Чем отличается войлок от кожи

Обновлено: 27.04.2024

Инструмент и приборы, техника для дома и другие устройства.

Войлок – это нетканый текстильный материал, получаемый в результате прессования валяной шерсти овец, коз, кроликов или КРС. Обладает низкой теплопроводностью при достаточно небольшом сечении, за счет чего широко используется при пошиве одежды, обуви, изготовление звукоизоляции, ковров, чехлов, шатров.

Технология производства

Это натуральный материал, который пользовался широким спросом при пошиве верхней одежды и обуви на протяжении сотен лет. В последние годы в связи с популяризацией всего экологически чистого текстиля, он вновь стал востребованным. Изначальная технология его производства подразумевала ручную обработку сырья, поэтому готовый материал отличался достаточно высокой стоимостью. Процесс заключался в обработке шерсти кипятком и ее постоянного смешивания. Свалявшиеся ворсинки плотно скреплялись между собой, что позволяло материалу держать форму.

Современная технология производства подразумевает полную автоматизацию. Шерсть обрабатывается кипятком и паром, после чего смешивается специальной установкой. Далее она распрямляется на чесальных аппаратах и выкладывается слоями. Выложенный шерстяной пирог поддается уплотнению горячим прессом. В результате этого шерсть принимает форму, и уже не может выровняться и развалится на отдельный ворс.

Как выглядит войлок, его преимущества

Изделие представляет собой плотную шероховатую материю на основе шерсти. Она достаточно хорошо режется, при этом не рассыпается и не распускается на волокна, так как это нетканый материал. Его степень жесткости зависит от используемого сырья. Чаще всего применяется овечья и козья шерсть. Из них получается грубая теплая материя. Реже используется пух кроликов. Материал из него более гибкий, податливый. Разновидность такого войлока называют фетр. Он используется исключительно для пошива одежды. Для прочих направлений применения фетр является слишком дорогостоящим.

Помимо натурального войлока, также имеется его искусственный аналог из полипропилена. Это существенно более доступный материал, который уступает по ряду качеств. В первую очередь он плохо пропускает воздух, и является менее теплым. По этой причине одежда из него вызывает потливость.

Настоящий натуральный войлочный материал имеет ряд достоинств:

  • Экологически безопасен.
  • Дает низкую теплопроводность.
  • Обладает умеренной массой.
  • Отличается мягкостью.

В состав материала входит только шерсть. Для ее скрепления не применяются никакие клеящие вещества. Благодаря этому от него не исходят вредные испарения. Его можно использовать в строительной сфере, шить из него одежду.

Животная шерсть имеет особую структуру, за счет чего обладает превосходной утепляющей способностью. Так как в войлоке она спрессована достаточно толстым слоем, то ее эффективность возрастает в десятки раз. Как следствие материал является одним из самых теплых натуральных текстильных изделий.

Хотя материя и отличается высокой плотностью и достаточно большим сечением, в ее структуре не размножаются бактерии, грибки или плесень. Она является для них плохим субстратом.

Войлок это достаточно легкий материал, при том сечении, которое он имеет. Это делает его отличным выбором для пошива одежды. Он обладает действительно большой износоустойчивостью. Убедиться в этом можно просто посмотрев на старые военные шинели, валенки и прочую одежду из этого материала. Они сохраняют свою целостность на протяжении десятилетий носки.

Материал, несмотря на то, что является жестко спрессованной свалянной шерстью, достаточно легко сгибается. При этом он не раздражает кожу, не царапает ее. Стоит упомянуть и шумоизоляционные качества. Благодаря этому его используют в строительной сфере для заполнения межкомнатных перегородок.

Типы войлока в зависимости от качества сырья
В зависимости от исходного сырья и степени прессовки, войлок разделяется на группы:
  • Тонкошерстный.
  • Грубошерстный.
  • Полугрубошерстный.

Тонкошерстный имеет плотность 2,56 — 6,4 кг/м². Он как минимум состоит на 60% из тонкой овечьей шерсти. Остальное сырье менее высокого качества. При его изготовлении допускается добавление очеса, получаемого при вычесывании животных. Мягкость тонкого войлока может существенно отличаться даже от того, из овцы какой породы собрано сырье для производства. Лучшим в мире считается материал, полученный на основе руна австралийского мериноса. Это руно применяется в первую очередь при пошиве одежды, а также в электронике.

Грубошерстный делается из более жесткого сырья. Его слой после прессования может составлять толщину до 25 мм. За счет грубой структуры руна, применяемого при производстве, оно спрессовывается с образованием большого количества мелких пор. Эта рыхлость делает именно такой вид войлока самым эффективным шумоизолятором. Для производства этого материала в ход может идти не только шерсть, собранная во время стрижки животных, но и снятая машинным способом после их убоя во время разделки туш. Допускается даже включение в состав коровьей шерсти. Так как она очень короткая, то ее процентное соотношение крайне низкое. Грубошерстный материал больше применяется в строительной сфере, также им выполняется шумоизоляция автомобилей и спецтехники.

Полугрубошерстный войлок имеет плотность 2,04 — 6,8 кг/м². Он изготавливается на основе тех же самых материалов, что и обычный грубошерстный, но сырье при этом проходит более тщательную очистку и вычесывание. За счет этого мягкость готового изделия увеличивается.

Виды войлока

Различие между войлоком может заключаться помимо используемого производственного сырья, еще и по технологии изготовления.

Материал разделяют на несколько разновидностей:
  • Иглопробивной.
  • Юртовый.
  • Термовойлок.
  • Технический.

Иглопробивной имеет плотность на уровне 200-1600 г/м². В этом материале обеспечивается связывание волокон не только благодаря сваливанию, но и прошивке иглами. Применяется подобная технология производства, что и при получении агротекстиля. Изделие этого типа в первую очередь используется мебельными мастерскими для выполнения обивки. Толщина такого войлока может достигать 10 мм, хотя обычно используется более тонкий.

Юртовый войлок изготавливается только из чистой шерсти без включения дополнительных волокон. Данный материал предназначен для пошива юрт и палаток. Они в отличие от аналогов из искусственных материалов менее подвержены промерзанию, отлично держат воду

Термовойлок не является полностью натуральным материалом. В его состав могут входить дополнительно растительные волокна и полипропилен. За счет комбинирования разного сырья готовое изделие приобретает даже большую теплоизоляционную способность. Кроме этого оно имеет достаточно высокую жесткость. Материал этого типа предназначен в первую очередь специально для пошива матрасов. Его укладывают между наматрасником и пружинным модулем. За счет жесткости и низкой теплопроводности он препятствует тому, чтобы пружины в матрасе давили в спину или холодили кожу.

Технический войлок является очень грубым материалом, который совершенно не подходит для пошива одежды и обуви. Его толщина может составить до 30 мм. Материал изготавливается на 100% из чистой шерсти.

Сфера применения
Материал используется в различных отраслях:
  • Строительство.
  • Пошив обуви.
  • Изготовление элементов верхней одежды.
  • Производство шорных изделий.
  • Получение мягких абразивов и т.д.

В строительной сфере допускается применение войлока с включением пакли до 10%. Такая материя используется при выполнении шумоизоляции и теплоизоляции в местах, где установка толстых слоев из прочих материалов невозможна.

В последнее время развивается мода на ношения обуви из войлока. Это теплые зимние комплекты. Также из этого материала делают теплые достаточно мягкие амортизирующие стельки. Из войлока прессуют бесшовные валенки, так называемые битые.

Накладки из войлока применяют в качестве мягкой износоустойчивой прокладки для шорных изделий. Его набивают на хомут для лошадей, седло и прочие элементы упряжи. Он меньше натирает, чем кожаная экипировка, к тому же стоит намного дешевле.

Войлок применяется для пошива верхней одежды. Из него делают польта, шапки. Его более мягкие разновидности, типа фетра, могут использоваться для изготовления толстовок, беретов. Также из войлока шьют сумки, стеганые одеяла, покрывала. Можно встретить напольные ковры из войлока.

Путем сухого обваливания без размягчения паром производится грубый жесткий войлочный материал, который используется в качестве абразива. Он в сочетании с полировальными пастами, и позволяет выводить до зеркального блеска металлические поверхности, стекло.

Особенности ухода за войлочными изделиями

Войлок привлекает моль. Его технические сорта пропитываются специальными составами, чтобы отпугнуть этих насекомых. Более натуральные изделия для мебели, а тем более производства одежды и обуви такой защиты не имеют.

При необходимости стирки войлочного изделия нельзя применять горячую воду. От этого шерсть потеряет форму и материя разрушится. Вода должна быть холодной или еле теплой. Кроме этого запрещено пользоваться стиральной машиной. Войлочные изделия несовместимы с пятновыводителями, так как те нередко портят шерсть, а также смывают краску. Лучше всего выполнять сухую чистку щеткой, чем стирку.

Войлок и кожа – совмещение двух этих таких разных и в то же время взаимодополняющих материалов. Сочетание кожи и войлока в различных изделиях и проектах: создание обуви, одежды, аксессуаров. Этой многогранной теме посвящены практические семинары Александра Пилина в октябре в студии «Шкатулочка».

О художнике и знаменитом на весь мир войлокоделе Александре Пилине достаточно информации в открытых источниках в Интернете и в тематических сообществах. Все мы знаем, что Александр Васильевич посвятил работе с войлоком более 30 лет, за это время создал систему классификации войлочных технологий, объехал весь мир от Австралии до Новой Зелландии с лекциями и практическими курсами по войлоку, создал собственный бренд, разработал учебную программу для вуза, основал Музей галерею войлока и текстиля в Бураново и написал множество удивительных «войлочных» сказок.

Но мало кто знает, что еще до того, как погрузиться в исследование «войлочных дел», Александр Васильевич довольно долго и успешно работал с кожей.

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 1

А Пилин: «Много лет я создавал скульптуру из кожи, головные уборы, аксессуары и даже одежду, правда, сценическую. Эти работы экспонировались на моих персональных выставках в Москве, Будапеште. Самая крупная выставка прошла в Париже. Это конец 80 - начало 90-х.

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 2

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 3

Оказалось, что кожа и войлок - это не разные материалы, а, напротив, очень близкие по структуре. Они состоят из волокон. Одни из волокон шерсти, а другие – из каллогеновых. Отличается характер переплетений. Отсюда близкие свойства войлока и кожи, которые можно использовать при создании творческих проектов: свойство сохранять форму; свойство менять положение волокон, а, значит возможность управлять этой формой.»

Мы попросили Александра Васильевича провести несколько занятий, на которых наши валяльщицы смогут научиться правильно работать с кожей: выбирать материал, пользоваться специальными инструментами, резать и шить кожу, для того, чтобы создавать гармоничные законченные проекты, где будут сочетаться элементы из кожи и войлока.

Итак, приглашаем Вас на занятия по работе с кожей и войлоком:

5 октября пройдет Практический семинар по изготовлению и установке подошвы и кожаному декору для войлочных изделий

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 4
Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 5

В рамках этого занятия ученики получат комплекс теоретических знаний о видах подошв, способах их изготовления и установки, изучат виды кожи, которые используются для изготовления подошв и декоративных инструментов, необходимые инструменты и приспособления, попрактикуются в установке подошвы на валяную обувь и в дизайне кожаных элементов.

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 6

6-7 октября пройдет практический двухдневный семинар Сумка из войлока с кожаными деталями: проектирование, изготовление, сборка.

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 7
Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 8

На этом занятии каждый участник под руководством мастера спроектирует и создаст свою войлочную сумку (рюкзак, портфель, сумку с ручками, мешок, клатч и т.д.). Первый день будет посвящен разработке дизайна и созданию войлочной части сумки, второй день – сборке сумки и установке кожаных деталей.

Каждый участник получит индивидуальный набор инструментов для работы с кожей и комплект заготовок под разные кожаные детали (ручки, ремешки, клапаны, днище, застежки). На выходе - готова сумка к новому сезону!

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 9

Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 10
Александр Пилин. Москва. Войлок и кожа - сочетание материалов в творческих проектах, фото № 11

На занятиях Александра Пилина много внимания уделяется системному изложению теории, а также практике и самостоятельному творчеству.

А. Пилин: «В своих МК я предоставляю возможность как повторять мои проекты, так и проектировать свои. Процесс проектирования очень увлекателен, и я пытаюсь заразить этим аудиторию.»

Тех же, кто хочет познакомиться с базовой системой А.Пилина, приглашаем на занятие по курсу «Оптимизация творческой деятельности в области технологий войлочного текстиля».

В этот приезд А.Пилина в Москву базовый курс читается в «Шкатулочке» в последний раз. В дальнейшем лекции будут доступны в видеоформате.

На сегодняшний день осталось всего три места на очное участие по базовому курсу (1 день теории + 1 день практики). Курс пройдет 3-4 октября в «Шкатулочке».

Войлок — древнейший материал с уникальными свойствами. Интересный, довольно универсальный и экологичный, в настоящее время он переживает второе рождение и вновь входит в моду.

Войлок – это плотный нетканый материал из натуральной шерсти.

Из чего делают войлок

Получают его путем валяния (мокрого или сухого), используя особое строение шерстяных волокон. Каждая шерстинка имеет кутикулу – чешуйчатое строение, благодаря которому волокна под действием горячей воды, пара или механических усилий крепко сцепляются друг с другом.

Легенда гласит, что впервые войлок получился в Ноевом Ковчеге, когда овцы вынуждены были находиться в тесном пространстве.

Они топтали свою шерсть в тесноте и в результате получился войлочный ковер.

Появился этот уникальный материал в 5-6 веке до н.э., когда одомашнили овец. Шерсть дикой овцы не имеет кутикулы и строение ее таково, что волокна не сцепляются с такой же прочностью между собой, как домашней.

Материал применяется очень широко: в автомобилестроении, в мебельном производстве, в строительстве. Из него шьют обувь, верхнюю одежду и головные уборы, ковры, предметы декора и игрушки, а так же сумки и даже бижутерию. Для каждой отрасли тип материала разный.

Какой бывает войлок

  • технический чистошерстяной – для производства используется чистое сырье. Шерсть обрабатывается по способу «мокрого валяния», в которой используются вода и горячий пар. В результате получаются чистошерстяные пластины в рулонах, длина и ширина которых может достигать 20 м и 2 м соответственно. Плотность войлока колеблется в пределах 0,15 и 0,39 г на кв. см, а толщина – 0,2 до 3 см.
  • иглопробивное полотно – это альтернатива ватине, применяется, в частности, в мебельном производстве. По составу войлочная ткань этого типа подразделяют на чистошерстяные, шерстяные, полушерстяные и синтетические. Плотность — колеблется в интервале 200 — 1600 г на кв. см, толщина — в пределах 0,1 — 1 см. Материал может быть цветной — до двадцати различных оттенков.
  • обувными (для валяной обуви: подошвенный и туфельный);
  • техническими грубошерстными – применяются для сальников, прокладок, фильтров (масляных, топливных), защищают от трения, в музыкальных инструментах, полировочных кругах, одежде, машинах;
  • потниковыми и подхомутовыми – используются в шорно – седельных изделиях;
  • юрточными – для изготовления юрт;
  • строительными – используются в качестве утеплителя и звукоизоляционного материала, а также в качестве подложки для линолеума.

Отдельно отметим такую ткань, как фетр и из чего его делают, а также материал термовойлок (прессованный войлок ). Так вот,

28 февраля, 2017 admin

Войлок и фетр

Войлок — это нетканый, плотный текстильный материал, состоящий из валяной овечьей шерсти (в основном, но не только). На сегодняшний день он считается редким экологически чистым материалом, производится без химических составляющих, совместим с кожей человека. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой (кутикула). Благодаря ему, волокна могут цепляться друг за друга под воздействием пара и горячей воды. Долгое время шерстяной войлок не имел синтетических аналогов, и лишь несколько десятилетий назад химики изобрели волокно с похожей чешуйчатой структурой. Синтетический войлок гораздо дешевле и проще в изготовлении.

Войлоком часто называют и фетр. Разница между ними в использовании определенных материалов для валяния. Войлок делают из шерсти домашних животных — овец, собак. Материал получается жестким, толстым, хорошо держит форму. Самое типичное изделие — наши российские валенки. Фетр валяют из пуха и волос пушного зверя: зайцев, кроликов и коз, иногда используют и отходы при раскройке меха. Фетр более мягкий материал, чем-то напоминающий драп. Войлок (фетр) ценится как отличный утеплитель, звукопоглотитель, изолятор, имеет высококачественные свойства по защите от трения. Фильтры и прокладки из войлока просто незаменимы в промышленности. Этот материал великолепно полирует поверхности, снижает уровень шума, защищает от пыли и грязи. К тому же и не горит, и жидкости способен впитывать больше, чем собственный вес.

Благодаря своим экологическим свойствам и доступной цене войлок (фетр) используют повсеместно: в промышленности, искусстве, дизайне, ну и, конечно, в рукоделии. Опытные мастерицы кропотливо «колдуют» над материалом, в итоге получается — уникальная и оригинальная вещь, которую не купишь ни в одном магазине. Немного этимологии: Иностранные производители оба материала называют фетром: англ. felt, нем. filz, голл. vilt, франц. feutre. Кстати, именно из французского языка заимствовано русское слово «фетр». А термин «войлок» пришел к нам из тюркских языков (об истории войлока читайте в статье «Что такое валяние?»).

Почему не фетр? Шляпа, Кожа, Длиннопост, Изделия из кожи, Фетр, История вещей, Головной убор

За время нашей работы, это, пожалуй, самый частый вопрос, с которым мы сталкиваемся.

— Мы шляпники, шьём шляпы из кожи

— А с фетром работаете?

Мы решили, что пора дать на этот животрепещущий вопрос подробный и развернутый ответ. Тема сия достаточно глубокая и сопряжённая с большим количеством мифов.

Миф №1: Что такое фетр?

Кому-то это покажется удивительным, но достаточно часто люди полагают что «фетр» — это такая особенная кожа. Очень сильно особенная. Мы сами офигели, когда в первые с этим столкнулись.

Почему не фетр? Шляпа, Кожа, Длиннопост, Изделия из кожи, Фетр, История вещей, Головной убор

На самом деле «фетр» (от франц. feutre – войлок) — это шерсть, которую сваляли до плотного состояния. Фетр как материал, получается в результате валяния пуха и\или тонкого волоса (главным образом зайцев, кроликов и коз), отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти (иногда с примесью химических волокон). При этом чем тоньше будет исходный «волос», тем мягче будет получаемый «войлок» как материал. Прямая аналогия — знаменитые валенки, которые по сути являются ни чем иным, как сапогами из войлока. Соответственно фетровая шляпа — это «шляпа из войлока» со всеми вытекающими последствиями, о которых мы сейчас поговорим.

Дело в том, что любой шерстяной материал обладает выраженной гигроскопичностью: способностью поглощать водяные пары из воздуха, то есть впитывать и накапливать влагу. Это является основной исходной причиной, по которой мы не работаем с фетром при создании шляп. Все из-за гигроскопичности, да.

Миф №2: Широкополая шляпа должна быть из фетра

Если говорить, например, о широкополых шляпах (так же называемых ковбойскими), то первым местом их широкого и повсеместного распространения считается «дикий запад» и прилегающие территории. Молва гласит, что у каждого ковбоя есть такая шляпа, и она обязательно фетровая. Но есть одно но: климатические отличия.

Почему не фетр? Шляпа, Кожа, Длиннопост, Изделия из кожи, Фетр, История вещей, Головной убор

(пустыня Чиуауа, Техас)

Техас — это южный штат США. Столица Техаса, город Остин, расположен на широте Каира (столицы Египта). А город Хьюстон (крупнейший город Техаса и четвёртый по количеству жителей город в США), расположен ещё южнее. Недалеко от Каира есть всем известная пустыня Сахара, а в районе Техаса и соседних штатов расположена менее известная пустыня Чиуауа, которая и обуславливает классический пейзаж вестернов. Поэтому «на диком западе» очень засушливый климат, очень сухой воздух, мало дождей и поэтому проблема гигроскопичности фетра не оказывает особого влияния: в воздухе нет той влаги, которую фетр мог бы впитать.

Город, в котором мы работаем — Краснодар — расположен на 15 градусов севернее (!) широты Каира (Египет) и Техаса (США). Вся остальная Россия расположена ещё гораздо более севернее по сравнению с широтой пустынь. Да, есть Сочи и Владивосток, которые "южнее Краснодара", но не сказать чтобы там было очень засушливо ;)

Климат у нас в стране отличается от климата Техаса так же, как он отличается от климата Египта. Если совсем по простому: у нас гораздо более влажно. Поэтому проблема гигроскопичности фетра встаёт в полный рост. Чем больше влажность воздуха отличается от воздуха пустыни — тем быстрее фетр будет «набухать»: впитывать влагу из воздуха и менять свои физические свойства.

Впитывая воду, фетр, во-первых, становится тяжелее на массу впитавшейся воды. Во-вторых, уменьшается термоизоляция фетра: он не согревает в холод, не сохраняет прохладу в жаре. Это как под дождём в валенках ходить, евпочя.

Миф №3: Фетр не требует ухода.

Считается, что фетровые шляпы не требуют ухода, а кожа наоборот — требует. В реальности все обстоит ровно наоборот.

Технология изготовления изделий из фетра, если не вдаваться в технологические тонкости, выглядит следующим образом:

1. Намочить шерстяной материал (фетр)

2. Обтянуть им болванку, воссоздающую форму изделия.

3.Высушить материал, в результате чего материал примет форму болванки

Но материал будет сохранять приданную форму до тех пор, пока будет сухим. При повторном намокании он снова будет становиться более пластичным. Поэтому учитывая гигроскопичность фетра, его мало регулярно сушить после использования — его надо сушить на исходной болванке (чем естественно никто заниматься не станет). Если этого не делать, то высыхая фетр будет принимать форму в которой высох повторно.

Таким образом использование фетровой шляпы превратится в бесконечный цикл «намочить-высушить-намочить-высушить». Намочить под дождём или без дождя, но в обычном «не-пустынном» климате. Высушить дома на вешалке или на полке. Чем больше будет таких циклов — тем дальше форма шляпы будет уходить от изначальной: поля пойдут волной и начнут обвисать, тулья начнёт кривиться в сторону. И если шляпа нужна как сувенир, то пусть. А если её на самом деле использовать — она будет стремительно терять исходный вид. Или сушить на болванке каждый раз, да.

А теперь усложняем ситуацию: представьте себе, что фетр впитал не просто дистиллированную воду из воздуха, а некий «раствор». Например, брызги мокрого снега с песком и зимними реагентами для городских улиц. Или капли с крыши с примесью ржавчины, пыли или иных загрязнений. Этот «раствор» в фетр впитался, впоследствии высох. Загрязнители, растворённые в воде — остались в фетре, причем не на поверхности, а в глубине материала. Если по простому, то: здравствуйте, пятна, после высыхания. Трудноудалимые пятна, прошу заметить. Шерстяное пальто в таком случае отдают в химчистку. Шерстяную (фетровую) шляпу тоже можно, но нет гарантии что она сохранит форму неизменной. Делайте выводы ;)

А есть ещё волшебное слово "катышки", которые непременно образуются на шерстяном материале с течением времени. И конечно их можно аккуратно срезать опасной бритвой, но радикально проблему это не решит.

По сравнению с этим кожа как материал, гигроскопичностью не обладающий (вернее, обладающий, но столь малой по сравнению с фетром, что ею можно пренебречь) и влагу практически не впитывающий, ухода действительно не требует.

Форма изделия из кожи не меняется в процессе использования под воздействием погодных факторов. Более того, изделие от этих самых погодных факторов надёжно защищает. А любое загрязнение остаётся на поверхности изделия и удаляется за 2 секунды несколькими движениями обычной щетки. Причем это одинаково справедливо и для замши и для гладкой кожи.

Миф №4 Фетр не пропускает воду, из него можно лошадь напоить.

Существует легенда о том, что ковбой мог напоить лошадь из своей шляпы. Легенда эта базируется на рекламном ходе Стетсона в отношении его «десятигалонной шляпы». В реальности такая шляпа вмещала не более 1 галлона жидкости (около 4 литров) и на самом деле могла помочь напоить лошадь. Однако это внезапно не означает, что фетр не пропускает воду.

Причина в другом: фетр впитывает влагу гораздо быстрее, чем пропускает её сквозь себя. Поэтому в сухом пустынном климате сухая фетровая шляпа сначала будет впитывать максимальное количество жидкости, и только спустя время — пропускать влагу через свой материал. Этого времени вполне хватит для того, чтобы напоить лошадь. А потом фетр обратно достаточно быстро высохнет.

При этом тот самый изначальный стетсон, из которого можно было напоить лошадь, делался из шерсти бобра. И войлок из шерсти бобра был жестким, весьма толстым и тяжёлым материалом. Так что тут либо носить «валенок» (по массе и жесткости) на голове либо расстаться с идеей поить лошадь из шляпы. При этом даже валенок пропустит воду, просто это произойдёт не моментально.

Миф №5: фетр «дышит», а кожа не «дышит».

Существует популярное мнение, что фетр якобы «дышащий» материал, пропускающий воздух и оставляющий голову свежей. А кожа якобы не «дышит» и потому голова в кожаной шляпе преет.

На самом деле комфортность ношения шляпы будет зависеть от мастерства шляпника, а не от материала. И из фетра и из кожи можно сделать головные уборы, в которых голова будет преть. Если у вас такой случай — имейте ввиду, что это просто непрофессиональный мастер. Нам даже доводилось встречать истории о том, как люди «разнашивали» шляпы на протяжении нескольких месяцев… Жуть))))

При изготовлении шляпы опытным шляпником по меркам на конкретную голову — этой голове будет комфортно в шляпе. Да, в кожаной шляпе. Мы проводили тест-драйвы в жару на солнцепёке: широкополая кожаная шляпа отлично сохраняет прохладу и оберегает от зноя в течении 3-5 часов стояния на открытом солнце.

Фетр же… знаете, как минимум идея, что некий материал не пропускает воду, но легко пропускает воздух — отдаёт взаимоисключающими параграфами. Кроме того, его свойства, как мы описывали выше, сильно зависят от внешних условий. В засушливом климате пустыни дикого запада он будет и дышать и защищать от перегрева, но не стоит ожидать, что эти свойства не изменятся в климате средней полосы России (про Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток и другие прибрежные города с влажностью, близкой к абсолютной, даже не говорим).

Что же в итоге?

Подводя итог всему вышесказанному: почему же не фетр, почему мы с ним не работаем?

Потому, что фетровые шляпы сложнее в уходе, капризнее в использовании и требуют дополнительных танцев с бубном от хозяина. Потому, что фетровые шляпы не подходят для климата северной части Евразии и для широт севернее 45-40 гр. с.ш. Потому что для повседневного использования шляп необходимо устойчивое качество материала с неизменными свойствами. А на фетр в этом вопросе полностью положиться нельзя, увы.

Читайте также: