Чем протирать лицо новорожденному после кормления

Обновлено: 18.04.2024

Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе.

Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе. Отсутствие носового дыхания может даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным. У некоторых детей отмечается нарушение сна. Выраженное и длительное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии, что способствует замедлению развития. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.

Таким образом, за состоянием дыхания через нос нужно следить начиная с рождения ребенка. Необходимо ежедневно ухаживать за полостью носа младенца — аккуратно при помощи специальных ватных палочек или турундочек вращательными движениями удалять корочки и густую слизь, предварительно закапав 1–2 капли стерильного вазелинового или растительного масла или изотонические растворы, способствующие разжижению слизи и облегчающие ее удаление из носа, усиливающие резистентность слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам, например, Отривин Бэби капли для орошения — стерильный изотонический раствор натрия хлорида 0,74%, уровень pН которого близок естественной секреторной жидкости слизистой носа. Отривин Бэби применяют интраназально по несколько капель из флакона-капельницы по 2–4 раза в каждый носовой ход ежедневно.

Если у ребенка в носу скопилось большое количество слизи, что бывает после обильного срыгивания, при насморке, можно воспользоваться специальным слизеотсосом или маленьким клизменным баллончиком и аккуратно отсосать содержимое полости носа. Удобным представляется использование Отривин Бэби аспиратора, специально сконструированного так, чтобы воздух не мог проникнуть внутрь носовых ходов и слизь не попадала обратно в нос. Сменные одноразовые насадки аспиратора позволят избежать повторного инфицирования. Кроме того, необходимо помнить о необходимости регулярного осмотра не только педиатром, но и детским оториноларингологом. Именно детским, поскольку верхние дыхательные пути детей, впрочем, как и детский организм в целом, имеют ряд анатомо-физиологических особенностей, и даже незначительное воспаление слизистой оболочки носа вызывает у детей грудного возраста отек и, как следствие, затруднение дыхания через нос.

Полость носа (cavum nasii) (рис. 1) располагается между ротовой полостью и передней черепной ямкой, парными верхнечелюстными и парными решетчатыми костями. Носовая перегородка разделяет ее сагиттально на две половины, открывающиеся кпереди ноздрями и кзади, в носоглотку, хоанами. Обе половины полости носа окружены околоносовыми пазухами: верхнечелюстной, решетчатым лабиринтом, лобной и клиновидной, каждая из которых сообщается соустьем с полостью носа. Носовая полость имеет четыре стенки: нижнюю, верхнюю, медиальную и латеральную.

Нормализация функции носового дыхания у детей грудного возраста. Новые подходы

Верхняя стенка (крыша) полости носа спереди образована носовыми костями, в средних отделах — решетчатой пластинкой (lamina cribrosa) и клетками решетчатой кости (наибольшая часть крыши), задние отделы образованы передней стенкой клиновидной пазухи. Через отверстия решетчатой пластинки проходят нити обонятельного нерва. Следует помнить, что у новорожденного lamina cribrosa представляет собой фиброзное образование, которое окостеневает лишь к трем годам.

Медиальная стенка, или носовая перегородка (septum nasi), состоит из одного переднего хрящевого и заднего костного отделов. Костный отдел образован перпендикулярной пластинкой (lamina perpendicularis) решетчатой кости и сошником (vomer), хрящевой — четырехугольным хрящом, верхний край которого образует переднюю часть спинки носа. В преддверии носа кпереди и книзу от переднего края четырехугольного хряща имеется видимая снаружи кожно-перепончатая подвижная часть перегородки носа (septum mobile). У новорожденного перпендикулярная пластинка решетчатой кости представлена перепончатым образованием, окостенение которого заканчивается лишь к шести годам. У новорожденного высота сошника меньше ширины хоаны, поэтому она представляется в виде поперечной щели, и лишь к 14 годам высота сошника становится больше ширины хоаны, и она принимает вид овала, вытянутого кверху.

В формировании латеральной (наружной) стенки полости носа принимают участие в передней и средней частях медиальная стенка и лобный отросток верхней челюсти, слезная и носовая кости, медиальная поверхность решетчатой кости, в задней части, образуя края хоаны, — перпендикулярный отросток небной кости и крылонебные отростки клиновидной кости. На наружной (латеральной) стенке располагаются три носовые раковины (conchae nasales): нижняя (concha inferior), средняя (concha media) и верхняя (concha superior). У новорожденного нижняя раковина спускается до дна носа, отмечается относительная узость всех носовых ходов.

На боковой стенке нижнего носового хода на расстоянии 1 см у детей и 1,5 см у взрослых от переднего конца раковины находится выводное отверстие носослезного канала. Это отверстие образуется после рождения; в случае задержки его открытия нарушается отток слезной жидкости, что приводит к кистозному расширению канала и сужению носовых ходов. Задние концы нижних раковин близко подходят к глоточным устьям слуховых (евстахиевых) труб на боковых стенках глотки, вследствие чего при гипертрофии раковин может нарушаться функция слуховых труб и развиваться их заболевание.

Слизистая оболочка полости носа (рис. 2) покрывает все ее стенки непрерывным слоем и продолжается в околоносовые пазухи, глотку и среднее ухо. Выделяют передний отдел полости носа — преддверие (vestibulum nasi) и собственно полость носа (cavum nasi), которая в свою очередь делится на дыхательную и обонятельную. Дыхательная область полости носа (regio respiratoria) занимает пространство от дна носа кверху до уровня нижнего края средней раковины. В этой области слизистая оболочка покрыта многорядным цилиндрическим мерцательным эпителием.

Нормализация функции носового дыхания у детей грудного возраста. Новые подходы

Под эпителием находится собственно ткань слизистой оболочки (tunica propria), состоящая из соединительнотканных коллагеновых и эластических волокон. Здесь имеется большое количество бокаловидных клеток, выделяющих слизь, и трубчато-альвеолярных разветвленных желез, продуцирующих серозный или серозно-слизистый секрет, который через выводные протоки выходит на поверхность слизистой оболочки. Несколько ниже этих клеток на базальной мембране расположены базальные клетки, которые являются основой регенерации эпителия после его физиологической и патологической десквамации.

Слизистая оболочка на всем протяжении плотно спаяна с надхрящницей или надкостницей, которая составляет с ней единое целое. В области преимущественно медиального и нижнего отделов нижней раковины, свободного края средней раковины и их задних концов слизистая оболочка утолщена вследствие наличия кавернозной ткани, состоящей из расширенных венозных сосудов, стенки которых богато снабжены гладкой мускулатурой и соединительнотканными волокнами.

Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Кроме того, нос является своего рода фильтром, очищающим вдыхаемый воздух. В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8–10 мм/мин, а в передней трети — 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный IgА.

В периоде новорожденности, а также у грудного у ребенка частые срыгивания способствуют раздражению слизистой оболочки носа и носоглотки желудочным содержимым и воспалению — риниту, который проявляется длительным затруднением носового дыхания. Первые 3–5 месяцев жизни, являющихся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, проходят «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов. Исключение составляет только респираторно-синтициальная инфекция, по отношению к которой напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных новорожденных [1].

У детей, страдающих ринитом, перед кормлением грудью необходимо отсосать слизь из каждой половины носа и за 5 мин до кормления закапать в обе половины носа сосудосуживающие капли для младенцев [2, 4], например, Називин 0,01%, для детей до 1 месяца — по 1 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней, для детей от 1 месяца до 1 года — по 1–2 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней; Отривин «Увлажняющая формула» (увлажняющий эффект оказывают сорбитол и метилгидроксипропилцеллюлоза, входящие в состав препарата) капли 0,05%, для детей с 1 мес до 6 лет — по 1–2 капли 2–3 раза в день в каждую половину носа [2], возможно использование до 10 дней.

У детей с отягощенным аллергическим анамнезом, страдающих ринитом, сопровождающимся заложенностью носа, зудом, чиханием, ринореей обосновано применение комбинированного препарата Виброцил, обладающего не только сосудосуживающим и антигистаминным, но и дополнительным увлажняющим эффектом. Препарат не нарушает работу реснитчатого эпителия, не вызывает ишемии слизистой оболочки носоглотки, имеет естественный уровень pH, что соответствует основным требованиям физиологичного лечения слизистой оболочки носа и позволяет длительно (до двух недель) использовать препарат. Виброцил капли назальные назначают детям в возрасте до 1 года по 1 капле в каждую половину носа 3–4 раза в день [2].

Во второй и третьей стадии заболевания применяют 2–3% растворы Протаргола или Колларгола (в зависимости от возраста), обладающие вяжущими и дезинфицирующими свойствами. В детском возрасте воспалительный процесс в слизистой оболочке полости носа чаше, чем у взрослых, распространяется на носоглотку (аденоидит), слуховую трубу (у детей она короткая и широкая), гортань, трахею, бронхи, легкие.

Воспалительные заболевания околоносовых пазух также не редкость у детей до года. В этом возрасте уже развиты клетки решетчатого (этмоидального) лабиринта, которые имеются даже у недоношенных детей. Гнойный этмоидит у грудного ребенка может возникнуть в результате инфекционных заболеваний матери, а также после ОРВИ. Этмоидит нередко приводит к остеомиелиту верхней челюсти, сепсису, флегмоне глазницы. Отек слизистой оболочки полости носа приводит к нарушению дренажа придаточных пазух носа и среднего уха, что создает благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствует развитию бактериальных осложнений. В таких случаях целесообразно назначение препаратов, состоящих из нескольких компонентов, обладающих антибактериальным и противовоспалительным эффектом [2].

Редкая патология периода новорожденности, приводящая в том числе и к нарушению носового дыхания, — мозговая грыжа, выходящая из полости черепа в полость носа и носоглотку. Известны случаи, когда мозговую грыжу принимали за аденоиды или полипы носа и при попытке их удаления больной погибал [2]. Аденоидные вегетации (увеличенная в размерах носоглоточная миндалина) нарушают нормальное носовое дыхание, а также, являясь рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию организма. Кроме того, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.

Атрезия хоан также приводит к нарушению, а иногда и к полной невозможности носового дыхания. В случае двустороннего полного заращения хоан диагноз устанавливается в первый день жизни ребенка — младенец находится в тяжелом состоянии, совершенно не дышит носом, не может питаться, так как во время кормления наступает асфиксия. Это состояние требует срочного хирургического вмешательства. Односторонняя атрезия протекает более стерто: ребенка беспокоит затруднение носового дыхания через одну или обе половины носа, утомляемость при кормлении, появление отделяемого из носа, храп. Иногда таким детям диагноз устанавливается лишь при поступлении в школу. Для диагностики используется зондирование, контрастная рентгенография, в обязательном порядке такому пациенту должно быть проведено эндоскопическое исследование полости носа и носоглотки.

Таким образом, казалось бы банальное затруднение носового дыхания у детей грудного возраста должно быть предметом повышенного внимания родителей и патронирующих врачей, а также поводом обращения к оториноларингологам и аллергологам.

Литература

Самсыгина Г. А., Богомильский М. Р. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. М.: Миклош. 268 с.

Hochban W., Althoff H., Ziegler A. Nasal decongestion with imidazoline derivatives: acoustic rhinomanometry measurements // Eur. Journal of clinical pharmacology, 1999; 55: 7–12.

О. В. Зайцева, кандидат медицинских наук

ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России, ГУ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва

Режим дня месячного ребенка – понятие сильно преувеличенное. Как такового порядка в смене периодов сна и бодрствования у новорожденного еще нет. Не стоит ожидать, что он будет засыпать и просыпаться по часам, испытывать голод через равные промежутки времени, выдерживать отведенные для прогулки часы. Конечно, отдельные элементы режима вы установите сразу: обязательный утренний туалет, вечернее купание, – но в целом до настоящего распорядка дня еще далеко.

Режим сна ребенка

режим ребенка в месяц.jpg

Большую часть суток ребенок первого месяца жизни спит. В среднем норма сна для новорожденного составляет 16-19 часов в сутки, для ребенка в месяц – 15-17 часов. Как правило, это порядка 6 дневных снов продолжительностью 2-2,5 часа и около 6 часов ночного сна с перерывами на кормления.
Однако все дети индивидуальны, и нормы для каждого конкретного ребенка будут свои. Один малыш, действительно, будет образцово спать день и ночь, просыпаясь каждые три часа для кормления. Другой – беспокоиться каждый час.

Это важно!

Проконсультируйтесь у врача, если ребенок в месяц спит меньше 11 и больше 19 часов в сутки.

Режим кормлений на ГВ

режим на гв в 1 месяц.jpg

В первый месяц жизни младенца грудное вскармливание только устанавливается: малыш учится питаться самостоятельно, вне материнского организма, а тот, в свою очередь, настраивается работать в новом режиме.

Очень многое в этот период зависит от психологического состояния мамы – всё же человек не машина и не может подключить особую функцию нажатием кнопки. В течение первого месяца у женщины происходит становление лактации. Именно поэтому в первый месяц так важен режим питания ребенка по требованию. Что это значит? Это значит, что мама даёт ребенку грудь не через равные промежутки времени, а тогда, когда ребенок забеспокоится, будет проявлять признаки голода: плакать, искать ртом источник еды. Конечно, перед тем как дать малышу грудь, стоит убедиться, что его беспокойство не связано с другими причинами: проверить, не нужно ли сменить ему подгузник, удобно ли он лежит, не давит ли одежда. Кроха может просто соскучиться и испугаться без мамы, тогда он успокоится на руках. Но если плач не стихает, а с прошлого кормления уже прошло около часа, можно снова предложить ребенку поесть.

И маме, и малышу нужно привыкнуть друг к другу, а для этого проводить как можно больше времени в тактильном контакте. Кормление грудью в этом отношении – прекрасная возможность. Число кормлений в сутки может варьировать от 6-8 до 10-15 Оно может быть разным в разные дни. Иногда будет казаться, что ребенок буквально сутками висит на груди. Это нормально, через такие дни проходят почти все мамы на ГВ.

Постепенно организм научится вырабатывать именно столько молока, сколько нужно вашему малышу. Промежутки между кормлениями станут больше, ведь желудок ребенка растет и сможет вмещать больший объем пищи. К концу первого месяца жизни вы начнете замечать, как режим кормления постепенно перестает быть хаотичным, в нем наметится система и периодичность.

Режим кормлений на ИВ

ночные кормления смесью.jpg

Режимы вскармливания детей на грудном и на искусственном вскармливании отличаются.
На ИВ следует придерживаться определенного режима, потому что на усвоение смеси малышу нужно больше времени и энергии.

На грудном вскармливании ребенок сам регулирует объем питания. Подсчитать, сколько именно молока ему досталось за кормление, маме практически невозможно. Малышу же на искусственном вскармливании суточный объем смеси рассчитывается в соответствии с возрастом и весом, под контролем педиатра. Если этот объем произвольно увеличивать или уменьшать, не выдерживать промежутки между кормлениями, у ребенка могут возникнуть расстройства пищеварения, дефицит или избыток массы тела.

Примерный режим кормлений месячного ребенка на искусственном вскармливании

06:00 – 1-ое кормление;

09:00 – 2-ое кормление;

12:00 – 3-е кормление;

15:00 – 4-ое кормление;

18:00 – 5-ое кормление;

21:00 – 6-ое кормление;

24.00 – 7-ое кормление;

Чем младше ребенок, тем меньше будут разовые дозы смеси и меньше промежутки между кормлениями, а сами кормления чаще. По мере взросления малыш станет есть реже, но большими порциями. Станет длительнее ночной сон, уже без перерыва на кормление.

Режим прогулок

режим прогулок в 1 месяц.jpg

Также не стоит выходить на прогулку с ребенком первого месяца жизни в разгар дневной жары: между 11.00 и 16.00 часами. В этот период высока солнечная активность, что вредно и для мамы, и для малыша. Пусть кроха прикрыт от прямых солнечных лучей капюшоном коляски, он может легко перегреться и даже получить тепловой удар.

В благоприятную же погоду можно гулять в холодное время года в первой половине дня от 30 минут до часу-полутора, чтобы малыш не успел проголодаться и не стал плакать на улице.

Летом можно выйти на прогулку дважды: утром и после обеда – и гулять полтора-два часа или дольше. Если уходите достаточно далеко от дома, предусмотрите возможность покормить малыша. Узнайте, есть ли по пути кафе или торговые центры с комнатой матери и ребенка, захватите объемный платок или шарф, если вам комфортно покормить малыша, прикрыв его от посторонних глаз. Если ребенок на ИВ, возьмите бутылочку с нужным объемом сухой смеси и термос с теплой водой, чтобы быстро приготовить ему питание.

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Считается 1,2,5 , что лучше всего вводить прикорм в 6 месяцев. Как начать прикорм, если вы еще не закончили грудное вскармливание, читайте тут.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым. Здесь мы рассказываем, какое меню подойдет малышу с 7 месяцев.

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Нет смысла откладывать введение в рацион ребенка «аллергенных» продуктов до возраста после года. Выясняется, что если продукт начинают давать раньше, это снижает вероятность аллергии на него 4 . Тем не менее, если у вас или ваших родственников есть аллергия на определенный продукт, посоветуйтесь с педиатром перед тем, как давать его ребенку. 1

Чаще всего аллергия развивается на орехи, пшеницу, яйца, сою и рыбу (есть еще морепродукты вроде устриц, но ими детей обычно не кормят). Начать прикорм, например, с рыбы — необычное решение, но нет научных данных о том, что это чем-то вредно. Подавляющее большинство детей нормально их переносят, а те, у кого на них аллергия, проявляют ее независимо от срока введения 2 .

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

При педагогическом прикорме родителю нужно самому есть продукты, которые можно давать детям (не рекомендуется добавлять в прикорм сахар и соль 5 , и это может быть не очень вкусно), а также учитывать, что твердыми кусочками ребенок может подавиться.

  • Задача родителя — предложить еду и помочь поместить ее в рот, пока ребенок не справляется с ложкой.
  • Не нужно заставлять ребенка есть (в том числе всовывать ложку в рот, отвлекая игрушкой или мультиком).
  • Если ребенок отказывается (отворачивает голову, намеренно выплевывает еду, отодвигает ложку рукой), остановите кормление.
  • Начинать прикорм нужно в спокойной и позитивной обстановке. Если ребенок плачет или плохо себя чувствует, лучше покормить его так, как ему привычно.
  • Если ребенку не понравился новый продукт, попробуйте предложить его повторно через несколько дней. По статистике, ребенку иногда нужно попробовать еду 15 раз, чтобы привыкнуть к ее вкусу.
  • Детям естественно любить сладкие фрукты больше, чем несладкие овощи. Нет смысла вводить из-за этого овощи раньше фруктов, это не повлияет на предпочтения в будущем.

Как продолжать введение прикорма?

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

После 12 месяцев

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

Первые дни организм ребенка адаптируется к жизни: кожа, стул, аппетит, температура тела — с ними все время что-то происходит. Как ухаживать за новорожденным, рассказывает Татьяна Алексеевна Парицкая, врач-неонатолог, заведующая отделением новорожденных филиала родильный дом при ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова.


Роды — серьезная нагрузка, сравнимая с полетом в космос для взрослого человека. Однако организм ребенка к ней приспособлен, как и к переменам после появления на свет. В первые минуты жизни младенец учится дышать, у него перестраивается кровообращение, запускается работа кишечника. Меняется окружающая среда: температура воздуха минимум на 10 °С ниже, чем внутри, и вокруг нет воды. Кожа и слизистые начинают заселяться микроорганизмами; малыш подсыхает и охлаждается. Если роды прошли нормально, то, поев, он может заснуть на несколько часов.

Врач-неонатолог, заведующая отделением новорожденных филиала родильный дом при ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова.

  • Дать ребенку «золотой час». Так называются первые 40-60 минут после родов, которые малыш проводит на животе у мамы, прикрытый теплой пеленкой и одеялом. Это обеспечивает мягкую адаптацию, согревает, успокаивает, а также запускает механизм привязанности и безусловной любви у матери. После родов путем кесарева сечения младенца тоже могут выложить на живот маме, но на меньшее время.


Ребенок просыпается и требует пищи и общения. У мамы же, наоборот, происходит спад: если после родов она испытывала эйфорию благодаря гормональному всплеску, то сейчас может появиться усталость. Физически это непросто, ведь объем молозива еще не увеличился, и малыш может сосать грудь очень часто. Температура его тела может повышаться, кожа — желтеть и покрываться яркими красными пятнышками.

Врач-неонатолог, заведующая отделением новорожденных филиала родильный дом при ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова.

    Обеспечить контакт 24 часа в сутки. Постоянно сосать грудь ­— право и задача ребенка. Постепенно молозиво превращается в переходное молоко, а затем — просто в молоко, и к третьему дню всем становится легче. Этот период стоит перетерпеть и по возможности не отдавать грудничка медсестрам, тем более что в роддомах Москвы созданы все условия для совместного пребывания мамы и ребенка.


Обычно к этому моменту мамина грудь наполняется молоком, налаживается прикладывание, малыш сыт и доволен. Неонатолог во время ежедневного обхода оценит общее состояние ребенка, яркость желтухи и потерю веса. Минус 5-8% от массы тела — норма. От 8 до 10% — повод насторожиться и проверить захват груди, ведь сосание может быть неэффективным. При снижении веса свыше 10% и степени желтухи больше допустимых норм выписка и вакцинация БЦЖ-М откладываются. А если не получается наладить полноценное прикладывание к груди или докорм сцеженным молоком, может даже вводиться докорм молочной смесью.

Врач-неонатолог, заведующая отделением новорожденных филиала родильный дом при ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова.

    Убедиться в правильности прикладывания. Есть несколько поводов насторожиться: сильная потеря веса у новорожденного, низкое количество мочеиспусканий, болезненность сосков, трещины на них. Если есть вопросы, проконсультируйтесь с персоналом детского отделения до выписки (в некоторых московских роддомах работают консультанты по грудному вскармливанию). Также возможна онлайн-помощь консультанта по ГВ.

    Ухаживать за пупком (но без фанатизма). Сам по себе он не болит, это не рана, в нем нет нервных окончаний. Его можно и нужно мыть водой с очищающим средством для младенцев. Дополнительно обрабатывать не надо, достаточно высушивать. Цвет и толщина кожи вокруг пупка должны быть такими же, как везде. Остаток пуповины вместе со скобкой отпадает на 3-10 сутки.

На 3-4 сутки обычно происходит выписка из роддома. К этому дню подготовьте несколько предметов детской одежды по сезону, и опытные медсестры выберут подходящий вариант по погоде. Проверьте выданные в роддоме документы, чтобы они были полностью и корректно заполнены. Не забудьте про себя: нарядное платье, которое застегнется, удобная обувь. И добро пожаловать домой!

Материал был подготовлен совместно с экспертом: Татьяной Алексеевной Парицкой, заведующей отделением новорожденных филиала родильный дом при ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова.

В зимний период и межсезонье у новорожденных и детей первых лет жизни гораздо чаще возникают проблемы с носовым дыханием, и связано это не только с ростом заболеваемости инфекционным ринитом, но и с обильным образованием корочек в полости носа малыша из-з

В зимний период и межсезонье у новорожденных и детей первых лет жизни гораздо чаще возникают проблемы с носовым дыханием, и связано это не только с ростом заболеваемости инфекционным ринитом, но и с обильным образованием корочек в полости носа малыша из-за снижения влажности воздуха в большинстве помещений с центральным отоплением. Во время отопительного сезона влагосодержание воздуха в помещениях может снижаться ниже нормативной (по ГОСТу 30494–96 в холодное время года во всех типах комнат оптимальная относительная влажность воздуха не должна быть ниже 30%).

Постоянное вдыхание сухого воздуха способствует иссушиванию слизистой оболочки носа, которая проявляется заложенностью носа, часто попеременной, повышенным образованием корок в полости носа, а также зудом, жжением, из-за которых малыш чихает и морщит носик. Кроме ощущения дискомфорта, сухость слизистой оболочки полости носа негативно сказывается на мукоцилиарном транспорте (МЦТ) и, как следствие, на фильтрационной функции носа — частицы пыли, бактерии и вирусы, содержащиеся в воздухе, в процессе дыхания практически беспрепятственно попадают в трахею, бронхи, легкие. В свою очередь изменения слизистой оболочки носа, в том числе возрастающая продукция гистамина при инфекционном рините, способствуют снижению МЦТ.

Ситуация усугубляется в тех случаях, когда ребенок первых месяцев жизни часто и обильно срыгивает после кормления, находясь в горизонтальном положении. Это способствует раздражению и отеку слизистой оболочки носа и носоглотки вследствие попадания на нее желудочного содержимого, что приводит к длительному затруднению носового дыхания.

Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе. Отсутствие носового дыхания может привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. Дети первых лет жизни становятся беспокойными, капризными. У некоторых малышей отмечается нарушение сна. Выраженное и длительное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии, что способствует замедлению развития. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.

Носовое дыхание для новорожденных и детей первых лет жизни особенно важно потому, что дыхание через рот (в первую очередь у детей первого полугодия жизни) почти невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Вообще нос выполняет ряд важных функций. Так, атмосферный воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Кроме того, нос является своего рода фильтром, очищающим вдыхаемый воздух. В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8–10 мм/мин, а в передней трети — 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный IgА.

Первые 3–5 месяцев жизни, являющихся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, проходят «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов. Исключение составляет только респираторно-синтициальная инфекция, по отношению к которой напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных новорожденных [1]. Отек слизистой оболочки носа, корочки, скапливающиеся в полости носа, не только ухудшают мукоцилиарный транспорт и фильтрационную функцию носа, но и вызывают нарушение дренажа околоносовых пазух и среднего уха, создают благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствуют развитию бактериальных осложнений. Следует помнить, что в детском возрасте воспалительный процесс со слизистой оболочки носа чаще, чем у взрослых, распространяется в носоглотку (аденоидит), слуховую трубу (у детей она короткая и широкая), что объясняется рядом анатомических особенностей, подробно рассматривавшихся в № 3 журнала «Лечащий Врач» за 2010 (с. 61–64).

Все сказанное выше делает актуальным вопрос гигиены полости носа новорожденных и детей первых лет жизни, которые не могут самостоятельно ухаживать за полостью носа, освобождать ее от отделяемого. Многие авторы рекомендуют за 5 минут до кормления закапать малышу сосудосуживающие капли [2, 3], однако, как и все лекарственные средства, сосудосуживающие препараты имеют свои недостатки и побочные эффекты. Длительное применение местных деконгестантов может сопровождаться развитием тахифилаксии (постепенное снижение эффекта), синдрома «рикошета» и так называемого медикаментозного ринита, поэтому продолжительность их использования должна быть ограничена [3]. Кроме того, местные сосудосуживающие, вяжущие препараты, масляные капли не способствуют элиминации бактерий и вирусов, активность которых в межсезонье и зимой возрастает.

Использование для аспирации назального секрета у новорожденных и грудных детей резиновой спринцовки неудобно — родители не сразу понимают, как правильно и с каким усилием сжимать или разжимать стенки груши для удаления слизи. Процесс удаления выделений невозможно отследить из-за непрозрачности стенок баллончика, требуется регулярная (после каждого использования) стерилизация. Кроме того, некорректное использование подобных аспираторов может привести к негативным последствиям: проталкиванию отделяемого вглубь [4].

Современным удобным и легким в использовании средством ухода за полостью носа ребенка является комплекс Отривин Бэби, включающий в себя капли для орошения полости носа — стерильный раствор с физиологическими свойствами (18 флаконов по 5 мл — 3 блока по 6 штук), назальный аспиратор и сменные насадки к нему. Комплекс предназначен для новорожденных и малышей до двух лет. Капли для орошения, содержащие натрия хлорид 0,74%, натрия гидрофосфат, натрия фосфат, макрогола глицерилрицинолеат и очищенную воду, увлажняют полость носа, промывают слизистую оболочку и носовые ходы.

При необходимости удаления назального секрета после капель применяется аспиратор, с помощью которого полость носа освобождается от слизистого секрета. Конструкцией аспиратора предусмотрено, чтобы воздух не проникал внутрь носовых ходов и чтобы слизь вновь не попадала в полость носа. Кроме того, достоинствами аспиратора Отривин Бэби можно считать то, что весь гигиенический процесс находится под контролем мамы, которая своим дыханием регулирует давление в насадке. Следует также отметить, что использование одноразовых насадок, предусмотренное в аспираторе, способствует предотвращению реинфицирования.

Показаниями к применению комплекса Отривин Бэби являются:

  • гигиена полости носа при острых и хронических простудных заболеваниях носа, при аллергическом рините;
  • ежедневная гигиена для сохранения защитных свойств слизистой в условиях повышенной сухости или загрязнения воздуха (в т. ч. кондиционер, отопление);
  • профилактика инфекционных заболеваний носа и носоглотки, а также воспалительных процессов после хирургического вмешательства.

Таким образом, можно рекомендовать отвечающий современным требованиям комплекс Отривин Бэби для широкого использования в домашних условиях, в том числе с целью профилактики острых ринитов и сухости слизистой оболочки носа в зимний период и межсезонье.

Литература

  1. Самсыгина Г. А., Богомильский М. Р. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. М.: Миклош. 268 с.
  2. Крюков А. И., Архангельская И. И. Острый ринит у детей // Consilium medicum. 2004, т. 6, № 3.
  3. Карпова Е. П. Острый ринит у детей // РМЖ, том 14, № 22, с. 1637–1641.
  4. Карпова Е. П., Вагина Е. Е. Ирригационная терапия в педиатрической ринологии // Вопросы современной педиатрии: научно-практический журнал Союза педиатров России. 2009, т. 8, № 5, с. 115–118.

О. В. Зайцева, кандидат медицинских наук

ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России,
ГУ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва

Читайте также: