Что мешает рафаэлю осуществить самоубийство шагреневая кожа

Обновлено: 27.04.2024

Оноре Бальзак (1799–1850 гг.) наряду со Стендалем принадлежит к классическому этапу реализма XIX века. Бальзак сумел наиболее полно выразить дух XIX столетия; согласно английскому писателю Оскару Уайльду, мастеру парадоксов, XIX век, "каким мы его знаем, в значительной мере изобретен Бальзаком". Уайльд имеет в виду, что Бальзак обладал самым мощным, после Шекспира, писательским воображением и в своем творчестве сумел создать самодостаточную, саморазвивающуюся, универсальную модель мира, точнее, французского общества первой половины XIX века. Главное творение Бальзака — "Человеческая комедия". Она объединяет все произведения зрелого этапа его творчества, все, написанное им после 1830 года. Замысел объединить свои отдельно публиковавшиеся романы, повести, новеллы в единый цикл произведений впервые возник у Бальзака в 1833 году, и первоначально он планировал назвать гигантское произведение "Социальные этюды" — заглавие, подчеркивающее сходство принципов Бальзака-художника с методологией науки его времени. Однако к 1839 году он остановился на другом заглавии — "Человеческая комедия", которое выражает и авторское отношение к нравам его века, и писательскую дерзость Бальзака, мечтавшего, что его произведение станет для современности тем же, чем "Божественная комедия" Данте была для средневековья. В 1842 году было написано "Предисловие к "Человеческой комедии", в котором Бальзак изложил свои творческие принципы, охарактеризовал идеи, положенные в основу композиционной структуры и образной типизации "Человеческой комедии". К 1844 году относится авторский каталог и окончательный план, в котором значатся названия 144 произведений; из них Бальзак успел написать 96. Это самое масштабное произведение литературы XIX века, надолго, особенно в марксистской критике, ставшее эталоном литературного творчества. Цементируют гигантское здание "Человеческой комедии" личность автора и обусловленное ею единство стиля, изобретенная Бальзаком система переходящих персонажей и единство проблематики его произведений.

Роман "Шагреневая кожа" (1831 г.) основан на том же конфликте, что "Красное и черное" Стендаля: столкновение молодого человека со своим временем. Поскольку этот роман принадлежит к разделу "Человеческой комедии", названному "Философские этюды", конфликт этот решается здесь в наиболее отвлеченном, абстрактном виде, к тому же в этом романе нагляднее, чем у Стендаля, проявляется связь раннего реализма с предшествующей литературой романтизма. Это один из самых красочных романов Бальзака, с динамичной прихотливой композицией, с цветистым, описательным стилем, с будоражащей воображение фантастикой.

Главный герой "Шагреневой кожи" — Рафаэль де Валантен. Читатель знакомится с ним в момент, когда он, измученный унизительной нищетой, готов покончить с собой, бросившись в холодные воды Сены. На пороге самоубийства его останавливает случай. В лавке старика-антиквара он становится обладателем волшебного талисмана — шагреневой кожи, исполняющей все желания обладателя. Однако по мере исполнения желаний талисман уменьшается в размерах, а с ним укорачивается жизнь владельца. Рафаэлю нечего терять — он принимает дар антиквара, не очень веря в волшебство талисмана, и начинает растрачивать жизнь в желаниях всех наслаждений молодости. Когда он осознает, что шагреневая кожа в самом деле сокращается, он запрещает себе желать вообще чего бы то ни было, но поздно — на вершине богатства, когда его пылко любит, и без шагреневой кожи, очаровательная Полина, он умирает в объятиях своей возлюбленной. Мистический, фантастический элемент в романе подчеркивает его связь с эстетикой романтизма, но сам характер проблем и способ их постановки в романе характерны для реалистической литературы.

Рафаэль де Валантен по происхождению и воспитанию — утонченный аристократ, но его род лишился всего в ходе революции, а действие в романе разворачивается в 1829 году, в конце эпохи Реставрации. Бальзак подчеркивает, что в послереволюционном французском обществе честолюбивые желания естественно возникают у молодого человека, и Рафаэля обуревают желания славы, богатства, любви прекрасных женщин. Автор не ставит под вопрос законность и ценность всех этих устремлений, а принимает их как данность; центр проблематики романа смещается в философскую плоскость: какова цена, которую человеку предстоит заплатить за осуществление его желаний? Проблема карьеры поставлена в "Шагреневой коже" в самом общем виде — кипение самолюбия, вера в собственное предназначение, в свою гениальность заставляют Рафаэля испытать два пути к славе. Первый заключается в упорном труде при полной нищете: Рафаэль с гордостью рассказывает, как в течение трех лет жил на триста шестьдесят пять франков в год, работая над сочинениями, которые должны были его прославить. В романе появляются сугубо реалистические подробности, когда Рафаэль описывает свою жизнь в бедной мансарде "на три су — хлеба, на два — молока, на три — колбасы; с голоду не умрешь, а дух находится в состоянии особой ясности". Но страсти увлекают его с ясного пути ученого в пучину: любовь к "женщине без сердца", графине Феодоре, воплощающей в романе светское общество, толкает Рафаэля к игорному столу, к безумным тратам, и логика "каторги наслаждений" оставляет ему последний выход — самоубийство.

Мудрец-антиквар, передавая Рафаэлю шагреневую кожу, объясняет ему, что отныне его жизнь — лишь отсроченное самоубийство. Герою предстоит постичь соотношение двух глаголов, руководящих не просто людскими карьерами, но всей человеческой жизнью. Это глаголы желать и мочь: "Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии". Вот символика талисмана — в шагреневой коже соединены мочь и желать, но за его могущество положена единственно возможная цена — человеческая жизнь.

В конце октября 1829 года в игорный зал приходит молодой человек. Лицо белокурого юноши ещё светится очарованием невинности, но вместе с тем на нём лежит и отблеск сладострастного порока. Незнакомец проигрывает последнюю золотую монету и решает покончить жизнь самоубийством. Перед смертью он ходит по Парижу, изучает продающиеся книги, отдаёт последние су нищим, любуется хорошенькой женщиной.

В лавке древностей перед лицом юноши проходит вся история мира, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой Ренессанса. После заката солнца перед героем появляется маленький, худенький старичок в чёрном халате и предлагает показать ему изображение Иисуса Христа кисти Рафаэля.

Картина потрясает молодого человека своей реалистичностью. Он признаётся хозяину лавки, что хотел покончить жизнь самоубийством из-за унизительной нищеты. Старичок предлагает помощь. Он указывает на висящую напротив картины Рафаэля шагреневую кожу. Лоскуток, величиной со шкурку лисицы, с обратной стороны содержит печать Соломона и надпись-предупреждение. Старик говорит, что сам никогда не пробовал владеть шагреневой кожей, а своё благополучие построил на отказе от двух раздирающих человека принципов – желания и возможности. Он предпочитал знать и видеть и жить разумом, а не сердцем. В отличие от старика юноша желает прожить бурную жизнь в наслаждениях вином, весельем и женщинами. Старик смеётся над его желанием. Юноша хватает шагреневую кожу и выбегает на улицу, где встречает трёх своих друзей.

Рафаэль де Валантен (так зовут главного героя романа) отправляется вместе с ними на ужин к банкиру Тайферу, решившему организовать оппозиционную королевской власти газету. Общество из подающих надежды молодых писателей, художников и учёных наслаждается едой и вином, болтает о политике, рассуждает об устройстве государства. После ужина молодые люди направляются в залу, где их встречает целый сераль очаровательных женщин самых разных национальностей. Прекрасные дамы выглядят невинными, но скрывают внутри себя самый изысканный порок.

Рафаэль и его друг, журналист Эмиль, беседуют с двумя девушками – величественной красавицей Акилиной, чей возлюбленный погиб на эшафоте, и хрупкой девой Ефрасией, не верящей в любовь.

Часть II. Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает Эмилю историю своей жизни. Он окончил колледж, затем, под руководством отца, учился адвокатскому ремеслу. Отец Рафаэля, человек серьёзный и сухой, держал его в строгой узде. После получения образования герой приобщается к семейной тяжбе. Суд заканчивается разорением. Через десять месяцев отец Рафаэля умирает.

Родственники отворачиваются от бедного юноши. Три года он живёт на оставшиеся после продажи имущества деньги, питаясь только хлебом, колбасой и молоком. Во время занятий наукой Рафаэль близко сходится со своей квартирной хозяйкой, г-жой Годэн и её четырнадцатилетней дочерью Полиной, которую, в благодарность за заботу, начинает учить игре на фортепиано. К девушке он относится как к сестре, отчасти из-за нежелания совращать её невинность, отчасти потому, что она бедна. Как-то раз Рафаэль встречает Растиньяка. Тот вводит его в высшее парижское общество и знакомит с неприступной красавицей русского происхождения, графиней Феодорой. Пытаясь влюбить её в себя, Рафаэль влюбляется сам. Отчаянно добиваясь любви Феодоры, молодой учёный тратит на визиты к ней последние деньги. В какой-то момент между ними происходит объяснение, в котором девушка предостерегает Рафаэля от каких-либо любовных признаний. Как друг герой ей нужен, как возлюбленный – нет.

Растиньяк помогает Рафаэлю добыть 50 экю, найдя человека, готового заплатить за рукопись исторических мемуаров. На прогулке Феодора просит юношу написать родственнику, герцогу де Наваррену, письмо с просьбой замолвить за неё словечко. Как только Рафаэль это делает, графиня тут же отдаляет его от себя. Юноша начинает проникать в тайники её души – жёсткой, холодной, эгоистичной.

Полина подбрасывает Рафаэлю деньги для того, чтобы он мог пойти в театр с Феодорой. Юноша пытается узнать любимую с телесной стороны. Он прячется в её спальне, слушает, как поёт графиня, наблюдает за её безмятежным сном. Затем Рафаэль просит Феодору о свидании. Он ведёт себя с ней максимально очаровательно, но не овладевает телом, желая овладеть душой. Пылкое признание в любви вызывает в графине скуку.

Рафаэль признаётся Растиньку в том, что хочет покончить жизнь самоубийством. Эжен предлагает другу убить себя более изысканно – через наслаждения. Рафаэль уезжает из мансарды г-жи Годэн. Полина прощается с ним со слезами. Растиньяк на деньги, полученные Рафаэлем за работу, выигрывает 27 тысяч франков. Главный герой начинает прожигать жизнь. Он прогуливает все деньги, делает долги, расплачивается с кредиторам, продав остров с могилой своей матери. У Рафаэля остаётся 2 тысячи франков, но вернуться к спокойной жизни учёного он не может – Феодора всё ещё занимает его сердце.

Пьяный Рафаэль прерывает свой рассказ, чтобы пожелать стать миллионером. Он делится с Эмилем тайной шагреневой кожи, уменьшающейся с каждым его желанием и сокращающей срок его жизни.

Утром банкир Кардо извещает Рафаэля о том, что он стал наследником шести миллионов. Их юноше оставил родственник матери – некий калькуттский майор О’Флаэрти.

Часть III. Агония

У особняка маркиза де Валантена старый слуга Ионафан встречает учителя Рафаэля, г-на Поррике. Ионафан рассказывает ему о странном образе жизни своего господина: последний требует, чтобы всё в доме подчинялось строго заведённому порядку; он просит старого слугу предугадывать его желания и не задавать ему вопросы со словами «угодно» или «желаете». Поррике просит Рафаэля помочь ему, и тот, по доброте душевной, желает, чтобы его старому учителю вернули доходную должность. Висящая перед героем шагреневая кожа, обведённая красным контуром, тут же уменьшается. Рафаэль приходит в ужас, но понимает, что сделанного не воротишь.

В Итальянском театре герой встречает Полину. Она настолько прекрасна, что к ней прикованы взоры всего общества. Рафаэль желает, чтобы девушка полюбила его. Шагреневая кожа не меняет своих размеров.

Полина и Рафаэль признаются друг другу в любви. Девушка рассказывает, как зарабатывала деньги на веерах, чтобы юноша мог носить чистые рубашки и пить вдоволь молока во время своей бедности. Молодые люди решают пожениться. Рафаэль видит, что шагреневая кожа продолжает уменьшаться. В порыве ярости он выкидывает лоскут в сад.

Полина и Рафаэль наслаждаются счастье. Садовник вылавливает в колодце остаток шагреневой кожи. Рафаэль ссорится с Полиной.

Зоолог, г-н Лавриль, определяет шагреневую кожу как кожу редкой породы осла – онагра, встречающегося в Персии, и говорит, что она, как все элементы нашего мира, может сжиматься и растягиваться. Профессор механики Планшет отводит Рафаэля к Шпигхальтеру. Там они пробуют растянуть кожу под огромным прессом, но кожа остаётся неизменной. Химик Жафе пробует подвергнуть её воздействию реактивов, и это тоже не даёт никаких результатов.

Рафаэль начинает кашлять, как чахоточный. Бьянош собирает медицинский консилиум. Один из врачей считает, что у Рафаэля больной желудок, второй – душа, третий – и то, и другое. Героя отправляют на воды. Местное общество не принимает его. Рафаэля вызывают на дуэль. Он убивает противника, после чего переезжает в другую местность. Свои последние дни герой проживает на лоне дикой природы. Когда деревенские жители начинают его жалеть, Рафаэль возвращается в Париж. Он просит Бьяноша выписать ему настойку с опием, чтобы жить хотя бы во сне.

Смерть приходит к Рафаэлю в объятиях Полины, которую он желает больше всего на свете.

От автора: Статья написана после прочтения романа и просмотра фильма "Шагреневая кожа" 2010г, эта работа посвящена изучению "мифа любви", который преследует человека всю жизнь, в принципе, это один из основополагающих мотивов экзистенциального поиска смысла жизни.

Секрет наслаждения по Шагреневой коже Оноре Де Бальзака

Каждый день - это проблема выбора между храбростью и трусостью, щедростью и жадностью, милосердием и жестокостью: выбирать - кем быть, каким быть, иногда этот выбор приходится делать ценою всей нашей жизни.

Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии…

Из статьи

«Что смерть, если ты перед этим понял смысл жизни?….»

Щноре Де Бальзак (из романа)

Подборка статей:

Смотрите так же статью: "В чём смысл жизни?"

Обедневший, но гордый аристократ, Рафаэль де Валентен хочет издать свой роман: «Теория воли». Но куда бы он не обращался, везде ему отказано. К тому же, его жестко обманула возлюбленная. И главный герой бросается в Сену, но в двух шагах от смерти он случайно попадает в лавку древностей к скупщику. Тот предлагает ему выгодную сделку: взять «шагреневую кожу», которая будет исполнять все его желания, но предупреждает, что взамен каждого желания постепенно сокращается его жизнь. Самоубийство отсрочено. Теперь жизнь Рафаэля буквально находится между «желать» и «мочь».

События романа очень напоминают сказочную фабулу. Ведь с Рафаэлем происходит чудо: ему возвращают жизнь, жизнь полнокровную, богатую и счастливую, но за определённую плату. Жизнь — это чудо, это подарок, и она бесценна, но герою пришлось ощутить её ценность, когда появилась угроза его жизни. Теперь он расплачивается за каждое своё желание минутами и часами – временем из своей жизни. Он выкупает свою жизнь у смерти.

Когда мы выходим из детства, основная проблема заключается в том, что мы привыкаем к жизни, и она становится для нас слишком обыкновенной. В романе символично описывается именно такой момент. Жизнь, наполненная любовью – чудо, но Рафаэль перешёл границу иллюзий детства и юношества, он вступает в зрелость. Этапом его взросления становится «Женщина без сердца». И здесь наступает некий момент экзистенциального поиска главного героя, десакрализации «мифа о любви». Сама по себе идея "мифа о любви" утопична: во взрослой жизни за всё, в том числе и за любовь к женщине, нужно платить. Лишившись своих иллюзий, «мифа о любви» (безусловная любовь -редкое явление), человек понимает, что жизнь ПУСТА. Он утрачивает ощущение священного и символического подвига перед жизнью: терпеть лишения, утрату, голод и превратности судьбы ради смысла – безусловной любви. Именно крушение любовных иллюзий сподвигнуло Рафаэля проникнуть за пределы обычной мирской реальности.

Пространство романа, так же, как и в сказке наполнено символами, знамениями другой реальности. Роман «Шагреневая кожа» подобен сказке, где внутреннее метапро­странство роста и развития героя не менее реально, чем объективная сторона нашей жизни. Рафаэль, прототип которого О.Бальзак взял из собирательного образа своих современников, в реальном мире не существует. Это символичный образ человека, с которого снимают узду, и для него нет ничего опаснее его собственных желаний. Вследствие десакрализации «мифа о любви» он лишается способности не только видеть великое, но и ценить жизнь. Его существование утратило нечто «сакральное», ценное, присущее «сказочности» — поиск и момент веры, надежды. И тем не менее, несмотря на отчаяние, на грани самоубийства, герой отбрасывает идею десакрализации, и принимает сказочные условия, берёт шагреневую кожу и начинает верить в её действие. Итак, для того, чтобы понять духовную сторону реальности, Рафаэль отправляется в сказку. В романе происходит ментальный эксперимент: проверяется свобода воли. И главный герой очень дорого расплачивается за свои желания.

Итак, Рафаэль из романа О.Бальзака, как и каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Люди живут по определённому распорядку в неких сферах жизни: деньги, слава, карьера, семья, здоровье, взаимоотношения. Каждый из них, будем условно говорить, располагает энергией этих сосудов. Энергии больше или меньше – не важно, главное – знать где её достать: из сокровищницы души. Но если энергия души человека уходит на корыстные цели, удовлетворение физиологичных желаний, «сосуд жизни» быстро истощается. Тогда, возможно пойти на сделку с дьяволом. Но функция сказки о «шагреневой коже» не ограничиваются только воспитанием, она уходит дальше, выше — первый мост к сакраль­ному.

По концепции романа, каждому человеку отмерено определённое количество энергии, по масштабам его души. И, самое интересное, что высшая энергия – это любовь, и ничто её заменить не может, даже физиологичные аспекты любовных взаимоотношений – лишь тень на фоне подлинных чувств. Прочитав роман, можно сделать вывод, что, имея какие-то желания, каждый из нас совершает сделку. Разница лишь в том, сохраняем ли мы при этом полную ответственность перед происходящим или нет. Бальзак проецирует проблему подобной сделки с совестью в пространство современного культурного поля. В его произведении метафорично идёт речь об истощении жизненного запаса энергии души.

Символ шагреневой кожи.

Герой любой сказки, в какой-то момент доходит до границы, отделяющей обыкновенный мир от мира иного, мира «за гранью», мира испытаний, мира «дремучего леса» бессознательного. Другой мир (речь о сакральном внутреннем мире Рафаэля) не является потусторонним – это борьба, накала страстей в душе Рафаэля, в котором осуществляется обряд иници­ации. И скупщик «посвящает» героя «шагреневой кожей» «Шагран» по-французски означает горе, страдание. Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии. Не зря говорят, что «желания – это демоны». Желания в романе поданы в виде искушений «шагреневой кожи»: завладеть всем, ведь жизнь коротка, наслаждайтесь ею, пока не поздно. Душа связана как с телом, так и с нашим духом. Искусство немыслимо без наслаждения эстетического, но наслаждение может стать целью в жизни. Тогда оно греховно. Желания превращаются в демонические, когда они только лишь служат безграничному наслаждению. Наслаждение очень часто путают с понятием счастья. Но счастье всё же основано на законах высшей справедливости: любви, которая зиждется на милосердии, сострадании, жертвенности, радости и благодарности. Наслаждение ради наслаждения чаще всего осуждается православием и христианством в целом. Почему? Все из-за идеи, что мера страдания определяет меру истины. За каждое желание положено отстрадать. Вспомним русскую поговорку: Христос терпел и нам велел.

Под списком желаний и оккультным подходом к их исполнению подразумевается сделка с дьяволом. Символика «ШАГРЕНЕВОЙ КОЖИ» - символика ИСКУШЕНИЯ. Роман Бальзака буквально отвечает на вопрос: насколько человек высокоразвитый способен противостоять искушению? Сначала автор оставляет Рафаеля наедине со своими желанием, наедине с «размером его души». Главному герою позволено всё. И он выбирает для себя очень простые, ограниченные радости, а когда радости исчерпаны - наступает пресыщение. Здесь у Бальзака мы усматриваем некую долю осуждения, но это специфика осуждения не частного выбора человека, а масштаба душ этой эпохи. Естественный отбор среди людей утверждает принцип движения жизни. Получая возможность осуществить свои желания, герой отказывается от духовности, не пишет новых романов, не служит идее. Он желает лишь физического удовольствия, его желания физиологичны. В этом романе Бальзак отдаёт дань эпохе разложения нравов и упаднических настроений XIX в., которые отразились на передовых людях того времени. Когда миром правят банкиры, желания людей упираются в чувственные наслаждения, в преступления против морали. Мораль банкиров такова: жить сегодняшним днём, подразумевая свою конечность и тленность жизни.

Сегодня, я нахожу перекличку настроений той эпохи с веком нынешней технократии. Когда в наше время поднимается вопрос о законе и справедливости, о причине и следствии, о расплате за свои желания, мы возвращаемся в эпоху банкиров. И хотя в реальном мире точно так же не существует скупщика желаний, владельца антикварной лавки, торговца желаниями, хранителя «шагреневой кожи», мы с вами прекрасно понимаем символику образа. Скупщик и хранитель наших желаний, каждый раз приходит к нам, когда мы в жизни сталкиваемся с подоб­ными препятствиями. Мы постоянно общаемся со своей совестью, проводником между миром яви и нави, скупщиком из лавки, «Кощеем» из сказки, одним из многоликих аватаров Дьявола, в одной из его ипостасей.

Рассматривая символику романа, нашему взору открывается трансцендентальная реальность: страсти и желания убивают и иссушают душу. У каждого из нас от рождения существует энергия желаний. Список желаний человека – этакий ящик Пандоры. Перед нами главный герой романа - гордый и обаятельный молодой человек, наделённый высокими способностями и тонкой душевной организацией, имеющий сильные амбиции, желания, жажду жизни. Он героичен в своём экзистенциальном поиске, но он проигрывает перед жизнью – он погибает. «Шагреневая кожа» символично является напоминанием о расплате за желания.

Быть или не быть?

Философский вопрос, поднимавшийся классиками мировой литературы в таких произведениях, как «Идиот» Достоевского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Гамлет» Шекспира, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уфйльда, и многих других произведениях. Ответили ли эти романисты на риторический вопрос: быть или не быть? Однозначно - вряд ли. Фаустовская традиция – вопрос сделки с дьяволом – остаётся открытым. В «Шагреневой коже» нет прямого присутствия дьявола, но есть намёк на его аватары: многоликость. В центре внимания – проблема сделки главного героя Рафаэля де Валантена – что лучше, жить полнокровно, но кратко, или долго и однообразно влачить жалкое существование? Рафаэль выбрал первое, а что выбираем мы, последователи Бальзака? Если спроецировать проблему подобной сделки в пространство современного культурного поля? Что выбираем мы?

Выводы, решения, ценности в вопросах:

Во-первых: жить полнокровно или пустить жизнь на самотёк? - такими вопросами может задаваться лишь хозяин своей судьбы, лишь тот, у кого есть возможности на оба выбора! Ни смело, ни дерзко ли - вопрос, адресованный провидению, задать себе, поставить перед самим собой – согласитесь?! И тем не менее, каждый из нас, вступая во взрослую жизнь, задаётся таким вопросом.

Во-вторых: чем мы можем расплатиться за право выбора? Каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Мы располагаем некими энергетическими сосудами жизни. Энергии немного, но как нам суждено её распределить? В чьей это власти?


Игра «Трансформация» - это игра превращение, которая позволяет оторваться от реальной ситуации и поднимает в круг духовных истин, ментальных установок.

Краткое содержание романа

Всем посетителям сайта рекомендуем читать краткое содержание романа «Шагреневая кожа», возглавляющего целую серию философских произведений О. де Бальзака. Обладающий волшебной силой талисман главного героя олицетворяет собой роковую обреченность человека, охваченного эгоистическими желаниями и страстями.

Главные герои

Рафаэль де Валантен – молодой человек; начинающий писатель, познавший нищету, всевозможные пороки, безответную и счастливую любовь, сказочное богатство. Рафаэль получает в подарок волшебный талисман (шагреневую кожу), который исполняет его желания, но при этом приближает к смерти.

Растиньяк – приятель Рафаэля, беззаботный «прожигатель жизни», великосветский эгоист.

Графиня Феодора – «полурусская парижанка», символ бездушной женщины из высшего света.

Полина – бедная девушка, неожиданно ставшая богатой наследницей; олицетворение чистой и светлой любви.

Краткое содержание

I. Талисман

Осенью 1829 года в один из парижских игорных домов заходит молодой человек (Рафаэль). Немногочисленная публика и игроки отмечают на его лице «мрачную бесстрастность самоубийцы». Молодой человек ставит на «черное» последнюю золотую монету и проигрывает.

С обреченным видом молодой человек выходит на улицу и медленно идет по городу. Выйдя на середину Королевского моста, он задумчиво смотрит на Сену с намерением броситься вниз.

Молодой человек принимает решение отложить самоубийство до наступления темноты. На набережной он отдает последнюю мелочь нищим, а затем заходит в «лавку древностей».

Будущий самоубийца с интересом осматривает многочисленные произведения искусства, принадлежащие разным историческим эпохам: египетские мумии, средневековое оружие, древнегреческие статуи, буддийские идолы и т. д.

В последней зале внимание молодого человека привлекает запертый ящик. Проводник говорит, что в нем находится великая картина. Он уходит за хозяином лавки, у которого хранится ключ от ящика.

Спустя какое-то время в залу приходит старик с лампой. Он отпирает ящик и показывает посетителю «изображение Иисуса Христа кисти Рафаэля». Восхищенный бессмертным творением молодой человек восклицает: «Ну что ж, значит – смерть!». Встревоженного хозяина он успокаивает, заметив, что имел в виду свое самоубийство.

Молодой человек объясняет старику, что принял решение расстаться с жизнью исключительно из-за «унизительной нищеты». Тот в ответ говорит, что может сделать несчастного бедняка самым богатым и могущественным человеком на свете.

Старик показывает молодому человеку старинный талисман – лоскут шагреневой кожи. На нем на санскрите написано, что все желания хозяина талисмана будут исполняться, но при этом одновременно будет убывать срок его жизни и уменьшаться размеры кожи.

Старик предупреждает о том, что молодой человек должен ограничивать свои желания. В зависимости от их силы и количества он будет приближать свою смерть. Таким образом, обладание таинственным талисманом является «отсроченным самоубийством».

Молодой человек, не принимая во внимание предостережения старика, желает немедленно попасть на «роскошный пир». Выйдя из лавки, он сразу же сталкивается с тремя приятелями. Друзья говорят, что уже давно разыскивают его с целью представить одному богатому банкиру, основавшему на днях новую газету.

Приятели приводят молодого человека в дом банкира – роскошный особняк, где уже собралось множество известных в Париже людей. Для гостей накрыт богатый стол, уставленный изысканными угощениями и разнообразными винами. Рафаэль садится вместе с талантливым журналистом Эмилем. Начинается шумное пиршество. Между постепенно пьянеющими людьми завязываются бурные споры.

После окончания обеда гостей приглашают в другой зал, где их глазам предстает «возбуждающее зрелище» – несколько прелестных женщин в богатых нарядах.

Знакомясь с красавицами, гости разбиваются на несколько групп. Завязываются оживленные разговоры, все громче раздаются пьяные возгласы и смех. Рафаэль и Эмиль усаживаются на диван, где к друзьям присоединяются две женщины: Актилина и Евфрасия.

Рафаэль признается приятелю, что собирался сегодня совершить самоубийство. Чтобы объяснить Эмилю причину, он начинает рассказывать историю своей жизни.

II. Женщина без сердца

До семнадцати лет Рафаэль вел обычную детскую жизнь. Все изменилось после окончания колледжа. Отец Рафаэля был очень строгим человеком. Он подчинил сына «военной дисциплине» и заставил его ежедневно заниматься правом. Свободного времени у юноши практически не было, как и денег на «карманные расходы».

Единственным развлечением Рафаэля были редкие посещения вместе с отцом театров и балов. Правда, среди изысканной публики бедно одетый юноша обычно забивался в угол и с завистью наблюдал за богатыми господами и дамами.

На одном таком бале отец почему-то дал сыну на хранение свой кошелек. Рафаэль не удержался и впервые в жизни сделал ставку за игорным столом. Удача улыбнулась юноше. Он не только вернул отцовские деньги, но и выиграл некоторую сумму. Отец так и не узнал об этом легкомысленном поступке.

В этот вечер состоялся серьезный разговор. Отец торжественно заявил, что двадцатилетний Рафаэль может считать себя мужчиной. Он назначил сыну ежемесячное денежное содержание и полностью посвятил его в свои дела.

Отец уже долгое время вел затяжной судебный процесс. Хорошо изучивший право Рафаэль стал ему в этом помогать. К сожалению, дело закончилось неудачно. Семья была разорена: земли конфискованы, а имущество описано. Убитый горем отец вскоре умер. Рафаэлю в наследство досталось чуть более тысячи франков.

Бедный молодой человек решил придерживаться «монастырского устава» и растянуть эти деньги на три года. За это время он планировал написать выдающееся произведение, которое принесет богатство и славу.

Рафаэль действительно прожил три года в страшной нищете, отдавая все свои силы литературной работе. Он снял очень бедную комнату в глухом районе Парижа и до предела ограничил свои денежные расходы.

Около года молодой человек вел жизнь затворника. Затем произошло сближение «отшельника» с хозяйкой комнаты госпожой Годэн и ее дочерью. Две женщины стали помогать Рафаэлю по хозяйству, а он в ответ начал давать уроки молодой Полине.

Прошлой зимой Рафаэль случайно встретил старого приятеля Растиньяка. Тот высмеял его аскетическую трудовую жизнь и заявил, что таким образом невозможно добиться известности. Растиньяк советовал вести себя как можно наглее и увереннее: интриговать, обманывать, втираться к людям в доверие. Только так можно добиться успеха в высшем свете.

Растиньяк представил Рафаэля известной всему Парижу «женщине-загадке» – очень богатой русской графине Феодоре. У этой красавицы из России было множество поклонников, но никому из них так и не удалось добиться взаимности. Растиньяк посоветовал другу тоже попытаться покорить сердце недоступной графини.

Разговор с Рафаэлем увлек Феодору. Графиня попросила скромного писателя бывать у нее почаще. Сам Рафаэль был впечатлен резким контрастом между своей убогой комнатой и светской обстановкой в доме графини. Возможность обладать русской красавицей стала его заветной мечтой. Возвращаясь вечером домой, бедный затворник решил приступить к «покорению»: «Феодора или смерть!».

Поначалу Рафаэлю действительно удалось «стать своим» для графини. Он стал часто посещать Феодору, вел с ней долгие задушевные разговоры, сопровождал на прогулках. Незаметно для самого Рафаэля тонкая игра с красавицей переросла в губительную страсть.

Эти отношения продолжались три месяца и привели к тому, что у Рафаэля кончились последние гроши. Ради графини он нередко отказывался от еды, заботясь о состоянии своего последнего приличного костюма.

Однажды Феодора после посещения театра пригласила Рафаэля к себе для откровенного разговора. Она высоко оценила его дружбу, но предупредила, что не потерпит признания в любви. Это был полный крах всех надежд бедного влюбленного.

На следующий день Рафаэль рассказал о своем любовном поражении Растиньяку. Тот воспринял эту новость спокойно, так как предвидел именно такую развязку. При содействии Растиньяка Рафаэлю удалось получить кое-какую литературную работу и взять за нее аванс.

Рафаэль продолжал посещать графиню, хотя и прекрасно понимал, что холодная красавица просто играет с ним и использует несчастного влюбленного в своих целях. По просьбе Феодоры Рафаэль познакомил ее со своим дальним богатым родственником графом де Наварреном, который мог оказать помощь в деле признания наследственных прав графини русским императором. Феодора и Наваррен сошлись очень близко и не скрывали своего презрительного отношения к бедному Рафаэлю.

Траты на ухаживания за Феодорой вновь повергли Рафаэля в крайнюю нищету. Он постоянно голодал и даже иногда с мучительным стыдом принимал денежную помощь от госпожи Годэн и Полины.

Страдая от неразделенной любви, Рафаэль не мог понять причину холодного равнодушия Феодоры. Чтобы разгадать «загадку» графини, он решился на сумасшедшую затею – тайно провести в ее спальне ночь.

Однажды вечером Рафаэлю удалось незаметно проникнуть в спальню Феодоры и спрятаться за занавесками. Невольно он подслушал разговор за чаем хозяйки с несколькими гостями. Графиня зло высмеивала Рафаэля и его литературные труды. В защиту друга выступил только Растиньяк.

Проводив гостей, Феодора неожиданно запела. Рафаэль был уверен, что наконец-то сможет увидеть ее «без маски». Перед сном графиня в разговоре с горничной заявила, что никогда не выйдет замуж и не желает иметь детей. Рафаэль всю ночь смотрел на спящую красавицу, а утром незаметно покинул ее дом.

Спустя несколько дней Рафаэль попросил Феодору уделить одному ему целый вечер. Он признался красавице в любви, рассказал о своей бедности и о том, что тайно провел всю ночь в ее спальне. Феодора осталась равнодушной ко всем страданиям влюбленного, заявив, что он сам виновен в них.

Рафаэль в гневе ушел, решив навсегда забыть о жестокой женщине. Он вновь засел за упорный литературный труд, но так и не мог отделаться от воспоминаний о прекрасной Феодоре. За две недели Рафаэлю удалось закончить рукопись. Он отправился за обещанным гонораром к литературному подрядчику.

По дороге Рафаэль встретился с Растиньяком и признался, что задумывается о самоубийстве из-за любви к Феодоре. Приятель посоветовал погрузиться к разгул, ведь неумеренность в удовольствиях тоже может привести к могиле.

Получив деньги, Рафаэль съехал с квартиры госпожи Годэн и пришел к Растиньяку. Приятеля не было дома. Вскоре он появился с несколькими тысячами франков, добытых путем какой-то аферы.

Друзья поделили богатство пополам и стали бездумно «прожигать жизнь», проводя время в пьянках, оргиях и азартных играх. Как и следовало ожидать, деньги быстро закончились. Рафаэль к тому же остался должником по нескольким выданным векселям.

Чтобы расплатиться с долгами, Рафаэль продал последнюю «святыню», которая у него оставалась – небольшой островок, где была похоронена мать. После этой продажи и уплаты долгов осталось еще две тысячи франков, которые позволяли вернуться к спокойной литературной работе. Однако Рафаэль продолжил праздную разгульную жизнь и вскоре вновь остался без гроша в кармане. Последнюю золотую монету он «спустил» сегодня в игорном доме.

Закончив эту историю, уже порядком опьяневший Рафаэль вспоминает про шагреневую кожу. Он достает ее из кармана и кричит на весь зал, что обладает невероятным могуществом и богатством. Рафаэль рассказывает другу про чудодейственный талисман и вместе с ним очерчивает его размеры на салфетке. Эмиль с трудом успокаивает разбушевавшегося приятеля и укладывает его спать.

На следующий день гости и куртизанки с трудом просыпаются после разгульной ночи. Кое-как приведя себя в порядок, все опять усаживаются за стол. Ночевавший дома нотариус Кордо громко объявляет, что может порадовать одного из присутствующих получением огромного наследства. Он сообщает о смерти в прошлом году в Калькутте майора О’Флаэрти – дяди Рафаэля, который долгое время считался пропавшим без вести. В завещании майор оставил наследникам шесть миллионов.

Новость Кордо производит переполох среди гостей. Все начинают бурно поздравлять Рафаэля с богатством. Молодой человек судорожно сравнивает шагреневую кожу со вчерашним чертежом на салфетке и видит, что размеры талисмана уменьшились. Кожа действительно исполняет желания хозяина.

Заметив действия друга, Эмиль громко кричит собравшимся, что Рафаэль обладает волшебной силой. Гости наперебой высказывают свои желания. Рафаэль окидывает всех мрачным взглядом и стремится как можно быстрее напиться и забыть о «губительном своем могуществе».

III. Агония

Рафаэль получает колоссальное наследство, покупает прекрасный особняк и окружает себя роскошью. Навестить его приходит бывший учитель – старик Поррике.

Из разговора со слугой Ионофаном господин Поррике узнает, что Рафаэль ведет очень странную жизнь. Богач во всем полагается на своих слуг и никогда не высказывает собственных желаний.

Поррике обращается к бывшему ученику с просьбой о том, чтобы его назначили инспектором в колледже. Рафаэль, даже не слушая старика, равнодушно говорит, что ничем не может помочь. Невольно он произносит: «От души желаю, чтобы вам удалось…». Эта случайно вырвавшаяся фраза приводит Рафаэля в ярость. Он кричит, что Поррике получит должность. Только что на глазах Рафаэля шагреневая кожа вновь уменьшилась в размерах.

Вечером Рафаэль едет в театр. Среди зрителей он замечает Феодору с новым поклонником. Рафаэль уже давно разлюбил бездушную красавицу и теперь оглядывает ее с презрением.

В соседнюю ложу присаживается какая-то женщина и моментально приковывает к себе внимание всей публики. Рафаэль с изумлением узнает в прекрасной даме Полину. Девушка приглашает его зайти завтра на свою старую квартиру и поспешно покидает театр.

Дома Рафаэль высказывает горячее желание, чтобы Полина полюбила его. Однако кожа не сжимается. Рафаэль выбрасывает талисман в колодец.

На следующий день Рафаэль возвращается в район, где провел нищенские три года. Он узнает, что к госпоже Годэн вернулся с огромным богатством муж из Индии.

Рафаэля встречает Полина, ставшая богатой наследницей. Девушка признается, что уже давно любит его. Рафаэль тоже отвечает ей признанием в любви. По некоторым причинам молодые люди откладывают свадьбу на два месяца.

Влюбленные с нетерпением ожидают дня бракосочетания. Однажды садовник приносит Рафаэлю выловленный в колодце странный предмет – шагреневую кожу. Размеры талисмана заметно сократились.

Рафаэль пытается найти помощь у ученых. Естествоиспытатель Лавриль говорит, что это кожа онагра. По его совету Рафаэль несет талисман к профессору механики и химику. Кожу не может расплющить гидравлический пресс. Она вообще не поддается никаким инструментам и кислотам. Ученые не могут в это поверить и признают талисман необъяснимым чудом.

Огорченный Рафаэль возвращается домой и погружается в тяжелые размышления. Неожиданно он слышит дыхание, а затем голос Полины. Невеста спала на его кровати. Рафаэль высказывает желание поцеловать любимую и умереть. Девушка со смехом поддерживает его.

…Влюбленные просыпаются в объятиях друг друга. Неожиданно у Рафаэля начинается приступ сильного кашля, пугающий Полину.

Рафаэль приезжает на горное озеро, где надеется обрести покой и не испытывать никаких желаний. Его появление осуждается отдыхающими на курорте. Все боятся, что тяжело больной богач заразит остальных.

Сначала Рафаэлю намекают не появляться в обществе других людей. Он намеренно приходит в курзал. Один молодой человек завязывает с Рафаэлем ссору, заканчивающуюся вызовом на дуэль.

Перед поединком Рафаэль советует противнику извиниться, предупреждая, что его ждет неминуемая смерть. Молодой человек отказывается и промахивается. Рафаэль, даже не целясь, попадает ему точно в сердце. Победа на дуэли приводит к очередному уменьшению талисмана.

Рафаэль переезжает на другой курорт, стараясь избегать общения с людьми. В глухой долине он находит крестьянский дом и принимает решение поселиться у его хозяев.

Много дней Рафаэль живет в этом прекрасном месте, не испытывая никаких страданий и желаний. Здоровье больного поправляется. Он уже начинает надеяться, что нашел спасение. Однажды Рафаэль случайно слышит разговор хозяйки с Ионофаном. Женщина говорит, что жилец выглядит все хуже и, вероятно, скоро умрет.

Рафаэль возвращается в Париж и просит доктора составить ему рецепт приема опия, чтобы все время находиться в сонном наркотическом состоянии. Таким образом он проводит несколько дней, запрещая пускать к себе посетителей.

Однажды Рафаэля выводит из оцепенения голос Полины. Умирающий пытается прогнать любимую и говорит, что ее присутствие для него смертельно. Рафаэль показывает Полине крохотный кусочек шагреневой кожи. Под влиянием пробудившегося в нем желания кожа уменьшается на глазах девушки. Испуганная Полина убегает в другую комнату. Рафаэль настигает ее, сжимает в объятиях и умирает.

Эпилог

На возможный вопрос читателей о том, «что же сталось с Полиной», автор туманно отвечает: эта женщина – чистый образ настоящей любви; неуловимый идеал, витающий в воздухе. А Феодора – встречающееся на каждом шагу женское воплощение современного бездушного общества.

Роман «Шагреневая кожа» Бальзака, написанный в 1831 году, принес писателю всемирную славу. В книге фантастические элементы гармонично переплетены с реалистичной историей жизни молодого ученого, который волей судьбы становится обладателем волшебной шагреневой кожи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Шагреневой кожи» по главам, а после пройти специальный тест для проверки полученных знаний.


Место и время действия

События романа происходят в 1829 году во Франции: в Париже, на курорте на водах, в сельской местности.

Главные герои

  • Рафаэль де Валантен – молодой, прекрасно образованный человек, обедневший аристократ.

Другие персонажи

  • Антиквар – владелец лавки древностей, мудрый и прозорливый старик.
  • Полина – юная дочь госпожи Годен, добрая, отзывчивая девушка с любящим сердцем.
  • Графиня Федора – молодая красивая женщина, светская львица, холодная, эгоистичная, равнодушная особа.
  • Эмиль, Растиньяк – приятели Рафаэля.
  • Акилина, Евфрасинья – куртизанки.
  • Банкир Тайфер – богатый и влиятельный коммерсант, владелец оппозиционной газеты.

Краткое содержание

Часть I. Талисман

В октябре 1829 года в игорный зал зашел молодой человек – Рафаэль де Валантен. Все поведение его в притоне указывало на то, «что у него еще душа новичка» . Внешний вид молодого человека был настолько несчастным, говорящим «о бесплодных усилиях, о тысяче обманутых надежд» , что поразил даже самых бесстрастных и глубоко равнодушных к чужому горю посетителей игорного заведения. Его лицо, «некогда чистое и оживленное» , было обезображено терзавшей его изнутри страстью и выражало отчаянную решимость самоубийцы.

Проиграв последнюю золотую монету, Рафаэль в оцепенении принялся бродить по улочкам Парижа. Все его мысли были поглощены одним: покончить с этой жалкой жизнью, спрыгнув с Королевского моста в Сену. «Он решил умереть ночью» , и остаток дня провел, изучая прекрасную архитектуру, любуясь хорошенькой женщиной и подавая милостыню нищим.

Напоследок Рафаэль забрел в лавку древностей, чтобы прицениться к произведениям искусства. Он долго рассматривал предметы старины, принадлежавшие различным эпохам. Вскоре он заметил хозяина лавки – «сухопарого, худощавого старичка в черном бархатном платье» .

Проницательный старик быстро понял, что его посетитель пребывал в подавленном состоянии. Ему удалось разговорить Рафаэля, который поведал ему о своем намерении покончить жизнь из-за ужасающей нищеты.

Желая помочь юноше, антиквар протянул ему «кусок шагреневой кожи, величиною с лисью шкурку» . На обратной ее стороне был «оттиск печати, которую жители Востока называют Соломоновым перстнем» , а также предупреждение, согласно которому хозяин кожи мог обладать всеми сокровищами мира, но заплатить за это должен был своей жизнью.

Старик признался, что ни разу не осмелился воспользоваться удивительной шагреневой кожей. С возрастом он пришел к мысли, что лишь знания способны даровать молодость души и счастье, а потому сосредоточил свою жизнь «в мозгу, который не ветшает и переживает все» .

Страстно желая изменить свою судьбу, Рафаэль согласился стать владельцем шагреневой кожи. Старик же предупредил, что отныне все его «желания будут исполняться до мелочей» , но за счет его собственной жизни.

Юноша схватил кожаный лоскут и выбежал из лавки на улицу, где столкнулся с тремя своими приятелями. Молодые люди сообщили, что давно ищут Рафаэля, который «в качестве человека высших способностей» идеально подходит на роль сотрудника новой газеты оппозиционной власти. Юноша был ошеломлен не столько «исполнением своих желаний, сколько тем естественным образом, каким сплетались события»

Ближе всех Рафаэлю был его друг Эмиль – журналист, «смелый критик, полный задора и язвительности» . Он отвел приятеля на ужин к влиятельному банкиру Тайферу – организатору и владельцу смелой газеты, где собрались молодые, подающие большие надежды художники, писатели, ученые. За бокалом вина они разговаривали о политике, рассуждали об устройства государства.

Когда гости, опьяневшие и расслабленные роскошным приемом, уже возлежали в удобных креслах, «вдруг представилась группа женщин» . Это были самые лучшие, самые дорогие в Париже куртизанки – тонкие подделки благонравных девиц. Имея обличье ангелов во плоти, внутри они скрывали самый изысканный порок, сулящий массу чувственных наслаждений. Без сомнения, каждая из этих прекрасных девушек «могла бы поведать какую-нибудь кровавую драму» , толкнувшую ее на столь неправедный жизненный путь.

Эмиль и Рафаэль познакомились с двумя красавицами-куртизанками – Акилиной и Евфрасиньей. В беседе с ними молодые люди узнали, что эти очаровательные создания, несмотря на свою молодость, давно разочаровались в любви и предпочитали брать от жизни тот максимум, что позволяла им их красота.

Часть II. Женщина без сердца

Рафаэль решил поведать Эмилю историю своей жизни, чтобы друг смог понять причину его страданий и душевных мук.

С ранних лет Рафаэль находился во власти излишне строгого, сурового отца, который мечтал видеть сына преуспевающим юристом. В результате юноше «приходилось и слушать лекции и работать у стряпчего» . Он боялся, и в то же время любил отца, который никогда не проявлял к нему своей родительской привязанности.

Достигнув двадцати одного года, Рафаэль получил некоторую свободу в действиях. Он узнал, что отец долгое время добивался признания прав на земельные владения в Баварии и Пруссии. От этого процесса зависело будущее Рафаэля, и он также активно подключился к процессу. Однако затянувшийся суд закончился разорением для отца юноши, который умер спустя десять месяцев.

К тому времени все имущество Рафаэля «состояло из описи проданных вещей» , а будущее его не предвещало ничего хорошего. Происхождение связывало его «с некоторыми богатыми семействами» , однако бедный юноша никому не был нужен, а гордость не позволяла его просить помощи у более состоятельных родственников.

Оставшиеся ему в наследство средства он растянул на три года, питаясь весьма скудной пищей. Рафаэль поселился в дешевой гостинице и решил посвятить всего себя написанию научного труда под названием «Теория воли». Все это время он прилежно работал день и ночь, «не дозволяя себе вкусить радостей парижской жизни» .

Рафаэль успел сблизиться с хозяйкой гостиницы, госпожой Годэн, которая по-матерински заботилась о юноше. Ее четырнадцатилетняя дочь Полина оказывала «множество услуг, от которых никак нельзя было отказаться» . В знак признательности Рафаэль принялся обучать ее игре на фортепиано. Девушка зарекомендовала себя способной и старательной ученицей и всячески старалась угодить своему строгому учителю, которого в глубине души успела полюбить.

Впрочем, Рафаэль не поддавался искушению и не обращал внимания на прелести своей очаровательной ученицы: он привык «смотреть на Полину только как на сестру» и даже не помышлял о том, чтобы сойтись с ней. Кроме того, чувства Рафаэля могла возбудить только роскошная, ухоженная красавица, разодетая в шелка и бархат: юноша искренне не понимал «любви в бедности» .

И однажды судьба свела Рафаэля с подобной женщиной. Благодаря старому знакомому Растиньяку юноша оказался в высшем парижском обществе, где познакомился с графиней русского происхождения Федорой. Это была «самая красивая, самая прелестная женщина в Париже» , загадочная и неприступная. Растиньяк сообщил приятелю, что графиня обладала весьма солидным приданым, и советовал не упускать шанс благополучно устроить свою жизнь.

За плечами Федоры, двадцатидвухлетней светской львицы, уже был за плечами брак, однако у неё не было любовника, и многие столичные франты бесплодно пытались завоевать ее сердце. Не стал исключением и Рафаэль, который решил во что бы то ни стало женить на себе графиню.

Молодому ученому пришлось истратить последние деньги, чтобы иметь возможность в достойном виде появляться на приемах у Федоры. Однажды Валантэн был вынужден согласиться на написание ложных мемуаров, чтобы обеспечить себе приличный гардероб. Он пустил в ход свой изощренный ум, чтобы соблазнить красавицу и привязать к себе, однако очень быстро влюбился сам, в то время как Федора оставалась холодной и равнодушной, словно античная статуя.

Неожиданно Рафаэль получил записку от дамы сердца, в которой она приглашала его на прогулку. Он принялся собираться «в припадке нервной лихорадки» , переживая лишь о том, что у него совершенно нет денег на карету.

Рафаэль вздохнул с облегчением, когда узнал, что Федора решила прогуляться с ним пешком по Люксембургскому саду. Графиня попросила оказать ей «довольно важную услугу» : посодействовать с протекцией герцога де-Наварен, который приходился Рафаэлю кузеном. Федора призналась, что от этого зависело ее состояние и положение в обществе. Влюбленный юноша был рад помочь, но, как только он сделал, что от него требовалось, графиня тут же отдалила его от себя.

Постепенно с глаз Рафаэля спала пелена влюбленности, и он понял, насколько холодной, черствой и духовно бедной была его избранница. Однако он мечтал познать «эту женщину в телесном отношении» . Молодой человек спрятался в спальне Федоры и, дождавшись, когда она уснет, долгое время любовался ее безмятежным сном. Рафаэль хотел было «потихоньку лечь рядом, прижаться к ней и обнять ее» , но после передумал: гораздо сильнее он захотел овладеть ее душой.

Не в силах более терпеть муки неразделенной любви, Рафаэль отважился признаться Федоре в своих чувствах. Графиня ответила, что чувствует себя счастливой только в одиночестве и никому не намерена принадлежать.

Рафаэль признался Растиньяку, что мечтает покончить жизнь самоубийством. Приятель отговорил его этой идеи и предложил сыграть на последние деньги в игорном доме. Удача улыбнулась друзьям: они выиграли крупную сумму и окунулись в «вихрь удовольствий, одновременно и пустых, и реальных» . Когда же деньги закончились, Рафаэль отправился в игорный дом, но проиграл последнюю монету и решил броситься с Королевского моста в Сену…

Глава III. Агония

Старый учитель Рафаэля, господин Порике, появился в роскошном особняке своего бывшего ученика, чтобы пообщаться с ним. От верного слуги он узнал, что «маркиз никого не принимает» и живет по раз и навсегда заведенному порядку. Кроме того, он запретил слугам задавать ему вопросы «Не хотите ли? Не желаете ли? Не изволите ли?» .

Осознав, что шагреневая кожа сжималась каждый раз после исполнения желания, Рафаэль мечтал «удлинить жизнь во что бы то ни стало» . Он превратился в настоящего аскета, отказавшись «от жизни ради того, чтобы жить».

Профессору Порике все же удалось встретиться с Рафаэлем, и он был ошеломлен, когда увидел «этот молодой труп» . Старик пожаловался, что «очутился без места, без пенсии и без куска хлеба» , и попросил бывшего ученика похлопотать за предоставление какого-то подходящего места работы. Позабыв о предосторожности, Рафаэль от всей души пожелал учителю удачи, и тут же с ужасом заметил, как скукожился драгоценный лоскут кожи.

Однажды в Итальянской опере Рафаэль встретил Полину, которая к тому времени превратилась в настоящую красавицу. Он был несказанно удивлен такой перемене, и потребовал от шагреневой кожи, чтобы девушка влюбилась в него, однако «кожа не пошевельнулась» : она не могла исполнить желание, которое уже сбылось.

При встрече молодые люди признались друг другу в любви. Девушка рассказала, что из дальних странствий вернулся ее отец, она стала богатой наследницей и вправе «распорядиться своей судьбой» , как ей заблагорассудится. Почувствовав «веяние счастья» , Рафаэль сделал предложение своей возлюбленной, и она с радостью согласилась. Счастье молодого человека омрачала лишь шагреневая кожа, которая продолжала медленно, но верно уменьшаться в размерах.

Рафаэль отыскал опытного зоолога, который определил шагреневый лоскут как кожу редкой разновидности осла – онагра, проживающего исключительно в Персии. Профессор механики попробовал было ее растянуть под мощным прессом, однако размеры кожи ни на миллиметр не изменились. Не дали никакого результата и опыты знаменитого химика.

Мужчина по-настоящему испугался, когда с ним впервые «сделался ужасный припадок кашля» , забравший все его силы. Он стал таять буквально на глазах и был вынужден собрать консилиум врачей, чтобы они смогли «вынести приговор: жить ему или умереть» . Однако никто из «оракулов новейшей медицины» не смог определить истинную причину ухудшения здоровья Валантена. В итоге больной отправился поправлять свое здоровье на воды.

Перемена климата не помогла Рафаэлю: его продолжали мучить жестокие приступы надрывного продолжительного кашля. К тому же его не приняло местное общество, и однажды он был вынужден принять вызов и убить на дуэли противника.

Маркиз перебрался в другое место, и его последние дни были скрашены живописными пейзажами дикой природы. Когда же простые сельские жители, у которых Рафаэль снимал комнату, стали открыто его жалеть, «на следующий же день он отправился в Париж» .

Валантен попросил выписать ему настойку с опиумом, чтобы пребывать «неизменно в сонном состоянии» . Спустя некоторое время он показал Полине «кусочек шагреневой кожи, хрупкий и маленький, как листик барвинка» , и поведал о его власти над ним. Умер Рафаэль в объятиях своей возлюбленной…

И что в итоге?

Рафаэль де Валантен — истратив все волшебные способности шагреневой кожи, заболевает, безуспешно долго лечится и умирает в объятиях своей возлюбленной Полины.

Полина — выходит замуж за Рафаэля и вскоре переживает его смерть.

Заключение

Философский роман Оноре де Бальзака посвящен проблеме столкновения молодого, чистого, не искушенного в светской жизни человека с обществом, развращенным многочисленными пороками.

Краткий пересказ «Шагреневая кожа» пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Читайте также: