Что сближает птиц с пресмыкающимися почти полное отсутствие кожных желез

Обновлено: 27.03.2024

Предполагается, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. К признакам, сближающим птиц с пресмыкающимися, можно отнести: почти полное отсутствие кожных желез (исключение копчиковая железа, особенно развитая у водоплавающих); наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях (цевках и пальцах); ороговевший покров клюва (есть у черепах), острые когти.

В чем разница между гнездовыми и выводковыми птицами?

Птенцы гнездовых птиц вылупляются голые, слепые и беспомощные, а птенцы выводковых (или птенцовых) птиц — опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью. Такая разница возникла в связи с особенностями образа жизни у данных групп птиц.

Каково строение пера?

Перо состоит из ствола и опахала. Конец ствола пера, который находится в коже, называют очином. Опахало образовано множеством пластинок — бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон от ствола. Различают бородки первого и второго порядка. Последние имеют крючки, скрепляющие бородки между собой.

Назовите особенности строения тела пингвинов в связи с приспособлением их к своей среде обитания.

Основная среда обитания пингвинов — водная. Они не летают по воздуху, но хорошо приспособлены к «полету» в воде, которая является более плотной по сравнению с воздухом. Все это обусловливает некоторые особенности строения тела пингвинов.

Задние конечности пингвинов имеют перепонки между пальцами, а передние конечности превращены в ласты, движения которых обеспечивают очень мощные грудные мышцы, составляющие примерно 1/4 от массы тела и прикрепленные к хорошо развитому килю на грудине.

Оперение пингвинов иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, похожи на чешуйки. Пуховых перьев нет. Ввиду того что условия окружающей среды довольно суровые (особенно в Антарктиде), под кожей у пингвинов накапливается жир (толщиной до 3 см).

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Предметом изучения какой науки является объект, изображённый на рисунке?

Вариант 18

Укажите положение клеточной теории

1) одноклеточный организм развивается из нескольких исходных клеток

2) клетки растений и животных одинаковы по строению и химическому составу

3) каждая клетка организма способна к мейозу

4) клетки всех организмов сходны между собой по строению и химическому составу

Какие организмы в процессе питания поглощают солнечную энергию?

На рисунке изображена ткань

Вариант 18

Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле считаются

Что сближает птиц с пресмыкающимися?

1) почти полное отсутствие кожных желёз

3) наличие четырёхкамерного сердца

4) облегчённый скелет

К костным рыбам относятся

1) карась и морская лисица

2) морская лисица и осётр

3) осётр и треска

4) треска и карась

Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение. У человека, как и у всех плацентарных,

1) имеется матка

2) питание плода осуществляется через плаценту

3) зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные

4) на передних конечностях первый палец противопоставлен остальным

Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу, называется

2) рефлекторной дугой

Сколько пар рёбер имеет человек?

1) приобретается при введении лечебных сывороток

2) не является врожденным

3) приобретается в результате введения прививок

4) является врожденным или приобретается в результате перенесенного заболевания

Наиболее важной функцией лимфатической системы является

1) синтез органических веществ

2) транспорт газов по организму

3) образование тромбов при ранениях

4) возвращение питательных веществ в кровь, иммунная защита организма

Благодаря наличию ворсинок кишечника

1) удаляются ядовитые вещества

2) пищевая масса может передвигаться

3) увеличивается его поверхность

4) обезвреживаются болезнетворные микроорганизмы

В каком слое кожи человека расположены клетки, содержащие пигмент, отвечающий за цвет кожи?

4) подкожная клетчатка

Палочки сетчатки раздражаются

1) ярким светом и воспринимают цвет

2) ярким светом и не воспринимают цвет

3) слабым светом и не воспринимают цвет

4) слабым светом и воспринимают цвет

Инстинкт — это форма врожденного поведения, состоящая из связанных друг с другом

1) условных рефлексов

2) безусловных рефлексов

4) памяти и мышления

При переломе грудины необходимо

1) наложить тугую повязку на грудную клетку на фазе выдоха и госпитализировать пострадавшего в больницу

2) наложить тугую повязку на грудную клетку на фазе вдоха и госпитализировать пострадавшего в больницу

3) уложить пострадавшего на твёрдую поверхность лицом вниз и госпитализировать в больницу

4) уложить пострадавшего на спину и госпитализировать в больницу

Главным лимитирующим фактором для деревьев в тундре является

3) количество осадков

4) вечная мерзлота

Биологическое разнообразие в экосистеме

1) повышает хаотичность и неустойчивость экосистемы

2) характеризует степень воздействия антропогенного фактора

3) повышает устойчивость экосистемы

4) характеризует возраст экосистемы

Изучите график (номограмму) для определения поверхности тела в квадратных метрах. По оси X отложен вес человека, а по оси Y его рост. Точка пересечения линий от этих значений окажется на кривой, характеризующей поверхность тела в квадратных метрах.

Вариант 18

Какова будет поверхность тела человека ростом 160 см и весом 65 кг?

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

ЦелоеЧасть
грудная клеткаребро
скелет плечевого пояса конечности.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) малая берцовая кость

2) лучевая кость

Верны ли следующие суждения о насекомых?

А. Насекомые — самый многочисленный класс в животном мире.

Б. Насекомые населяют все среды жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Какие признаки характерны для инфузорий? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

5) половое и бесполое размножение

6) только бесполое размножение

Известно, что виноградные улитки — представители класса Брюхоногие.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Раковина цельная спирально закрученная.

2) Голова отсутствует.

3) Имеется тёрка, образованная роговыми зубчиками.

4) Имеется лёгкое.

5) Передвигаются при помощи клиновидной ноги.

6) Способствуют очистке воды в процессе фильтрации.

Установите соответствие между признаком живых организмов и систематической группой организмов, которая ему соответствует.

А) имеют клеточное ядро

Б) имеют кольцевую ДНК

В) отсутствие клеточной стенки

Г) наличие муреина в клеточной стенке

Д) не имеют эндоплазматической сети

Е) имеют митохондрии

Установите правильную последовательность этапов развития бабочки капустной белянки, начиная с яйца. Запишите цифры, которыми обозначены этапы, в правильной последовательности.

1) рост и накопление питательных веществ гусеницей

2) переживание холодов

3) откладывание яиц на листья капусты

4) выход гусениц из яиц

5) выход имаго — взрослых особей

6) образование неподвижных куколок

Вставьте в текст «Виды почек» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Почка растения — это укороченный зачаточный побег, находящийся в состоянии относительного покоя. Различают вегетативные и _____ (А) почки. Вегетативная состоит из укороченного стебля с _____ (Б) и зачаточных листьев, а второй вид почек образован из укороченного стебля, зачаточных цветков и соцветий. По расположению на побеге различают _____ (В) почки, расположенные на верхушке стебля и обеспечивающие рост побега в длину, и ______ (Г), развивающиеся в пазухе листа и обеспечивающие ветвление побега.

2) конус нарастания

Рассмотрите фотографию цветка ландыша. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип цветка; тип симметрии цветка; тип околоцветника; число тычинок; число пестиков.

Вариант 18

А. Тип цветка

1) однополый мужской

2) однополый женский

Б. Тип симметрии цветка

1) актиноморфный — лучевая, или радиальная, симметрия (несколько плоскостей симметрии)

2) зигоморфный — двусторонняя, или билатеральная, симметрия (одна плоскость симметрии)

3) асимметричный — нет плоскостей симметрии

В. Тип околоцветника

Г. Число тычинок

4) неопределённое число тычинок

Д. Число пестиков

3) пестиков много

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2.

При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержатся амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном соке содержатся пепсин (расщепляет белки до полипептидов), желатиназа (расщепляет желатин), липаза (расщепляет эмульгированные жиры на глицерин и жирные кислоты), химозин (створаживает молоко). Сок поджелудочной железы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, инвертазу, лактазу (расщепляют углеводы), липазу, энтерокиназу (переводит трипсиноген в трипсин).

Используя содержание текста «Пищеварительные ферменты», ответьте на следующие вопросы.

1) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в слюне?

2) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в желудочном соке?

3) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в кишечном соке?

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Предметом изучения какой науки является объект, изображённый на рисунке?

Вариант 18

Укажите положение клеточной теории

1) одноклеточный организм развивается из нескольких исходных клеток

2) клетки растений и животных одинаковы по строению и химическому составу

3) каждая клетка организма способна к мейозу

4) клетки всех организмов сходны между собой по строению и химическому составу

Какие организмы в процессе питания поглощают солнечную энергию?

На рисунке изображена ткань

Вариант 18

Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле считаются

Что сближает птиц с пресмыкающимися?

1) почти полное отсутствие кожных желёз

3) наличие четырёхкамерного сердца

4) облегчённый скелет

К костным рыбам относятся

1) карась и морская лисица

2) морская лисица и осётр

3) осётр и треска

4) треска и карась

Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение. У человека, как и у всех плацентарных,

1) имеется матка

2) питание плода осуществляется через плаценту

3) зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные

4) на передних конечностях первый палец противопоставлен остальным

Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу, называется

2) рефлекторной дугой

Сколько пар рёбер имеет человек?

1) приобретается при введении лечебных сывороток

2) не является врожденным

3) приобретается в результате введения прививок

4) является врожденным или приобретается в результате перенесенного заболевания

Наиболее важной функцией лимфатической системы является

1) синтез органических веществ

2) транспорт газов по организму

3) образование тромбов при ранениях

4) возвращение питательных веществ в кровь, иммунная защита организма

Благодаря наличию ворсинок кишечника

1) удаляются ядовитые вещества

2) пищевая масса может передвигаться

3) увеличивается его поверхность

4) обезвреживаются болезнетворные микроорганизмы

В каком слое кожи человека расположены клетки, содержащие пигмент, отвечающий за цвет кожи?

4) подкожная клетчатка

Палочки сетчатки раздражаются

1) ярким светом и воспринимают цвет

2) ярким светом и не воспринимают цвет

3) слабым светом и не воспринимают цвет

4) слабым светом и воспринимают цвет

Инстинкт — это форма врожденного поведения, состоящая из связанных друг с другом

1) условных рефлексов

2) безусловных рефлексов

4) памяти и мышления

При переломе грудины необходимо

1) наложить тугую повязку на грудную клетку на фазе выдоха и госпитализировать пострадавшего в больницу

2) наложить тугую повязку на грудную клетку на фазе вдоха и госпитализировать пострадавшего в больницу

3) уложить пострадавшего на твёрдую поверхность лицом вниз и госпитализировать в больницу

4) уложить пострадавшего на спину и госпитализировать в больницу

Главным лимитирующим фактором для деревьев в тундре является

3) количество осадков

4) вечная мерзлота

Биологическое разнообразие в экосистеме

1) повышает хаотичность и неустойчивость экосистемы

2) характеризует степень воздействия антропогенного фактора

3) повышает устойчивость экосистемы

4) характеризует возраст экосистемы

Изучите график (номограмму) для определения поверхности тела в квадратных метрах. По оси X отложен вес человека, а по оси Y его рост. Точка пересечения линий от этих значений окажется на кривой, характеризующей поверхность тела в квадратных метрах.

Вариант 18

Какова будет поверхность тела человека ростом 160 см и весом 65 кг?

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

ЦелоеЧасть
грудная клеткаребро
скелет плечевого пояса конечности.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) малая берцовая кость

2) лучевая кость

Верны ли следующие суждения о насекомых?

А. Насекомые — самый многочисленный класс в животном мире.

Б. Насекомые населяют все среды жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Какие признаки характерны для инфузорий? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

5) половое и бесполое размножение

6) только бесполое размножение

Известно, что виноградные улитки — представители класса Брюхоногие.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Раковина цельная спирально закрученная.

2) Голова отсутствует.

3) Имеется тёрка, образованная роговыми зубчиками.

4) Имеется лёгкое.

5) Передвигаются при помощи клиновидной ноги.

6) Способствуют очистке воды в процессе фильтрации.

Установите соответствие между признаком живых организмов и систематической группой организмов, которая ему соответствует.

А) имеют клеточное ядро

Б) имеют кольцевую ДНК

В) отсутствие клеточной стенки

Г) наличие муреина в клеточной стенке

Д) не имеют эндоплазматической сети

Е) имеют митохондрии

Установите правильную последовательность этапов развития бабочки капустной белянки, начиная с яйца. Запишите цифры, которыми обозначены этапы, в правильной последовательности.

1) рост и накопление питательных веществ гусеницей

2) переживание холодов

3) откладывание яиц на листья капусты

4) выход гусениц из яиц

5) выход имаго — взрослых особей

6) образование неподвижных куколок

Вставьте в текст «Виды почек» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Почка растения — это укороченный зачаточный побег, находящийся в состоянии относительного покоя. Различают вегетативные и _____ (А) почки. Вегетативная состоит из укороченного стебля с _____ (Б) и зачаточных листьев, а второй вид почек образован из укороченного стебля, зачаточных цветков и соцветий. По расположению на побеге различают _____ (В) почки, расположенные на верхушке стебля и обеспечивающие рост побега в длину, и ______ (Г), развивающиеся в пазухе листа и обеспечивающие ветвление побега.

2) конус нарастания

Рассмотрите фотографию цветка ландыша. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип цветка; тип симметрии цветка; тип околоцветника; число тычинок; число пестиков.

Вариант 18

А. Тип цветка

1) однополый мужской

2) однополый женский

Б. Тип симметрии цветка

1) актиноморфный — лучевая, или радиальная, симметрия (несколько плоскостей симметрии)

2) зигоморфный — двусторонняя, или билатеральная, симметрия (одна плоскость симметрии)

3) асимметричный — нет плоскостей симметрии

В. Тип околоцветника

Г. Число тычинок

4) неопределённое число тычинок

Д. Число пестиков

3) пестиков много

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2.

При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержатся амилаза (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном соке содержатся пепсин (расщепляет белки до полипептидов), желатиназа (расщепляет желатин), липаза (расщепляет эмульгированные жиры на глицерин и жирные кислоты), химозин (створаживает молоко). Сок поджелудочной железы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, инвертазу, лактазу (расщепляют углеводы), липазу, энтерокиназу (переводит трипсиноген в трипсин).

Используя содержание текста «Пищеварительные ферменты», ответьте на следующие вопросы.

1) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в слюне?

2) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в желудочном соке?

3) Расщепление каких органических веществ идёт под действием ферментов, содержащихся в кишечном соке?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема: Класс Птицы.

Цель образовательная: познакомить учащихся с общей характеристикой и внешним строением птиц, учить выделять существенные признаки внешнего строения, связанные с полетом установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся .

Воспитательная : продолжить формирование научного мировоззрения учащихся. Сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к природе. Реализовать задачи эстетического воспитания.

Развивающая: развитие памяти, логического мышления, научно-биологической речи учащихся. Формирование специальных умений и навыков. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к биологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : словесные ( рассказ, беседа), наглядные.

Средства обучения : учебник, таблица.

1.Организационный этап урока.

Вступительное слово учителя.

2.Актуализация учебной деятельности.

Для усвоения нового материала, давайте с вами вспомним основные особенности внешнего строения пресмыкающихся и ответим на следующие вопросы:

1. Какую форму тела имеют пресмыкающиеся?

2. Какие отделы тела выделяют у пресмыкающихся?

3.Чем образованны покровы пресмыкающихся животных?

4. Как располагаются конечности по отношению к телу?

3.Мотивация учебной деятельности.

Слова Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота»

Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Давайте с вами рассмотрим, какие легенды существуют про птиц. Учитель раздает нескольким ученикам карточки с легендами.

Королек
У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть- чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.

Аисты
- иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра. Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо. Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
- в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
- в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.

Совы
Когда птицы имеют что- то необычное в своем происхождении или повадках, то по этому поводу часто возникают суеверные суждения. Сова имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц. Вот почему она обросла всевозможными легендами. Знаете ли вы, что в древние времена она считалась птицей, приносящей несчастье? Римляне так сильно ненавидели сову, что, увидев и поймав ее в городе в дневные часы, сжигали, а пепел публично бросали в Тибр! Однако в Англии и других местах ее часто называли «мудрой старой совой».

Ворон
В Рауене считают, что если вороны, громко каркая, летают над каким-либо домом, в нем скоро кто-нибудь умрет.

Сорока
В окрестностях Кроссена есть поверье, что в сороку нельзя стрелять, это приносит несчастье.

Проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанное предположение необходимо изучить соответствующую информацию.

Формирование темы и целей урока.

4.Изучение нового материала.

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал).

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

Черты, связанные с полетом:

превращение передних конечностей в крылья;

· перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;

· облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;

· киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;

· воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;

· ряд особенностей скелета.

Кожа птиц сухая, лишена желез.

У основания рулевых перьев расположена одна копчиковая железа, выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, предохраняя их от намокания.

Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.


Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, приспособившиеся к полёту. В ходе данного видеоурока учащиеся рассмотрят места обитания птиц, особенности их внешнего строения на примере голубя, покровы их тела. В уроке приведены примеры самой маленькой и самой большой птиц. Особое внимание будет уделено рассмотрению признаков птиц, связанных с приспособленностью к воздушной среде. На заключительном этапе урока учащиеся узнают, какую роль играет оперение, рассмотрят типы перьев, и как птицы ухаживают за ними.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего строения птиц"

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, приспособившиеся к полёту. Они сильно различаются по внешнему облику, но, несмотря на это, имеют много общих черт, в связи с приспособлением к полёту.

Птицы, в отличие от рыб, земноводных и пресмыкающихся, теплокровные животные. Они имеют постоянную и высокую (около 42°С) температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.

Птицы населяют все области Земного шара, включая и Антарктиду, например, буревестники и пингвины. Их можно встретить в безводных пустынях и горах вплоть до границы вечных снегов, это бородач, грифы, некоторые колибри. Некоторые виды приспособились к жизни на море, и достигают берега только с целью размножения. Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Всего насчитывается более 10 тысяч видов, что составляет 20% от всего видового разнообразия позвоночных животных. На территории России отмечено 789 видов.


Наука, занимающаяся изучением птиц, называется орнитология.

Внешнее строение птиц рассмотрим на примере голубя. У него имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

Голова небольшая, округлая. Челюсти вытянуты в клюв и покрыты роговым чехлом. В клюве различают верхнюю часть – надклювье и нижнюю – подклювье. У основания надклювья открываются ноздри. У голубя они прикрыты мягкой, белой, вздутой кожей – восковицей, которая выполняет осязательную функцию.

Когда птицы раскрывают клюв, можно увидеть язык, зубов у них нет, это облегчает массу их черепа.

По бокам головы располагаются большие глаза, которые, как и у пресмыкающихся, защищены верхними и нижними веками и полупрозрачной мигательной перепонкой. За глазами находятся ушные отверстия.

Голова расположена на длинной и подвижной шее. Она позволяет птице, не меняя положения туловища, собирать корм, оглядываться по сторонам, чистить перья на всём теле.


Туловище компактное, яйцевидное, обтекаемой формы. Хвост чаще небольшой и имеет треугольную форму, на нём веером расположены длинные и широкие перья.

Передние конечности свободные и превратились в крылья, которые обеспечивают полёт. У птиц в состоянии покоя крылья сложены и прижаты к бокам.

Задние конечности – ноги – служат опорой туловищу и необходимы для передвижения. Нижняя часть ног – цевка и пальцы покрыты прилегающими друг к другу роговыми чешуями, пластинками, сходными с чешуёй пресмыкающихся. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти.


В связи с различными приспособлениями к жизни в разнообразных местообитаниях, с особенностями передвижения и разными способами добывания пищи, для каждого вида птиц характерны определённая форма и размеры головы, шеи, крыльев, конечностей и хвоста. Разнообразные формы клюва обеспечивают у одних видов хватание добычи, у других – долбление, рытьё, фильтрацию пищи и другие сложные действия.


Большинство видов птиц прекрасно летают, также они хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие – ныряют и плавают в воде.


Масса птиц может изменяться от нескольких граммов у колибри до 14-16 килограммов у лебедей и грифов. Размах крыльев достигает трёх метров у пеликанов и альбатросов.


Нелетающие птицы имеют гораздо большую массу тела: пингвины весят около 40 килограммов, африканские страусы от 90 до 120 килограммов. Некоторые из вымерших нелетающих птиц достигали массы от 230 до 400 кг, например, моа. Самым маленьким ныне живущим представителем класса считается колибри-пчёлка — длина тела не превышает 5,7 сантиметров. Самым крупным ныне живущим представителем является африканский страус высотой до 270 сантиметров.


Андский кондор принадлежит к числу наиболее крупных летающих птиц — масса тела может достигать 11 кг, при размахе крыльев до 3 метров. Места его обитания сочетают в себе альпийские вершины и большие открытые пространства, поросшие травой и удобные для обзора с большой высоты. Распространён в Андах и на тихоокеанском побережье Южной Америки.


Окраска птиц также очень разнообразна.


Кожа у птиц тонкая, сухая, лишённая кожных желез. Единственная железа – копчиковая – расположена в хвостовом отделе. Она особенно хорошо развита у водоплавающих птиц, её секрет используется для смазывания перьев и предотвращает их намокание.

Кожа покрыта характерными только для птиц роговыми образованиями – перьями.

Оперение предохраняет птиц от охлаждения и перегрева, создаёт обтекаемую поверхность тела, облегчает полёт, защищает кожные покровы от повреждений.

Основной тип пера – контурное. Оно состоит из прочного, упругого, полого внутри ствола, по бокам которого в одной плоскости расположены многочисленные тонкие и узкие пластинки – бородки. От каждой из них в той же плоскости с двух сторон отходят бородочки, снабжённые маленькими крючками, которые сцепливаются друг с другом, образуя широкую лёгкую пластинку – опахало. Часть ствола, не имеющая опахала, называется очином. Очин закрепляет перо в коже.


Виды перьев:

· Контурные маховые перья образуют крыло птицы, они обеспечивают полёт.

· Контурные покровные составляют основу оперения и образуют обтекаемую воздухом поверхность тела.

· Контурные рулевые перья расположены в хвосте и участвуют в управлении полётом, а при посадке служат тормозом.

· Под ними лежат пуховые перья, опахала у которых мягкие, рыхлые, без бородочек.

· У некоторых птиц есть еще и пух – перья с коротким стержнем и пучком бородок на вершине в виде кисточки.


Между перьями, особенно пуховыми, находится воздух, который предохраняет тело птицы от потерь тепла.

Ежегодно у птиц происходит линька: часть перьев опадает и заменяется новыми. Линька обеспечивает замену изношенного оперения и изменение окраски птиц в разное время года, например, в период размножения.

Птицы уделяют много времени уходу за перьями, расчёсывая их, смазывая жировыми выделениями копчиковой железы, что делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц предохраняет от намокания. Ухаживают за перьями птицы с помощью клюва. Лишь одна птица не может этого делать —колибри-мечеклюв обладает настолько длинным клювом, что ей приходится чистить свои перья лапкой.


Практически все виды птиц охотно купаются: стоя или приседая в мелкой воде, они распускают и трясут перьями, стараясь равномерно смочить их. Птицы с быстрым полётом — стрижи и ласточки на лету могут окунаться в воду. Некоторые также принимают пылевые ванны. Подобные виды ухода за перьями избавляют птиц от паразитов.

Подведем итог. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные. К признакам птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо развитых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров и острые когти.

В связи со способностью к полёту, птицы обладают рядом прогрессивных черт, которые отсутствуют у рептилий:

Читайте также: