Чем увлажняли кожу в древности

Обновлено: 19.04.2024

Русские женщины всегда считались одними из самых красивых в мире. Сейчас индустрия красоты достаточно развита и позволяет следить за собой без особого труда. Но как же женщины ухаживали за собой столетия назад? Какие средства использовали для сохранения своей молодости и красоты женщины в Киевской Руси? Читайте в Colady.

Идеалы красоты на Руси

Красота русских женщин в древности ценилась во всём мире. Иностранцы, побывавшие на русских землях, оценивали их очень восторженно. Например, в рукописях османских и византийских историков сохранились такие записи:

«Девы эти бесподобно хороши — телом красивы, лицом бледны, гибки станом, высоки ростом».

Как и в настоящее время, в Древней Руси были свои идеалы красоты. Русская красавица должна была обладать следующими внешними данными:

длинная, «тяжёлая» коса; красивые, крепкие ногти; округлые, выделяющиеся бёдра; высокая, полная грудь; хорошая осанка; чёрные («соболиные») брови; белоснежная кожа; румянец на щеках.

Особое внимание обращали на вес девушки. Если она была слишком худой, то могла остаться в «старых девах». Так как считалось, что недостаток веса — это либо признак болезни, либо свидетельство того, что девушка из бедной семьи.

Конечно же, худощавые девушки тоже выходили замуж, но шансов устроить личную жизнь у них было гораздо меньше, чем у «пышек».

Правил ухода за собой на Руси

Женщины на Руси, даже живущие в крестьянских семьях, тщательно следили не только за лицом, но и за телом. Существовало несколько ванных правил ухода за собой, которые придерживалась каждая уважающая себя женщина.

1. Уход за лицом

У женщин в Древней Руси не было такого ассортимента ухаживающих средств, как у современных модниц. Уход за лицом осуществлялся при помощи натуральных средств — трав и продуктов питания.

Утро обязательно начиналось с умывания лица подручными средствами:

отваром ромашки; мылом; отваром шиповника.

При расширенных порах и жирной коже практиковали омовения настоем василька.

Если хотели отбелить кожу, то использовали огуречный сок или отвар петрушки.

Для сохранения молодости кожи в ход шли маски из:

яичных желтков; животных и растительных жиров; простокваши; сметаны.

Хорошо освежали и омолаживали кожу лица протирания коровьим или козьим молоком.

2. Уход за телом

Русские женщины во все времена тщательно следили и за телом. Обязательным показателем ухоженности была его чистота, поэтому один раз в неделю женщины на Руси обязательно посещали баню. В ней не только мылись, но и проводили различные процедуры по уходу за телом. Такие, как:

очищение скребками; массирование специальными освежающими и тонизирующими мазями и бальзамами из натуральных ингредиентов; эпиляция (процедура доступная только состоятельным женщинам).

Чтобы кожа после бани хорошо пахла, довольно часто на раскалённую каменку лили свежее пиво. Оно придавало телу аромат свежее испечённого хлеба.

Даже, если семья была бедная и не имела своей бани и возможности посещать общественную, женщины всё равно каждую неделю мылись, используя для водных процедур жарко натопленную русскую печь.

3. Уход за волосами

Особенно гордились русские красавицы своими шикарными волосами. Длинная и толстая коса считалась одним из показателей хорошего здоровья, поэтому правильный уход за волосами прививался девочкам с раннего детства.

От выпадения волос и перхоти использовали ополаскивания отварами из крапивы или лопуха. Не чуждо было русским красавицам и окрашивание волос. Для этого использовали красители, полученные из различных растений:

кора ольхи, щавель, шафран — жёлтый; листья крапивы, перья лука — зелёный; молодые листья яблони — алый; шафран и ромашка — светло-жёлтый; шелуха лука — коричневый.

Для мытья волос использовали шампуни, приготовленные из подручных средств. Например, одной из самых популярных моющих средств того времени была смесь простокваши и ржаного хлеба.

Единственным его минусом было то, что оно сложно вычёсывалось. Но, тем не менее, женщины регулярно им пользовались, так как волосы после него становились не только чистыми, но и мягкими и шелковистыми.

Конечно же, в деревнях женщины не пытались украсить своё лицо декоративными средствами, но в городской среде использование мейкапа было довольно популярным.

В качестве косметики использовали следующие средства:

мел или мука для придания коже белизны; коричневая краска и сажа для глаз и бровей; свёкла, вишня, малина для щёк и губ.

Некоторые боярыни даже специально окрашивали зубы в чёрный цвет. Считалось, что таким образом можно подчеркнуть белизну кожи лица.

Некоторые историки отмечают, что в погоне за красотой знатные русские женщины иногда доходили до абсурда. Выбеленные мелом лица со слишком чёрными бровями и алыми щеками смотрелись очень комично. Причём многие женщины делали такой макияж против своей воли, чтобы не выделяться из толпы.

Многие народные рецепты, которые использовали женщины Древней Руси, дошли и до наших времён. Даже сейчас довольно популярно делать маски для лица из продуктов, ополаскивать волосы отварами трав и использовать натуральные бальзамы при походе в баню или душ.

Женщины Древнего Рима были поклонницами масок для лица. Согласно «Науке любви», циклу элегий древнеримского поэта Овидия, маски делали из оливкового масла, розовой воды, рукколы, огурцов и яиц. Чтобы избавиться от неприятных запахов и пота использовали ланолин – воск, который получают, вываривая шерсть овец.

Женщин Древнего Египта часто рассматривают, как новаторов в области макияжа (вспомните Клеопатру и её стрелки), но к уходу за кожей там относились еще более трепетно, чем к подводке. Египтяне принимали ванну два раза в день, используя вместо мыла соду. Египтяне называли её «пеплом божественного огня», а жрицы и вовсе лечили ею все известные заболевания. После ванны с содой на кожу наносился специальный крем, защищающий от негативного воздействия солнечных лучей, предок наших современных средств с SPF защитой.

В эпоху Ренессанса белая кожа считалась верхом красоты и изящества. Да, некоторые травили себя свинцом и уксусом, чтобы заполучить желанный оттенок, но история сохранила и более щадящие отбеливающие средства давно минувших лет. Например, в ход шла молотая пшеница и кислое молоко, которое не только отбеливало, но и очищало кожу.

Викторианская эпоха переплюнула Ренессанс по части убийственных средств красоты. Про ртуть и аммиак в качестве основных ингредиентов для ухода до сих пор слагают косметологические страшилки, но все было не так сурово, как может показаться на первый взгляд. Викторианские женщины, страдавшие от излишне жирной кожи, пользовались глицериновыми и огуречными лосьонами, а те, кто мечтал до последних дней жизни сохранить молодость делали ставку на зеленый ананас, который помогал бороться с морщинами. Также, практиковалась домашняя косметология, и женщины сами создавали уходовые средства. Возможно, одна из таких домашних косметологов и предложила использовать ртуть, не подозревая о страшных последствиях.

В 20-е годы бьюти-индустрия зацвела буйным цветом. Во-первых, в моду вошли красивые ухоженные ногти, и женщины принялись полировать их замшей и наносить розовые лаки, близкие к натуральному цвету ногтевой пластины. Популярность болезненной бледности в 20-е сошла на нет, когда пришло время загара и бронзовой кожи. Косметические компании тут же запустили в продажу жидкие и пудровое средства для автозагара, обещая, что после использования вы будете выглядеть так, будто отдыхали на пляжах Майорки. Даже во времена Великой Депрессии в Америке женщины находили деньги, чтобы купить себе автозагар. Страшно представить, сколько детей и мужей остались без ужина, чтобы мать семейства смогла добиться нужного оттенка кожи.

Вторая мировая война отодвинула заботы о красоте на второй план, и косметические компании переживали не самые лучшие времена. Женщинам советовали ухаживать за руками, перебирая каштаны или надевая перчатки при грязной работе. Позднее, всем работницам фабрик и заводов предоставили специальные защитные крема, видя, как непосильный труд влияет на женские руки. В это же время начался очередной бум натуральной косметики из подручных средств, трав и растений. Женщинам приходилось справляться с недостатками косметического рынка своими силами, но даже сейчас, во времена бьюти-вседозволенности, натуральная косметика держится на плаву и находит своих последователей.

История крема начинается в далёком древнем мире, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега, пытались сделать свою внешность более привлекательной. Наблюдения археологов и ученых, изучающих жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени племен и стоящих на низших ступенях развития, подтверждают это. «Косметика» древних была связана со знанием свойств растений, с опытом применения различных продуктов растительного и животного происхождения, минералов.

Немного истории. о возникновении косметического крема, фото № 3

Историки приписывают создание первых кремов египетским медикам. При раскопках в Египте были обнаружены первые кремы для лица. В эти крема добавляли настои цветов и целебны, тонизирующие добавки.

«Отцами» косметики на основе растений и ароматических масел считаются мудрецы Имхотеп и Птахотеп, готовившие свои средства для высшей касты — фараонов и жрецов.

Кстати, если немного углубиться в историю Египетского культа красоты и ухода за своим телом, которому следовала царица Клеопатра (оставим в стороне споры о ее красоте), то мы можем попробовать и в наши дни сотворить одно из этих чудесных средств красоты! Речь идет об известных молочных ваннах Клеопатры: в оригинале они были из молока ослиц, масла миндаля и в них добавлялись. ну в общем попробуем сделать немного видоизмененный аналог дома:)

Наполнить ванну водой с температурой 37-38 градусов. Растворить небольшую порцию меда в литре-двух горячего молока и вылить это молоко в ванну. Если есть миндальное масло, то можно добавить 1-2 столовых ложки. Принимать, как и Клеопатра, 15-20 минут, разминая кожу.

Можно до ванны Клеопатры использовать скраб для кожи. Морскую соль (или молотый скраб из кофейной гущи) смешать с густыми (выше 20%) сливками, также можно добавить немного масла и натереть кожу тела.

Это мы немного отвлеклись: продолжим.

Позже древнегреческий целитель Гиппократ создал немало уникальных формул кремов для увядающей и стареющей кожи.

Его последователь Диокл готовил составы для отбеливания, увлажнения и молодости лица.

Немного истории. о возникновении косметического крема, фото № 4

В Древней Греции был особый, прославленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья.

После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. Ближний Восток имел сильное влияние на Древнюю Грецию, поставляя ей не только благовония, но и культуру эстетики и гигиены. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства. У египтян греки переняли рецепты приготовления кремов для лица.

Слово «Косметика» является греческим. Однако надо сказать, что древние греки больше интересовались косметикой лечебной, чем декоративной . Тем не менее мы должны сказать древнегреческим красавцам и красавицам за скрабы и пилинги, т.к. умывались они именно тонким песком.

Сохранился отрывок поэмы Овидия «Притирания для лица» (I в. н.э.), в котором рецепты изложены в стихах.

Овидий советует женщинам, хорошенько выспаться, чтобы освежиться, а после позаботиться о белизне кожи: натереться мазью из мёда, яиц, размятых луковиц гладиолуса и порошка из смолотых в муку ячменных и пшеничных зёрен, вики, толчёного оленьего рога. Поэт обещает, что лицо станет белее зеркала.

Ещё он упоминает румяна из лепестков мака и специально уточняет, что больше всего женщину красят хорошие манеры.

Как сосуд для приготовления косметики частенько упоминается «горшок», логично предположить, что в каких-нибудь небольших горшочках готовые средства и держали.

В Средиземноморье крем основывался на оливковом масле. А вот африканские племена использовали масло пальмы рафия. В Океании использовали кокосовое масло, которое смешивали с пальмовым и касторовым, и иногда даже и с коровьим маслом с добавками красного дерева. Иногда вместо красного дерева использовались имбирный корень, травы или металлическая пыль.

Немного истории. о возникновении косметического крема, фото № 5

Согласно историческим данным, в Древнем Риме личный доктор Марка Аврелия Клавдий Гален создал крем из воска, спермацета, воды и миндального масла, и назвал его «кольд-крем», что в переводе обозначает «холодные сливки».

Этот крем использовался много лет и был единственным и неповторимым. Состав подобного крема был прост: гидролат розы, пчелиный воск, масло миндаля и аюсолют розы (факультативно). Его функция сводилась к питанию и смягчению кожи. Он отлично увлажнял и делал кожу бархатистой, благодаря чему быстро завоевал сердца римских красавиц. Но воск забивал поры, мешая коже красавиц насыщаться кислородом.

В древней Руси первой известной целительницей была внучка Владимира Мономаха, Евпраксия. Она имела обширные знания в медицине, которые сохранила в своем лечебнике «Мази». В нем, помимо всего прочего, она сохранила рецепты по уходу за телом и лицом.

Немного истории. о возникновении косметического крема, фото № 6

Стоит отметить, что исконно на Руси чтилась баня. Чаще всего именно там проводились косметические «ритуалы». Использовали мед, ржаной хлеб, настои трав. Для освежения кожи делали массажи с мазями на травах.

Косметика на Руси содержала продукты животного происхождения (молоко, сметана, мед, яичный желток, животные жиры) и различные растения (капуста, морковь, свекла, огурец).

Для ухода за волосами использовали репейное масло. Огуречный сок и отвар петрушки делали лицо белым, жиры смягчали кожу лица, шеи и рук.

Женщины на Руси собирали цветки, траву, плоды, корни, ягоды и готовили косметику сами. Настоем василька протирали жирную, пористую кожу. Подорожник использовали для заживления, а листья мать-и-мачихи, крапивы против перхоти и выпадения волос.

В Средние века, несмотря на спад спроса на косметические средства, врачи продолжали создавать новые формулы кремов. Доктор Абу аль-Касим аль-Захрави придумал сотни рецептов для anti-age ухода и стал «отцом» современных помад и твердых дезодорантов.
Спустя 300 лет английский врач Генрих Мондвил обратил всеобщее внимание на розовую воду . Ее он советовал использовать для умывания лица утром и вечером. Такой уход, по его мнению, способствовал упругости и эластичности кожи.

Немного истории. о возникновении косметического крема, фото № 7

В средневековой Европе пользоваться косметикой было запрещено строгой религиозной моралью. Даже вода в это время была объявлена практически источником всех болезней. И лишь с приходом эпохи Возрождения вспомнили о декоративной косметике. Именно в это время зародилось искусство «раскраски лица » .

В эпоху Возрождения активное производство косметики начинается во Франции. При дворе королевы Екатерины Медичи особым успехом пользовались средства для отбеливания лица с «ядовитым» составом. Для самой Медичи кремы готовил врач Рене Флорентиец.

В 1566 во Франции при Екатерине Медичи ко двору можно было являться лишь с макияжем на лице, напудренной прической и ухоженными руками. Особое внимание начали уделять состоянию рук и ногтей, что было связано с частыми эпидемиями, которые распространялись из-за отсутствия гигиены. Аристократы, чтобы сохранить молодость и белый цвет кожи рук, делали маски из свиного топленого сала. Намазывали им кисти, а сверху надевали тонкие кожаные перчатки. В таком компрессе руки держали целый день.Крем для рук в то время был небезопасен. В Средние века в его состав входили ядовитый свинец, уксусная кислота и толченый жемчуг.

В 1806 г. в Париже вышла книга «Энциклопедия красоты». В ней содержались советы, как сохранить «неувядающую свежесть кожи», как избавиться от морщин.

В 19 в. Изменились требования к косметике, расширился ассортимент душистых веществ и средств ухода за кожей и волосами, что не замедлило сказаться на технологии производства парфюмерных и косметических средств. К сожалению, люди стали забывать, о народной гигиене и косметике.

Сегодняшние крема, как и в древности, делают на основе жиров, биологически активных компонентов и, конечно же, воды. Для того чтобы смешивались жиры с водой добавляют эмульгаторы.

В начале 60-х годов ученые поняли одну из причин старения кожи. Ею стала нехватка коллагена. В это время в Польше был открыт рыбий коллаген - биологически активный компонент. Производила его польская фирма Inventia. Он вошел в состав многих косметических средств. Однако формула кремов была проста, и компоненты весьма слабо справлялись со своими задачами. Поэтому в скором времени действие таких средств было направлено исключительно на борьбу с мелкими морщинками.

Первые антивозрастные кремы с липосомами появились в 1983 году. По замыслу их создателей, липосомы должны были преодолевать эпидермальный барьер, доставляя в кожу активные элементы. Правда, позже эта техника оказалось малодейственной. И тогда американский дерматолог Альберт Клингман из университета Филадельфии предложил понятие Cosmeceutical - «космецевтика». Под ним подразумевались средства со сложными формулами. Такие препараты стали считаться наиболее эффективными.

К концу XX века начался бум антиоксидантов - средств для борьбы со свободными радикалами, к тому времени уже признанным фактором старения кожи. Благодаря этому открытию составы кремов наполнились новыми веществами, например, витамином С - главным противником старения.

В сегодняшние дни существует много видов кремов. Они создаются для разных типов кожи и возрастов. Каждый из видов кремов имеет своё применение. Существуют крема: увлажняющие, питательные, матирующие, очищающий, солнцезащитный, защитный, автозагар, тональный крем, детский крем, лечебный крем, омолаживающий.

Сегодня существует множество вариантов кремов. Есть кремы для лица и рук. Есть увлажняющие и солнцезащитные кремы. Но так было не всегда. В общем-то, до ХХ века кремы для кожи не были столь популярны, как сегодня. Настоящим must have в начале ХХ века крем сделала загадочная женщина по имени Елена Рубинштейн.

Крема Елены Рубинштейн


Елена Рубинштейн

Крема Елены Рубинштейн

Королева крема Елена Рубинштейн

Биография Елены Рубинштейн – это отдельная история, в которой практически невозможно отличить правду от вымысла. Известно, что «королева крема» родилась в 1872 году в Польше в еврейской семье. Ее настоящее имя Хайя Рубинштейн, имя Елена она позже сама возьмет для себя.

В 16 лет тогда еще Хайя Рубинштейн не захотела выходить замуж за того мужчину, которого ей выбрали родители, и уехала к родственникам в Вену. Позже Елена Рубинштейн будет в своих воспоминаниях говорить о том, что в Вене она получила медицинское образование. Однако это не так. У Елены Рубинштейн никакого образования, за исключением школьного, не было.

В 1896 году родители вновь предложили Елене выйти замуж, ей вновь не понравился жених. И она уехала еще дальше от родительского дома – в небольшой городок в Австралии, где также жили родственники семьи Рубинштейн. В Австралии Елена Рубинштейн работала в магазине своего дяди и вскоре начала продавать крем, который делала ее мать. На данную идею, продавать крем, ее натолкнули комплементы австралиек, которые подметили белизну и мягкость кожи Елены Рубинштейн.

Но привозить крем из Польши было весьма дорого, и вскоре Елена начинает сама делать кремы по рецепту своей матери. И продавать их. Но уже не в маленьком городке, а в Мельбурне, где в 1903 году она открыла свой первый салон красоты. Крем от Елены Рубинштейн получил название Valaze и пользовался в те годы огромной популярностью среди австралиек.

Крем для кожи лица Valaze

Вскоре Австралии для Елены Рубинштейн стало мало. И она переезжает сначала в Лондон, а затем в Нью-Йорке, где также открывает свои салоны красоты. Помимо крема Елена Рубинштейн также начинает производить и другие косметические средства – румяна, помады.

В 1965 году Елена Рубинштейн умерла, оставив свою компанию сыну Рою. Сегодня же марка Helena Rubinstein принадлежит концерну L'Oreal.

Но вернемся к крему. Состав волшебного крема Valaze, который, как его представляла Елена Рубинштейн, был создан в Европе по рецепту некого доктора Ликуски и привезен в Австралию, на самом деле оказался очень прост.

Крем по рецептам матери Елены Рубинштейн, он же крем Valaze, состоял из минерального и растительного масла, а также ланолина. Ланолин получают из шерсти овец. Овец в Австралии было с избытком. Ланолин действительно делает кожу гладкой и более эластичной. Но он не очень приятно пахнет. Поэтому в крем от Елены Рубинштейн также были добавлены отдушки с более приятными ароматами: лаванда, водяная лилия, сосновая кора.

История крема для кожи

Цена того крема – 10 пенсов, то есть сам по себе это был очень дешевый крем. Но Елена Рубинштейн продавала крем Valaze за 7 шиллингов и 7 пенсов, 1 шиллинг – это 12 пенсов. Она говорила:

«Женщины никогда не польстятся на такую дешевку! Когда дело касается внешности, женщине обязательно надо чувствовать, что она балует себя и пользуется чем-то исключительным»

К слову, Елене Рубинштейн принадлежит и еще одно новшество. Именно она выдвинула идею по разделению кожи на типы по «проблемам» и продвигала в своих салонах целую «науку» ухода за кожей. Впрочем, целью данной «науки» была исключительно реклама кремов от Елены Рубинштейн, которую определенно можно считать настоящим гением маркетинга.

То, что в основе крема от Елены Рубинштейн лежал рецепт крема ее матери, не было случайностью. До ХХ века различные мази и кремы, которые увлажняли и питали кожу, изготовляли в домашних условиях.

История крема для кожи

История крема от Древнего Египта до ХХ века

Первые кремы для лица были созданы еще во времена Древнего Египта. Такие кремы использовали фараоны и жрецы. Также были известны в Древнем Египте и ароматические масла, которыми покрывалось тело, для придания коже более приятного запаха. Кремы и мази в Древнем Египте делали из растений. Так, в состав первых кремов для лица входили различные настои цветов.

Известно, что древнеегипетская царица Клеопатра пользовалась своеобразным очищающим кремом (скрабом). В состав такого крема Клеопатры входили морская соль, густые сливки и немного масла.

В Древней Греции и Древнем Риме также были известны кремы для кожи. Как пишут историки, древнегреческий врач Гиппократ создал немало кремов для омоложения стареющей кожи.

А древнеримский врач Гален создал «кольд-крем» — «холодные сливки». В течение многих столетий данный крем являлся единственным кремом в мире. В состав «кольд-крема» входили воск, вода, миндальное масло и спермацет (воскоподобное вещество, получаемое при охлаждении жидкого животного жира китообразных). Данный крем смягчал и питал кожу, делал ее бархатной. Поэтому и пользовался огромной популярностью среди красавиц Древнего Рима.

Что нужно знать из истории кремов для кожи

Во время Средневековья в Европе забывают о производстве косметических средств. А вот в эпоху Возрождения появляется своеобразный крем для рук. В XVI веке возник рецепт для сохранения молодости и белизны кожи рук. Для этого следовало намазать руки топленым свиным салом, а сверху надеть тонкие кожаные перчатки и так ходить целый день.

Вновь сведения о кремах для кожи лица и рук появляются в XIX веке. Так, к примеру, в 1806 году в Париже была издана книга под названием «Энциклопедия красоты», в которой содержались рецепты мазей для избавления от морщин и сохранения свежести кожи.




Состав крема для кожи

В наши дни в состав кремов, как и в более ранние времена, по-прежнему входят:

1. Вода.
2. Масла, к примеру, натуральные - миндальные или же оливковые, либо, это уже нововведение ХХ века, искусственные.
3. Композиции жировых веществ.
4. Биологически активные компоненты – те вещества, которые влияют на клетки кожи в зависимости от предназначения крема, то есть в увлажняющем креме будут одни вещества, а в антивозрастном другие.
5. Ароматизаторы.

История крема для кожи

Так, в качестве биологически активных веществ сегодня в кремы могут добавлять, например, коллаген. Коллаген – это белок соединительных тканей организма. В составе крема он используется для разглаживания и увлажнения кожи. В 1960-е годы был открыт рыбий коллаген. И именно в это время также начали выпускать первые кремы с коллагеном.

Еще одно биологически активное вещество в современных кремах - антиоксиданты. Например, антиоксидант коэнзим Q10, который способствует синтезу коллагена и, таким образом, защищает клетки кожи от преждевременного старения. Также в качестве антиоксиданта в состав современных антивозрастных кремов входит и витамин С, который даже называют одним из главных противником старения.

Со времен Античности в Европе существовало представление о том, что кожа лица не может быть идеальной сама по себе. Для того, чтобы соответствовать идеалу красоты, на лицо в обязательном порядке следовало наносить то или же иное косметическое средство и делать макияж.

Макияж в стиле рококо


Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

История макияжа и косметики

Собственно говоря, история привычного для нас сегодня тонального крема в какой-то мере началась еще во времена Древней Греции.

В Древнем Египте и на Востоке, к примеру, в Персии, средств для изменения цвета кожи лица не знали. У данных народов красивым считался естественный смуглый тон лица. Не пытались избежать древние египтяне и загара. А вот во времена Античности (в Древней Греции и Древнем Риме) все было совершенно наоборот.

В Древней Греции красивой считалась белая кожа, как у богинь,
ведь богиня Гера описывалась как «белорукая»

И в Древней Греции, и в Древнем Риме считалось, что идеальная кожа – это кожа белого цвета без всякого загара. И гречанки, и римлянки прятались от ярких солнечных лучей, а также всячески пытались осветлить кожу при помощи косметических средств.

Богиня Гера


Статуя богини Геры - жены бога Зевса
Древнегреческим поэтом Гомером описывалась как «белорукая» богиня

Любовь к идеальной белой коже зародилась в Древней Греции и связана с описанием древнегреческих богинь. Боги и богини, согласно древнегреческой мифологии, были златокудрыми и с белой кожей. И жители Древней Греции пытались осветлить волосы, посыпая их мукой, а также сделать свою кожу более бледной.

Свинцовые белила в истории макияжа

В древнегреческом городе Афины начинается история такого косметического средства, предназначенного для осветления кожи, как церусса – свинцовые белила. И, в общем-то, ядовитые свинцовые белила для отбеливания кожи лица будут использовать в Европе вплоть до XIX века. Ведь данное косметическое средство было весьма эффективным.

Древнегреческие Боги


Зевс и Гера
Камея I в. н.э.

После нанесения свинцовых белил кожа приобретала прекрасный чистый белый цвет. Единственный недостаток, если вы начали пользоваться церуссой, вам будет нужно все больше и больше данного средства, так как оно портит кожу. А чтобы замаскировать появляющиеся от использования свинцовых белил изъяны кожи лица, дамы использовали свинцовые белила еще в большем количестве. До XIX века о вреде свинца для здоровья в Европе ничего не было известно.

Способ изготовления церуссы также практически не изменялся со времен Древней Греции. А в Древней Греции свинцовые белила делали следующим образом:

1. В керамический сосуд помещали свинец с небольшим количеством уксуса
2. Примерно через 10 дней открывали сосуд и снимали образовавшийся за это время слой ржавчины
3. Данную операцию повторяли несколько раз, пока весь свинец не растворялся
4. Счищенную ржавчину стирали в порошок и уваривали с водой
5. В итоге на дне сосуда, после варки, получался белый осадок – это и есть свинцовые белила

Существует версия, что в Древней Греции идея использовать свинец для белил возникла из-за добычи серебра. Под Афинами в древности находились рудники, на которых добывали серебро, а в качестве отходов от данного производства оставались горы белого свинцового пигмента.

История макияжа


Гера в повозке, запряженной павлинами
Картина XIX в.

Впрочем, и в Древней Греции, и в Древнем Риме женщины хоть и осветляли лицо, но старались придерживаться меры. Количество белил на лице благородной матроны должно было быть минимальным, в то время как ярко краситься дозволялось лишь женщинам легкого поведения.

В Средние века своеобразным идеалом красоты становится Дева Мария. Зарождаются идеи о неземной бледности ее кожи – «девственная бледность» кожи. Появляются идеи о том, что у молодых девушек, у которых еще нет детей, кожа более светлая, чем у женщин в возрасте.

Стандарты красоты – бледность


Художник Рогир ван дер Вейден
Портрет дамы, XV в.

Параллельно зарождаются представления и о том, что кожа аристократок, в отличие от крестьянок, должна быть бледной и без загара. Ведь в отличие от смуглых крестьянок, которые работают в поле под палящими лучами солнца, аристократки не занимаются тяжелым физическим трудом.

Стандарты красоты


Жанна Д'арк

Однако косметика, в том числе и свинцовые белила, церковью не поощрялась. И в Средние века бледность кожи достигалась за счет избегания солнечных лучей, а также при помощи пиявок, которые ставились за ухо.

Самое популярное косметическое средство XVI века «венецианские белила» - самые «качественные» белила с более высоким содержанием свинца

В эпоху Возрождения, как и во времена Древней Греции и Древнего Рима, считалось, что макияж должен быть как можно более естественным. Однако уже в XVI веке, когда моду начинается диктовать город Венеция, свинцовые белила становятся очень популярны среди знатных дам. При этом самыми лучшими свинцовыми белилами считаются «венецианские белила», которые также называли «Дух Сатурна». Преимущество «венецианских белил» заключалось в том, что в них содержалось гораздо большее количество свинца, чем в белилах от других производителей.

История макияжа


Венецианский художник Тициан
Портрет Элеоноры Гонзага, XVI в.

«Венецианские белила» очень плотно покрывали кожу и придавали ей атласную гладкость. Однако со временем кожа под действием свинца становилась серо-желтой и сморщенной. Но аристократки того времени не замечали связи между использованием косметики и ухудшением кожи. Вновь образовавшиеся недостатки снова маскировались свинцовыми белилами. Получался замкнутый круг, весьма выгодный для торговцев белилами.

История макияжа


Екатерина Медичи
Портрет

Помимо белил, для того чтобы убрать с лица веснушки и пигментные пятна, в эпоху Возрождения также использовали смесь ртути с мышьяком и мускусом. К примеру, такую ядовитую смесь для удаления пигментных пятен с кожи использовала французская королева родом из Италии Екатерина Медичи.

Макияж Елизаветы I


Английская королева Елизавета I
Портрет

XVII-XVIII века в европейской истории запросто можно назвать временем господства белил и румян. Об умеренности в это время не могло идти и речи. В моде роскошь и практически театральный макияж. Лица придворных дам и кавалеров похожи на лица фарфоровых кукол. При этом белилами лицо покрывалось в несколько слоев. А подчеркнуть белизну лица должны были алые румяна и помада, а также прорисованные голубые вены и черные искусственные родинки – мушки.

макияж в стиле рококо


Мария-Антуанетта
Портрет

Пытались подражать аристократкам и простые горожанки. Однако за не имением денег на дорогие свинцовые белила, для отбеливания кожи лица они использовали более простые средства – мази, в состав которых входили горох, нут, миндаль, перловка, семена хрена, молоко. Все исключительно натуральное и безобидное. Эффект был практически не заметен, однако при этом кожа горожанок в XVII-XVIII веках выглядела гораздо лучше и здоровее, чем у аристократок.

макияж в стиле рококо


Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

В XIX веке дамы из высшего общества практически перестают пользоваться декоративной косметикой, а вот актрисы и певицы по-прежнему используют белила. И даже еще в начале ХХ века в Европе продавались пудры на основе все того же небезопасного для здоровья свинца.

Помимо Европы белый цвет лица считался невероятно красивым и в Азии – в Китае, Корее и Японии. Обладающие от природы кожей с желтоватым оттенком, азиатки нещадно пытались придать своим лицам как можно более белый цвет.

Красота и косметика в Японии


Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Заснеженный сад

И в Китае, и в Японии были известны свинцовые белила. Но гораздо чаще в азиатских странах на лицо наносили безвредную рисовую пудру. Считается, что рисовая пудра была изобретена в Древнем Китае. Для ее изготовления использовалось рисовое зерно, которое смалывали в муку.

Красота и косметика в Японии


Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Чайная церемония

Свинцовые белила также изначально появились в Китае, скорее всего, во времена правления династии Шан (1600-1027 гг. до н.э.). А уже из Китая проникли в Японию, где ими пользовались первоначально лишь придворные дамы, и приблизительно с XVI века все остальные женщины.

Также в Древнем Китае появилась и жемчужная пудра. По времени где-то около 320 года. Изготовлялась такая пудра из измельченного жемчуга и первоначально использовалась в медицинских целях. В традиционной китайской медицине считалось, что жемчужная пудра снижает воздействие вредных солнечных лучей и предотвращает образование на коже пигментных пятен. В принципе, с мудрецами древнего Китая насчет целебных свойств жемчужной пудры согласны и современные ученые.

Азиатские стандарты красоты


Кадр из фильма «Мемуары гейши»

В Корее в древние времена для того, чтобы придать коже воспеваемый поэтами цвет «подобный белой яшме», использовали совсем не поэтическое средство – помет соловья. Соловьиный помет смешивался с мукой, и, таким образом, получалась осветляющая пудра. Такое отбеливающее средство использовали также и японцы.

Азиатские стандарты красоты


Кадр из фильма «Мемуары гейши»

История макияжа и состав косметики в XX веке

В ХХ веке мода на белые лица сходит на нет. Настоящую революцию произвела в 1920-е годы Коко Шанель, ведь именно она ввела моду на загар. Отныне в моде ХХ века смуглая загорелая кожа, а не мертвенно бледная, как это было на протяжении многих столетий европейской истории.

История макияжа и косметики

В первой половине ХХ века популярным косметическим средством, вытеснившим белила, становится пудра. Пудра – это косметическое средство в виде порошка, служащее для придания коже лица определенного оттенка. Уже в 1930-е годы в Европе и США производилось около трех тысяч разновидностей пудры с самыми разнообразными оттенками – от бежевого и розового до модного цвета загара. А первые «компактные» пудры с пуховками для нанесения появились еще в 1920-е годы.

В начале ХХ века помимо вполне обычной пудры, продавались и пудры с эффектом сияния. Такие пудры можно было купить в Лондоне и Париже. В Лондоне в 1917 году была основана фирма Radior. Она продавала косметику (пудра, ночной крем, румяна), в состав которой входил радиоактивный элемент радий, открытый в 1898 году Мари и Пьером Кюри. Впрочем, о его небезопасности, как и ранее со свинцом, ничего не было известно. Косметику с радием в начале ХХ века можно было купить в самом известном универмаге Лондона – Harrods.

Радиоактивная светящаяся косметика

А в Париже в 1933 году существовала фирма Tho-Radia, которая также продавала пудру, румяна, зубную пасту, ночной крем с эффектом сияния. В рекламе косметики от фирмы Tho-Radia говорилось о «научном подходе к красоте». А одним из основателей фирмы значился Альфред Кюри, который, как выяснилось позже, не имел никакого отношения к Мари и Пьеру Кюри. Да и возможно не существовал в реальности, а был придуман лишь как хороший маркетинговый ход.

В состав современных косметических средств радий и торий не входят, как и запрещенный сегодня в Европе для использования в косметике свинец, но научный подход, если верить рекламе, присутствует.

История макияжа и косметики

В состав пудр сегодня входят такие вещества, как окись цинка, двуокись титана, каолин (глина белого цвета), тальк (минерал белого цвета в виде порошка), красители, как натуральные, так и искусственные, а также отдушки для придания приятного запаха.

Первая тональная основа также появляется в начале ХХ века – в 1914 году. Ее изобретателем стал Макс Фактор. И придумал он тональную основу для актеров в качестве более удобного косметического средства, чем использующийся ранее в театральном гриме карандаш на жировой основе. Изобретенная Максом Фактором тональная основа по своей текстуре была похожа на крем. И на лицах актеров на экране данный крем смотрелся естественно, в отличие от ранее используемого карандаша с краской, который создавал эффект маски.

В 1937 году Макс Фактор выпускает тональную основу для всех. Это была крем-пудра, которая наносилась на лицо при помощи влажной губки.

Тональная основа для макияжа

К 1960-ым годам в Европе выпускались самые разнообразные тональные основы, в том числе и в цвет загара. А в начале ХХI появляются тональные основы, включающие в свой состав силикон, что делает их присутствие на лице практически незаметным.

Сегодня тональные основы производятся в самых различных формах – пудры, жидкие, кремообразные и даже в виде спреев. При этом декоративную функцию тональной основы (скрыть недостатки кожи) все чаще пытаются совместить с уходовой косметикой.

Так, к примеру, появился BB-крем. Его название Blemish Balm означает «заживляющий бальзам». Данное средство защищает и восстанавливает кожу, а также может служить хорошей основой для макияжа. Схожим продуктом является и СС-крем - Color Control (англ. «контроль цвета»). Данный крем питает и увлажняет кожу, а также выравнивает ее тон.

ВВ кремы

Еще один крем - DD-крем (Daily Defense от англ. «ежедневная защита»). Его называют гибридов BB-крема и СС-крема, плюс он обладает солнцезащитным эффектом. Появление солнцезащитных кремов - это тенденция последних десятилетий. Ведь точно так же, как в XIX веке был доказан вред свинца, в наши дни всем известно о вреде загара для кожи. Чрезмерное пребывание на солнце или же частые посещения солярия могут привести к раку кожи, утверждают ученые.

Так что, вполне возможно, нас ждет очередной виток в истории косметики и возврат к моде на бледность.

Читайте также: