А это было какое-то странное лицо похожее как бы на маску белое румяное

Обновлено: 29.04.2024

Данная работа содержит характеристику героя, письмо-обращение к герою.

ВложениеРазмер
pismo_geroyu_prestuplenie_i_nakazanie_svidrigaylovu_ai.docx 793.55 КБ

Предварительный просмотр:

Свидригайлов Аркадий Иванович

Помещик; муж Марфы Петровны Свидригайловой. В романе дважды дается его портрет. В начале: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. » В конце романа (в 6 ‑ й части) портрет повторяется, психологически уточняется, конкретизируется: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем. »

Свидригайлов - «двойник» Раскольникова, именно такую психологическую роль в романе играет Свидригайлов по отношению к студенту-убийце.

Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. По Свидригайлову, вечность — «вроде деревенской баньки, закоптелой, а по всем углам пауки».

Этот персонаж — первый настоящий, безусловный и, так сказать, логический самоубийца в мире Достоевского: продумавший самоубийство, подготовивший его, обосновавший и совершивший. Свидригайлов и сам знает, что он погибший — и не только в пороках, но и в самом прямом смысле слова погибший человек. Авдотья Романовна Раскольникова — последняя и единственная его надежда удержаться на этом свете, еще остаться-продолжить жить.

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологический состав фамилии великого литовского князя Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) — похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове — личности «отталкивающей» и «омерзительной».

Аркадий Иванович, Вы человек без совести и чести, Вы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в Вас раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Вы и своеобразный "черный человек" (Есенин, Моцарт страдали от этого образа), который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Вы, Аркадий Иванович, зажиточный помещик, ведете праздный образ жизни. Уничтожили человека и гражданина в себе. Отсюда в Вас цинизм, с которым Вы формулируете суть «раскольниковской» идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии.

Мой Вам совет - в прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" (возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей). Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образе "двойника" — Свидригайлова. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Вы ,Свидригайлов, исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца, проповедуете личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Вам необходимо было ЖИТЬ среди людей – слушать и слышать слово Божие, стараться стремиться не только к удовлетворению материальных, физических благ. Поверить в себя –доброго, милосердного…..

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе "Преступление и наказание": описание внешности и характера героя.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы по Свидригайлову

Характеристика Свидригайлова в романе "Преступление и наказание", образ, описание

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым Дуни Раскольниковой, сестры главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов влюблен в Дуню и пытается добиться ее взаимности.

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:

". росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. " (часть 3 глава IV)

". обеими руками оперся на трость. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…" (часть 3 глава VI)

"Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем." (часть 6 глава III)

Свидригайлов — бывший шулер (карточный мошенник). 8 лет назад он жил в Петербурге и состоял в команде шулеров:

"Целая компания нас была, наиприличнейшая, лет восемь назад; проводили время; и всё, знаете, люди с манерами, поэты были, капиталисты были." (часть 4 глава I)


В начале романа Свидригайлов является женатым человеком. Однако по ходу сюжета он становится вдовцом, после того как его жена Марфа Петровна умирает при странных обстоятельствах:

У Аркадия Ивановича есть дети, но, они, по его словам, в нем не нуждаются, так как являются богатыми людьми. Сам себя он считает плохим отцом:

"Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!" (часть 4 глава I)

Он является состоятельным человеком, пока живет со своей женой Марфой Петровной. Однако после смерти жены он теряет доступ к ее богатствам:

"Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно. " (часть 4 глава I)

". Марфа Петровна. и если и оставила ему нечто . чего и на год не хватит человеку с его привычками. " (часть 4 глава II)

"Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…" (часть 4 глава II)

". от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца. " (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

"Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?" (часть 6 глава IV)

Аркадий Иванович — развратный, порочный, праздный человек, по его собственным словам и по словам Лужина:

"Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей. " (Лужин о нем, часть 4 глава II)

"Нет, нет, это ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу. " (Дуня о нем, часть 3 глава III)

"А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. " (он о себе, часть 6 глава IV)

Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается, по его собственному мнению:

". хотя бы что‑нибудь было; ну, помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно. " (часть 6 глава III)

"В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире." (часть 6 глава III)

". Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами. " (часть 6 глава VI)

"Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком. " (часть 4 глава I)

"Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь. а потому отчего же и не побывать пошляком. " (часть 4 глава I)

". не спорю, пусть и фанфарон; но ведь почему же и не пофанфаронить, когда оно безобидно" (часть 6 глава III)

"Я слышал, однако, что у вас здесь много знакомых. Вы ведь то, что называется «не без связей». " (Раскольников о нем, часть 4 глава I)

8 лет назад Свидригайлов попал в Петербурге в долговую тюрьму, судя по всему, из-за шулерства. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. Влюбленная в него Марфа Петровна выкупила его из тюрьмы, вышла за него замуж и привезла к себе в имение в провинцию:

". я сидел здесь в долговой тюрьме, по огромному счету, и не имея ни малейших средств в виду для уплаты." (часть 6 глава IV)

"Это ведь я в деревне теперь опустился. А все-таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги, гречонка один нежинский. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище. Она ведь старше меня пятью годами. Очень любила. Семь лет из деревни не выезжал. " (часть 4 глава I)

Свидригайлов, судя по всему, не любил Марфу Петровну и просто пользовался ее богатством. Марфа Петровна смирилась с тем, что муж не хотел хранить ей верность, и разрешила ему изменять ей с крестьянками. Взамен Свидригайлов пообещал жене никогда ее не бросать:

"Дело в том, что она была значительно старше меня, кроме того, постоянно носила во рту какую-то гвоздичку. Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу." (часть 6 глава IV)

"После долгих слез состоялся между нами такого рода изустный контракт: первое, я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем; второе, без ее позволения не отлучусь никуда; третье, постоянной любовницы не заведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянуть иногда на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома. " (часть 6 глава IV)

Когда-то Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной ответственности за "зверское душегубство" (судя по всему, речь идет о нaсилии над кем-то):

"Марфа Петровна. послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь. Вот каков этот человек, если хотите знать. " (часть 4 глава II)

". глухонемая, девочка лет пятнадцати и даже четырнадцати. Раз она найдена была на чердаке удавившеюся. Присуждено, что от самоубийства. После обыкновенных процедур тем дело и кончилось, но впоследствии явился, однако, донос, что ребенок был… жестоко оскорблен Свидригайловым." (часть 4 глава II)

". наконец, в сущности, и доноса не было, благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны; всё ограничилось слухом. Но, однако, этот слух был многознаменателен." (часть 4 глава II)

"Вы, конечно, Авдотья Романовна, слышали тоже у них . об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. " (часть 4 глава II)

". принудила или, лучше сказать, склонила его к насильственной смерти беспрерывная система гонений и взысканий господина Свидригайлова." (часть 4 глава II)

Живя с Марфой Петровной, Свидригайлов влюбился в Дуню Раскольникову, работающую гувернанткой в доме. Он предложил Дуне бежать с ним, но та отказалась. Вскоре после этого жена Свидригайлова Марфа Петровна умерла при странных обстоятельствах:

". я и решил предложить ей все мои деньги (тысяч до тридцати я мог и тогда осуществить) с тем, чтоб она бежала со мной хоть сюда, в Петербург. . Верите ли, я до того тогда врезался, что скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне, — это тотчас же было бы сделано!" (часть 6 глава IV)

По мнению Дуни, именно Свидригайлов отравил ядом свою жену Марфу Петровну, чтобы избавиться от нее навсегда. По словам Пульхерии Александровны, Свидригайлов, возможно, избил жену до смерти:

"Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен." (Дуня о револьвере, часть 6 глава V)

"Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца!… Ты мне сам намекал; ты мне говорил об яде… я знаю, ты за ним ездил… у тебя было готово… Это непременно ты…" (слова Дуни, часть 6 глава V)

". этот ужасный человек, кажется, и был причиной ее смерти. Говорят, он ее ужасно избил. " (Пульхерия Александровна о нем, часть 3 глава III)

"Я уверена, что он был причиною смерти покойницы Марфы Петровны. " (Пульхерия Александровна о нем, часть 4 глава II)

После смерти Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак то тут то там. Судя по всему, он медленно сходит с ума. Раскольников называет его из-за этого помешанным и сумасшедшим:

Накануне своей смерти полусумасшедший Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться:

"Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали." (часть 6 глава VI)

". Аркадий Иванович . принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку пред свадьбой. " (часть 6 глава VI)

Совершив эти странные поступки, Свидригайлов кoнчаeт жизнь сaмoубийствoм на одной из улиц Петербурга:

Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Ивановича Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" Достоевского: описание внешности и характера героя.

Достоевский написал очень большое и сложное произведение, поэтому в школе оно изучается очень тяжело, дети читают его неохотно. Все уроки по данному произведению похожи один на другой. Поэтому для разнообразия и для активации работы школьников я предлагаю тесты. В романе очень много действующих лицццццц. Мы детально изучаем каждого из них. Поэтому вопросы в тесте связаны в основном с внешними данными героев, их характерамиии. Тест лучше провести на уроке закрепления. Он позволит проверить знанияяяяяяяяяяяя сразу всех учеников в классе.

ВложениеРазмер
dostoevskiy._testy.rar 12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.

Тема: Тесты по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

Г- такого персонажа в романе нет.

2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

Г-такого персонажа в романе нет.

3.Вставьте недостающие слова во фразу:

«Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну»

А-«всем страдающим женщинам»,

Б-«всему страдающему человечеству»,

В—«всем униженным и оскорбленным».

«Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

Г-такого персонажа в романе нет.

«…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…»

Г-такого персонажа в романе нет.

6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера:

«В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».

Г-такого персонажа в романе нет.

7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?

Г-нет таких средств.

9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднйшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

«Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие».

г-такого персонажа в романе нет.

11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

А-Разумихин и Авдотья Романовна,

Б-Свидригайлов и Марфа Петровна,

В-Раскольников и Софья Семеновна,

Г-таких героев в романе нет.

12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил. а не старушонку убил!»

Данная работа содержит характеристику героя, письмо-обращение к герою.

ВложениеРазмер
pismo_geroyu_prestuplenie_i_nakazanie_svidrigaylovu_ai.docx 793.55 КБ

Предварительный просмотр:

Свидригайлов Аркадий Иванович

Помещик; муж Марфы Петровны Свидригайловой. В романе дважды дается его портрет. В начале: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. » В конце романа (в 6 ‑ й части) портрет повторяется, психологически уточняется, конкретизируется: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем. »

Свидригайлов - «двойник» Раскольникова, именно такую психологическую роль в романе играет Свидригайлов по отношению к студенту-убийце.

Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. По Свидригайлову, вечность — «вроде деревенской баньки, закоптелой, а по всем углам пауки».

Этот персонаж — первый настоящий, безусловный и, так сказать, логический самоубийца в мире Достоевского: продумавший самоубийство, подготовивший его, обосновавший и совершивший. Свидригайлов и сам знает, что он погибший — и не только в пороках, но и в самом прямом смысле слова погибший человек. Авдотья Романовна Раскольникова — последняя и единственная его надежда удержаться на этом свете, еще остаться-продолжить жить.

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологический состав фамилии великого литовского князя Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) — похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове — личности «отталкивающей» и «омерзительной».

Аркадий Иванович, Вы человек без совести и чести, Вы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в Вас раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Вы и своеобразный "черный человек" (Есенин, Моцарт страдали от этого образа), который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Вы, Аркадий Иванович, зажиточный помещик, ведете праздный образ жизни. Уничтожили человека и гражданина в себе. Отсюда в Вас цинизм, с которым Вы формулируете суть «раскольниковской» идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии.

Мой Вам совет - в прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" (возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей). Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образе "двойника" — Свидригайлова. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Вы ,Свидригайлов, исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца, проповедуете личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Вам необходимо было ЖИТЬ среди людей – слушать и слышать слово Божие, стараться стремиться не только к удовлетворению материальных, физических благ. Поверить в себя –доброго, милосердного…..

Аватар пользователя Анастасия

Попробуйте составить цветовую гамму образа Свидригайлова. Вы можете нарисовать и отсканировать свою работу либо воспользоваться одним из компьютерных редакторов. Обоснуйте свое видение образа.

Аватар пользователя Наталья

Основным фоном цветовой гаммы Свидригайлова можно считать грязный ало- красный цвет. Цвет порока и низменных страстей, которые наложили отпечаток и на всю его внешность, мысли и поступки.
"Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем". Его самоубийство не вызывает сочувствия, т.к и этот поступок связан со страстями его натуры. Его душа - это лава, в которой, как в котле кипят низменные пороки: властолюбие, эгоизм, предательство, и порочность его черной души


Аватар пользователя SVF

Наталья, совершенно с Вами согласен, когда Вы сравниваете душу Свидригайлова с лавой, однако, мне кажется, он все-таки заслужил наше сочувствие, хотя бы уже потому, что именно он совершил не только злодеяния, но и реальные добрые дела: помог Соне, детям Катерины Ивановны, обеспечил будущность своей "невесты", Наконец, он любит Дуню и любит по-настоящему, потому и испытал облегчение, когда она бросила пистолет и отказалась в него выстрелить, Спасибо Вам за яркий образ,

Аватар пользователя Coral

В образе Свидригайлова мне видится двойственность внешнего и внутреннего. Внешне спокойный и холодный циник, порочный человек, безразличный одинаково ко всему, внутри он являет собой человека, увязшего в собственных страхах. Он, как и все люди, боится смерти, боится того, что сам же совершил в прошлом, и боится любви - чувства, способного проникнуть глубоко в сердце. Таким я увидела его: синий (спокойствие, холодность, безразличие) внешне и красный (страх, тревога, беспокойство, сгорание в собственном огне) внутренне. Противоречивый и по-истине несчастный человек, не сумевший отыскать путь к настоящей, счастливой и гармоничной жизни.

P.S.: приношу свои извинения за качество изображения - к сожалению, художественным даром я не обладаю)


Аватар пользователя SVF

Уважаемый (-ая) Coral, в задании важно не столько проявление технических возможностей, сколько сам замысел, а Ваш комментарий к рисунку говорит о глубине понимания образа Свидригайлова и несомненном художественном даре, Вы очень точно передали двойственность Свидригайлова - одного из двойников Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Аватар пользователя Helena15

Внешность Свидригайлова описывается в романе два-три раза, - без особых, в общем-то, изменений. Внешность эта весьма благообразна, в описании встречаются такие определения: "смотрел осанистым барином", "лицо его было довольно приятно", "цвет лица был свежий", "это был отлично сохранившийся человек" и т.п.

Колористически портрет Свидригайлова написан тоже самыми светлыми и ясными красками: волосы белокурые, а густая борода еще светлее, глаза голубые, лицо белое, румяное, губы алые, более того, тоже "румяные" - ну просто Микула Селянинович какой-то! И при этом во всех описаниях есть черта, которая вносит в описание этого человека что-то настораживающее: глаза хотя и голубые, но смотрят "холодно-пристально и вдумчиво", в восприятии Раскольникова они даже "слишком голубые", взгляд "тяжел и неподвижен", а лицо в целом так и вообще "похожее как бы на маску". Что же скрывается за этой маской? По мере чтения мы узнаем потаенную изнанку этой личности.

Вообще облик Свидригайлова - это некая обманка, маска, как у героев древнегреческого театра, личина. Описание внешности героя, хотя и встречается в романе не раз, расплывчато. Общая черта описаний – лицо похоже на маску, сквозь которую трудно увидеть истинные переживания и чувства этого человека.

Но вот вопрос: зачем Достоевскому нужно было использовать для его портрета такие краски?
В произведениях Достоевского много цветовых символов. Роман "Преступление и наказание" - не исключение.
Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Разумеется, больше всего красного цвета - в сцене убийства Раскольниковым старухи-процентщицы - лужа крови, красный сафьян, красный гарнитур. Но отблеск красного цвета, словно животная жажда крови, мелькает и в других сценах романа, и даже в лицах и именах его героев. Этот красный - алый - цвет есть и в лице Свидригайлова.
Во времена Достоевского вряд ли, но для нас алые губы на лице мужчины невольно вызывают в памяти образ вампира. Впрочем, и русские упыри тоже, кажется, отличались ярко-красными губами.
Запомним эти губы - они потом отзовутся в описании девочки-"камелии" из третьего сна Свидригайлова («алые губки точно горят, пышут. ")

Есть в его облике и белый цвет (белокурые волосы и борода, свежий цвет лица).
Белый цвет - это, с одной стороны символ чистоты и невинности, а с другой - скорби, смерти, печали.
Один из снов Свидригайлова - о девочке-утопленнице, которую он довел до самоубйства, - в белом платье, со светлыми волосами, мраморными руками.
Эта смерть оставила в развращённой душе Свидригайлова самый глубокий след.
У Сони тоже белокурые волосы, как и у Свидригайлова, у которого они уже с проседью. Но если цвет волос Сони – это намек на ее внутреннюю чистоту, то светлые волосы у Свидригайлова, как и весь его благообразный облик – это оболочка, которая скрывает страшного грешника.
В третьем сне Свидригайлов видит пятилетнюю девочку, румяное личико которой на глазах превращается в лицо "продажной камелии". Ребенок как бы превращается в него самого, в уродливое зеркало его души, в образ разврата, лицемерия, цинизма.

Думаю, что цветовая гамма, выбранная Достоевским для описания внешности Свидригайлова, дает автору возможность до времени скрыть за этой в целом привлекательной личиной его подлинную личность - личность страшную, противоречивую, мертвенную - и в то же время темпераментную, целеустремленную, жадную до удовольствий жизни.
Свидригайлов, по словам Д.Мережковского, "создан из поразительных контрастов, из самых резких противоречий", и, может быть, именно для того, чтобы дать читателю почувствовать эти противоречия, эту дисгармонию, этот разлад внешнего и внутреннего Достоевский и выбрал для портрета одного из героев такие, казалось бы, чистые, гармоничные краски.
В своей версии "портрета" Свидригайлова я использовала эти краски, но дополнила их фиолетовой и черной, взяв их для фона за плечами героя романа. Мне кажется, это оправдано, потому что связано с чернильно-фиолетовым фоном петербургской ночи, сквозь которую идет Свидригайлов к месту встречи с призраками своего подсознания и финальному самоубийству.

Читайте также: