Чем покрывают лицевую поверхность кожи

Обновлено: 27.04.2024

Как говорил мой учитель по труду, «Все должно быть надежно, практично и эстетично».

Нанесение на кожу отделочных материалов, которые образуют отделочное покрытие – называется отделкой.

Поэтому отделка кожи это прежде всего придание эстетических свойств – равномерного прокраса (если задумка автора не требует другого), привлекательного внешнего вида, блеска или матовости покрытия или подчеркивание натурального рисунка кожи.

Также покрытие должно обеспечивать надежность при эксплуатации изделия. То есть нести защиту от механических воздействий – царапин, ударов, многократных изгибов, растяжений и сжатий.

Но и при соблюдении всех этих требований кожа должна иметь красивый внешний вид. Также одно из основных требований — это лёгкость и простота ухода за кожей в изделии.

Удовлетворение всех этих требований возможно лишь при правильном подборе и сочетании отделочных материалов и надлежащей подготовке самой кожи к покрывному крашению.

В домашних условиях довольно трудно добиться качественной отделки. Но возможно…

Часто используют кожу с заводской отделкой, если качество удовлетворяет требованиям.

Или самостоятельно производят отделку, нанося различные материалы. Иногда удается получить довольно не плохой результат.

Ели вы самостоятельно применяете отделочные материалы, ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомьтесь с инструкцией, желательно на сайте производителя, и по возможности на языке производителя. Переводы, к сожалению частенько грешат неточностями, причем по важным моментам.

Отделка лица кожи и отделка уреза (торца) не особо отличаются по принципу. Различие лишь в применяемых материалах.

Пропитка (impregnation) – проникает в толщу кожи, не остается на поверхности. Многие из пропиток выравнивают впитывающую способность кожи.

- уплотняющая структуру кожи, снижает сминаемость. Относится к производственным материалам, в продаже в розницу не встречается т.к. сложна в применении.

- смазывающая, благодаря ей у кожи повышается мягкость и эластичность. Костное или копытное масло

- водоотталкивающая, повышает устойчивость кожи к намоканию и промоканию. Vlotho – Impragnierung, Kenda Farben – Elixir, Defender Wateroil и т.д.

Грунт (pre base coat) – скрывает дефекты, выравнивает поверхность краста, выравнивает впитывающую способность кожи и обеспечивает адгезию с основным покрытием. Существует несколько разновидностей грунта:

— адгезионный грунт (adhesion ground) — обеспечивает надёжное сцепление основного покрытия с крастом. Применяется в производстве. практически не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения.

— грунт, требующий последующей полировки (polising ground) — выравнивает поверхность краста. Vlotho - Lux cream, Mild cream, Kenda Farben - Fondo Cream, Natura Cream и т.д.

— грунт с последующей шлифовкой (buffing ground) — уплотняет поверхность для дальнейшего выравнивания шлифованием. В домашних условиях применяется для торцов: PROSTO Грунт, Vlotho - Softfil, Kenda Farben - Ledafil Super, Sintofil и т.д.

Основное покрытие (base/main coat) - придаёт цвет и улучшает физические свойства. Kenda Farben - Appretto Mild, Seta и т.д.

Защитное покрытие (top coat) - защищает предыдущие покрытия и придаёт коже законченный вид. Также придаёт блеск и ощупь. Придает хорошие физические свойства коже. Два основных типа защитных покрытий — это Лаки и Твёрдые Воски. Лаки: Vlotho - Lederschutz, Polylux, Fiebings - Resolene, Lef Lef . Воски: карнаубский (подходит и для лицевой поверхности и для торцов), Columbus (для торцов) и т.д.

Не всегда при отделке используются все виды покрытий. Так например нубук и велюр покрывают исключительно пропиткой. Так как полимеры и воски склеивают ворс.

На кожах с восковой отделкой, зачастую нет защитного покрытия, поэтому они часто пачкаются (красятся/отдают краску) и промокают.

Для предания нужных свойств коже, пробуйте сначала на кусочках. Надо понять, что не все материалы подходят друг дружке. Некоторые совсем не хотят «дружить». Если поверх воска нанести лак, то он не будет держаться. Сцепления между ними практически нет.

Думайте, что делаете, и что на что наносите. 100% алгоритма не существует. Главное – не отключайте голову.

Отдельно материалов образующих покрытия стоят такие группы материалов как: красители, кондиционеры, очистители, восстановители цвета, смягчители, затвердители и т.п.

Лицевые кожи - кожи, в процессе обработки которых полностью или частично сохранен верхний ( самый прочный) лицевой слой шкуры ( дерма). По типу обработки лицевые кожи разделяют на анилиновые, полуанилиновые, пигментированные и кожи с корректированной лицевой поверхностью.

Нельзя однозначно сказать, какой из этих типов кожи лучше. В кожевенной промышленности это словосочетание применяют с оговоркой "смотря для чего". То есть, для одних изделий "лучшим", вернее, самым подходящим, является один тип кожи, худшим - другой. Для изделий другого класса и назначения все может быть с точностью до наоборот.

Давайте разберемся в этом вопросе.

Вся готовая выделанная кожа, независимо от способа выделки и финишной обработки, различается по сортам. Одним из показателей принадлежности кожи к определенному сорту, является "чистота" поверхности (количество дефектов на лицевой поверхности шкуры, их размер и расположение).

Поэтому кожсырье ( Вайт-блю), которое поставляется на предприятие по выделке кожи, при приемке сортируется.

Самые "чистые" шкуры с наименьшим количеством дефектов используются для производства анилиновых кож. Анилиновые кожи - это кожи, выделанные с минимальным количеством технологических обработок при использовании красителей на растительной основе. В процессе выделки анилиновые кожи вымачиваются в специальных ваннах с красителями, Далее на поверхность наносится очень тонкий слой рассеяных пигментов, чтобы выровнять цвет. Анилиновые кожи - самые натуральные из всех видов кож. их стоимость на порядок дороже всех остальных видов выделанной кожи.

Шкуры с чуть бо'льшим количеством дефектов идут на производство кожи с окрашенной поверхностью (например, кожа наппа). Краситель (пигмент), которым покрывается поверхность в несколько слоев, полностью скрывает мелкие дефекты, и на выходе получается кожа высокой сортности (1-2 сорт) несмотря на дефекты, которые имело исходное сырье. Такие кожи называют Пигментированными ( или Семианилиновыми) кожами.

Шкуры с дефектами, которые невозможно скрыть слоем красителей , зашпатлевываются специальным составом, высушиваются, тщательно шлифуются, заливаются пигментом и повторно шлифуются. При этом в процессе шлифовки может быть снято до 1/3 части самого верхнего слоя шкуры (дермы). Такую кожу называют кожей с корректированной поверхностью. После операции по шлифовке на поверхность могут нанести различные покрытия, в зависимости от типа которых на выходе мы можем получить, например, лаковую кожу, или кожу Пулл-ап, или кожу с эффектом натурального зерна (это обработка в процессе которой на кожу наносится тиснение "под натуральное зерно"). Такая кожа так же считается лицевой, но существенно отличается от других видов лицевых кожи - т.к. поверхность подверглась значительной обработке, кожи с корректированной поверхностью имеют очень гладкую и ровную поверхность ( например, кожа Пулл-Ап), неэластичны, более жесткие, чем анилиновые или пигментированные кожи. Для определенных видов работ такие характеристики являются достоинством, а не недостатком - существует очень много изделий, где требуется именно жесткая неэластичная кожа. Например, эти свойства необходимы коже для обтяжки салонов автомобилей, для изготовления сумок с жесткой формой и с гладкой поверхностью.

Если понравилось - нажмите на желтую кнопочку ( вверху справа) и подпишитесь на тему - в следующей публикации я расскажу о велюре, замше, спилке

Отделка кожи (Leather Finishing) — это совокупность всех операций, которые выполняются после выделки (дубления, додубливания, окрашивания, жирования) и сушки кожи, чтобы улучшить сортность, и придать ей и её поверхности необходимые свойства и внешний вид.

Все отделочные операции можно разделить на 2 группы:

— операции, связанные непосредственно с нанесением покрытий различными способами

— механические операции с кожей и нанесёнными на неё покрытиями: шлифование, полировка, мягчение, разбивка в барабане, растяжка, прессование и тиснение на проходных или гидравлических прессах, глазирование и т.д.

Для чего производится отделка кожи? Какие задачи перед ней стоят?

Основные задачи, которые стоят перед отделкой кожи:

  • Повышение сортности: маскировка дефектов, выравнивание поверхности и придание ей однородности.Таким образом повышается полезная для использования площадь, как следствие, повышается сортность кожи, и в конечном итоге возрастает её стоимость.
  • Защита поверхности: хорошая адгезия (чтоб покрытие не отпало), устойчивость к мокрому и сухому трению (чтоб покрытие не истиралось), устойчивость к изгибу (чтоб покрытие не повреждалась при многократном изгибе) в том числе на морозе, устойчивость к действию ультрафиолета (к выгоранию), устойчивость к действию воды (намокание, промокание), а также многочисленные специфичные требования, предъявляемые к автомобильным кожам (устойчивость к появлению пятен от тлеющего окурка и т.д.)
  • Придание модного внешнего вида: цвет и различные цветовые эффекты, фактура поверхности (гладкая или рельефная),блеск или матовость, ощупь (тормозящая, восковая, шелковистая, скользкая, сухая, тёплая, жирная и т.д.)

Общий принцип отделки кожи и порядок покрытий:

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

— грунт (pre base coat)

— основное покрытие (base coat, main coat)

— защитное покрытие (top coat)

(подробнее о назначении каждого типа покрытия будет рассказано в одной из следующих статей)

Для выбора отделки необходимо чётко понимать:

— каково назначение кожи?

— какие специальные требования предъявляются к коже?

— подходит ли данный краст для этих целей?

— кожа будет лицевая или подшлифованная?

— какое оборудование доступно для нанесения покрытий?

— кто конечный потребитель кожи?

Только ответив на эти вопросы, можно определиться с видом отделки, и переходить к выбору материалов для необходимых отделочных покрытий.

Различают 5 основных типов отделки:

  • прозрачная (анилиновая, aniline)
  • полу-прозрачная (полу-анилиновая, semi-aniline)
  • кроющая (пигментная, pigmented)
  • восковая (waxed)
  • отделка шлифованием (нубук, велюр)

Анилиновая отделка. Применяется только на лицевой коже (full grain). Поверхность такой кожи окрашена прозрачными красителями, или покрытие может вовсе не содержать красители. Полностью видна натуральная структура поверхности, неоднородная и неповторимая для каждого вида кожи. Это является её отличительным знаком. Производится на красте любого типа дубления. Для производства таких кож отбирают самое лучшее сырьё с минимальным повреждением поверхности. Поэтому и стоимость готовой анилиновой кожи как правило выше. Имеет минимальную защиту поверхности, на ней видны все пороки и дефекты исходного сырья, также довольно легко остаются повреждения при эксплуатации: царапины, потёртости и т.д. Обладают хорошей воздухо-, паро- и водопроницаемостью. Благодаря этому, а также из-за отсутствия защиты такие кожи со временем патинируются (загорают на солнце, темнеют от впитывания потожировых выделений человека, а также грязи), склонна к окрашиванию и выцветанию.

Есть нюанс: анилиновой кожей также называют кожу, прошедшую окрашивание во время красильно-жировальных процессов, но ещё не прошедшую отделку, то есть любой краст с накрасом. В дальнейшем такая кожа может быть подвергнута любому типу отделки и соответственно приобретет название того типа отделки.

В случае с восковой отделкой и ворсовыми кожами — в красильно-жировальных и отделочных процессах также применяются только анилиновые красители. Но из-за принципиальных отличий и просто для удобства восприятия и понимания — мы посчитали, что подобные типы отделки логичнее выделить в отдельные типы.

Полуанилиновая отделка кожи применяется только на лицевой коже (full grain). На поверхность кожи наносятся покрытия с использованием прозрачных красителей в смеси с небольшим количеством пигментов, для небольшого выравнивания цвета по площади и тонировки. Также обладают слабой защитой поверхности, но немного более устойчивы к различным факторам, чем анилиновые.

Если анилиновая кожа — это природная красота, то полуанилиновая — это лёгкий макияж.

Пигментная отделка — наиболее широко применяемая. Применяется на лицевой коже (full grain leather), на подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Отделка заключается в нанесение на поверхность кожи покрытий, содержащих в своём составе пигменты и плёнкообразователи (полимеры), которые позволяют замаскировать дефекты и пороки краста, придать поверхности нужный цвет и другие свойства. Цвет пигментных кож как правило равномерный и однородный. Отличаются хорошей защитой поверхности. Применяются для обувной, галантерейной, мебельной, автомобильной и т.д. кожи

Нубук — анилиновая кожа с подшлифованной лицевой поверхностью (corrected grain leather), бархатистой на ощупь. Сверху на ней отсутствуют покрытия, образующие покрывные плёнки, поверхность остаётся ворсистой. Относится к ворсовым кожам, но не нужно путать с замшей (принципиально отличаются по способу дубления). Важными параметрами качества нубука являются степень фиксации окраски (пачкается) и гидрофобности (устойчивости к промоканию). Для нубука характерен «пишущий эффект», небольшое изменение цвета при заглаживании ворса в разные стороны. Нубук чаще всего применяется для производства обуви.

Восковая отделка заключается в нанесении на поверхность кожи смеси восков, масел и парафинов в различных пропорциях, различным методом (горячим или холодным) и, при необходимости, последующим нанесением защитных покрытий. Характерной чертой многих восковых отделок является изменение цвета, вот некоторые варианты:

  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи светлеет при изгибе и вытягивании, проявляет изначальный цвет основы краста — такой эффект называется «pull-up эффект».
  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи при изгибе и вытягивании, проявляет цвет покрытия, нанесённого перед воском — такой эффект называется «flor-up эффект» или «aladdin». Чаще всего на чёрном красте из-под чёрного цвета покрытия проявляется какой-то другой цвет (красный, синий и т.д.)
  • воск, придающий белёсость поверхности кож типа White Wax, при полировке (нагревании) становится прозрачным, проявляя изначальный яркий цвет кожи. Часто такой эффект называют «снежная полировка».

Восковые отделки могут применяться на лицевой коже (full grain), подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Чаще всего восковые кожи применяются для производства обуви и кожгалантереи.

В восковых отделках для изменения цвета краста также могут применяться анилиновые красители.

Среди всего цикла отделочных процессов покрывное крашение кожи занимает центральное место. Наибольшим спросом пользуются кожи с естественной лицевой поверхностью, весьма ограниченной толщиной покрытия (без пигментов) и натуральной мереёй. Для получения таких кож полуфабрикат должен быть высокого качества с минимумом пороков. Однако большая часть сырья имеет многочисленные лицевые дефекты и поэтому значительная его часть подвергается облагораживанию, то есть либо маскировке пороков и дефектов на лицевой коже, либо подшлифовке кожи с последующим созданием искусственной лицевой поверхности из полимерных материалов.

Требования к качеству покрытия

Покрытие должно отвечать целому комплексу требований. Это прежде всего придание коже высоких эстетических свойств: равномерного цвета по всей площади, нарядного внешнего вида, блеска или матовости покрытия, а для кож с натуральной лицевой поверхностью — подчёркивание природной мереи кожи (анилиновая отделка).

Кроме того, покрытия должны удовлетворять комплексу свойств, диктуемых условиями эксплуатации изделий из неё и технологией их производства. Сюда относится: высокая адгезия, водо-, свето-, тепло- и морозостойкость, устойчивость к действию растворителей, к трению, ударам и царапинам, к многократному изгибу, растяжению и сжатию. Значительное внимание уделяется гигиеническим свойствам кожи, которые, к сожалению, в результате покрывного крашения резко снижаются. Но даже при соблюдении всех этих технических требований кожа должна иметь красивый внешний вид. Также одно из основных требований — это лёгкость и простота ухода за кожей в изделии.

Удовлетворение всех этих требований возможно лишь при правильном подборе и сочетании отделочных материалов и надлежащей подготовке самой кожи к покрывному крашению.


Все покрытия можно разделить по нескольким признакам.

По характеру плёнкообразователя:

  • Полимеризационные, называемые также эмульсионными или латексными

б) на основе сополимеров акрилатов с диеновыми и виниловыми производными

а) нитроэмали в органических растворителях

б) нитроводные эмульсии

а) чистые полиуретаны, получаемые методом ступенчатой полимеризации изоцианатов со спиртами или другими веществами, содержащими в своей молекуле активный водород

б) полиуретаны в комбинации с акрилатами (в органических растворителях)

в) полиуретаны с добавкой нитроцелюллозы или полихлорвинила в качестве одного из компонентов лака (в органических растворителях)

г) водные дисперсии полиуретанов

б) на базе продуктов модификации казеина

в) на базе продуктов растворения коллагенов

Независимо от вида плёнкообразователя выделяют 2 типа покрытий по укрывистости:

  • Кроющие, то есть состоящие из нескольких слоёв плёнкообразователя, содержащего минеральные или органические пигменты, которые закрывают естественную мерею кожи, а в случае шлифованной кожи имитируют её лицевую поверхность. Применяются в полуанилиновой и пигментной отделке.
  • Покрытия, состоящие из светопроницаемой плёнки минимальной толщины с «прозрачными» красителями, это так называемая «анилиновая» отделка, которая сохраняет и даже подчёркивает специфическую природную мерею естественной кожи.

Самостоятельно ни один из плёнкообразователей не применяют, а, как правило, используют их комбинации — сочетание нескольких плёнкообразователей непосредственно в составе самой покрывной краски или нанесение разных плёнкообразователей слоями: грунты на основе мелкодисперсных полиуретанов и акрилатов, средние слои на базе полиакрилатов, верхние — на основе нитроцеллюлозы или полиуретана.


общая схема отделки кожи

Пропитка (impregnation) — глубоко проникает в толщу кожи, не остаётся на поверхности. Большинство пропиток попутно выравнивают впитывающую способность кожи. Несколько разновидностей:

— уплотняющая структуру кожи, снижает отминистость лицевой поверхности. (Производственные отделочные материалы, не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения)

— смазывающая, придаёт коже мягкость и эластичность, снижает ломкость. (Копытное и костное масло)

— гидрофобизирующая, повышающие устойчивость кожи к действию воды. (Kenda Farben Elixir, Kenda Farben Defender Wateroil)

Грунт (pre base coat) — маскирует дефекты, выравнивает поверхность краста, выравнивает впитывающую способность кожи и обеспечивает адгезию с основным покрытием. Существует несколько разновидностей грунта:

— адгезионный грунт (adhesion ground) — обеспечивает надёжное сцепление основного покрытия с крастом. (Производственные отделочные материалы, не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения)

— грунт с последующей полировкой (polising ground) — выравнивает поверхность краста. (Kenda Farben Fondo Cream, Kenda Farben Natura Cream и т.д.)

— грунт с последующей подшлифовкой (buffing ground) — уплотняет поверхность для дальнейшего выравнивания шлифованием. (в домашних условиях применяется для торцов: Kenda Farben Ledafil Super, Kenda Farben Sintofil и т.д.)

Основное покрытие (base/main coat) — придаёт цвет и улучшает физические свойства. (Kenda Farben Appretto Mild, Kenda Farben Seta и т.д.)

Защитное покрытие (top coat) — обеспечивает защиту предыдущих покрытий и придаёт коже законченный вид. Также придаёт блеск и ощупь. Отвечает за хорошие физические свойства. (Лаки: Fiebings Resolene, Lef Lef. Воски: карнаубский (подходит и для лицевой поверхности и для торцов), Colambus (для торцов) и т.д.)

Покрывные композиции для отделки кожи состоят из следующих компонентов:

  • плёнкообразователи — являются основой покрывной плёнки
  • пигменты (в виде паст) — придают плёнке желаемый цвет
  • пластификаторы — для придания плёнке мягкости, эластичности и т.д.
  • растворители — для удобства нанесения
  • и целый ряд различных вспомогательных веществ — для придание плёнке специфичных свойств.


Покрытия на кожу наносятся либо вручную (тампонами, щётками или с помощью распыления), либо на специализированном оборудовании.

Методы нанесения покрытий вручную и инструменты,применяемые для этого мы рассмотрели в отдельной статье.

Существует 3 типа нанесения покрытий на оборудовании:

на валичной машине — покрывная композиция наносится на поверхность кожи с помощью текстурированного вала (различные текстуры для разных композиций: сетчатая, пирамидальная, спиральная) на определённом режиме: синхронном (вал вращается в направлении движения кожи, «накладывая» на неё композицию) или реверсном (вал вращается в противоположном движению кожи направлении, «намазывая» композицию)

Тиснение (embossing) – это процесс частичной или полной обработки поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением резьбы, либо без неё.

Натуральная кожа хорошо поддаётся тиснению, поэтому такой вид обработки широко применяется в условиях домашних мастерских и на промышленных производствах. При обработке кожи тиснением в материале происходит изменение структуры и плотности, что обеспечивает долговечность нанесенного изображения, которое не сотрётся со временем.

В промышленном производстве кожи тиснение осуществляется для имитации натуральной мереи на кожах с корректированной лицевой поверхностью, имитации фактуры кожи экзотических животных или придания других художественных фактур. Этот вид тиснения часто называют текстурированием. Производится на гидромерийных или валичных проходных прессах. Суть технологии заключается в прессовании, однако с помощью клише для тиснения на коже выдавливают однородный неглубокий рисунок на всем куске материала, а не на отдельном его участке. Тиснение — очень важный этап отделки, так как способствует маскировке различных пороков и дефектов кожи, что позволяет повышать полезную для использования площадь готовой кожи, и как следствие, её сортность.

Художественное тиснение на коже вручную ArtKozhMast

Художественное тиснение на коже вручную ArtKozhMast

В домашних условиях и в небольших мастерских при помощи различных штампов, стилусов, кардин, клише на поверхность натуральной кожи наносятся рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи. Такой вид тиснения называют — tooling. Тиснение производится как вручную (давление на кожу осуществляется за счёт удара молотком по инструменту (штамп, клише) или давление рукой осуществляется непосредственно на инструмент (кардина, стилус)), так и за счёт применения различных прессов резьбового или эксцентрикового типа.

Поиски систематизации видов тиснения в сети не дали результатов, которые бы нас устроили. Поэтому мы попытались сами классифицировать различные виды тиснения, применяемые в кожевенном ремесле, максимально пОлно и логично:

  • Тиснения с использованием специальных инструментов — штампов (stamping tools) — называется штампование (stamping или tooling) .
  • Тиснение, при котором контур изображения изначально прорезается на определённую глубину специальным поворотным ножом (swivel knife), — также называется резьбой (carving).
  • Тиснение изображений с помощью клише. По типографской терминологии выделяют несколько видов: блинтовое и конгревное (подробнее о них в конце статьи)
  • В частности, тиснение логотипа мастерской или персональной информации владельца изделия (инициалы и т.д.) с помощью готового клише — именуется персонализацией (personalized)
  • Принципиально отличается от предыдущих — вид тиснения, при котором на поверхность основы детали приклеивается узор, вырезанный из плотного материала (кожа, резина, линолеум, кожкартон и т.д.), узор может быть плоским, или иметь сложную трехмерную форму, сверху на него приклеивается тонкая эластичная кожа, после чего продавливается по объёмному узору с помощью различных кардин, гладилок и т.д. В результате получается выпуклый узор, заполненный внутри. Общее название такого вида тиснения — «давлёнка«. Разновидность такого тиснения, где и внутри и снаружи используется только кожа, иностранные ресурсы именуют просто Embossing Leather (тиснение кожи). По такому же принципу делается «подиум» на различных изделиях. Выполняется исключительно вручную.
  • Ещё один вид тиснения — формование — осуществляется вручную и принципиально отличается от других тем, что давление оказывается не только на «лицевую» поверхность кожи, но и на изнанку. (При конгревном тиснении давление тоже оказывается на обе стороны кожи, но процесс осуществляется с помощью клише и механизировано (с помощью пресса или струбцин), а не вручную). Применяются кардины, стилусы, гладилки и т.д. Если объем небольшой, то кожа просто разглаживается по форме, а если объём и рельеф изображения большой, тогда дорабатывается с обратной стороны стилусами. Форма может быть временной (из пластилина, гипса, металла и т.д.). Если объём и глубина тиснения небольшие, то после тиснения можно ничем не укреплять. Если средний, то для сохранения объёма вогнутость с изнанки заполняют каким-либо наполнителем: силиконовый герметик, ПВА с кожаной крошкой, полимерный гипс, папье-маше и т.д. Если объём совсем большой, то делают не временную, а постоянную форму (из кожи или пробки) или заливают наполнителем. Изображения при таком виде тиснения получаются многоуровневыми и объёмными.
  • Объёмное тиснение, как в предыдущем виде, но без заполнения вогнутости. Таким образом получаются 3d модели. И такой вид по сути уже является моделированием (modeling).

качество тиснения влияют несколько параметров:

  • Давление — чем сильнее давление, тем глубже и чётче оттиск.
  • Времявоздействия — чем больше время, которое кожа проводит под давлением клише, тем чётче и устойчивее оттиск.
  • Температура — при более высокой температуре оттиск получается чётче и устойчивее. Важно не забывать, что кожа это органический материал, и при высокой температуре могут начаться структурные изменения — кожа станет сухой и ломкой, а покрытие может сгореть.
  • Влажность кожи — при оптимальной влажности оттиск получится чётче и устойчивее. Оптимальная влажность для кож различной выделки и отделки различна и подбирается опытным путём.
  • Толщина кожи — чем толще кожа, тем выше вероятность получить на ней более глубокий и чёткий оттиск
  • Вид дубления — многие виды кож растительного дубления очень восприимчивы к тиснению: их можно тиснить вручную (carving и tooling) или холодным тиснением с помощью клише. Кожи комбинированного и хромового дубления хуже поддаются тиснению, поэтому на них не тиснят вручную и чаще используют горячее тиснение с помощью клише.

Превышение температуры при тиснении

Превышение температуры при тиснении

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категориихолодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор или простое клеймо. Толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Горячее тиснение основано на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. Горячее тиснение позволяет применять специальную фольгу для тиснения.

В технологическом плане нанесения рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно выделить 2 основных метода (заимствованных из типографской классификации тиснения): блинтовое и конгревное тиснение.

блинтовое тиснение

блинтовое тиснение

Технология блинтового тиснения (от нем. blint — слепой) основана на использовании различных клише, которые вдавливаются в материал с большой силой — и за счет этого меняют его плотность так, что полученное изображение со временем не разглаживается. Слепое тиснение может быть холодным и горячим. При горячем способе не используются очень высокие температуры, иначе кожа перегреется и испортится. Качество оттиска напрямую зависит от прикладываемых усилий: давления на клише или силы удара по штампу. Для этого процесса могут использоваться специальные плёнки, чтобы получить более гладкую глянцевую поверхность оттиска. Блинтовое тиснение позволяет достичь пропечатывания даже самых мелких деталей, что позволяет создать сугубо индивидуальные изображения. При горячем блинтовом тиснении с применением фольги, под горячим прессом металлизированное напыление переходит на кожу – это позволяет получать интересные изображения на поверхности. Данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения.

конгревный метод тиснения

конгревный метод тиснения

Конгревное тиснение (так оно названо по фамилии его изобретателя У.Конгрева)– нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с использованием двух предметов: выпуклого пуансона и вогнутой матрицы. При таком способе давление на кожу происходит с двух сторон. В отличие от блинтового тиснения, в котором участвует только один штамп (блинт). В результате на поверхности материала возникает изображение, которое несколько возвышается над остальной плоскостью, что делает внешний вид изделия особенно солидным. Конгревное тиснение возможно только на тонкой и пластичной натуральной коже, а клише должно быть металлическим. Метод осуществляется как горячим, так и холодным способом. Горячее конгревное тиснение также может осуществляться с применением фольги.

Читайте также: