Что такое дублирование кожи

Обновлено: 28.03.2024

Дублирующие материалы можно разделить на 2 группы: для уплотнения кожи и для придания объёма деталям из кожи.

Кожа тянется в различных направлениях и чем она тоньше, тем сильнее тянется. Это может усложнить задачу при пошиве и эксплуатации изделий. Чтобы уплотнить кожу, опытные мастера применяют специальные материалы, способные придать жесткость и плотность деталям. Многие из этих материалов имеют клеевой слой, для активации которого необходимо прогревание утюгом. Прежде чем использовать их, убедитесь, что кожа, с которой вы работаете, выдерживает такой нагрев.

К материалам для уплотнения относятся: спанбонд клеевой, флизелин, прокламелин, дублерин, картон, кожкартон, рециклированная (переработанная) кожа, пластик, кожа и т.д.

Если необходимо придать изделию дополнительный объем, мягкость и т.д. используют другие дублирующие материалы – поролон, изолон и т.д.

Чаще всего используют кожкартон и рециклированную кожу без покрытия. Это рулонные листовые материалы, состоящие из спрессованных натуральных волокон кожи со связующими полимерами. Также их часто называют композитная или прессованная кожа.

Многие путают их. Различие в том, что кожкартон состоит из смеси волокон целлюлозы, волокон кожи и связующих полимеров для склеивания, а композитная кожа не содержит в своём составе волокон целлюлозы (только волокна кожи и связующее). Эти материалы имеют высокую прочность, легко обрабатываются, устойчивы к механическим повреждениям, не пропускают клей через поры. На урезе обрабатываются так же, как и основная кожа.

Одним из самых популярных производителей рециклированной кожи без покрытия, представленной на нашем рынке является Salamander. Материал производится в толщинах: от 0,25мм до 7,5мм (чаще встречаются — 0,4мм, 0,6мм, 0,8мм, 1,2мм). Выпускается в трёх цветах: чёрный, серый (экстра), бежевый (натура).

Дублирующие материалы как правило располагаются в изделии между кожей и подкладкой и чаще всего их не видно в готовом изделии.

Подкладка в изделии не обязательна. Всё зависит от задумки и необходимости ее применения.

Подкладку используют для защиты деталей изделия изнутри от механических повреждений, от деформаций (подклад берёт на себя часть нагрузки, разгружая основной материал изделия, защищая от вытягивания) и от различных загрязнений.

Подкладку используют для маскировки внутренних недочётов изделия: чтобы закрыть лохматую бахтарму или другие дефекты кожи на бахтарме, чтобы закрыть используемые материалы для дублирования, врезные карманы, кедер и т.д., чтобы придать красивый или необычный внешний вид изделию.

Подкладку используют для организации внутреннего пространства изделия, например, для размещения карманов внутри сумки.

Дубление является очень важным процессом производства кожи, в ходе которого подготовленное гольё превращается соответственно в кожу для верха или низа обуви, для одежды и галантерейных изделий, техническую, шорно-седельную и т.д. Гольё ещё не имеет свойств кожи. Оно, как и мокрое сырьё, загнивает при хранении в тёплом месте, становится жёстким и рогообразным при высушивании. Устранение этих свойств, не приемлемых для готовой кожи, достигается дублением. Дубящие вещества химически связываются с коллагеном дермы, образуя как бы скрепляющую сетку и фиксируя её структуру, вследствие чего свойства дермы необратимо меняются. В результате дубления кожа становится устойчивой к действию влаги, микроорганизмов и повышенной температуры — приобретает термостойкость и определённые физико-механические свойства: прочность, способность к упругим и пластическим деформациям, формованию и целый ряд других необходимых эксплуатационных свойств.

Дубление осуществляется при помощи различных дубильных материалов, содержащих дубящие вещества.

Дубильные материалы бывают нескольких видов:

  1. Растительные дубильные материалы, содержащие растительные дубильные вещества — танниды. Танниды находятся в листьях, коре, древесине, корнях, патологических наростах (орешках). Сгущенные водные вытяжки из содержащих танниды частей растений называют дубильными экстрактами.
  2. Минеральныедубильные материалы, содержащие дубильные вещества — основные соли тяжёлых металлов — хрома и алюминия.
  3. Синтетическиедубильные материалы (синтаны), содержащие дубильные вещества, являющиеся продуктами органического синтеза.
  4. Жировыедубильные материалы — жиры некоторых морских животных и рыб (рыбий жир, тюленья ворвань и т.д.)

Основные виды дубления:

Дубление минеральными дубящими веществами

  • Хромовое (основные соли трёхвалентного хрома)
  • Алюминиевое (основные соли алюминия)
  • Циркониевое (соединения циркония)
  • Титановое (соединения титана)

Дубление органическими дубящими веществами

  • Растительное (дубящие вещества растительного происхождения)
  • Синтанное (синтетические дубящие вещества (синтаны))
  • Жировое (непредельные жиры, главным образом ворвань)
  • Альдегидное (формальдегид и глутаровый альдегид)
  • Хромтаннидное
  • Алюмосинтанное
  • Хромсинтанное
  • Хромциркониевосинтанное

В зависимости от вида дубления кожа, получаемая из одного и того же сырья, приобретает различные свойства. На отечественных заводах наиболее распространено хромовое дубление, а также различные виды комбинированного дубления.

Хромовое дубление

Плюсы хромового метода дубления

  • меньшее время обработки
  • кожа более тонкая
  • стоимость дубителей ниже, как следствие готовая кожа дешевле
  • кожа обладает большим пределом прочности при растяжении
  • кожа обладает большей тягучестью
  • кожа эластичная и упругая
  • кожа устойчива к действию высоких температур
  • кожа устойчива к действию влаги и пота
  • кожа более износоустойчива

Недостатки хромового метода дубления:

  • не экологичное производство
  • кожа менее пластична, плохо формуется и сохраняет рисунок плиты (тиснение)

В результате хромового дубления уже через 24 часа из голья получается полуфабрикат — wet-blue. Характерный серо-голубой цвет кожа приобретает из-за солей хрома.

Дубление осуществляется преимущественно в барабанах в жидкой среде (растворе необходимых для дубления веществ). При вращении барабанов происходит перемешивание, ускоряющее процесс. Эффективность дубления (равномерность и быстрота проникновения дубящих веществ) зависит от вида сырья, характера подготовки его к дублению, природы дубящего вещества, способа приготовления дубящего раствора и его концентрации, температуры и pH, времени дубления и др. На процесс дубления существенное влияние оказывают также основность дубящего раствора и присутствие стабилизирующих веществ.

Алюминиевое дубление

Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Устойчивые дубящие комплексы можно получить при сочетании алюминия с хромом, с растительными и некоторыми синтетическими дубителями.

Циркониевое дубление

Основные сульфатные соединения циркония обладают хорошей наполняющей способностью и по своей дубящей способности приближаются к соединениям хрома. Дубление кожи соединением циркония — сульфатоцирконатом натрия — применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана в кожевенной промышленности применяется преимущественно при дублении кож для низа обуви. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Растительное дубление

Плюсы растительного метода дубления:

  • экологически чистое (такая кожа может быть переработана)
  • кожа более плотная
  • кожа насыщенного тёплого цвета
  • кожа гипоаллергенна (не вызывает аллергии)
  • кожа обладает плохой тягучестью и низким удлинением, что полезно для производства, например, ремней
  • хорошо формуется и сохраняет рисунок плиты (тиснение)

Недостатки растительного метода дубления:

  • длительное время обработки (до 14 месяцев)
  • кожа может легко окрашиваться в присутствии железа
  • растительные дубители стоят дороже, как следствие сама кожа стоит дороже
  • кожа не устойчива к действию ультрафиолета, поэтому со временем «загорает» (темнеет)
  • нагревание может привести к ломкости и растрескиванию кожи

Растительное дубление также осуществляется в барабанах. Но на некоторых предприятиях до сих пор активно применяются и старые технологии, такие как дубление погружением или замачиванием. Процесс дубления при таком способе очень длительный и протекает от нескольких недель, до нескольких месяцев. Для одних это дань традициям, для других — единственная возможность.

Марокко. Никакой механизации. Никакой химии, как утверждают. Всё натуральное. Кожу дубят вымачиванием в чанах с раствором растительного дубителя.

Традиционное растительное дубление погружением на фабрике Horween, Чикаго, США, основанной в 1905г. Кожу дубят вымачиванием в чанах с раствором дубителя.

Чисто растительное дубление на отечественных заводах не применяется. Однако растительные дубящие вещества играют большую роль в широко распространённом хромтаннидном методе дубления.

Синтанное дубление

В настоящее время с целью охраны лесных насаждений растительные дубители в значительной мере заменяют синтетическими дубителями, выпускаемыми химической промышленностью. Некоторые из них являются полноценными заменителями таннидов и значительно дешевле их. Сочетание синтетических и растительных дубителей позволяет повысить растворимость последних, способствует более быстрому прониканию их в полуфабрикат и сокращает длительность дубления.

В результате комбинированного растительносинтанного (РС) дубления получается полуфабрикат wet-white. Он не содержит хрома, поэтому не имеет серо-голубой окраски. Такой полуфабрикат более экологичный и его проще окрашивать в светлые и пастельные тона. Кожу, дублёную без применения солей хрома, называют кожей бесхромового дубления (БХД) или chrome-free-leather.

Жировое дубление

Жировое дубление — один из старейших методов дубления. В настоящее время оно применяется при производстве замши. Процесс жирового дубления в среднем длится 96 часов. Кожа жирового дубления (замша) характеризуется большей мягкостью, значительным формированием объёма. Она не смачивается водой, но смачивается органическими растворителями. Техническая замша применяется при фильтровании бензина, при этом от него отделяются даже следы воды.

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа, дубленая формальдегидом, отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота, щелочей и растворителей, поэтому может применяться для изготовления протезов. Недостаток — малая наполненность кожи, поэтому формальдегидное дубление комбинируют с другими видами. Глутаровая кожа характеризуется хорошим наполнением и мягкостью. Глутаровый альдегид применяют для додубливания кож хромового дубления.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Отделка кожи (Leather Finishing) — это совокупность всех операций, которые выполняются после выделки (дубления, додубливания, окрашивания, жирования) и сушки кожи, чтобы улучшить сортность, и придать ей и её поверхности необходимые свойства и внешний вид.

Все отделочные операции можно разделить на 2 группы:

— операции, связанные непосредственно с нанесением покрытий различными способами

— механические операции с кожей и нанесёнными на неё покрытиями: шлифование, полировка, мягчение, разбивка в барабане, растяжка, прессование и тиснение на проходных или гидравлических прессах, глазирование и т.д.

Для чего производится отделка кожи? Какие задачи перед ней стоят?

Основные задачи, которые стоят перед отделкой кожи:

  • Повышение сортности: маскировка дефектов, выравнивание поверхности и придание ей однородности.Таким образом повышается полезная для использования площадь, как следствие, повышается сортность кожи, и в конечном итоге возрастает её стоимость.
  • Защита поверхности: хорошая адгезия (чтоб покрытие не отпало), устойчивость к мокрому и сухому трению (чтоб покрытие не истиралось), устойчивость к изгибу (чтоб покрытие не повреждалась при многократном изгибе) в том числе на морозе, устойчивость к действию ультрафиолета (к выгоранию), устойчивость к действию воды (намокание, промокание), а также многочисленные специфичные требования, предъявляемые к автомобильным кожам (устойчивость к появлению пятен от тлеющего окурка и т.д.)
  • Придание модного внешнего вида: цвет и различные цветовые эффекты, фактура поверхности (гладкая или рельефная),блеск или матовость, ощупь (тормозящая, восковая, шелковистая, скользкая, сухая, тёплая, жирная и т.д.)

Общий принцип отделки кожи и порядок покрытий:

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

— грунт (pre base coat)

— основное покрытие (base coat, main coat)

— защитное покрытие (top coat)

(подробнее о назначении каждого типа покрытия будет рассказано в одной из следующих статей)

Для выбора отделки необходимо чётко понимать:

— каково назначение кожи?

— какие специальные требования предъявляются к коже?

— подходит ли данный краст для этих целей?

— кожа будет лицевая или подшлифованная?

— какое оборудование доступно для нанесения покрытий?

— кто конечный потребитель кожи?

Только ответив на эти вопросы, можно определиться с видом отделки, и переходить к выбору материалов для необходимых отделочных покрытий.

Различают 5 основных типов отделки:

  • прозрачная (анилиновая, aniline)
  • полу-прозрачная (полу-анилиновая, semi-aniline)
  • кроющая (пигментная, pigmented)
  • восковая (waxed)
  • отделка шлифованием (нубук, велюр)

Анилиновая отделка. Применяется только на лицевой коже (full grain). Поверхность такой кожи окрашена прозрачными красителями, или покрытие может вовсе не содержать красители. Полностью видна натуральная структура поверхности, неоднородная и неповторимая для каждого вида кожи. Это является её отличительным знаком. Производится на красте любого типа дубления. Для производства таких кож отбирают самое лучшее сырьё с минимальным повреждением поверхности. Поэтому и стоимость готовой анилиновой кожи как правило выше. Имеет минимальную защиту поверхности, на ней видны все пороки и дефекты исходного сырья, также довольно легко остаются повреждения при эксплуатации: царапины, потёртости и т.д. Обладают хорошей воздухо-, паро- и водопроницаемостью. Благодаря этому, а также из-за отсутствия защиты такие кожи со временем патинируются (загорают на солнце, темнеют от впитывания потожировых выделений человека, а также грязи), склонна к окрашиванию и выцветанию.

Есть нюанс: анилиновой кожей также называют кожу, прошедшую окрашивание во время красильно-жировальных процессов, но ещё не прошедшую отделку, то есть любой краст с накрасом. В дальнейшем такая кожа может быть подвергнута любому типу отделки и соответственно приобретет название того типа отделки.

В случае с восковой отделкой и ворсовыми кожами — в красильно-жировальных и отделочных процессах также применяются только анилиновые красители. Но из-за принципиальных отличий и просто для удобства восприятия и понимания — мы посчитали, что подобные типы отделки логичнее выделить в отдельные типы.

Полуанилиновая отделка кожи применяется только на лицевой коже (full grain). На поверхность кожи наносятся покрытия с использованием прозрачных красителей в смеси с небольшим количеством пигментов, для небольшого выравнивания цвета по площади и тонировки. Также обладают слабой защитой поверхности, но немного более устойчивы к различным факторам, чем анилиновые.

Если анилиновая кожа — это природная красота, то полуанилиновая — это лёгкий макияж.

Пигментная отделка — наиболее широко применяемая. Применяется на лицевой коже (full grain leather), на подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Отделка заключается в нанесение на поверхность кожи покрытий, содержащих в своём составе пигменты и плёнкообразователи (полимеры), которые позволяют замаскировать дефекты и пороки краста, придать поверхности нужный цвет и другие свойства. Цвет пигментных кож как правило равномерный и однородный. Отличаются хорошей защитой поверхности. Применяются для обувной, галантерейной, мебельной, автомобильной и т.д. кожи

Нубук — анилиновая кожа с подшлифованной лицевой поверхностью (corrected grain leather), бархатистой на ощупь. Сверху на ней отсутствуют покрытия, образующие покрывные плёнки, поверхность остаётся ворсистой. Относится к ворсовым кожам, но не нужно путать с замшей (принципиально отличаются по способу дубления). Важными параметрами качества нубука являются степень фиксации окраски (пачкается) и гидрофобности (устойчивости к промоканию). Для нубука характерен «пишущий эффект», небольшое изменение цвета при заглаживании ворса в разные стороны. Нубук чаще всего применяется для производства обуви.

Восковая отделка заключается в нанесении на поверхность кожи смеси восков, масел и парафинов в различных пропорциях, различным методом (горячим или холодным) и, при необходимости, последующим нанесением защитных покрытий. Характерной чертой многих восковых отделок является изменение цвета, вот некоторые варианты:

  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи светлеет при изгибе и вытягивании, проявляет изначальный цвет основы краста — такой эффект называется «pull-up эффект».
  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи при изгибе и вытягивании, проявляет цвет покрытия, нанесённого перед воском — такой эффект называется «flor-up эффект» или «aladdin». Чаще всего на чёрном красте из-под чёрного цвета покрытия проявляется какой-то другой цвет (красный, синий и т.д.)
  • воск, придающий белёсость поверхности кож типа White Wax, при полировке (нагревании) становится прозрачным, проявляя изначальный яркий цвет кожи. Часто такой эффект называют «снежная полировка».

Восковые отделки могут применяться на лицевой коже (full grain), подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Чаще всего восковые кожи применяются для производства обуви и кожгалантереи.

В восковых отделках для изменения цвета краста также могут применяться анилиновые красители.

Вам неоднократно приходилось встречать у нас выражение «кожа растительного дубления», когда мы рассказываем о качественном натуральном материале. Именно из такой кожи изготавливают эксклюзивные вещи, украшенные тиснением и резьбой. Процесс дубления в кожевенном деле чрезвычайно важен, ведь от него зависит, какие свойства приобретёт выделанная кожа, и для чего она впоследствии будет использоваться.

Виды дубления кожи, фото № 1

Что такое дубление

Натуральная кожа, уж простите за излишне живописные подробности, это снятая с животного шкура, обработанная специальными дубильными составами. После дубления кожа становится более прочной и износостойкой, но при этом сохраняет эластичность, необходимую для её использования в различных целях.

Виды дубления кожи, фото № 2

Без специальной обработки кожа через какое-то время, как и любой другой продукт животного происхождения, начинает гнить. Чтобы замедлить процесс разложения и довезти сырьё до кожевенного завода, свежеснятые шкуры обильно посыпают солью. На предприятии шкуры промывают, очищают от шерсти и погружают в дубильный раствор, чтобы заполнить поры дубильными веществами, предотвращающими размножение гнилостных бактерий.

Виды дубления кожи, фото № 3

Обработка происходит в специальном барабане, который вращают, чтобы кожа пропитывалась дубителем равномерно по всему объёму. Немаловажным условием является соблюдение температурного режима, ведь от него зависит, насколько активно протекает диффузия дубителя в структуру кожи без повреждения органических молекул сырья. Правильное дубление с соблюдением всех тонкостей технологии – залог высокого качества готовой кожи.

Виды дубления кожи, фото № 4

Разновидности дубления кожи

В древности для обработки кожи использовались исключительно природные средства. Наиболее распространённым способом было вымачивание в настое коры дуба, от которого, собственно говоря, процесс дубления и получил своё название. Для некоторых видов кожи (шагрени, сафьяна) в качестве основного дубильного раствора выступал настой ивовой коры. С развитием промышленной химии для дубления стали использовать минеральные и органические вещества, а также комбинированные методы, сочетающие применение минералов и органики. Сегодня в кожевенном производстве используются следующие виды дубления:

  • хромовое, с использованием соединений хрома, придающих бахтарме зеленоватый оттенок, в результате чего кожа становится прочной, но легко пропитывается водой;
  • алюминиевое, с применением алюминиевых квасцов для обработки козьих и овечьих шкур, чтобы получить лайку;
  • циркониевое, в результате которого получается очень прочная кожа белого цвета;
  • титановое, применяемое обычно в качестве одного из этапов комбинированных методов дубления;
  • жировое, когда кожа обрабатывается китовым или рыбьим жиром для выделки замши;
  • танидное, для которого используются натуральные и синтетические таниды;
  • синтанное, используемое как часть технологии в комбинации с хромовым или циркониевым дублением для ускорения процесса;
  • альдегидное, с применением глутарового альдегида, чтобы получить прочную кожу, которая не портится от контакта с водой, потом и другими веществами;
  • растительное, с использованием экстрактов из коры дуба, ивы, мимозы, ореха либо лиственницы, в результате чего получается очень красивая, эластичная и износостойкая кожа.

Несмотря на разнообразие современных дубильных веществ, растительное дубление остаётся востребованным и актуальным для изготовления эксклюзивных изделий из тиснёной и гравированной кожи. Материал, обработанный экстрактом коры, приобретает благородный рыжевато-коричневый цвет. Изменяя концентрацию дубильного раствора и используя разные сорта коры, кожевенники получают кожу разных оттенков.

Виды дубления кожи, фото № 5

Процесс занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, хромовое дубление. Полный цикл выделки кож по старинной технологии длится примерно год, поэтому стоимость материала весьма высока. Впрочем, возможность изготовления уникальных по своей эстетике и экологичности изделий полностью оправдывает трудоёмкость и длительность растительного дубления.

Спанбонд. Этот материал бывает чёрный и белый, разной толщины. Я использую чёрный спанбонд толщиной 80-100 микрон для уплотнения некоторых деталей сумки и более плотный 130-150 микрон для дублирования передней и задней стенок сумки. Его тоже лучше не приклеивать по всей поверхности, а закрепить по периметру. Ну или приклеить на клей или двусторонний скотч, если это, например, место, куда будут пришиты ручки к сумке, стенки которой ничем дублировать не нужно. Также из этого материала я всегда делаю макеты будущих сумок, чтобы проверить правильность выкройки и подогнать её под то, что нам надо. Сумку «Мишка на велике» я дублировала спанбондом. И её верх, и её низ из лакированной кожи, хотя последнее может быть было излишне, но мне хотелось, чтоб она точно стояла и не кособочила. Таким же образом я дублировала детали сумочки «Бабочка».

 photo IMG_1483_zpsfc80104b.jpg

Изолон. Он тоже бывает клеевой и не клеевой. Я пока использовала только клеевой. В 80 % сумок я использую для дублирования деталей именно этот материал, толщиной 2 мм. Вырезаю деталь из изолона чуть меньше кожаной детали, так как он не должен попасть в шов. Клей скапливается на иголке и машинке это не нравится. Это единственное неудобство. В основном материал прекрасно себя ведёт, если кожа подобрана подходящая: достаточно плотная, в меру жёсткая и ни в коем случае не тянущаяся. Хотя можно и к тянущейся попробовать приклеить изолон, но результат непредсказуем. А приклеивается он так: отклеиваем от него защитный слой и у нас в руках остаётся материал, с одной стороны которого липкий слой. Его и приклеиваем на изнанку кожаной детали. В сумке «Морской конёк» я использовала изолон. Приклеивала отдельно к каждой детали передней и задней стенки, потом сшивала все детали вместе… Конечно, проще, когда можно приклеить изолон сразу на всю деталь передней или задней стенки, но там у меня объёмная деталь получалась и между деталей – жилка, обтянутая кожей, так что такой вариант не подошёл.

 photo IMG_4157_zps972b430f.jpg

Кожгалантерейный картон. Это замечательный материал. В меру гибкий, в меру толстый. В основном я уплотняю им дно. Иногда в дополнение к изолону. Или я уплотняю им невыворотный клатч, такой как «Чёрный с бантом бабочкой». Вообще, картон – для изделий, которые не надо выворачивать. Но если только дно уплотнить, то вывернуть можно. Или бывает, что такое вот картонное дно, обшитое подкладочным материалом, делается отдельно, и его можно даже вынуть из сумки.

В клатче из ткани «Синий с бантом бабочкой» я использовала одновременно и клеевой изолон и кожгалантерейный картон. Наклеила изолон на изнанку ткани, а потом в почти уже готовую сумку всунула картон. Но может быть можно было бы наклеить изолон на картон и всунуть такую деталь в конце работы над сумкой.

Бывают сумки, в которых вообще почти ничего уплотнять не нужно. Это зависит от модели сумки и от правильно подобранной кожи. Например, рюкзак, который сделал на занятиях Артём. Он без подкладки. И кожу мы подобрали такую, чтобы и без всяких уплотнений он смотрелся хорошо. Мы продублировали только дно. Кожей. То есть выкроили два дна и склеили их между собой резиновым клеем. Получилось довольно плотное дно, и изнутри оно смотрится красиво.

Вроде всё.

В следующий раз напишу про… Честно говоря, пока не знаю про что. Скорее всего, это будет выкройка сумки и описание работы, но если нет, то сорри, позже. Всем – свежего воздуха, тёплого моря и ровного загара.

P. S. Мы всё ещё в отпуске. Наш энтузиазм по поводу того, чтобы ходить на море два раза в день, несколько поугас, поэтому мы ходим на море только один раз, ближе к вечеру, а от невыносимой дневной жары спасаемся дома. Вчера у нас был большой семейный пикник: мы жарили сардельки на берегу моря, ели арбуз и ещё много всяческой еды и, конечно, купались до одурения! :)

Читайте также: