Что такое асинхронный кож

Обновлено: 25.04.2024

В ECMAScript версии 2017 появились async functions и ключевое слово await (ECMAScript Next support in Mozilla). По существу, такие функции есть синтаксический сахар над Promises и Generator functions (ts39). С их помощью легче писать/читать асинхронный код, ведь они позволяют использовать привычный синхронный стиль написания. В этой статье мы на базовом уровне разберёмся в их устройстве.

Примечания: Чтобы лучше понять материал, желательно перед чтением ознакомиться с основами JavaScript, асинхронными операциями вообще и объектами Promises.
Цель материала: Научить писать современный асинхронный код с использованием Promises и async functions.

Основы async/await

Ключевое слово async

Ключевое слово async позволяет сделать из обычной функции (function declaration или function expression) асинхронную функцию (async function). Такая функция делает две вещи:
- Оборачивает возвращаемое значение в Promise
- Позволяет использовать ключевое слово await (см. дальше)

Попробуйте выполнить в консоли браузера следующий код:

Функция возвращает "Hello" — ничего необычного, верно ?

Но что если мы сделаем её асинхронной ? Проверим:

Как было сказано ранее, вызов асинхронной функции возвращает объект Promise.

Также можно использовать стрелочные функции:

Все они в общем случае делают одно и то же.

Чтобы получить значение, которое возвращает Promise, мы как обычно можем использовать метод .then() :

Итак, ключевое слово async , превращает обычную функцию в асинхронную и результат вызова функции оборачивает в Promise. Также асинхронная функция позволяет использовать в своём теле ключевое слово await, о котором далее.

Ключевое слово await

Асинхронные функции становятся по настоящему мощными, когда вы используете ключевое слово await — по факту, await работает только в асинхронных функциях. Мы можем использовать await перед promise-based функцией, чтобы остановить поток выполнения и дождаться результата её выполнения (результат Promise). В то же время, остальной код нашего приложения не блокируется и продолжает работать.

Вы можете использовать await перед любой функцией, что возвращает Promise, включая Browser API функции.

Конечно, на практике код выше бесполезен, но в учебных целях он иллюстрирует синтаксис асинхронных функций. Теперь давайте перейдём к реальным примерам.

Переписываем Promises с использованием async/await

Давайте посмотрим на пример из предыдущей статьи:

К этому моменту вы должны понимать как работают Promises, чтобы понять все остальное. Давайте перепишем код используя async/await и оценим разницу.

Согласитесь, что код стал короче и понятнее — больше никаких блоков .then() по всему скрипту!

Так как ключевое слово async заставляет функцию вернуть Promise, мы можем использовать гибридный подход:

Можете попрактиковаться самостоятельно, или запустить наш live example (а также source code).

Минуточку, а как это все работает ?

Вы могли заметить, что мы обернули наш код в функцию и сделали её асинхронной с помощью async . Это было обязательно - нам надо создать контейнер, внутри которого будет запускаться асинхронный код и будет возможность дождаться его результата с помощью await, не блокируя остальной код нашего скрипта.

Внутри myFetch() находится код, который слегка напоминает версию на Promise, но есть важные отличия. Вместо того, чтобы писать цепочку блоков .then() мы просто использует ключевое слово await перед вызовом promise-based функции и присваиваем результат в переменную. Ключевое слово await говорит JavaScript runtime приостановить код в этой строке, не блокируя остальной код скрипта за пределами асинхронной функции. Когда вызов promise-based функции будет готов вернуть результат, выполнение продолжится с этой строки дальше.

Значение Promise, которое вернёт fetch() будет присвоено переменной response только тогда, когда оно будет доступно - парсер делает паузу на данной строке дожидаясь этого момента. Как только значение доступно, парсер переходит к следующей строке, в которой создаётся объект Blob из результата Promise. В этой строке, кстати, также используется await , потому что метод .blob() также возвращает Promise. Когда результат готов, мы возвращаем его наружу из myFetch() .

Обратите внимание, когда мы вызываем myFetch() , она возвращает Promise, поэтому мы можем вызвать .then() на результате, чтобы отобразить его на экране.

К этому моменту вы наверное думаете "Это реально круто!", и вы правы - чем меньше блоков .then() , тем легче читать код.

Добавляем обработку ошибок


Чтобы обработать ошибки у нас есть несколько вариантов

Мы можем использовать синхронную try. catch структуру с async / await . Вот изменённая версия первого примера выше:

В блок catch() <> передаётся объект ошибки, который мы назвали e ; мы можем вывести его в консоль, чтобы посмотреть детали: где и почему возникла ошибка.

Если вы хотите использовать гибридный подходы (пример выше), лучше использовать блок .catch() после блока .then() вот так:

Так лучше, потому что блок .catch() словит ошибки как из асинхронной функции, так и из Promise. Если бы мы использовали блок try / catch , мы бы не словили ошибку, которая произошла в самой myFetch() функции.

Вы можете посмотреть оба примера на GitHub:

Await и Promise.all()

Как вы помните, асинхронные функции построены поверх promises, поэтому они совместимы со всеми возможностями последних. Мы легко можем подождать выполнение Promise.all() , присвоить результат в переменную и все это сделать используя синхронный стиль. Опять, вернёмся к примеру, рассмотренному в предыдущей статье. Откройте пример в соседней вкладке, чтобы лучше понять разницу.

Версия с async/await (смотрите live demo и source code), сейчас выглядит так:

Вы видите, что мы легко изменили fetchAndDecode() функцию в асинхронный вариант. Взгляните на строку с Promise.all() :

С помощью await мы ждём массив результатов всех трёх Promises и присваиваем его в переменную values . Это асинхронный код, но он написан в синхронном стиле, за счёт чего он гораздо читабельнее.

Мы должны обернуть весь код в синхронную функцию, displayContent() , и мы не сильно сэкономили на количестве кода, но мы извлекли код блока .then() , за счёт чего наш код стал гораздо чище.

Для обработки ошибок мы добавили блок .catch() для функции displayContent() ; Это позволило нам отловить ошибки в обоих функциях.

Примечание: Мы также можем использовать синхронный блок finally внутри асинхронной функции, вместо асинхронного .finally() , чтобы получить информацию о результате нашей операции — смотрите в действии в нашем live example (смотрите source code).

Недостатки async/await

Асинхронные функции с async/await бывают очень удобными, но есть несколько замечаний, о которых полезно знать.

Async/await позволяет вам писать код в синхронном стиле. Ключевое слово await блокирует приостанавливает выполнение ptomise-based функции до того момента, пока promise примет статус fulfilled. Это не блокирует код за пределами вашей асинхронной функции, тем не менее важно помнить, что внутри асинхронной функции поток выполнения блокируется.

ваш код может стать медленнее за счёт большого количества awaited promises, которые идут один за другим. Каждый await должен дождаться выполнения предыдущего, тогда как на самом деле мы хотим, чтобы наши Promises выполнялись одновременно, как если бы мы не использовали async/await.

Есть подход, который позволяет обойти эту проблему - сохранить все выполняющиеся Promises в переменные, а уже после этого дожидаться (awaiting) их результата. Давайте посмотрим на несколько примеров.

Мы подготовили два примера — slow-async-await.html (см. source code) и fast-async-await.html (см. source code). Они оба начинаются с функции возвращающей promise, имитирующей асинхронность процессов при помощи вызова setTimeout() :

Далее в каждом примере есть асинхронная функция timeTest() ожидающая три вызова timeoutPromise() :

В каждом примере функция записывает время начала исполнения и сколько времени понадобилось на исполнение timeTest() промисов, вычитая время в момент запуска функции из времени в момент разрешения промисов:

Далее представлена асинхронная функция timeTest() различная для каждого из примеров.

В случае с медленным примером slow-async-await.html , timeTest() выглядит:

Здесь мы просто ждём все три timeoutPromise() напрямую, блокируя выполнение на данного блока на 3 секунды при каждом вызове. Все последующие вызовы вынуждены ждать пока разрешится предыдущий. Если вы запустите первый пример ( slow-async-await.html ) вы увидите alert сообщающий время выполнения около 9 секунд.

Во втором fast-async-await.html примере, функция timeTest() выглядит как:

В данном случае мы храним три объекта Promise в переменных, каждый из которых может разрешиться независимо от других.

Ниже мы ожидаем разрешения промисов из объекта в результат, так как они были запущенны одновременно, блокируя поток, то и разрешатся одновременно. Если вы запустите второй пример вы увидите alert, сообщающий время выполнения около 3 секунд.

Важно не забывать о быстродействии применяя await, проверяйте количество блокировок.

Async/await class methods

В качестве последнего замечания, вы можете использовать async перед методами классов или объектов, вынуждая их возвращать promises. А также await внутри методов объявленных таким образом. Посмотрите на пример ES class code, который мы наблюдали в статье object-oriented JavaScript, и сравните его с модифицированной (асинхронной) async версией ниже:

Первый метод класса теперь можно использовать таким образом:

Browser support (Поддержка браузерами)

One consideration when deciding whether to use async/await is support for older browsers. They are available in modern versions of most browsers, the same as promises; the main support problems come with Internet Explorer and Opera Mini.

If you want to use async/await but are concerned about older browser support, you could consider using the BabelJS library — this allows you to write your applications using the latest JavaScript and let Babel figure out what changes if any are needed for your user’s browsers. On encountering a browser that does not support async/await, Babel's polyfill can automatically provide fallbacks that work in older browsers.

Заключение

Вот пожалуй и все - async/await позволяют писать асинхронный код, который легче читать и поддерживать. Даже учитывая, что поддержка со стороны браузеров несколько хуже, чем у promise.then, всё же стоит обратить на него внимание.

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод (с небольшими корректировками) статьи «How Do I Think About Async Code?!» автора Leslie Richardson.

Асинхронный код становится все более популярным для написания отзывчивых приложений. К сожалению, асинхронное программирование так же привносит дополнительные трудности. Как следствие, понять, как работает такой код, может быть непростой задачей, вне зависимости от вашего опыта. Если вы только начали работать с асинхронным кодом, или вы захотели освежить свое понимание – это введение в мир асинхронного программирования!

Что такое асинхронный код?

Асинхронное программирование позволяет вам выполнить блок кода без остановки (или блокировки) всего потока, в котором выполняется действие. Распространенный миф об асинхронном коде заключается в том, что он улучшает производительность, что не всегда верно. Вместо этого главная особенность асинхронного программирования заключается в том, что оно увеличивает количество задач (пропускную способность), которые могут выполняться одновременно, без необходимости блокировать поток, в котором эти действия выполняются.

Вам может показаться, что асинхронный код очень похож на многопоточный, ведь, в конце концов, множество методов может выполняться одновременно в обоих случаях. В действительности, асинхронное программирование может использоваться вместе как с однопоточными, так и с многопоточными приложениями. Это значит, что у вас может быть однопоточная асинхронная программа, в которой один поток может запускать параллельные задачи. И наоборот, у вас также может быть многопоточное асинхронное приложение, в котором несколько потоков могут запускать несколько параллельных задач.

Почему мне стоит использовать асинхронный код? Пример, пожалуйста!

Чтобы иметь какую-то аналогию для демонстрации асинхронного программирования, рассмотрим процесс выпечки пирога. Этот процесс будет представлен потоком, который выполняет несколько шагов (или задач), как показано в коде ниже. Этот код корректен, и у вас все равно получится вкусный пирог после выполнения метода. Однако, поскольку весь код является синхронным, каждая строка будет выполняться последовательно. Другими словами, вы будете стоять совершенно неподвижно, ожидая, пока печь завершит предварительный нагрев. А ведь в это же самое время вы могли бы сделать тесто для вашего пирога!

Синхронный метод MakeCake()

image

Синхронная программа выпекания пирога

В реальной жизни вы, как правило, разделяете этот процесс на задачи, замешиваете тесто, пока духовка разогревается. Или делаете глазурь, в то время как пирог запекается в духовке. Это увеличивает вашу производительность и позволяет испечь торт намного быстрее. Это как раз тот случай, где асинхронный код пригодится! Сделав наш текущий код асинхронным, мы сможем заняться другими делами, чтобы скоротать время, в то время пока мы ожидаем(await) результата задачи(task), такой как выпекание пирога в духовке.
Чтобы сделать это – изменим наш код, а так же добавим метод PassTheTime. Теперь наш код сохраняет состояние задачи, запускает другую синхронную или асинхронную операцию и получает результат сохраненной задачи, в тот момент, когда это необходимо.

image

Асинхронный метод MakeCake()

Асинхронная программа выпечки пирога


По сравнению с синхронным методом MakeCake, в котором отсутствует метод PassTheTime, асинхронному методу MakeCakeAsync удается выполнить больше задач, не блокируя поток, что сокращает время, необходимое для выполнения всего метода в целом.

Сравнение асинхронной и синхронной программ

Я узнал об асинхронном коде! Что теперь?

Хотя асинхронное приложение выпечки пирога это прекрасно, но есть много других реальных приложений, которые также используют асинхронный код. Два наиболее распространенных примера:

image

Приложения, с пользовательским интерфейсом — приложения WPF или любые другие, использующие кнопки, текстовые поля и другие ресурсы UX, также отлично подходят для асинхронной реализации. Например, приложение WPF, производящее анализ файла. Данная процедура может занять некоторое время. Однако, сделав это действие асинхронным, вы по-прежнему сможете взаимодействовать с пользовательским интерфейсом, не останавливая приложение полностью, во время ожидания завершения операции.

Синхронный код на JavaScript, автор которого не стремился сбить с толку тех, кто этот код будет читать, обычно выглядит просто и понятно. Команды, из которых он состоит, выполняются в том порядке, в котором они следуют в тексте программы. Немного путаницы может внести поднятие объявлений переменных и функций, но чтобы превратить эту особенность JS в проблему, надо очень постараться. У синхронного кода на JavaScript есть лишь один серьёзный недостаток: на нём одном далеко не уехать.


Практически каждая полезная JS-программа написана с привлечением асинхронных методов разработки. Здесь в дело вступают функции обратного вызова, в просторечии — «коллбэки». Здесь в ходу «обещания», или Promise-объекты, называемые обычно промисами. Тут можно столкнуться с генераторами и с конструкциями async/await. Асинхронный код, в сравнении с синхронным, обычно сложнее писать, читать и поддерживать. Иногда он превращается в совершенно жуткие структуры вроде ада коллбэков. Однако, без него не обойтись.

Сегодня предлагаем поговорить об особенностях коллбэков, промисов, генераторов и конструкций async/await, и подумать о том, как писать простой, понятный и эффективный асинхронный код.

О синхронном и асинхронном коде

Начнём с рассмотрения фрагментов синхронного и асинхронного JS-кода. Вот, например, обычный синхронный код:


Он, без особых сложностей, выводит в консоль числа от 1 до 3.

Теперь — код асинхронный:


Тут уже будет выведена последовательность 1, 3, 2. Число 2 выводится из коллбэка, который обрабатывает событие срабатывания таймера, заданного при вызове функции setTimeout . Коллбэк будет вызвана, в данном примере, через 2 секунды. Приложение при этом не остановится, ожидая, пока истекут эти две секунды. Вместо этого его исполнение продолжится, а когда сработает таймер, будет вызвана функция afterTwoSeconds .

Возможно, если вы только начинаете путь JS-разработчика, вы зададитесь вопросами: «Зачем это всё? Может быть, можно переделать асинхронный код в синхронный?». Поищем ответы на эти вопросы.

Постановка задачи

Предположим, перед нами стоит задача поиска пользователя GitHub и загрузки данных о его репозиториях. Главная проблема тут в том, что мы не знаем точного имени пользователя, поэтому нам нужно вывести всех пользователей с именами, похожими на то, что мы ищем, и их репозитории.

В плане интерфейса ограничимся чем-нибудь простым.



Простой интерфейс поиска пользователей GitHub и соответствующих им репозиториев


Обратите внимание на то, что в этих примерах важно не то, что в итоге придёт с сервера, и как это будет обработано, а сама организация кода при использовании разных подходов, которые вы сможете использовать в своих асинхронных разработках.

Функции обратного вызова

С функциями в JS можно делать очень много всего, в том числе — передавать в качестве аргументов другим функциям. Обычно так делают для того, чтобы вызвать переданную функцию после завершения какого-то процесса, который может занять некоторое время. Речь идёт о функциях обратного вызова. Вот простой пример:


Используя этот подход для решения нашей задачи, мы можем написать такую функцию request :


Теперь функция для выполнения запроса принимает параметр callback , поэтому, после выполнения запроса и получения ответа сервера, коллбэк будет вызван и в случае ошибки, и в случае успешного завершения операции.


Разберём то, что здесь происходит:

  • Выполняется запрос для получения репозиториев пользователя (в данном случае я загружаю собственные репозитории);
  • После завершения запроса вызывается коллбэк handleUsersList ;
  • Если не было ошибок, разбираем ответ сервера c помощью J SON.parse , преобразовываем его, для удобства, в объект;
  • После этого перебираем список пользователей, так как в нём может быть больше одного элемента, и для каждого из них запрашиваем список репозиториев, используя URL, возвращённый для каждого пользователя после выполнения первого запроса. Подразумевается, что repos_url — это URL для наших следующих запросов, и получили мы его из первого запроса.
  • Когда запрос, направленный на загрузку данных о репозиториях, завершён, вызывается коллбэк, теперь это handleReposList . Здесь, так же как и при загрузке списка пользователей, можно обработать ошибки или полезные данные, в которых содержится список репозиториев пользователя.

Если придать нашему коду более завершённый вид, снабдить его средствами обработки ошибок и отделить определение функций обратного вызова от кода выполнения запроса, что улучшит читабельность программы, получится следующее:


Этот подход работает, но используя его, мы рискуем столкнуться с проблемами вроде состояния гонки запросов и сложностей с обработкой ошибок. Однако, основная неприятность, связанная с коллбэками, которых, считая то, что происходит в цикле forEach , здесь три, заключается в том, что такой код тяжело читать и поддерживать. Подобная проблема существует, пожалуй, со дня появления функций обратного вызова, она широко известна как ад коллбэков.



Ад коллбэков во всей красе. Изображение взято отсюда.

В данном случае под «состоянием гонки» мы понимаем ситуацию, когда мы не контролируем порядок получения данных о репозиториях пользователей. Мы запрашиваем данные по всем пользователям, и вполне может оказаться так, что ответы на эти запросы окажутся перемешанными. Скажем, ответ по десятому пользователю придёт первым, а по второму — последним. Ниже мы поговорим о возможном решении этой проблемы.

Промисы

Используя промисы можно улучшить читабельность кода. В результате, например, если в ваш проект придёт новый разработчик, он быстро поймёт, как там всё устроено.

Для того, чтобы создать промис, можно воспользоваться такой конструкцией:


Разберём этот пример:

  • Промис инициализируется с помощью функции, в которой есть вызовы методов resolve и reject ;
  • Асинхронный код помещают внутри функции, созданной с помощью конструктора Promise . Если код будет выполнен успешно, вызывают метод resolve , если нет — reject ;
  • Если функция вызовет resolve , будет исполнен метод .then для объекта Promise , аналогично, если будет вызван reject , будет исполнен метод .catch .
  • Методы resolve и reject принимают только один параметр, в результате, например, при выполнении команды вида resolve('yey', 'works') , коллбэку .then будет передано лишь 'yey' ;
  • Если объединить в цепочку несколько вызовов .then , в конце соответствующих коллбэков следует всегда использовать return , иначе все они будут выполнены одновременно, а это, очевидно, не то, чего вы хотите достичь;
  • При выполнении команды reject , если следующим в цепочке идёт .then , он будет выполнен (вы можете считать .then выражением, которое выполняется в любом случае);
  • Если в цепочке из вызовов .then в каком-то из них возникнет ошибка, следующие за ним будут пропущены до тех пор, пока не будет найдено выражение .catch ;
  • У промисов есть три состояния: «pending» — состояние ожидания вызова resolve или reject , а также состояния «resolved» и «rejected», которые соответствуют успешному, с вызовом resolve , и неуспешному, с вызовом reject , завершению работы промиса. Когда промис оказывается в состоянии «resolved» или «rejected», оно уже не может быть изменено.

Для того, чтобы не погрязнуть в теории, вернёмся к нашему примеру. Перепишем его с использованием промисов.


При таком подходе, когда вы вызываете request , возвращено будет примерно следующее.



Это — промис в состоянии ожидания. Он может быть либо успешно разрешён, либо отклонён

Теперь, воспользовавшись новой функцией request , перепишем остальной код.


Здесь мы оказываемся в первом выражении .then при успешном разрешении промиса. У нас имеется список пользователей. Во второе выражение .then мы передаём массив с репозиториями. Если что-то пошло не так, мы окажемся в выражении .catch .

Благодаря такому подходу мы разобрались с состоянием гонки и с некоторыми возникающими при этом проблемами. Ада коллбэков тут не наблюдается, но код пока ещё читать не так-то легко. На самом деле, наш пример поддаётся дальнейшему улучшению за счёт выделения из него объявлений функций обратного вызова:


При таком подходе один взгляд на имена коллбэков в выражениях .then раскрывает смысл вызова userRequest . С кодом легко работать, его легко читать.

На самом деле, это лишь вершина айсберга того, что называется промисами. Вот материал, который я рекомендую почитать тем, кто хочет более основательно погрузиться в эту тему.

Генераторы

Ещё один подход к решению нашей задачи, который, однако, нечасто встретишь — это генераторы. Тема это немного более сложная, чем остальные, поэтому, если вы чувствуете, что вам это изучать пока рано, можете сразу переходить к следующему разделу этого материала.

Для того, чтобы определить функцию-генератор, можно воспользоваться знаком звёздочки, «*», после ключевого слова function . С помощью генераторов асинхронный код можно сделать очень похожим на синхронный. Например, выглядеть это может так:


Дело тут в том, что генераторы, вместо return , используют выражение yield , которое останавливает выполнение функции до следующего вызова .next итератора. Это похоже на выражение .then в промисах, которое выполняется при разрешении промиса.

Посмотрим теперь, как это всё применить к нашей задаче. Итак, вот функция request :


Тут, как обычно, мы используем аргумент url , но вместо того, чтобы сразу выполнить запрос, мы хотим его выполнить только тогда, когда у нас будет функция обратного вызова для обработки ответа.

Генератор будет выглядеть так:


Вот что здесь происходит:

  • Мы ожидаем подготовки первого запроса, возвращая ссылку на функцию и ожидая коллбэка для этого первого запроса (вспомните функцию request , которая она принимает url и возвращает функцию, которая ожидает коллбэк);
  • Ожидаем готовности списка пользователей, users , для отправки в следующий .next ;
  • Проходимся по полученному массиву users и ожидаем, для каждого из них, .next , возвращая, для каждого, соответствующий коллбэк.


Здесь мы можем индивидуально обрабатывать список репозиториев каждого пользователя. Для того, чтобы улучшить этот код, можно было бы выделить функции обратного вызова, как мы уже делали выше.

Я неоднозначно отношусь к генераторам. С одной стороны, можно быстро понять, чего ожидать от кода, взглянув на генератор, с другой, выполнение генераторов приводит к проблемам, похожим не те, что возникают в аду коллбэков.

Надо отметить, что генераторы — возможность сравнительно новая, как результат, если вы рассчитываете на использование вашего кода в старых версиях браузеров, код надо обработать транспилятором. Кроме того, генераторы в написании асинхронного кода используют нечасто, поэтому, если вы занимаетесь командной разработкой, учтите, что некоторые программисты могут быть с ними незнакомы.
На тот случай, если вы решили лучше вникнуть в эту тему, вот и вот — отличные материалы о внутреннем устройстве генераторов.

Async/await

Этот метод похож на смесь генераторов и промисов. Вам нужно лишь указать, с помощью ключевого слова async , какую функцию предполагается выполнять асинхронно, и, используя await , сообщить системе о том, какая часть кода должна ждать разрешения соответствующего промиса.
Как обычно, сначала — простой пример.


Здесь происходит следующее:

  • Имеется асинхронная функция sumTwentyAfterTwoSeconds ;
  • Мы предлагаем коду подождать разрешения промиса afterTwoSeconds , который может завершиться вызовом resolve или reject ;
  • Выполнение кода заканчивается в .then , где завершается операция, отмеченная ключевым словом await , в данном случае — это всего одна операция.


Теперь создаём функцию с ключевым словом async , в которой используем ключевое слово await :


Итак, у нас имеется асинхронная функция list , которая обработает запрос. Ещё конструкция async/await нам понадобится в цикле forEach , чтобы сформировать список репозиториев. Вызвать всё это очень просто:

Минус async/await , как и минус генераторов, заключается в том, что эту конструкцию не поддерживают старые браузеры, а для её использования в серверной разработке нужно пользоваться Node 8. В подобной ситуации, опять же, поможет транспилятор, например — babel.

Итоги

Здесь можно посмотреть код проекта, который решает поставленную в начале материала задачу с использованием async/await . Если вы хотите как следует разобраться с тем, о чём мы говорили — поэкспериментируйте с этим кодом и со всеми рассмотренными технологиями.

Обратите внимание на то, что наши примеры можно улучшить, сделать лаконичнее, если переписать их с использованием альтернативных способов выполнения запросов, вроде $.ajax и fetch . Если у вас есть идеи о том, как улучшить качество кода при использовании вышеописанных методик — буду благодарен, если расскажете об этом мне.

В зависимости от особенностей поставленной перед вами задачи, может оказаться так, что вы будете пользоваться async/await, коллбэками, или некоей смесью из разных технологий. На самом деле, ответ на вопрос о том, какую именно методику асинхронной разработки выбрать, зависит от особенностей проекта. Если некий подход позволяет решить задачу с помощью читабельного кода, который легко поддерживать, который понятен (и будет понятен через некоторое время) вам и другим членам команды, значит этот подход — то, что вам нужно.

В этой статье мы кратко остановимся на проблемах, связанных с синхронным Javascript, а также ознакомимся с несколькими асинхронными методами, демонстрирующими как они могут помочь нам подобные проблемы решить.

Необходимое условие: Базовая компьютерная грамотность, достаточное понимание основ JavaScript.
Цель: Ознакомиться с тем, что такое асинхронный JavaScript, чем он отличается от синхронного и в каких случаях используется.

Синхронный JavaScript

Чтобы (позволить нам) понять что есть асинхронный JavaScript, нам следовало бы для начала убедиться, что мы понимаем что такое синхронный JavaScript. Этот раздел резюмирует некоторую информацию из прошлой статьи.

Большая часть функциональности, которую мы рассматривали в предыдущих обучающих модулях, является синхронной — вы запускаете какой-то код, а результат возвращается, как только браузер может его вернуть. Давайте рассмотрим простой пример ( посмотрите онлайн, как это работает и посмотрите исходный код):

В этом блоке кода команды выполняются одна за другой:

Пока выполняется каждая операция, ничего больше не может произойти — обработка (отображение) документа приостановлена. Так происходит, как было сказано в предыдущей статье, потому что JavaScript является однопоточным. В каждый момент времени может выполняться только одна команда, обрабатываемая в единственном — главном потоке. Все остальные действия блокируются до окончания выполнения текущей команды.

Примечание: Важно помнить, что alert() , хоть и часто используется для демонстрации синхронных блокирующих операций, сильно не рекомендован к использованию в реальных приложениях.

Асинхронный JavaScript

По причинам, упомянутым ранее (например, относящимся к блокировке), множество Web API особенностей теперь используют асинхронный код, особенно те,что имеют доступ к внешним устройствам или получают от них некоторые ресурсы, такие как получение файла из сети, запрос к базе данных и получение данных из базы, доступ к потоковому видео на веб-камере, просмотр дисплея на гарнитуре виртуальной реальности.

Почему трудно работать, используя синхронный код? Давайте посмотрим на небольшой пример. Когда вы получаете картинку с сервера, вы не можете мгновенно вернуть результат. Это значит что следующий (псевдо) код не сработает:

Это происходит потому что вы не знаете сколько времени займёт загрузка картинки, следовательно, когда вы начнёте выполнять вторую строку кода, сгенерируется ошибка (возможно, периодически, возможно, каждый раз), потому что response ещё не доступен. Вместо этого, ваш код должен дождаться возвращения response до того, как попытается выполнить дальнейшие инструкции.

Есть два типа стиля асинхронного кода, с которыми вы столкнётесь в коде JavaScript, старый метод — колбэки (callbacks) и более новый — промисы (promises). В следующих разделах мы познакомимся с каждым из них.

Асинхронные колбэки

Асинхронные колбэки — это функции, которые определяются как аргументы при вызове функции, которая начнёт выполнение кода на заднем фоне. Когда код на заднем фоне завершает свою работу, он вызывает колбэк-функцию, оповещающую, что работа сделана, либо оповещающую о трудностях в завершении работы. Обратные вызовы — немного устаревшая практика, но они все ещё употребляются в некоторых старомодных, но часто используемых API.

Пример асинхронного колбэка вторым параметром addEventListener() (как мы видели выше):

Первый параметр — тип обрабатываемого события, второй параметр — колбэк-функция, вызываемая при срабатывании события.

При передаче колбэк-функции как аргумента в другую функцию, мы передаём только ссылку на функцию как аргумент, следовательно колбэк-функция не выполняется мгновенно. Она вызывается асинхронно внутри тела, содержащего функцию. Эта функция должна выполнять колбэк-функцию в нужный момент.

Мы создали функцию displayImage() , которая представляет blob, переданный в неё, как объект URL, и создаёт картинку, в которой отображается URL, добавляя её в элемент документа . Однако, далее мы создаём функцию loadAsset() , которая принимает колбэк-функцию в качестве параметра, вместе с URL для получения данных и типом контента. Для получения данных из URL используется XMLHttpRequest (часто сокращается до аббревиатуры "XHR") , перед тем как передать ответ в колбэк-функцию для дальнейшей обработки. В этом случае колбэк-функция ждёт, пока XHR закончит загрузку данных (используя обработчик события onload ) перед отправкой данных в колбэк-функцию.

Колбэк-функции универсальны — они не только позволяют вам контролировать порядок, в котором запускаются функции и данные, передающиеся между ними, они также позволяют передавать данные различным функциям, в зависимости от обстоятельств. Вы можете выполнять различные действия с загруженным ответом, такие как processJSON() , displayText() , и другие.

Заметьте, что не все колбэк-функции асинхронны — некоторые запускаются синхронно. Например, при использовании Array.prototype.forEach() для перебора элементов массива (запустите пример, и посмотрите исходный код):

В этом примере мы перебираем массив с именами греческих богов и выводим индексы и значения в консоль. Ожидаемый параметр для forEach() — это Колбэк-функция, которая содержит два параметра: ссылку на имя массива и значения индексов. Однако эта функция не ожидает никаких действий — она запускается немедленно.

Промисы

Примечание: вы можете посмотреть законченную версию на github (посмотрите исходный код и запустите пример).

В примере видно, как fetch() принимает один параметр — URL ресурса, который нужно получить из сети, — и возвращает промис. Промис — это объект, представляющий асинхронную операцию, выполненную удачно или неудачно. Он представляет собой как бы промежуточное состояние. По сути, это способ браузера сказать: "я обещаю вернуться к вам с ответом как можно скорее", поэтому в дословном переводе "промис" (promise) означает "обещание".

Может понадобиться много времени, чтобы привыкнуть к данной концепции; это немного напоминает Кот Шрёдингера в действии. Ни один из возможных результатов ещё не произошёл, поэтому операция fetch в настоящее время ожидает результата. Далее у нас есть три блока кода следующих сразу после fetch() :

Примечание: вы узнаете намного больше о promise позже в этом модуле, так что не волнуйтесь если вы что-нибудь не поняли.

Очередь событий

Асинхронные операции, такие как промисы, помещаются в очередь событий, которая запускается после завершения обработки основного потока, чтобы они не блокировали выполнение JavaScript-кода. Поставленные в очередь операции завершатся как можно скорее, а затем вернут свои результаты в среду JavaScript .

Промисы и колбэк-функции

Промисы имеют некоторое сходство со старомодными колбэк-функциями. По сути, они являются возвращаемым объектом, к которому вы присоединяете колбэк-функции, вместо того, чтобы передавать колбэки в функцию.

Тем не менее, промисы сделаны специально для обработки асинхронных операций, и имеют много преимуществ по сравнению с колбэками:

  • Вы можете объединить несколько асинхронных операций вместе, используя несколько операций .then() , передавая результат одного в следующий в качестве входных данных. Это гораздо сложнее сделать с колбэками, которые часто заканчиваются массивным «адом колбэков» (также известным как callback hell).
  • Обратные вызовы Promise всегда вызываются в строгом порядке, который они помещают в очередь событий..
  • Обработка ошибок намного лучше — все ошибки обрабатываются одним блоком .catch () в конце блока, а не обрабатываются индивидуально на каждом уровне «пирамиды».
  • Промисы избегают инверсии управления, в отличие от колбэков, которые теряют полный контроль над тем, как будет выполняться функция при передаче колбэка в стороннюю библиотеку.

Природа асинхронного кода

Давайте рассмотрим пример, который дополнительно иллюстрирует природу асинхронного кода, показывая, что может произойти, когда мы не полностью осознаем порядок выполнения кода, и проблемы, связанные с попыткой трактовать асинхронный код как синхронный. Следующий пример довольно похож на тот, что мы видели раньше. Одно из отличий состоит в том, что мы включили ряд операторов console.log() чтобы проиллюстрировать порядок, в котором, как вы думаете, будет выполняться код.

Браузер начнёт выполнение кода, увидит первый консольный оператор (Starting) и выполнит его, а затем создаст переменную image .

Затем он переместится на следующую строку и начнёт выполнять блок fetch () , но, поскольку fetch () выполняется асинхронно без блокировки, выполнение кода продолжается после кода, связанного с промисом, тем самым достигая окончательного оператора ( All done! ) и выводя его на консоль.

  • Starting
  • All done!
  • It worked :)

Если вы запутались, рассмотрим следующий небольшой пример:

В менее простом примере кода такая система может вызвать проблему — вы не можете включить блок асинхронного кода, который возвращает результат, на который вы потом будете полагаться в блоке синхронного кода. Вы просто не можете гарантировать, что асинхронная функция вернётся до того, как браузер обработает синхронный блок.

Чтобы увидеть это в действии, попробуйте взять локальную копию нашего примера и измените третий вызов console.log () следующим образом:

Это происходит потому, что в то же время браузер пытается запустить третий console.log() , блок fetch() ещё не закончил выполнение, поэтому переменная image ещё не имеет значения.

Примечание: Из соображений безопасности вы не можете применять fetch() к файлам из вашей локальной системы (или запустить другие такие операции локально); чтобы запустить локально пример выше вам необходимо запустить его через локальный веб-сервер.

Активное обучение: сделайте все это асинхронно!

Примечание: Если вы застряли, вы можете найти ответ здесь (также можно посмотреть запущенный пример). Также вы можете найти много информации о промисах в нашем гайде Основные понятия асинхронного программирования позднее в этом модуле.

Заключение

В своей основной форме JavaScript является синхронным, блокирующим, однопоточным языком, в котором одновременно может выполняться только одна операция. Но веб-браузеры определяют функции и API, которые позволяют нам регистрировать функции, которые не должны выполняться синхронно, а должны вызываться асинхронно, когда происходит какое-либо событие (время, взаимодействие пользователя с мышью или получение данных по сети, например). Это означает, что вы можете позволить своему коду делать несколько вещей одновременно, не останавливая и не блокируя основной поток.

Будем ли мы запускать код синхронно или асинхронно, будет зависеть от того, что мы пытаемся сделать.

Есть моменты, когда мы хотим, чтобы все загружалось и происходило прямо сейчас. Например, при применении некоторых пользовательских стилей к веб-странице вы хотите, чтобы стили применялись как можно быстрее.

Если мы выполняем операцию, которая требует времени, например, запрос к базе данных и использование полученных результатов для заполнения шаблонов, лучше вытолкнуть это из основного потока и выполнить задачу асинхронно. Со временем вы узнаете, когда имеет смысл выбирать асинхронную технику вместо синхронной.

В этом модуле мы рассмотрим asynchronous JavaScript, почему это важно, и как это поможет эффективно справляться с потенциальной блокировкой операций, таких как получение ресурсов с сервера или запись в файл.

Необходимые знания

Асинхронный JavaScript довольно сложная тема, и мы советуем пройти Первые шаги в JavaScript и Блоки в JavaScript прежде чем начать эту тему.

Если вы ещё не знакомы с концепциями асинхронного программирования, вам стоит начать со статьи Основные концепции асинхронного программирования в этом модуле. А если уже знакомы, то можете сразу переходить к статье Введение в асинхронный JavaScript.

Примечание: Если вы работаете за компьютером/планшетом/другим устройством где у вас нет возможности создавать собственные файлы, вы можете попробовать(почти все) примеры кода в одном из веб-приложений, таких, как JSBin или Thimble.

Руководства

В этой статье мы пройдёмся по нескольким важным концепциям касающихся асинхронного программирования, и того как это выглядит в браузерах и JavaScript. Вы должны усвоить эти концепции прежде чем изучать другие статьи в этом модуле.

Введение в асинхронный JavaScript В этой статье мы кратко расскажем о проблемах связанных с синхронным JavaScript-ом, и взглянем на различные техники асинхронного программирования с которыми вы столкнётесь, покажем вам как эти техники помогают решать проблемы синхронного JavaScript. Кооперативная асинхронность в JavaScript: Таймауты и интервалы (en-US) Здесь мы рассматриваем традиционные методы JavaScript, которые позволяют запускать код асинхронно по истечению заданного времени, или с регулярным интервалом (например: заданное количество раз в секунду), обсудим их пользу, а так же их неотъемлемые проблемы. Изящная обработка асинхронных операций с Промисами Промисы это достаточно новая функция в языке JavaScript, которая позволяет вам откладывать дальнейшие операции, пока предыдущая не выполнится, или реагировать на её неудачное выполнение. Это очень полезно, для установки нужной последовательности операций для корректной работы. Эта статья показывает как работают промисы, и вы рассмотрите то, как они работают в WebAPIs, и узнаете как писать свои собственные. Делаем асинхронное программирование проще с async и await Промисы могут быть достаточно сложными для написания и понимания, поэтому современные браузеры ввели функцию async и оператор await — где первый позволяет стандартным функциям неявно асинхронно работать с промисами, а последний может использоваться внутри async функций, для ожидания промиса, прежде чем функция продолжит свою работу, что делает работу с промисами проще и улучшает читабельность кода. Выбор правильного подхода (en-US) В завершение этого модуля, мы рассмотрим технологии и функции, которые мы обсуждали, рассмотрим когда и где их надо использовать. А так же дадим рекомендации и расскажем о распространённых подводных камнях, там где это будет необходимо.

Читайте также: