Что такое кожный слух

Обновлено: 26.04.2024

Потеря слуха редко волнует молодых людей – тугохость традиционно считается уделом пожилого населения. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, от потери слуха в мире страдает более 460 000 000 человек. И вот, что настораживает врачей по всему свету: эта проблема затрагивает все более молодых людей. Самый частый диагноз при этом – нейросенсорная потеря слуха.

Что такое нейросенсорная потеря слуха

При нейросенсорной потере слуха поражается один из участков нашей слуховой системы: волосковые клетки, структуры внутреннего или среднего уха, участки мозга, которые отвечают за слух. Отличительная черта этого вида снижение слуха – развитие патологии нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва или центральной нервной системы.

Если упустить момент и не заняться болезнью вовремя, то она может развиться до полной глухоты. Это может произойти в течение семи лет или семи часов. Особое внимание следует обратить на то, что потеря слуха по нейросенсорным причинам является необратимой, однако такая тугоухость поддается протезированию. Чтобы узнать, есть ли у вас нарушение слуха, необходимо пройти диагностику.

Нейросенсорная тугоухость – классификация, проявление и лечение

Причины возникновения нейросенсорной тугоухости

Нейросенсорная тугоухость бывает двух видов: врожденной и приобретенной, к тому же это заболевание передается по наследству. Если среди ваших родственников есть слабослышащие люди с таким диагнозом, вам следует обратить особое внимание на защиту вашего слуха от шума – болезнь может не дожидаться ваших преклонных лет и может проявиться даже в молодом возрасте.

Причинами нейросенсорной потери слуха чаще всего становятся:

  • вирусные заболевания, в т.ч. грипп;
  • бактериальные заболевания, например отиты;
  • применение ототоксичных препаратов;
  • травмы ушей, головы, шеи, позвоночника и т.д.
  • болезни сосудов.

Все эти факторы вызывают нарушение циркуляции крови в сосудах головного мозга, которые снабжают кислородом слуховую систему человека, из-за чего гибнут нервные ткани.

Главным признаком нейросенсорной тугоухости является потеря остроты слуха. Шум в ушах, тошнота, головокружение, нарушение координации могут быть сопутствующими симптомами.

Нейросенсорная тугоухость – классификация, проявление и лечение

Формы нейросенсорной потери слуха

Нейросенсорная тугоухость проявляется в двух формах: острой и хронической. Диагноз острой формы ставится в том случае, если симптомы появились и развились за 30 дней. Если проблемы со слухом тревожат человека дольше – то мы имеем дело с хронической формой тугоухости. Следует отметить, что острая форма нейросенсорной потери слуха быстро переходит в хроническую, именно поэтому при первых признаках снижения остроты слуха следует немедленно обратиться за помощью к специалистам.

Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя что это такое?

Также нейросенсорная тугоухость делится на одностороннюю и двустороннюю. Нейросенсорная потеря слуха односторонняя – случай, когда патология коснулась только одно уха, а двусторонняя – обоих ушей.

Лечение нейросенсорной потери слуха

Чтобы поставить диагноз «нейросенсорная потеря слуха», специалист должен провести тональную пороговую аудиометрию – объективное исследование слуха пациента при помощи аудиометра. На человека надеваются специальные наушники, и он берет в руки специальный пульт с кнопкой. В каждое ухо пациента по очереди подают звуки разной частоты и громкости, если человек слышит их, он реагирует нажатием на кнопку. Таким образом формируется аудиограмма – график, отражающий степень и характер нарушения слуха.

Лечение нейросенсорной тугоухости может быть успешным только на самых ранних стадиях. Как мы помним, слух начинает снижаться из-за того, что нервные клетки слухового анализатора плохо снабжаются кислородом. Задача пациента и специалиста своевременно среагировать до того, как они погибнут. Поэтому лечение будет направлено на улучшение циркуляции крови в проблемных зонах. Если человек не получит квалифицированную помощь вовремя, то нейросенсорная потеря слуха станет необратимой.

Как и любую болезнь нейросенсерную тугоухость проще предупредить, чем лечить: здоровый образ жизни, своевременное лечение отитов и вирусных заболеваний, свежий воздух и внимательное отношение к защите от окружающего шума позволит вам сохранить слух здоровым.

В случае если болезнь перешла в хроническую форму – не нужно отчаиваться. Да, последствия необратимы, да, человек уже никогда не сможет слышать сам, но сегодня существуют такие технологии, которые позволяют слабослышащему человеку не только вернуться к живому общению, но и сохранить остаточный слух.

Нейросенсорная потеря слуха, инвалидность

На сегодняшний день в России инвалидность при нейросенсорной потере слуха назначается при 4-й степени снижения. Это самая глубокая степень, за которой следует только полная глухота. Детям статус инвалида присваивают при 3-й степени. Также на инвалидность довольно часто могут рассчитывать, у кого хроническая нейросенсорная потеря слуха, двусторонняя, 3-ей степени и ниже.

Нейросенсорная тугоухость – классификация, проявление и лечение

Слухопротезирование при нейросенсорной тугоухости

Учитывая опыт нашей практики, можно сказать, что лечение нейросенсорной тугоухости бывает успешным только в 10% случаев, но остальные 90%, хоть и являются необратимыми, поддаются слухопротезированию.

Слухопротезирование сегодня – одна из наиболее активно развивающихся отраслей на грани медицины и новейших технологий. Современные цифровые слуховые аппараты созданы с учетом возможности индивидуальной настройки под каждый случай тугоухости индивидуально. Устройство будет обеспечивать пользователю максимальный комфорт при общении, как если бы он смог снова полноценно слышать.

Специалист по слуху «Аудионика» — Кропачева Елена Юрьевна

Кропачева Елена Юрьевна

Врач сурдолог-оториноларинголог. Осуществляет консультативный и диагностический прием по оториноларингологии, сурдологии, слухопротезированию

Кожная чувствительность у глухих. Статико-кинестетические ощущения при глухоте

Кожные ощущения играют большую роль в жизни глухих, создавая условия более полного восприятия окружающей действительности. К кожным ощущениям относятся тактильные (ощущение прикосновения, давления и пр.), температурные (ощущение тепла и холода) и болевые. В коже имеются рецепторы, соответствующие разным видам кожных ощущений. Тактильные ощущения в единстве с кинестетическими образуют осязание.

При потере человеком слуха большую помощь оказывает вибрационная чувствительность, которая может в известной степени заменить слух. Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде через твердые тела и жидкости. Эти колебания могут не создавать ясно воспринимаемых звуков, и вибрация ощущается только благодаря вибрационной чувствительности.

Ощущение вибрации возникает при воздействии на любой участок кожной поверхности, но наиболее чувствительной к вибрационным раздражениям является кожа кончиков пальцев рук. Благодаря вибрационной чувствительности человек может различать вибрации по частоте, силе, дифференцировать различные виды вибрации, воздействующие на те или иные участки кожи.

При сравнении вибрационной и слуховой чувствительности значительно большие преимущества у последней, поскольку слуховой анализатор по сравнению с кожными рецепторами способен воспринимать вибрацию во много раз меньшей интенсивности.

глухота

В программе обучения глухих большое внимание уделяется развитию вибрационных ощущений путем специальных упражнений. Вибрационные ощущения, развитые таким образом, играют большую роль в жизни глухих детей в качестве познавательного средства. К старшему школьному возрасту вибрационные ощущения развиваются у глухих детей относительно больше, чем у слышащих: увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям, умение четко локализовать источник колебаний в пространстве [Соколов В. М., Маркарян С. С.].

В результате тренировок с помощью специальных вибраторов глухие лучше ощущают темп речи, ритм, логическое ударение. С помощью вибрационной чувствительности глухих можно познакомить с музыкой путем специальных вибраторов или воздушным путем (восприятие темпа, ритма музыки).

Статико-кинестетические ощущения. У глухих детей со здоровым вестибулярным аппаратом способность сохранять равновесие формируется путем зрительного восприятия, подобно тому как это происходит у детей с нормальным слухом. При поражении вестибулярного аппарата (в результате перенесенного менингита, скарлатины и других инфекций) у детей наблюдаются расстройства координации движений, шаткая походка.

Кинестетические ощущения и восприятия сигнализируют человеку о напряжении скелетных мышц, о положении частей тела в пространстве. Сохранность кинестетической чувствительности у глухих детей, несмотря на поражение вестибулярного аппарата, позволяет правильно двигаться в пространстве, сохранять равновесие. Выработка этих навыков происходит путем настойчивой, постоянной тренировки в процессе обучения, занятий физкультурой и спортом.

Глухие дети лишены слухового контроля за характером своих движений, поэтому контролирующая роль может осуществляться путем зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий, которые требуют специального развития. Кинестетический контроль особо необходим при овладении различными практическими навыками двигательного характера.

Патология наружного уха - аномалии развития

Орган слуха имеет ряд принципиальных отличий от вестибулярного аппарата. Система восприятия звука зависит от наличия физического контакта с окружающей средой: звуковые волны должны иметь возможность беспрепятственно достигать основного рецепторного органа, улитки. В отличие от органа равновесия, одностороннюю потерю слуха невозможно компенсировать центральными механизмами.

Звук является одним из ключевых стимулов для человеческого сознания, и уже само восприятие определенных звуков может служить источником удовольствия. Двусторонняя потеря слуха при отсутствии лечения ведет к значительным нарушениям, препятствует получению новой информации, установлению социальных контактов, личностному росту.

а) Этапы передачи звуковой волны. Теоретически, анатомическое устройство структур, отвечающих за распространение звуковой волны, не так уж и сложно. В наружном слуховом проходе должен иметься заполненный воздухом просвет, по которому звуковая волна сможет достичь барабанной перепонки. Помимо этого каждый наружный канал имеет резонансную частоту, обеспечивающую усиление звука в диапазоне частот от 3 до 4 кГц (подобно узкому бутылочному горлышку).

Слуховой проход выстлан кожей, в которой, помимо обычных придатков, также имеются серные железы. В медиальной части слуховой проход имеет костную основу, в латеральной — хрящевую. Физиологическим назначением наружного слухового прохода является направление звуковой волны к барабанной перепонке. К сожалению, многие факторы, как врожденные, так и приобретенные, могут вызвать его обструкцию.

У взрослых наиболее распространенной жалобой со стороны ушей является кондуктивная тугоухость в связи с образованием серных пробок. К другим причинам окклюзии наружного слухового прохода относится хронический дерматит кожи слухового прохода (т.е. хронический наружный отит), хроническая инфекция, травмы, остеомы, экзостозы. У детей закупорка слухового прохода чаще всего вызвана скоплением серных масс.

В большинстве случаев, очищение слухового прохода от серы и/или других отложений моментально приводит к восстановлению слуха до изначального уровня.

Аномалии наружного уха - атрезия слухового прохода и микротия

Аномалии наружного уха - атрезия слухового прохода и микротия

б) Врожденная атрезия слухового прохода и микротия. Врожденная микротия с атрезией слухового прохода встречается редко (приблизительно один случай на 1000 живорожденных), встречаемость зависит от расы. Обычно диагноз выставляется в первые дни жизни. Несмотря на желание родителей и направляющих врачей провести оперативное лечение как можно раньше, в первую очередь необходимо выполнить отоакустическую эмиссию на здоровом ухе.

Если получен нормальный результат, значит, вероятнее всего слух на этом ухе будет нормальный, и у ребенка сформируется полноценная речь. В тех случаях, когда выполнить отоакустическую эмиссию невозможно, либо ее результат оказывается отрицательным, для уточнения уровня слуха под общей анестезией или под седацией выполняется исследование слуховых вызванных потенциалов ствола мозга.

При двусторонней атрезии выполнить отоакустическую эмиссию невозможно, поэтому таким детям показано исследование вызванных потенциалов по костной проводимости. Лучевые методы диагностики, такие как КТ височных костей, не добавляют абсолютно никакой диагностической информации, но при этом подвергают ребенка воздействию дозы радиации, эквивалентной 50 рентгенографическим исследованиям органов грудной клетки. Поэтому КТ следует выполнять только непосредственно перед операцией. В США Управление по контролю за продуктами и лекарствами одобрило применение детских слуховых аппаратов костной проводимости (ВАНА) у детей шести месяцев и старше. Поэтому даже в случае двусторонней атрезии слуховых проходов у врачей остается достаточно времени для проведения качественной диагностики и полноценного лечения.

Редким показанием к проведению КТ еще до оперативного лечения по поводу врожденной атрезии слухового прохода (обычно не ранее чем к концу шестого или седьмого года жизни) является подозрение на холестеатому. Иногда результаты КТ заставляют приблизить сроки выполнения операции, но обычно это не единственный решающий фактор. Обычно операцию не проводят до тех пор, пока ребенок не будет готов сотрудничать с врачом, т.к. этот факт крайне важен для ведения послеоперационного периода.

При отсутствии лечения результатом двусторонней кондуктивной тугоухости могут стать нарушения или задержка в развитии речи. Основной упор в таких случаях нужно делать на детальное аудиометрическое обследование и своевременное слухопротезирование, слуховым аппаратом воздушной (если это возможно) или костной вибротактильной проводимости, например, ВАНА. В США использование фиксаторов для протезов ВАНА разрешено у детей с пяти лет. Если ростовые показатели ребенка небольшие, можно подождать, пока кости его черепа не станут достаточно толстыми для того, чтобы в них можно было установить 3-4 мм штифт-фиксатор (обычно к 6-7 годам жизни). В отличие от взрослых, у детей установка ВАНА проходит в несколько этапов. После установки фиксатора необходим шестимесячный период для остеоинтеграции штифта. После этого на него крепится специальная опора, а мягкие ткани вокруг штифта истончаются.

Взрослые пациенты с частичным стенозом наружного слухового прохода могут предъявлять жалобы на сильный зуд и выделения; часто в анамнезе у них имеется множество эпизодов снижения слуха, которые сочетались с воспалением наружного слухового прохода. При осмотре определяется воспаление кожи слухового прохода и его сужение. При наличии показаний может выполняться КТ височных костей, которая позволяет оценить протяженность сужения, анатомию среднего уха, целостность цепи слуховых косточек и слуховой капсулы, ход внутривисочной части лицевого нерва.

Консервативное и хирургическое лечение стеноза наружного слухового прохода может представлять значительные сложности, тем не менее, часто оно бывает эффективным. При воспалении и утолщении кожи наружного слухового прохода используют топические кортикостероиды, противогрибковые и антимикробные средства. В тяжелых случаях для полного выздоровления требуется хирургическое лечение: иссечение пораженной кожи, пластика канала (расширение костной части слухового прохода) с последующим укрытием дефекта свободными расщепленными кожными трансплантатами. Для приживления лоскутов следует аккуратно затампонировать и в течение шести недель педантично проводить туалет наружного слухового прохода.

микротия

Микротия, атрезия наружного слухового прохода и проводящая глухота.
Вид сбоку. Видны двусторонняя микротия и отсутстпие отверстия наружного слухового прохода.
Наружный слуховой проход отсутствует. (из В. Konigsmark et al., Arch. Otolaryngol.).

Лечение атрезии наружного слухового прохода у детей представляет собой еще более сложную проблему. Недоразвитие мягких тканей ушной раковины, близость костей свода черепа и полная атрезия затрудняют обнаружение нормального месторасположения наружного слухового прохода. Слуховые косточки часто деформированы; наковальня и молоточек сливаются друг с другом и фиксируются к барабанному кольцу; барабанная перепонка может отсутствовать. Очень часто лицевой нерв имеет атипичное расположение в барабанной полости. Из-за недостаточной высоты барабанного кольца расстояние от суставной ямки височной кости до средней черепной ямки может быть крайне ограниченным, из-за этого сформировать слуховой проход достаточной ширины часто оказывается невозможным.

Из-за такой недостаточной верхне-нижней дистанции слуховой проход часто приходится смещать назад и кверху, где его ход не всегда точно совпадает с расположением реконструированной барабанной перепонки. Для успешного проведения реконструкции наружного слухового прохода у детей требуется высококлассная хирургическая техника и тщательный послеоперационный уход. За эту операцию не должны браться неопытные хирурги и врачи, которые занимаются отохирургией время от времени. Родителей необходимо предупредить, что всегда существует вероятность повторного стеноза слухового прохода, даже если сразу после операции его ширина была достаточной.

Из-за этого часто приходится выполнять повторные операции. Рекомендуется во время хирургического вмешательства (первичного или повторного) взять слепки для индивидуальных берушей, которые пациенту следует использовать ночью для поддержания просвета наружного слухового прохода. Требуется частый и тщательный послеоперационный уход. Даже если тяжесть кондуктивной тугоухости не снизилась до уровня, необходимого для восприятия тихой речи (30 дБ), наличие широкого слухового прохода делает возможным использование слуховых аппаратов костной проводимости.

Другим вариантом реабилитации является использование слуховых аппаратов костной проводимости. У взрослых старше 18 лет и у детей после пяти лет может использоваться ВАНА с костной фиксацией; у взрослых старше 18 лет — слуховой аппарат с проведением звука через зубы (Sound Bite; Sonitus Medical, San Mateo, CA); а у детей — традиционный ВАНА, фиксирующийся к голове лентой. Каждое устройство работает за счет вибротактильной стимуляции улитки и костей черепа. Фиксатор ВАНА (штифт) устанавливается за атрезированный слуховой проход, где он подвергается остеоинтеграции. Слуховые аппараты с проводимостью по зубам передают вибрацию на моляры верхней челюсти.

Традиционные аппараты слуховой проводимости вибрируют на волосистой части головы. Вибрация через кости всего черепа передается на ипсилатеральную улитку. В большинстве случаев такие устройства позволяют значительно уменьшить степень кондуктивного снижения слуха (т.е. при обследовании важно в первую очередь оценить сохранность звуковосприятия). Поскольку ВАНА работает через кожу, для его нормальной работы кожу вокруг фиксатора нужно истончить хирургическим путем.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Осязательное восприятие у глухих. Память при глухоте

Осязание как процесс восприятия и познания предметов приобретает особо важное значение у глухих детей, так как помогает овладевать устной речью. Формирование осязания у глухих детей происходит медленнее, чем у слышащих. Многочисленные исследования показали, что распознавание различных предметов путем осязания у глухих детей более затруднено, чем у слышащих.

При этом плоские изображения предметов по сравнению с объемными опознаются глухими с большим трудом (затруднено узнавание предметов по их контурам). Однако на протяжении обучения осязательное восприятие у глухих детей развивается, хотя и не достигает к концу обучения уровня слышащих детей, поскольку этому мешает недостаточное развитие речи и мышления глухого ребенка.
Нарушения вкусовой чувствительности и обоняния при глухоте отсутствуют, а возможности развития этих органов чувств достаточно велики, что демонстрирует в своих наблюдениях слепо-глухая О. И. Скороходова.

Память у глухих. Остановимся кратко на различных видах памяти у глухих. Экспериментальные исследования образной памяти показали, что непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых предметов у глухих не отличается от такого запоминания у слышащих, а преднамеренное (целевое), запоминание, требующее мысленного анализа, снижено в связи с общей замедленностью мыслительных процессов у глухих детей вследствие трудностей овладения речью. Словесная память развивается в процессе овладения словесной речью, и у глухих детей наблюдается задержка ее развития.

В то время как слышащий ребенок к двухлетнему возрасту уже овладевает простейшей словесной речью, глухой только начинает усваивать отдельные слова. У глухих детей в процессе специального обучения часто наблюдаются искажение буквенного состава слов, а также особенность запоминания слов: менее успешно глухие дети запоминали пары слов, имеющих смысловую общность. Трудность запоминания фраз, пропуски в них отдельных слов, нарушающие смысловое значение, довольно характерны для глухих детей и связаны с ограниченностью словесного фонда и задержкой развития словесной речи.

память при глухоте

Вопрос о наличии у глухих детей смысловой памяти (а не только механической) на основании экспериментальных исследований решен положительно, хотя можно отметить в ряде случаев неполное понимание предметных отношений, их упрощение, обеднение содержания, но не отсутствие понимания текста. Наблюдаемое педагогами забывание материала определяется сниженным уровнем развития словесной речи, а не мозговой, функциональной недостаточностью.

Бессмысленный набор слов забывается очень быстро после его заучивания, содержание же рассказа можно запомнить на всю жизнь. Психологические опыты показали, что отсроченная память в раннем школьном возрасте у глухих мало развита, но в процессе специального обучения, овладевания приемами произвольного запоминания (классификация и систематизация материала, разбивка на части, выделение опорных пунктов и пр.) она может быть развита до уровня, свойственного слышащим детям.

В процессе усвоения знаний большую роль играет воображение. Читающий художественное произведение школьник представляет себе его образы. Образы, которые формируются у глухих детей, иногда не соответствуют литературным, что связано с непониманием прочитанного текста. По мере обучения глухие дети с помощью рисунка более точно и правильно изображают образы и события литературного текста, но все же у них остаются затруднения в изображении пространственного расположения объектов.

Творческое воображение как важнейший познавательный процесс, оперирующий представлениями памяти, опирающийся на прошлый опыт, имеет определенные особенности у глухих. Изучение творческих реконструкций литературных текстов и особенностей творческих описаний картин у глухих детей позволило установить, как правило, меньшее развитие творческого воображения по сравнению со слышащими детьми. Глухие дети испытывали трудности при замене действующих лиц, изменении ситуации. Описания картин были менее художественны, поскольку в них отсутствовали звуковые элементы и временной фактор (даются описания лишь настоящего момента).
Однако в результате школьного обучения творческое воображение глухих детей совершенствуется.

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.


Наружный слуховой проход - извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка - это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток - Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.


Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.


Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Специалист по слуху «Аудионика» — Орлова Наталья Михайловна

Орлова Наталья Михайловна

Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Читайте также: