну реку нельзя войти дважды. Все стало сложнее, мучительнее. Лирический герой хватается за эту безмятежность: пусть хоть это остается. Наедине со своими мыслями, как гость, но все же свой и старому знакомому «высокому дубу», домикам, глубокому пруду. Прием параллелизма в 1 и 4 строфах. Герой хотел бы, чтобы беды и потрясения закончились. Он понимает, что его мечта несбыточна. «И всей душой, которую не жаль»: получается, что душу не жаль. А ведь начатая мысль целиком раскрывается только в последующих строках. Возможно, поэт сделал так намеренно. «Таинственном и милом»: в простом чувствуется связь с вечностью. Лунный свет заливает мир, одинокую фигуру поэта, проникая в сердце печалью, исцеляющим душу молчанием. Рефрен, анафора «тихо так» завораживает, даже немного пугает, слышится в словах этих и аллитерация. Лексика возвышенная и нейтральная. Череда инверсий в каждой строфе: ложатся тени (еще и олицетворение), зашуршит солома, продлится миг, двигаются тени, овладевает печаль (метафора). Последний глагол еще и тавтологический повтор.

Стихотворение «Ночь на родине» Н. Рубцова было впервые опубликовано в череповецкой городской газете «Коммунист».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Содержательный и художественный анализ стихотворения Н. Рубцова «В горнице» (для изучения творчества Н. Рубцова)

Стихотворение Н. Рубцова - замечательного, по-своему неповторимого русского и советского поэта - «В горнице» написано в 1965 году. По своей лирической, искренней и пронзительной интонации его(стихотворение) можно сравнить с другими лучшими стихами Рубцова, такими как «Тихая моя родина…», «Звезда полей», «Я люблю, когда шумят березы…», «Привет, Россия, родина моя…».

Приведем полностью поэтический текст этого произведения:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Стихотворение «В горнице» начинается с таких вот, казалось бы, простых и незатейливых строк:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

Перед нами разворачивается полная, гармоничная и развернутая картина, открывается скрытый от дневной суеты многокрасочный духовный мир поэта. И вначале кажется, что перед нами всего лишь лирическая картина некоего полного умиротворения, покоя и тишины. Мы видим, с одной стороны, отчий дом, родительский кров над головой лирического героя. И здесь, казалось бы, должно присутствовать состояние полного, безмятежного покоя. Но некая невидимая тень скрытого беспокойства вместе с тем охватывает душу. Отчего? Дело в том, что мы сталкиваемся с не только, казалось бы, простым и понятным миром и распорядком жизни привычного деревенского уклада, но и с нечто другим. Во-первых, не сразу понятно, отчего глубокой ночью «матушка возьмет ведро, молча принесет воды». Во-вторых, почему она делает это молча, не предупреждая сына и ничего ему не говоря. Объяснение и понимание этого приходит несколько позднее. Только спустя какое-то время мы осознаем, что перед нами во многом и реальная картина. Это- встреча лирического героя, сына, с умершей матерью. Вот почему тень тревоги и боли пронизывает эти первые, казалось бы, такие обыденные и простые строчки. Лирический герой видит горячо любимую мать, точнее ее образ, по которому грустит, скучает, но с которым уже никогда не может встретиться, увидеться, соприкоснуться наяву, в дневное время, а только- глубокой ночью, когда душа полностью отрыта и беззащитна.

Почему же матушка молчит и ничего не говорит своему сыну? Только лишь из-за того, что не хочет его тревожить, разбудить? Думаю, что нет. Прочитаем следующие строки:

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Так вот в чем дело, вот она разгадка. Мать понимает, что у ее сына сейчас в жизни не все ладно, наступила какая-то черная полоса, которую непременно надо преодолеть. Что сейчас он устал от жизни, ему ничего не хочется делать, он забросил все дела и с какой-то новой силой тоскует и грустит по давно умершей матери. И в этом ее молчании слышатся и сочувствие и даже скрытый упрек глубоко любящего человека. Оттого, что ее сын не может преодолеть чувство усталости, отчаяния и одиночества. Оттого в сенях ведра пусты - в них нет воды; красные цветы в саду все завяли, а лодка- не починена, догнивает на речной мели… Лирический герой чувствует и понимает, что между ним и умершей матерью как будто произошел, состоялся некий незримый, невидимый диалог. Установлен снова, как и при ее жизни, духовный контакт. Сын понимает и принимает сердцем ее скрытый, по-матерински мягкий, почти что незримый и невидимый упрек. Он понимает, что образ матери зовет его, несмотря ни на что, продолжать жить и во имя ее памяти, и во имя других людей, которым нужна его помощь. Поэтому в следующих строчках читаем:

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

То есть, иными словами, сын должен продолжать жить и ради памяти матери, и ради других людей, которые нуждаются в его помощи. Чтобы вновь на обновленной, починенной им лодке плыть к новым, иным берегам искать свое счастье…

Какие восхитительные в своей простоте, щемяще-грустные, замечательные и пронзительные строчки у этого глубоко личного лирического стихотворения. Как они трогают и волнуют сердце читателя, заставляя его наедине с самим собой вновь подумать о непреходящих и вечных ценностях: о любви, о преданности, о быстротечности земного бытия, на секунду задуматься, остановиться и оглянуться вокруг.

Нельзя не сказать о некоторых художественных особенностях данного стихотворения. Прежде всего, оно, несмотря на относительно небольшой объем, - очень емко и вмещает в себя все оттенки переживаний лирического героя: от глубокой грусти до некоего духовного обновления. Есть и еще одна художественная особенность. Это стихотворение построено на выразительных психологических и цветовых полутонах, на эмоциональных контрастах и антитезах, передающих состояние души лирического героя. Вспомним начало стихотворения: «В горнице моей светло. Это от ночной звезды.» Сразу же у читателя ассоциативно возникает картина покоя и умиротворения. Читаем дальше: «Красные цветы мои в садике завяли все.» Казалось, было бы логичнее продолжить с такими эпитетами: «тихие цветы мои», «нежные цветы мои» или «синие цветы мои». Но почему у Рубцова именно красные? Ведь красный цвет – это цвет скрытой тревоги, беспокойства. Эти «красные цветы» как будто разрушают предыдущую лирическую картину безмятежного покоя и умиротворения. Рубцов делает это сознательно. Вспомним его другое, написанное чуть позже лирическое стихотворение «Аленький цветочек» («Домик моих родителей часто лишал я сна…»), где маленький мальчик в конце этого повествования несет за гробом своей матери «аленький цветочек». Здесь, в этом стихотворении, явно слышится перекличка с тем, более ранним произведением. Читаем дальше: «Дремлет на стене моей ивы кружевна тень». Какой необычный и яркий художественный образ! Это ведь ни что иное, как состояние души лирического героя, уставшего от жизни: спокойное, сонное, сумеречное. Но далее опять контраст: «Завтра у меня под ней будет хлопотливый день.» В эпитете «хлопотливый» уже слышится совсем иное, видится другая картина: герой просыпается от долгого бездеятельного сна души. В эпитете «хлопотливый день» слышится уже что-то веселое, деятельное. Он(герой) опять наполняется жизненной силой, энергией. И, словно по завету матери, вновь начинает мастерить старую лодку, чтобы плыть по реке жизни к иным берегам. Все эти многообразные гаммы и оттенки человеческих чувств автор мастерски передает с помощью таких эпитетов, как «ночной», «красные», «речной», «кружевная», «хлопотливый». С их помощью он создает неповторимые художественные образы, такие как «ночная звезда», «красные цветы мои», «лодка на речной мели», «ивы кружевная тень», «хлопотливый день», которые навсегда остаются в сердце. Они оказывают необыкновенно сильное эмоциональное воздействие на читателей, их невозможно забыть.

Читайте также: