Чем можно сделать фактуру кожи

Обновлено: 25.04.2024

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

• наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

• поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

• удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

• пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

• колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

• наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

• ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

• мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

• полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

• слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

• тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

• конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

• текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС. Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

К сожалению, в рамках данной статьи мы не можем подробно описать более сложные, технологичные и ресурсоемкие методы тиснения по коже. В большинстве случаев их описание предполагает непосредственное участие опытного мастера, который будет пошагово комментировать каждую операцию, подробно объяснять суть отдельных стадий процесса, делиться своими навыками и маленькими секретами, а также сможет проконтролировать правильность применения полученных вами знаний на практике. Если же вы всерьез заинтересовались данной техникой и непременно желаете научиться тиснению комплексных многопрофильных изображений, а готового поделиться своим опытом мастера в кругу ваших знакомых нет, то мы настоятельно рекомендуем вам приобрести или найти на просторах интернета специализированную литературу, посвященную сложным техникам тиснения и секретам применения различных кожевенных инструментов. Весьма полезным может оказаться регулярное посещение популярного сервиса видеоблогов YouTube, где по соответствующим поисковым запросам вы без труда сможете найти разнообразные мастер-классы и подробные видеоуроки по тиснению, а также много других интересных наглядных материалов по работе с натуральной кожей. Кроме того, на различных кожевенных форумах вы всегда можете найти пошаговые инструкции с подробными фотографиями процесса тиснения и результатом работы талантливых мастеров, задать им интересующие вас вопросы, поделиться собственным опытом и просто пообщаться с коллегами по цеху.

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Бывает так, что в процессе ретуши частично теряется фактура и текстура кожи. Чаще всего это случается вследствие использования некоторых методов быстрой ретуши или неграмотного применения плаг-инов для работы с кожей («Портретура» (Portraiture) и/или аналогичных). Несколько реже подобное происходит при уменьшении размеров изображения «для выкладывания в Интернет», либо когда приходится иметь дело с фотографией в «очень мягком фокусе».

Для возвращения и/или усиливания фактуры изображения существует множество способов и плаг-инов, но большинство из них, помимо требуемого эффекта усиливания текстуры, также влияют на макро-объемы, а зачастую и на цвет изображения.

Следующий авторский метод позволяет решить эту проблему и, в случае необходимости, усилить фактуру и текстуру кожи (или любой другой поверхности) без затрагивания как общей цветовой составляющей, так и макрообъемов.

Хочу заметить, что данный метод на практике применяется достаточно редко и не решает проблему полного отсутствия текстуры, а лишь усиливает существующую. Однако в рамках своей узкой специализации метод обладает высокой эффективностью применения.

Постановка задачи

В качестве примера возьмем фотографию с «достаточно слабой» текстурой кожи.


Если посмотреть на изображение в увеличении 1:1, то станет видно, что кожа обработана достаточно аккуратно, почти вся текстура сохранена, но местами она чересчур приглушена и едва заметна.


Так как кожа, в общем-то, здоровая/уже отретуширована, было бы весьма приятным усилить ее фактуру так, чтобы она была видна и на уменьшенной копии изображения.

Производить процедуру усиливания/возвращения текстуры и фактуры можно как до уменьшения размера изображения, так и после него. При правильном подборе параметров результат в обоих случах практически не отличается. Для получения максимально аккуратного и органичного результата я рекомендую работать с полноразмерной картинкой перед ее последующим уменьшением в размер «для Интернет», если такое потребуется.

Общий алгоритм возращения и усиливания текстуры и фактуры изображения

  • Усиливание текстуры и фактуры изображения любым доступным способом. В данном случае мы будем использовать фильтр Detail Extractor из коллекции Nik Color Efex Pro 4 как наиболее эффективный и простой в применении для наших целей. Действие будет производиться на слое-копии обрабатываемой фотографии.
  • Выделение усиленной текстуры и фактуры из обработанной фильтром копии изображения в высокочастотный слой средствами частотного разложения.
  • Выделение низкочастотной составляющей исходного изображения тем же радиусом, что и выделение усиленной текстуры в предыдущем шаге.
  • Соединение низкочастотной составляющей исходного изображения и высокочастотной составляющей копии изображения, обработанной Detail Extractor.
  • Группирование вместе низкочастотной и высокочастотной составляющей и удаление лишних вспомогательных слоев (для удобства работы).
  • Создание маски, соответствующей коже на изображении (во избежание усиливания нежелательных деталей) средствами быстрого выделения командой Color Range и ее применение к полученной группе.
  • В случае чрезмерной «сухости» полученной текстуры легкое размытие слоя с высокочастотной составляющей фильтром Blur (один-два раза).
  • Настройка степени непрозрачности (Opacity) группы с усиленной фактурой и текстурой кожи в соответствии со степенью, выбираемой. по вкусу :)

Практическое применение

  • Detail Extractor — от 50% до 70% (в зависимости от того, насколько изначально слабой является текстура изображения);
  • Contrast — 6%;
  • Saturation — 6%;
  • Effect Radius — Large (на самом деле, нужно выбрать тот параметр, при котором усиливание текстуры и фактуры происходит максимально равномерно по всему изображению, для полноразмерных изображений — это обычно Large, для небольших — возможны вариации);
  • Ползунки Shadows и Highlights максимально влево.


В результате получим:

Как видно, помимо усиливания текстуры и фактуры произошло изменение макроконтраста и цвета фотографии. Поборемся с этим.

Создадим копию слоя результата работы фильтра Detail Extractor. В ходе своей работы при настройках по умолчанию фильтры коллекции Nik Color Efex Pro 4 сохраняют результат на отдельном слое, поэтому структура слоев на данном этапе будет следующей:


Далее, используя две полученные копии результата работы фильтра Detail Extractor, выполним процедуру частотного разложения, а затем размоем копию исходного изображения (в нашем случае это слой «Layer 1») тем же радиусом, которым производили разложение.

Подбор радиуса частотного разложения в данном случае осуществляется исходя из тех же принципов, по которым мы бы его подбирали для стандартной процедуры выравнивания фактуры и текстуры кожи и удаления крупных дефектов в процессе обычной ретуши.

. Я рекомендую производить разложение через использование команды Apply Image (Внешний канал). В данной статье я не буду объяснять саму процедуру частотного разложения и/или ее принципы, полагая, что они уже известны читателям, либо же оставляя их для отдельного изучения. В случае, если Вы не знакомы в должной степени со всеми тонкостями частотного разложения, а применить рассматриваемый метод очень хочется, Вы всегда можете воспользоваться автоматизированной готовой операцией (Action), доступной для свободного скачивания.

В результате получим следующую структуру слоев:


Теперь выкинем слой «Нижние частоты результата работы Detail Extractor», поставим слой «Высокие частоты результата работы Detail Extractor» в режим наложения Linear Light (Линейный свет) и сгруппируем его (Ctrl+G) для последующего удобства работы со слоем «Нижние частоты оригинала».

В результате получим следующую структуру слоев:


Все, что нам осталось сделать — ограничить применение нашей группы с усиленной текстурой и фактурой кожи только теми местами, где это необходимо, то есть там, где в нашей фотографии находится кожа. Это необходимо сделать, чтобы избежать «перешарпа» волос, ресниц и других не требующих дополнительного усиливания деталей (как, например, мусор и/или шум на фоне).

Для этого проще всего создать маску, используя команду плавного выделения по цвету Select -> Color Range (Цветовой охват) (Откликается на сочетание клавиш Ctrl+Alt+Shift+O).

Вызвав команду Color Range, кликнем пипеткой по цвету кожи, а затем, удерживая Shift (пипетка изменится на пипетку с плюсиком), кликнем по тем оттенкам кожи, которые сразу не вошли в выделение.

Диалог Color Range выглядит следующим образом:


Следует помнить, что галочка Localized Color Clusters позволяет выделять не сразу все цвета, соответствующие цвету в месте клика пипеткой, а ограничиваться лишь пикселями, находящимися в непосредственной близости с местом клика (степень этой «непосредственной близости» определяется ползунком Range). Параметр Fuzziness определяет, насколько сильно пиксель может отличаться по цвету и яркости от цвета и яркости пикселя, по которому происходит клик пипеткой, чтобы все же попасть в будущее выделение.

Хочу дополнительно заметить, что, хотя в теории галочка Detect Faces (Находить лица) должна автоматически добавлять в выделение цвет кожи, на практике она ошибается довольно часто, поэтому лучше пользоваться классическим алгоритмом работы с диалогом Color Range (Цветовой охват) — через пипетку.

. Для добавление зон в выделение вовсе не обязательно использовать пипетку на основном изображении, в некоторых случаях удобнее кликать пипеткой непосредственно по черно-белому превью будущего выделения.


После нажатия на кнопку OK диалогового окна Color Range мы получим выделение, соответствующее поверхности кожи на фотографии. Чтобы создать маску из данного выделения, кликнем на группу из наших двух слоев, сделав ее активной, а затем на значок маски в низу панели «Слои». Следует помнить, что полученную маску при желании всегда можно подкорректировать вручную хотя бы обычной кистью.)

В результате получим:

И следующую структуру слоев:


Как видно, маска препятствует усиливанию деталей, которые усиливать не требуется. И все, что нам осталось — немного смягчить усиленную текстуру, если это необходимо (чтобы та не казалась «сухой») и определить, насколько явный результат нам необходим.

Первое проще и мягче всего сделать, используя фильтр Filter -> Blur -> Blur (Размыть) или Blur More (Размыть сильнее) на слое «Высокие частоты результата работы Detail Extractor» один или несколько раз («по вкусу»).

. Обычно при работе с полноразмерными изображениями с хорошим фокусом (или предварительно чуть «подшарпленными») для максимальной естественности результата необходимо воспользоваться фильтром Blur один-два раза.

Для определения общей степени воздействия достаточно настроить Opacity (Непрозрачность) для группы «Усиливание текстуры и фактуры». Значение непрозрачности меняется в зависимости от размера обрабатываемого изображения и того, насколько слабой/явной была текстура/фактура кожи до начала применения данного метода. Для полноразмерных изображений чаще всего берутся значения порядка 50-70%.

В результате применения процедуры, описанной в статье, получим:

И уменьшенная копия после последующего классического увеличения резкости фильтром FilteraSharpenaUnsharp Mask (Нерезкое маскирование). С параметрами Amount (Степень воздействия) = 60, Radius (Радиус) = 0.3, Treshold (Порог) = 0.

. При работе с расчетом на последующее уменьшение изображения для сохранения варианта под размещение в Интернете следует выбирать более агрессивные значения для Detail Extractor и Непрозрачности финальной группы.

Как видно, нам действительно удалось усилить фактуру кожи, не затронув других участков изображения (волос, глаз и пр.)И пусть результат не настолько очевиден и разителен, как применение какой-либо другой простой операции ретуши (как, например, тонирование), но именно такие «мелочи», как гладкая и при этом хорошо читаемая фактура кожи даже на уменьшенном «для сети» изображении отличают профессионально обработанную фотографию.

Видео к статье «Возвращение и усиливание фактуры и текстуры кожи»

© Стив Ласмин, май 2014

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:

виды натуральной кожи

С появлением современных технологий скорость производства кожи заметно увеличилась. А вот качество натуральной кожи полностью зависит от добросовестности производителя.

Перед вами может лежать спилок, покрытый несколькими слоями «химии», но вы даже не поймете, что это вовсе не лицевая сторона кожи. Даже с полноценной экспертизой. Технологии идут в ногу со временем, и не все пользуются ими во благо. Но обо всем по порядку.

Спилок без дополнительной обработки ворсистый и мягкий.
Фото автора Diego Pontes: Pexels

Спилок — слой натуральной кожи, получаемый в процессе кожевенного производства в результате слоения, после снятия лицевого слоя.

Неидеальная натуральная кожа

Чтобы разделить кожу на виды, нужно понять, как она получается такой, какой мы ее видим на прилавках магазинов — гладкая, с крупно- и мелкозернистой фактурой, с тиснением и без. Словом, блестящая и идеальная.

А начинается все с крупного рогатого скота. Возьмем классическую корову. Ее выращивают для мяса или молока, а кошельки, сумочки и перчатки — приятное дополнение, которое получается только после определенных манипуляций с материалом.

Чтобы убрать ненужные волоски и смягчить лоскуты, кожа проходит этап мездрения и дубления. И если с первым все понятно: прирези мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры) удаляются и готово, то дубление — процесс непростой и долгий.

Чтобы получить практически первозданную кожу (wet blue), не считая чистоты и мягкости, ее нужно три недели крутить в специальных барабанах. Здесь и происходит магия. Поставщики, в зависимости от запросов производителей кожаных аксессуаров, добавляют в барабаны различные средства: для эластичности и мягкости, для гидрофобности и устойчивости к истиранию, а также краску.

Кожа wet blue после барабанов.
Источник: сайт компании Palomeras y Gambús

Wet Blue — дубленая кожа без покраски и примесей. Для ее изготовления шкуры дубят, но не высушивают. Такая кожа имеет сине-голубой оттенок и легко поддается дальнейшему окрашиванию. „Wet blue“ закупает, например, Италия, чтобы с помощью последующей обработки кожи сделать из нее те самые великолепные итальянские сумки.

Виды кожи по степени обработки

Здесь можно разделить кожу на 4 вида:

Пулап — кожа без обработки. Сейчас особенно популярна из-за отсутствия «химии» и наиболее естественного внешнего вида со всеми своими неровностями. Однако она быстро царапается и приходит в «негодный» вид: трескается, стирается.

Кот на фоне кожи Pull-Up

Анилиновая кожа — материал почти без обработки. Царапины переносит, но не слишком износостойкая. На ней по-прежнему нет пигментного покрытия.

Полуанилиновая кожа — достаточно устойчивая к внешним факторам кожа. «Наппа» относится именно к этой степени обработки и является самой дорогой в этом сегменте.

Похожие статьи:

Крашеная кожа и кожа с защитным покрытием — устойчивая к внешним воздействиям кожа. Иногда выглядит неестественно из-за того, что невозможно просмотреть текстуру. Может быть жесткой.

Кожа с разной обработкой не только ощущается, но и смотрится по-разному.

Но вернемся к нашей корове. Она, как и мы все, подвергается укусам насекомых, травмируется и получает ссадины. Все это не проходит бесследно. В результате смягчения кожи и придания ей нужных свойств она становится более похожа на ту кожу, которую мы привыкли видеть, но полна естественных пороков.

Чтобы их не было, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • Брать «непорочные» кусочки.
    Выходит дорого, так как остается много ценного материала, хоть и с пороками.
  • Шлифовать.
    Поверхность кожи становится однородной. Также улучшается адгезия, — сцепление поверхностей разнородных материалов. При покраске кожи адгезия — важный фактор. Если она плохая, то лицевой слой будет отходить от кожи.
  • Наносить рисунок.
    Самый распространенный способ «преображения» кожи.

С помощью пылевидной плиты наносится мелкий рисунок, позволяющий скрыть пороки кожи. Более крупная и самая распространенная фактура — это флоттер.

Крупная плита вдавливает кожу гораздо сильнее, за счет чего даже сильные пороки кожи легче скрыть.

кожи разных фактур

Бордовая, синяя и черная — крупная фактура. Голубая и бежевая — более мелкая.

Иногда к натуральным кожам относят композиционную или прессованную кожу. Ее получают через прессовку отходов кожевенного производства, таких как обрывки кожи, обрезь, и кожевенный порошок, получаемый после шлифовки кожи. Обычно ее используют для изготовления стелек, внутренних перегородок портфелей и для технических целей. Но такой материал значительно уступает натуральной коже в прочности и морозостойкости, и, строго говоря, не относится к натуральной коже.

Виды кожи по фактуре

Гладкая кожа

Чем меньше вдавливание и рисунок, тем больше видно пороков кожи. Именно поэтому производство изделий из гладкой кожи выходит дороже.

Илья Гольдин, эксперт по коже, работает в компании по производству изделий из натуральной кожи «Верфь»:

“Гладкая кожа в 98% случаев значительно дороже зернистой, так как „зернистость“ кожи достигается путем глубокого тиснения кожи, которая скрывает все ее пороки. На гладких анилиновых кожах пороки скрыть невозможно, поэтому требования к сырью значительно выше и процент использования кожи в готовом изделии значительно меньше. Существуют дешевые варианты условно гладких кож, гладкость которых достигается шлифованием верхнего слоя. Такие кожи называются „подшлифованными“. В среднем гладкие кожи дороже зернистых на 30%-50%.”

Фактурная кожа

Фактурная кожа – это значит обработанная шкура животных и рептилий, имеющая четкий рисунок, который легко определяется на ощупь. Фактура может иметь натуральное (крокодил, страус) и искусственное происхождение (шкура КРС, обработанная особым методом). Синтетический кожзаменитель также бывает фактурным.

Изготовление фактурной кожи

Говоря о натуральной коже, которой искусственным методом придали нужную фактуру, стоит сразу разобраться с технологией, чтобы понимать разницу. Придание нужной структуры отобранным и обработанным шкурам крупного рогатого скота проводится 2 способами:

  1. Прессование. Полотно с небольшими отклонениями или повреждениями помещают под пресс с определенным узором на пуансоне. После тиснения на лицевой части изделия остаётся красивый, но повторяющийся рисунок.
  1. Барабанная обработка. Принцип заключается в использовании особых барабанов, формирующих на поверхности натуральной кожи уникальный ячеистый рисунок, который называется флотар.

Синтетическому кожзаменителю придают фактуру схожими методами. Правда в отличие от природных материалов, синтетика не меняет в процессе своих пользовательских характеристик.

Применение фактурной кожи

Этот материал как натурального, так и искусственного происхождения широко используют для разных целей. Модные женские сумки с приятным мелкоячеистым рисунком обычно делают из флотара средней толщины. Также этот материал используют для пошива обуви, обивки мебели и создания стильных аксессуаров.

В зависимости от дизайна и позиционирования производитель сам решает, какая кожа подходит ему больше.

Например, для производства кожаных перчаток больше всего подходит «наппа». Это мягкая гладкая натуральная кожа, которая даже на морозе не станет «дубовой».

Для производства сумок чаще всего задействуется кожа с крупным тиснением — флоттером. Это позволяет производителям использовать материал в полном объеме.

Для производства ремней используется толстая ременная кожа. Толщина — важный фактор. Если кожа будет такая, как у сумок, изделие придет в негодность после пары десятков раз использования.

Для обуви часто используют нубук и замшу. Предполагается, что обувь будет подвергаться дополнительной обработке с помощью средств для ухода, поэтому производители часто используют именно эти материалы, несмотря на то, что они не слишком износостойкие.

Виды окрашивания кожи

Если Wet Blue — это не то, что нужно производителю кожгалантереи, кожу нужно окрасить.

Это можно сделать тремя способами.

  1. Барабанное крашение.
    Используется для крупного производства. В процессе дубления лоскуты кожи также подвергаются и окрашиванию. Такой способ является наиболее дорогим и лучшим по качеству.
  2. Покрывное крашение.
    Этот способ подойдет для мастерских и некрупных брендов. Краску наносят сверху.
  3. Совмещение: барабанное + покрывное крашения.
    Помимо того, что кожа окрашивается в процессе дубления, на ее верхний слой дополнительно наносят краску.

В процессе дубления коже также придаются и другие свойства. Упомянутая ранее адгезия на этапе окрашивания является ключевым фактором. При плохой «сцепке», лицевой слой будет буквально ездить по коже.

Деревянный барабан для дубления кожи.
Источник фото: ermaksan-ltd-sti.satu.kz

Натуральная кожа коров в России ничем не отличается от коров в других странах. Все дело в обработке кожи. Чем «изысканнее» средства, тем более износостойкое изделие можно получить. Например, итальянская кожгалантерея славится на весь мир не из-за особенной кожи, а из-за особого подхода к ее обработке.

На этапе дубления коже придаются такие свойства, как гидрофобность, мягкость, эластичность и износостойкость.

Именно поэтому долговечность изделия не является показателем натуральной кожи. Если кожаный аксессуар не имеет обработки, как пулап, например, он придет в негодность очень быстро. А можно мастерски обработать спилок, и он прослужит долгие годы, ничем не выдав себя. Даже специалист по коже без полноценной экспертизы не определит, спилок это или лицевая сторона кожи, которая так ценится и называется натуральной.

Дубление кожи

Процесс обработки шкуры на кожевенном производстве, в результате которого кожа становится мягче, прочнее, пластичнее и устойчивее к истиранию.

Условно, существует два вида дубления кожи:

Растительное дубление

Его также называют таннидным дублением. Это обработка кожи с помощью натуральных средств. Например, раньше в ход шла кора дуба и ивы, листья или плоды растений. Сейчас применяется редко, в основном, для обработки подошв обуви и стелек.

Плюсы: быстрее впитывает влагу (в случае со стельками важно); благородное состаривание (патина) кожи происходит быстрее, не вызывает аллергию, гигиенично.

Минусы: при контактах с водой может быстро прийти в негодный вид (потемнеть, сморщиться, затвердеть), не устойчива к внешним воздействиям.

Хромовое дубление

Это обработка кожи с помощью солей хрома, алюминия и других современных химических компонентов. Технология стала популярна в XX веке и позволила значительно увеличить темпы производства. Хромовое дубление — одна из самых популярных технологий обработки кожи на сегодняшний день, поэтому применяется в разных направлениях: от кошельков до поверхности обуви.

Плюсы: обладает гидрофобностью; устойчива к внешним воздействиям.

Минусы: сторонники растительного дубления говорят об аллергии, но риск получить ее от контакта с изделием хромового дубления очень мал.

Какое дубление лучше?

Однозначного ответа нет. Поклонникам натурального стиля и истории подойдут изделия растительного дубления. Но лишь в том случае, если они готовы ухаживать за кожаным аксессуаром.

Если нужно устойчивое к внешним воздействиям изделие из натуральной кожи, лучше выбрать хромовое дубление. К тому же, сейчас оно массово используется в производстве и хорошо себя показывает.

Добрый день дорогие друзья.
Кожаные вещи: обувь, сумки, портмоне, плащи, перчатки - имеются в гардеробе практически каждого человека. Этот традиционный материал веками используется людьми. В процессе носки на любой вещи может появиться царапина или потертость. Как вернуть новизну, прежний облик вещи, заделать повреждение так, чтобы это не бросалось в глаза?




Испытанным средством является жидкая кожа. Но сначала – о качествах самого материала. Особенности натуральной кожи. Этим уникальным природным материалом человечество пользуется в течение многих столетий. Несмотря на надежность, к изделиям нужно крайне бережно относиться. Ниже приведены действия, которых при эксплуатации нежелательно допускать: подвергать механическим воздействиям, так как это влечет потерю изначальной формы и внешнего вида; мочить насквозь и выкручивать – это приведет к деформации и затвердеванию; ускорять высыхание вблизи горячих отопительных приборов, проглаживать утюгом, обдувать феном; подвергать долгосрочному хранению на солнце. От взаимодействия с агрессивными химическими веществами на кожаных вещах появляются пятна и белесые разводы, меняется цвет.

Современная бытовая химия, конечно, предлагает такую вещь как жидкая кожа, которая предназначена именно для ремонта кожаных изделий.
Но могут возникнуть сложности. Во-первых, такое средство ещё надо найти, а потом может оказаться, что в продаже просто нет «жидкой кожи» нужного оттенка. Да и зачем платить за целый флакон, если надо заделать крохотную царапину?

Несколько народных методов восстановления поверхностного слоя. В некоторых случаях требуется устранить последствия случайного повреждения (потертостей, небольших порезов) на поверхности кожаного изделия. Для самостоятельного решения таких проблем существует несколько проверенных средств, среди которых так называемая жидкая кожа. Своими руками можно вполне прилично заделать сбитые носки у ботинок или царапину на куртке.
Способ ремонта во многом зависит от твердости, качества, толщины основы, а также от характера повреждений. Обычные потертости легко закрашиваются нитрокраской из аэрозольного баллончика. Главное здесь – правильно подобрать цвет и аккуратно, тонким слоем распылить состав над истершимися местами. Полную окраску изделия рекомендуется проводить в специализированной мастерской. Заделать тонкую царапину поможет самодельная жидкая кожа.

Проверенный способ, которым пользовались мастерские по ремонту обуви задолго до появления в продаже такого средства, как «жидкая кожа». Это настоящий профессиональный секрет сапожников! Берем на вооружение.
Вам понадобятся:
+ растворитель на ацетоновой основе,
+ пипетка для нанесения растворителя,
+ «донор»- кусочек кожи от кожаного изделия или незаметное место непосредственно на кожаном изделии,
+ острый нож и шпатель (или нож-шпатель).


Как применять
1. Возьмите подходящий по цвету лоскут кожи или отыщите на изделии незаметное место. Это может быть изнаночная часть сапога, изнаночная часть сумки, внутренняя часть отворотов на куртке, спинка на диване. В общем, любое место, которое будет незаметно при носке изделия или его эксплуатации.
2. Капните на кожу растворитель, соскоблите ножом растворившуюся краску и нанесите её на поврежденные места — там, где нужно заделать царапины или потертости.
3. Разровняйте краску шпателем, дайте ей просохнуть и отполируйте изделие мягкой тряпкой.
Минус его в том, что он годится исключительно для восстановления незначительных, маленьких повреждений. Избавиться от сквозных порезов можно только с помощью более сложной процедуры с применением специальных клеев и подложек.
Жидкая кожа своими руками. Какой растворитель использовать для самостоятельного получения нужного средства? Имеющиеся в продаже профессиональные составы изготавливаются на основе спирта, воды и полимерных красителей. Смесь легко впитывается, заполняя поврежденные участки изделия. Без химической лаборатории получить точно такой же состав крайне сложно. Однако вместо него можно использовать акриловые художественные краски соответствующего цвета. Важно помнить, что жидкая кожа не является клеевым составом. Вещество закрашивает и декорирует мелкие дефекты на изделии, заполняя поврежденный участок. При необходимости после высыхания можно нанести повторный слой смеси.


В разных случаях используется жидкая кожа:
- своими руками ремонт обуви (сбитые мыски сапог, поцарапанные каблуки) с ее помощью может провести каждый;
- для реставрации мебели (царапины от когтей кошки);
- с целью восстановления сумок и перчаток (порезы или потертости);
- при заделывании игольных проколов;
- для маскировки других незначительных неприятностей.

Получение рельефной фактуры на тонкой лайкре Для ухода за кожаными изделиями применяется не только жидкая кожа. Своими руками наносят специальные шпатлевки, распылители и замазки. Одной из особенностей всех этих средств является возможность использования только на гладкой поверхности. Для восстановления фактурной лицевой стороны предварительно создают шаблон рисунка. Обычная бумажная салфетка с нанесенным на нее небольшим количеством вещества прикладывается к неповрежденному месту изделия. Полученный трафарет с отпечатанным рельефом убирают на несколько часов для полного высыхания. Работая над реставрацией, шаблон на несколько секунд прижимают к повреждению сразу после нанесения второго красящего слоя. Этот прием сделает место ремонта незаметным. Не нужно ждать чудес: жидкая кожа Своими руками можно приготовить обувные кремы, специальные водоотталкивающие пропитки, смягчающие смеси. Вещество, называемое жидкой кожей, является всего лишь густым полимерным кремом. Эта замазка не склеит крупную «рану» на сумке или куртке. Она поможет заделать мелкие случайные дефекты на лицевой поверхности вещи, являясь восстановителем верхнего пигментированного слоя. Для исправления более серьезных проблем с вещью применяют «Момент» или полиуретановый водорастворимый клей. Сквозные «раны» заделывают с подложкой, в несколько этапов, из которых последний – это окрашивание.

Читайте также: