Чем красили кожу в старину

Обновлено: 27.04.2024

Обувь вырезали из дерева и шили из тканей, валяли из шерсти и плели из тростника в ход шли кора, солома и даже металлические нити. Но во все времена и у всех народов основным материалом для обуви все же служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами. Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита герояАякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до техпор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном. Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии. А в России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.Некоторые народы вместо соли использовали квасцы – так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1(исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений. Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э.сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу.Но этотспособ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкойполучалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.

Хорошо продубленной и окрашенной кожа была у всех без исключения народов древности. Особенно преуспели в этом кожевенники Азии. Геродот свидетельствовал, что на торговле дубильными экстрактами специализировалась Финикия. Дубление было длительной операцией, когда его пытались ускорить (горячими) способами, кожа становилась жесткой. Именно «долгими кислыми дубами» получали знаменитую юфть – кожу потрясающей мягкости.Причем им предшествовали «мертвый колодец» и шакшевание с усиленным топтанием. Юфть была настолько мягкой и эластичной, что ее целиком пускали на вытяжку, т.е. вытягивали головку и голенище сапог практически без швов. Бахтарму юфти обязательно мазали дегтем и именно по его наличию определяли, русская это кожа или нет. Параллельно с дублением у всех народов с давних пор было распространено окрашивание кож в различные цвета. Наиболее привилегированными считались пурпурные оттенки, оттого что пурпур добывали из моллюсков, обитавших на большой глубине, а следовательно, труднодоступных и из-за этого очень дорогих. Только особы королевской крови носили обувь из пурпурной кожи. Но с развитием алхимии кожу начинают окрашивать протравкой слоями олова или железа. Например, железный купорос давал вожделенные оттенки от пурпурного до фиолетового. Так, постепенно добывая и пробуя для крашения и дубления соли различных металлов, дошли и до хрома, дубление которым стало новой вехой в развитии кожевенного производства. К началу XX века хромовое дубление становится преобладающим, оно придает коже голубые оттенки, значительно повышает прочность выделываемой кожи, а также ускоряет и удешевляет выделку. Однако самые лучшие кожи продолжают выделывать растительными и комбинированными с хромовым методами дубления. С развитием химии и активным ее внедрением в промышленность делаются попытки заменитьгигроскопичную натуральную кожу на менее промокаемые материалы. Вначале для низа обуви пытаются использовать натуральный каучук – он более устойчив к влаге, но быстро истирается. Его вскоре заменили резиной – вулканизированным каучуком, а позже в обувном производстве наступает эра синтетических и искусственных материалов. Несмотря на то, что начиная с 60-х годов они становится преобладающими материалами для низа для верха обуви специального и сезонного назначения, для натуральнойкожи со всеми ее достоинствами им еще очень далеко. Хотя и делаются попытки создать «настоящую» синтетическую кожу, но широкого распространения они не имеют, очевидно в следствии того, что образцы получаются немного дороже своего «эталона». Что же нас ждет в будущем? Возможно, в XXI веке совершенный аналог натуральной кожи будет все-таки создан, а сама она, содержащая ценный белок, превратится с помощью удивительных технологий в продукт питания. Но пока кожа остается ценнейшим, удобнейшим и по прежнему основным материалом для обуви.

Е.С. Яремчук. Старинные способы окрашивания тканей и кожи


К сожалению, современная индустрия ткачества не может в полной мере удовлетворить запросы людей занимающихся исторической реконструкцией одежды. А чаще всего в современных тканях не устраивает цвет. Уж очень он яркий, броский и не естественный. Как этнограф могу сказать, что есть много фабричных тканей, которые по своей фактуре и способу переплетению нитей схожи с кустарными типами раннего периода. Но, к сожалению, они имеют не исторический цвет, в глаза бросается использование не естественных красителей.

Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань (за исключением набивных узоров). В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Стоит заметить, что у многих кочевых племен, живших на севере покоренных монголами территорий, тканей не было, или встречались крайне редко. Одевались они в овчинные тулупы на голое тело, или в одежду из тонкого войлока. Исходя из этого, описаны будут и способы окраски кожи.
Технология окраски тканей кочевниками, была описана сравнительно недавно. В XVIII веке турецкий путешественник и соглядатай Истриб Гюлинджап написал очерк об увиденном им способе окрашивания ткани: «…Женщинами, из степи принесены охапки трав – лемир (разновидность малочая) и ускаш (степной пырей). Траву истолкли до кашеобразного состояния в большой ступе, при этом что-то напивая. Затем вязкую, почти черную массу выложили в большой казан и залили водой. Кипевший долгое время на костре отвар процедили и опять поставили на огонь. Жмых оставшийся от процеживания тщательно отжали в этот же казан, руки у отжимавших стали земляного цвета. Затем в казан залили остро пахнущий, кислой сыворотки, все перемешали и начали осторожно опускать ткань. Полотно было бело пепельного цвета, явно не местного производства. Вываривали ткань очень долго и постоянно помешивали. На удивление, после того как ткань вынули и ополоснули в кобыльей моче, полотнище приобрело цвет «летней степи» (хаки). Ткань расстелили на земле и часто переворачивали, очевидно, чтобы при высыхании оставался равномерный цвет…». Истриб Гюлинджап, «Покинутая родина» (XVIII). С уверенностью можно сказать, что описанный Гюлинджапом способ, бытовал у кочевников и в более ранние века. Кочевые народы не охотно принимают новшества, следуя традициям праотцев.

Многие народы для приготовления красок используют дикие травы. В каждом случае это специфические, растущие только на данной территории растения. Но общая технология окраски (приготовление отвара, вываривания материи, закрепление цвета, сушка) у всех одинаковы.


В условиях Украины могу посоветовать следующие растения.

Коричневый – дуб (листья и кора);

Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи);

Бежевый – верба белая (кора);

Темно коричневый – грецкий орех (оболочка плодов, лучше в свежем виде);

Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);

Красно-бордовый – бузина черная (ягоды);

Красный – ольха серая (кора, суточный настой);

Оранжевый – дикая яблоня (кора), листья чистотела (листья и стебли);

Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет), крапива (корни), резеда, береза (желтые листья), тополь (почки);

Оливковый – гранат (корка плодов);

Хаки – молочай (стебли);

Зеленый – крапива (листья), прей (цветочные венички);

Голубой – васильки (цветы, окрас не стойкий);

Синий – Иван-да-Марья (цветы), лебеда (семена), птичья гречиха или спорыш (корни);

Серый – береза (зеленые листья);

Черный – клен (листья).

Все описанные выше растения можно встретить практически по всей территории нашей страны.

В большинстве случаев, из указанных частей растения готовят отвар. Затем в этот отвар погружают ткань в развернутом виде и долгое время кипятят. После того, как цвет осядет на ткани, его нужно закрепить. Закрепляют цвета обычно кислотами (кислая сыворотка, капустный рассол) или солями (нормальный раствор имеется в моче животных). А также довольно часто используют для закрепления цвета настой золы (можно просто развести в воде соду, вода должна стать очень мягкой, приблизительно 2-3 ст.л. на 1 л воды). И еще один важный момент – убедитесь, что ваша ткань из натурального волокна, иначе ваши старания напрасны.

Для окрашивания шкур, кожи и овчины используют растительные отвары и глиняные растворы. Глина для окраски использовалась только теми кочевниками, которым верования позволяли нарушать целостность земного покрова. Эта техника пришла с Аравийского полуострова довольно поздно и использовалась в основном оседлыми племенами. Техника окраски глиной довольно проста – в котловане разводят глину определенного цвета (в природе есть неимоверное количество цветов и оттенков, основные: белый, желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый), закладывали в котлованы кожу или овчину. Через несколько дней кожи доставали, просушивали, обминали и снова замачивали в растворе цветной глины. К концу второй недели окрашивание кожа приобретала характерный цвет, который после высыхания и обминки кожи ставал светлее. Одной из неудобств данного способа состоит в необходимости часто перемешивать воду в которой красят шкуру. Мешают раствор в основном ногами, от чего и они приобретают цвет глины.

Что касается растительных красителей, то использовали краски двойного действия. Раствор одновременно и красил, и дубил шкуры. За основу раствора брали настой сена с добавлением полыни, степного щавеля и соли (50 гр на литр). В наших широтах к сенному настою можно добавить дубовую кору, крапиву, зверобой, от чего цвет в каждом случае будет отличаться. Для приготовления настоя берут большую емкость, бросают в нее сено, кору, и заливают кипятком. Добавляют соль. После того как раствор остынет можно приступать к процедуре дубления-окрашивания. Чаще всего из такого состава получают шкуры разных оттенков коричневого цвета. Окрашивание шкур таким способом занимает около 10 дней.

Автором были опробованы способы окраски льняного полотна в желтый, коричневый, синий и зеленый цвета с использованием вышеуказанных растений. Шкура-овчина была окрашена в сенном настое с добавлением дубовой коры (при этом сама приобрела не стойкий желтоватый цвет), при этом приобретя буро-красный окрас.

Примечание: ошибкой многих пытающихся окрасить ткани вышеизложенным способом есть ожидание насыщенных цветов. Их надежды не могу оправдаться, все таки натуральный краситель, а не анилин.


В современной кожевенной промышленности используются сложные физико-химические процессы для выделки, дубления, жирования, крашения кож.

Но выросла эта современная технология из традиционных народных приемов, в которых использовались более или менее доступные природные средства. К некоторым из них иногда стоит обратиться и сегодняшним домашним умельцам.

Всегда славились художественными изделиями из кожи и меха народы Севера. Их многовековым опытом накоплено немало простых и доступных приемов обработки. Например, для получения красивых цветовых оттенков кожи народные мастерицы Чукотки издавна обходились без химических красителей. В приятный коричнево-оранжевый цвет они окрашивали шкуры настоем ольховой коры. Распаренную в теплой воде мокрую размельченную кору втирали в шкуру, сворачивали и выдерживали час-другой. Потом разворачивали и повторяли втирание, добавляя кору с настоем. И так несколько раз. Работа долгая, утомительная, и жители Камчатки, например, приспособились втирать ольховый настой ногой. Это легче, а кожа от такого обращения только выигрывает: становится гладкой и мягкой, приобретает блеск.

Разные оттенки коричневого цвета получали добавлением к ольховому настою местных минералов (в городских условиях для этого годятся, например, медный купорос, железный купорос, квасцы).
Эвенки запаривали ольховую кору для окраски шкур с добавлением щелока (это может быть и измельченное на терке хозяйственное мыло).

Темно-коричневый, почти черный цвет получали продымливанием кожи над огнем. 'Для этого шкуру подвешивали на несколько дней высоко над очагом, и следили, чтобы копоть равномерно осаждалась на поверхности кожи. Важно только, чтобы кожа не подвергалась воздействию высоких температур. Затрудняюсь судить о стойкости копоти как красителя, но известно, что водостойкие свойства кожи от этого заметно повышаются. Ведь копоть содержит жиры. Поэтому таким способом обычно красили кожаные рукавицы, летнюю обувь, одежду для дождливой погоды.

В качестве природного красителя северные народы иногда использовали кору лиственницы. Она дает светло-коричневый оттенок. Еще один краситель — растертый в порошок камень-железняк — дает коричнево-охристый или серовато-коричневый оттенок. Нганасаны (жители Таймыра) для орнаментальной окраски деталей национальной одежды издавна пользовались природными минералами. Черную кожу получали с помощью графита. Оттенки красного — с помощью охры или сурика. Краски тщательно растирали на плоском камне, понемногу добавляя воды. Для получения тех или иных оттенков их смешивали в разных пропорциях. Наносили краску на кожу туго свернутым комочком оленьей шерсти. Тонкие декоративные линии прочерчивали расщепленными на конце палочками. Жители Камчатки использовали для получения черной блестящей кожи нечто вроде клеевой краски. На подготовленную кожу со стороны бахтармы наносили клей, сваренный из рыбьей кожи. Дав ему немного подсохнуть, равномерно втирали тряпочкой мелко толченый древесный уголь до тех пор, пока кожа не высыхала. Окраска получалась довольно стойкая.


Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.

Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:

Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. – Корни – Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный. Hypericum perforatum. – Цветы и листья – Красная и желтая
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). Galium mollugo L. – Корни – Красная
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). Galium verum L. – Корни – Красная
Купальница.Trollins europaeus L. – Цветы – Желтая (для холста)

Сурепица. Barbarea vulgaris L. – Цветы – Желтая (для шерсти)
Бессмертник цмин. Helichrysum arenarium DC. – Все растение – Желтая
Пупавка. Anthemis tinctoria L. – Все растение – Желтая
Дрок красильный. Genista tinctoria L. – Все растение – Желтая
Серпуха. Serratula tinctoria L. – Трава – Желтая

Ястребинка зонтичная. Hieracium umballatim L. – Цветы – Желтая
Василек луговой. Centaurea jacea L. – Цветы – Желтая
Манжетка. Alchimilla vulgaris L. – Все растение – Желтая. Дубитель
Щавель. Rumel acetosa L. – Корни – Желтая. Дубитель
Череда.Bidens tripartius. – Все растение – Желтая

Ирис (касатик). Iris pseudacorus L. – Корень – Желтая. Дубитель
Золотарник (золотая розга). Splidago virga auren L. – Цветы и листья – Желтая
Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. – Цветы – Желтая
Прыгун (недотрога). Impatiens noli tagare L. – Цветы и листья – Желтая
Дикая яблоня. Pyrus malus. – Кора – Желтая

Береза. Betula verrucosa. – Листья – Желтая
Чернотал (верболоз). Salix pentandra L. – Листья – Желтая
Вереск. Calluna vulgaris salisb. – Все растение – Желтая. Дубитель
Орешник, лещина. Corylus avellani L. – Кора – Желтая. Дубитель
Чистотел. Chelidonium majus L. – Все растение+квасцы – Оранжевая

Плаун (баранец). Lycopodium selago L. – Стебли, листья – Желтая (для шерсти)
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). Lycopodium complanatum L. – Все растение –Зеленая/Желтая/Красная
Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. – Листья – Зеленая
Крапива двухдомная. Urtica dioica L. – Стебель, листья – Зеленая
Вахта, трилистник. Menyates trifoliata L. – Стебель, листья – Зеленая

Пижма (дикая рябинка). Tancetum vulgaris L. – Корни – Зеленая
Осина.Populus tremula L. – Шишки+шевлюга –Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя). Pyrus malus, Malus domestica – Цветы и листья. Кора+квасцы – Зеленая/ Красная
Дуб. Quercus robur L. – Кора/Кора+ржавое железо – Темно-синяя.Дубитель/Черная
Ясень. Fraxinus excelcior L. – Кора – Голубая. Дубитель

Василек. Centaurea cyanus L. – Цветы – Голубая (для шерсти)
Птичья гречиха (травка-муравка). Poligonum aviculare L. – Все растение – Синяя. Дубитель
Черника. Vaccinium myrtillus L. – Ягоды – Голубая (лен)/Темно-синяя (шерсть)
Гречавка (синие колокольчики). Gentiana pneumonathe L. – Цветы – Голубая (шерсть)
Вайда (крутик). Isatis tinctoria L. – Все растение – Синяя

Ежевика. Rubus caesins L. – Ягоды – Фиолетовая/Малиновая
Ольха белая.Corylus avellani L. – Кора+ржавое железо /Кора+еловые шишки – Коричневая /От желтой до черной
Ольха черная. Alnus glutinosa gaerth. – Кора – Рыжая. Дубитель
Ива серая. Salix cinerea L. – Кора – Коричневая (от красноватого до шоколадного). Дубитель
Крушина ольховидная. Frangula alnus Mill. – Кора, листья, ягоды /Сухая кора – Желтая /Коричневая

Воронец. Alkana spicata L. – Ягоды – Черная
Таволга вязолистная. Filipendulla ulmaria Maxim. – Кора – Черная. Дубитель
Зюзик. Lycopus europaeus L. – Сок травы – Черная
Толокнянка (медвежьи ушки, медвежья ягода). Arctostaphylos uva ursi Spr. – Листья – Черная
Подбел. Andromeda polifolia L. – Листья и стебель – Черная. Дубитель
Лук. – Шелуха луковиц – Желтая/Коричневая

(Источник — Статья В.П.Левашевой "Добывание и использование вспомогательных производственных материалов", опубликованной в сборнике серии "Труды Государственного Исторического музея" "Очерки по истории русской деревни X-XIIIвв.", М., 1959 стр.94-104).

Особенности тканей в темные века мы уже рассмотрели, а теперь разберемся для чего (и чем) люди начали окрашивать полученную ткань и одежду.
Конечно же эстетический аспект в данном вопросе оказывается ведущим. Ткань из некрашенного льна или шерсти особой привлекательностью для глаз не обладала. А т.к. была достаточно светлой, то помимо заурядных внешних данных, в быту быстро обрастала различного рода пятнами, которые не выводились примитивными стиральными средствами. Вероятно именно не отстирывающиеся пятна на одежде когда и натолкнули людей на возможность перекрасить ее. Крашение тканей в средние века считалось практически искусством. Профессиональный процесс был долгим и трудоемким, мог включать несколько этапов и многократную покраску ткани для получения нужных цветов и оттенков, которых было невозможно достичь в домашних условиях.
Перед профессиональной покраской, ткань обязательно нужно было выбелить. Чаще всего для этих целей примерялась зола, вместе с которой ткань многократно кипятилась. После ее вешали выгорать на солнце, а в заключении выбивали из нее остатки золы валиками. Так же есть сведения, что для отбеливания тканей использовались человеческая моча и мел.

Низшие слои общества не заморачивались и красили ткань всем, что попадется под руку: травы, кора, плоды

Низшие слои общества не заморачивались и красили ткань всем, что попадется под руку: травы, кора, плоды

В плане красителей самым доступным цветом практически во все эпохи был коричневый. Его можно было получить из самых разнообразных растений или кореньев, произрастающих в сотнях современных стран. Что касается Европы, то там для получения этого цвета использовался дуб и его производные: кора, ветки и желуди. А так же чернильные орешки (наросты на дубовых листьях). Чернильные орешки давали самый темный и насыщенный цвет. В коричневый цвет ткань часть красили в домашних условиях, покупая не крашенную ткань.
Так же доступным считался зеленый цвет, если речь не шла о насыщенных оттенках: серовато-зеленый неяркий цвет давали разнообразные травы в изобилие произраставшие в округе.
Остальные красители представляли собой значительную ценность в материальном плане.
Синие ткани Европа умела производить еще до того как туда завезли индиго из Индии. Синий краситель производился из листьев растения Вайда, в изобилие растущего в центральной Европе. Он пользовался огромным спросом и стоил весьма недешево. Однако давал более блеклый цвет и не отличался стойкостью. По этой причине завезенный индиго быстро вытеснил его на европейском рынке.
Желтый цвет в красильном производстве получали из листьев Резеды. Ввиду ее повсеместного распространения в Европе, желтый краситель был более-менее доступен для населения и использовался, в том числе, в домашних условиях. Однако "профессиональная" окраска давала более яркий цвет и большую стойкость. Для получения ярких и насыщенных цветов использовались дорогостоящие шафран и куркума завозимые с востока. Но такие ткани стоили баснословно дорого и были доступны единицам.

Роскошные яркие красители как правило досталялись с Востока и стоили баснословных денег. Такую одежду себе могли позволить единицы.

Роскошные яркие красители как правило досталялись с Востока и стоили баснословных денег. Такую одежду себе могли позволить единицы.

И конечно же самым дорогим красителем в истории древнего мира и средних веков являлся красно-пурпурный цвет, добываемый из средиземноморских моллюсков. Для окраски одного отреза ткани требовалось колоссальное количество тех самых моллюсков, а потому пурпурные одежды стоили во много раз дороже чем все остальные вместе взятые. Кроме того, данный способ окраски отличался высокой прочностью и сохранял яркость и насыщенность красок годами. После того, как секрет пурпура был утрачен, основным красным красителем стало растение марена, в изобилии произрастающее на средиземноморском побережье.


Статья от 24.02.2018
Еще больше интересного о средних веках в нашей группе: В шаге от трона

Если вам понравилась статья и вы хотите узнать больше о средневековье, ставьте лайк и подписывайтесь на канал .

Читайте также: